Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Конспект урока  по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse_po_teme_2.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 11 классе по теме:

«Серебряный  век  русской  литературы».

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Т. Б.Степанова

МБОУ «СОШ с.Чапаево»

Корсаковского района Сахалинской области

.

Тема урока «Серебряный век  русской  литературы»

Цели урока.

1. Раскрыть суть метафоры «Серебряный век». Познакомить с понятием «серебряного века», модернизма, основными направлениями модернизма и их художественными особенностями, расширить представление учащихся о творчестве А.Блока, А.Ахматовой, С.Есенина, В.Маяковского.

2. Развивать у учащихся навыки работы с текстом лирического произведения, умение сравнивать, обобщать, внимание к психологизму, художественной детали произведения, устную речь учащихся, их словарный запас.

3. Воспитывать у учащихся интерес к культуре своей страны, эмоциональную отзывчивость на поэтическое слово, картину, чувство, выраженное в стихотворении.

Тип урока:  вводный, урок формирования новых знаний.

Методические приемы: лекция учителя, сообщения учащихся.

Оборудование: 

  • ИКТ (презентация),
  • плакаты с высказываниями модернистов,
  • портреты поэтов,
  • задания для групп.

                                                   Ход урока:

1. Слово учителя

Вспомните, ребята, какое значение имеет выражение «серебряный век». Какова суть этой метафоры?

Понятие «серебряный век» относится прежде всего к поэзии.

Вопрос:  Почему  же этот период литературы  рубежа веков называется «Серебряным веком»?

Раскроем значение термина «Серебряный век» согласно великорусскому словарю? «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» – термин, которым, по сложившейся в русской критике 20 в. традиции, обозначают искусство (прежде всего литературу) России рубежа 19–20 в. или начала 20 в. Постепенно термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма.

Вывод.

"Солнце наивного реализма закатилось", — вынес свой приговор А. Блок. Это катастрофическое время требует от поэта нового языка. Так рождается новое литературное направление – модернизм, которое создает новые художественные миры бытия.

2. Работа со схемой.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА 20 ВЕКА.

         

  РЕАЛИЗМ                                                    МОДЕРНИЗМ

                                                                             

                                                                                             

                                                                         ТЕЧЕНИЯ

                                    ФУТУРИЗМ             СИМВОЛИЗМ            АКМЕИЗМ                                        

                 

Данную схему учащиеся заносят в тетрадь.

Словарная работа.

Реализм – (от латинского «вещественный») – литературное направление, особенностями которого являются изображение жизни в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Модернизм – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира.

3. Работа по направлениям (презентация).

Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Серебряный век»

Так был назван рубеж XIX―XX вв. – время духовного новаторства, крупного скачка в развитии отечественной культуры. Именно в этот период родились новые литературные жанры, обогатилась эстетика художественного творчества, прославилась целая плеяда выдающихся просветителей, деятелей науки, писателей, поэтов, художников.

Слайд 3

Символизм

Слайд 4

СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. 

Слайд 5

Символисты

В. Я. Брюсов; К. Д. Бальмонт;Д. С. Мережковский;А. Белый;А. А. Блок 

Слайд 6

В. Я. Брюсов (1873- 1924)

Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 г. в купеческой семье. В 1893г. поступил и учился на историко-филологическом факультете МУ. В мае-июне 1902г. путешествовал по Италии. В 1904 -1908гг. Брюсов – главный инициатор, ведущий автор, руководитель журнала «Весы», основного периодического издания символизма. В 1921г. организовал Высший литературно-художественный институт и до конца жизни был его ректором и профессором. Умер 9 октября 1924г. в Москве. 

Слайд 7

Творчество

«Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.

Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине.

 
И прозрачные киоски,

В звонко-звучной тишине,

Вырастают, словно блестки,

При лазоревой луне.

Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне...

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.

Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне,

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене.

1895 год 

Слайд 8

К. Д. Бальмонт (1867 – 1942)

Константин Дмитриевич Бальмонт родился в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии, в дворянской семье. В 1887-1889гг. Бальмонт занимался переводами западно-европейских поэтов. 
Сборники «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898) – предтечи русского символизма. Славу и признание Бальмонту принесли книги «Горящие здания», «Будем как солнце», «Только любовь» (1900-1903). Они упрочили авторитет поэта как одного из ведущих поэтов символистского направления. В 1920г. Бальмонт эмигрировал. Умер в 1942г.

Слайд 9

Я — изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты — предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,

Я — играющий гром,

Я — прозрачный ручей,

Я — для всех и ничей.

 
Переплеск многопенный, разорванно-слитный,

Самоцветные камни земли самобытной,

Переклички лесные зеленого мая

Все пойму, все возьму, у других отнимая.

Вечно юный, как сон,

Сильный тем, что влюблен

И в себя, и в других,

Я — изысканный стих. 

Слайд 10

Акмеизм

Слайд 11

АКМЕИЗМ (от греч. akme — высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии «естества»), точному значению слова. 

Слайд 12

Акмеисты

Н.С. Гумилев; С. М. Городецкий;А. А. Ахматова;О. Э. Мандельштам; Г. В. Иванов.

 Слайд 13

Н. С. ГУМИЛЕВ(1886 – 1921)

Николай Степанович Гумилев родился 15 апреля 1886г. в Кронштадте в семье военного корабельного врача. Окончил Царскосельскую гимназию. Учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета. В 1911г. вместе с С. Городецким создал «Цех поэтов». 
В 1914г. ушел добровольцем в русскую армию. За храбрость и доблесть был награжден двумя Георгиевскими крестами и произведен в прапорщики. Революционные события 1917г. застали его за границей. В 1918г. вернулся в Петроград, был членом редколлегии «Всемирная литература». 3 августа 1921г. был арестован Петроградской Чрезвычайной комиссией, а 25 августа 1921г. – расстрелян. 

Слайд 14

О. Э. МАНДЕЛЬШТАМ(1891 – 1938) 

Осип Эмильевич Мандельштам родился 15 января 1891 г. В петербургской еврейской купеческой семье. С 1900-1907 гг. учился в Тенишевском коммерческом училище. После окончания путешествовал по западной Европе. В 1910 г. – первая публикация. В 1911 г. поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Сотрудничал в журналах «Аполлон» и «Гиперборей». В 1913г. – первый сборник стихов «Камень». В 1928 г. – второй сборник («Tristia» и стихи 1921-1925 гг.). В 30-е гг. – «Воронежский цикл». В мае 1934 г. поэт арестован, сослан в Чердынь на Сев. Урале, а затем переведен в Воронеж. В мае 1938 г. арестован по нелепому обвинению и отправлен на Колыму, где 27 декабря 1938 г. умер. 

Слайд 15

Мы живем, под собою не чуя страны,

Наши речи за десять шагов не слышны,

А где хватит на полразговорца

Там припомнят кремлевского горца.

Его толстые пальцы как черви жирны,

А слова как пудовые гири верны

Тараканьи смеются усища

И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,

Он играет услугами полулюдей

Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,

Он один лишь бабачит и тычет.

Как подкову, кует за указом указ

Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз

Что ни казнь у него, то малина

И широкая грудь осетина.

Ноябрь 1933 года. 

Слайд 16

Футуризм

Слайд 17

Футуризм (от лат. futurum — будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 — 20-х гг., преимущественно в Италии и России. Для литературы — переплетение документального материала и фантастики, в поэзии—языковое экспериментирование («слова на свободе» или «заумь»). 

Слайд 18

Футуристы

Д. Д. Бурлюк; В. В. Хлебников; В. В. Каменский;В. В. Маяковский.

Слайд 19

В. В. МАЯКОВСКИЙ (1893 – 1930)  

Владимир Владимирович Маяковский родился 19 июля 1893г. в Кутаисской губернии, селе Багдади (Грузия) в семье лесничего. В 1901-1906гг. учился в классической гимназии в Кутаиси, затем в 5-ой московской гимназии (1906-1908).  В 1908г. вступил в партию РСДРП(б). Был несколько раз арестован. Поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. В 1912г. – впервые опубликованы стихи. В 1913г. вышла книга под названием «Я». В 1918г. организовал группу «Комфут». Умер 14 апреля 1930г. в Москве. 

Слайд 20

Кобофутуризм

Кубофутуризм — направление в искусстве авангарда в начале ХХ века, в живописи соединившее в себе наработки итальянских футуристов (например, Боччони) и французских кубистов (например, Брак). Кубофутуризм был особенно популярен в русском авангарде, как в живописи, так и в поэзии.

Слайд 21

В России «кубофутуризм» было одним из самоназваний поэтической группы «Гилея», противопоставлявшим её эгофутуризму Игоря Северянина и его последователей (а впоследствии и другим футуристическим группировкам, таким, как «Мезонин поэзии» и «Центрифуга»). К поэтам-кубофутуристам относились: Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.  

Слайд 22

Литература занимала ведущее место в русской культуре и развивалась под влиянием классической литературы XIX века. 

Что объединяло поэтов этих направлений? (Неприятие действительности. Уход от нее в поэзию, в другой мир).

Что отличало? (Этот мир был различным. Символы – для одних, новые слова – для других, форма – для третьих и так далее).

Но ведь это все временно. Почему же поэты Серебряного века стали классиками? Почему их поэзия читается нами, людьми XXI века, и она нравится нам? (Само словосочетание «Серебряный век» ассоциируется  в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого периода очень музыкальна: по своей внутренней сути она является как бы мелодией слов, своеобразным звукорядом).

4. Работа в малых группах и защита проектов.

Учащиеся распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщение по трем основным направлениям поэзии «Серебряного века» - использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.

Итак, в поэзии «Серебряного века» можно выделить три течения:

  1. Символизм
  2. Акмеизм
  3. Футуризм

Обсуждение: ребята рассказывают о представителях каждого направления, защищают проекты, комментируют, выразительно читают на изусть стихотворения.

Сообщение первой группы учащихся: 

Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др.

Основоположником был Д. Мережковский в 1892 году.

Символизм - (от французского «символ», «знак») - модернистское течение, утверждающее индивидуализм, интерес к проблеме личности. На начальном этапе своего существования символизм отражал декаденские тенденции – страх перед жизнью, уныние, неверие в возможности человека.

Основные признаки символизма:

  • Связь с романтизмом;
  • Символисты обращаются к древнему и средневековому искусству;
  • Символ рассматривался как художественное орудие, помогающее прорваться сквозь покров повседневности, т.е. символисты провозглашали интуитивное постижение мирового единства через символы.

Приход в литературу В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, И. Анненского, А. Блока превратил символизм в важный фактор русской духовно-культурной жизни.

Внутренний мир личности для них - это показатель общего трагического состояния мира. Для их творчества характерно стремление к высшему идеалу. Символисты проповедовали слитность творчества и религии, музыкальность стихотворения.

Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя …

Не потому, что я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими…

                                                И. Анненский

В стихотворении В.Брюсова «Юному поэту» мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

                                                В. Брюсов

Необходимо знать, что эти заветы вовсе не означают, что поэт не должен видеть жизни. Это доказывает многогранная поэзия самого В. Брюсова, который отображает жизнь во всем ее разнообразии.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У  К.Бальмонта , например, внешний мир существовал лишь только для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество –

Моя пустынная душа.

                                К. Бальмонт

В поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в   словах любое пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

                                        К. Бальмонт

Жизнь этого литературного направления растянулась на 2 поколения поэтов:

  • «старшие» - В.Брюсов, К.Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский и др.
  • «младшие» - А.Блок, А.Белый и др.

Сообщение 2-ой группы  учащихся:

Кризис символизма (1910-1911) породил новую поэтическую школу.

Акмеизм - (от греческого «острие», «высшая точка») – модернистское течение, сформировавшееся на основе принципа отказа от туманности.

        Сформировалось это направление в 10-20 годы 20 века, оно было противопоставлено символизму. Акмеисты декларировали конкретно-чувственное восприятие окружающего мира. Они желали слову возвратить его изначальный, а не символический смысл.

        Поэты этого направления - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам - отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

        И действительно, в творчестве Н. Гумилева мы находим в первую очередь отражения окружающего мира  во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые строки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф. 

                                                                Н. Гумилев

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

К миру прекрасному приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой – это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями 20 века. По словам Осипа Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа 19 века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

                                А. Ахматова

Сообщение 3-ей группы учащихся:

В 1910 году появляется творческий союз футуристов.

Футуризм - (от латинского «будущее») - модернистское течение, сформировавшееся на принципе бунтарства, анархического мировоззрения, выражающее массовое настроение толпы.

            Наибольшее развитие футуризм получил в Италии и России. Наиболее влиятельными поэтами такого течения как футуризм были В. Маяковским, В. Хлебников, И. Северянин, Б. Пастернак и др.

            Поэты-футуристы противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образовать поэзию будущего. Они считали свою поэзию началом новых путей раскрепощенного слова, они стремились к трудной игре со словами, настаивали на неограниченном словотворчестве и «словоновшестве». Слог, звук могли выступать у них в ранее неведомых комбинациях. Они были подобны заклинаниям.     

Бобэоби пелись губы,

Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй пелся облик

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило лицо.

                                                        В. Хлебников

В. Маяковский считал основой этого течения – стихийное ощущение неизбежности крушения всего старого, стремление осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

В. Хлебников считал необходимым разрушение условной системы литературных жанров и стилей, возвращение к фольклорно-мифологическим началам, когда язык был частью природы.

5. Обобщение и выводы по теме.

«Серебряный век» стал светлым умыслом и творческим умыслом его же создателей. Что общего было упоэтов разных направлений? В чем индивидуальность каждого из поэтов?

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.  Вопрос:  Почему  же этот период литературы  рубежа веков называется «Серебряным веком»?

Слово учителя: Мы убедились, что в поэзии «Серебряного века» есть и новаторство, и традиции, и бунтарство. Словом, поэзия – это всплеск чувств, озарение,  безумство, … и всегда потрясение. Сколько , катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения, … а что ждало человечество впереди? Этого никто не знал. Только поэты предчувствовали будущее. Предчувствие обретало форму стиха. Стих был ярко индивидуален

Слово учителя: Я думаю, нам удалось создать и поэтическую атмосферу литературных объединений, и раскрыть особенности модернистских течений, а также познакомиться с яркими представителями «Серебряного века».

6.  Повторим, что узнали на уроке в форме небольшого теста.

1. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

А) начало 20 века

Б) конец 19 – начало 20 века

В) начало-середина 20 века

Г) конец 19 века

2. Как называется период русской литературы, предшествующий «серебряному веку»?

 А) золотой век

 Б) бронзовый век

 В) медный век

 Г) нет правильного ответа

3. Какое поэтическое течение было первым в литературе «серебряного века»?

 А) акмеизм

 Б) футуризм

 В) имажинизм

 Г) символизм

4. К какому литературному направлению наиболее близок символизм?

А) романтизму

Б) реализму

В) классицизму

Г) сентиментализму

5. О каком поэтическом течении «серебряного века» идет речь?

«Направление в литературе и искусстве, проникнутое индивидуализмом и мистицизмом и отражающее действительность, как идеальную сущность мира в условных и отвлеченных формах». (Словарь С. Ожегова)

 А) модернизм

 Б) эгофутуризм

 В) символизм

 Г) имажинизм

7. Заключительное слово учителя. 

Роль и значение поэзии «серебряного века».

«Серебряный век» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Он учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии

Поэзия серебряного века прошла большой путь в очень сжатые сроки. Она возникла как стремление сказать в ней новое слово, вернуть ей жизненную силу.

8. Домашнее задание. Сочинение по темам:

  1. Поиски  и находки поэтов «Серебряного века»
  2. Мой любимый поэт «Серебряного века»
  3. Об одном стихотворении «Серебряного века»
  4. Развитие традиций поэтов «Серебряного века»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока литературы в 8 классе. Литература и история.

Разработка вводного урока литературы в 8 классе....

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...