Работа над эпизодом.
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Роль и место эпизода в художественном тексте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epizod.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Эпизод, роль и место в произведении.

Эпизод – отрывок какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Эпизод – составная часть произведения, воплощающая важнейшие черты идейно-художественного своеобразия произведения в целом. Путь любого героя связан с цепью эпизодов, в которых раскрывается этот герой, выражается авторская оценка. Эпизод самоценен. Ряд эпизодов, которыми начинается роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» - возвращение Аркадия Кирсанова в имение своего отца Марьино. Аркадий закончил обучение в университете, стоит перед выбором дальнейшего жизненного пути: это не только выбор своего жизненного пути, но и собственной жизненной позиции, своего отношения к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения. Проблема отношений «отцов» и «детей», отразившаяся в заглавии романа и составляет основной конфликт романа, - проблема вневременная, жизненная. Поэтому автор отмечает неловкость Аркадия за первым ужином. Этому эпизоду соответствует дата – 20 мая 1859 года, отражающая идейную борьбу 60-х годов, споры вокруг подготавливающейся крестьянской реформы. Все действие происходит в «дворянских гнездах», а Николай Кирсанов уже в первом разговоре заводит речь о «холопах с мужиками». Это основное правило автора, очень точное отражающих время в романах. Молодого барина встречают барин и слуга. Разговор о новом поколении начинается с Петра. Он не подходит к «ручке барича», а только кланяется ему, крестьян презирает. По той же причине ироничны описания Кукшиной и Ситникова. Роман начинается с диалога. Диалог в этом романе преобладает над повествованием. Слово несет дополнительную нагрузку, характеризует героя. Говоря об отношениях с Фенечкой, Николай Кирсанов переходит на французский язык, с появлением Павла Кирсанова в романе появляются английские слова. В начале романа действие замедляется ожиданием встречи. И Тургенев обращается к биографии Николая Кирсанова. Не случайно Аркадий, стремясь оправдать своего дядю в глазах друга, рассказывает историю Павла Кирсанова. Не случайно у Базарова нет предыстории. Образ Николая Кирсанова типичен. Он, как все из дворянской семьи получил образование, женился по любви и живет в своей деревне. Он не преуспевает в хозяйственной деятельности, не живет, подобно брату, воспоминаниями яркой и бурной молодости. Но он неравнодушен к музыке, восхищается природой и в этом смысле гораздо более выражает суть своего поколения, чем Павел Кирсанов. Павел Кирсанов декларирует свои убеждения, но равнодушен ко всему. Судьбы братьев иллюстрируют две возможности, два пути людей для людей одного поколения, так же как и Базаров с Аркадием. Близость Аркадия к отцу  – преемственность поколений. После первой встречи начинается разница в поведении Аркадия и его отца. Нерешительность, стремление к компромиссу, с одной стороны, разъединяет Николая Кирсанова с сыном, а с другой – служит основой их взаимопонимания. По дороге в Марьино Аркадий размышляет о необходимости преобразований и восхищается природой. Пейзаж у Тургенева служит выражением внутреннего мира героев, прием создания образа. На фоне прекрасной природы Тургенев выносит приговор Павлу Кирсанову, природа сопровождает в последний раз Базарова в конце романа. Аркадий не может устоять перед природой, это  указывает на необходимость переворота в его душе. Природа близка Аркадию и его отцу. Но Аркадий подавляет собственные чувства, стараясь следовать нигилистическим взглядам Базарова. Авторитет Базарова – влияние сильной личности, но не общность взглядов. Аркадий стремится быть похожим на Базарова. Это способ самоутверждения, но не более.  Для Базарова естественно все, а для Аркадия только поза. И в этом смысле путь молодого Аркадия в романе – путь к самому себе. Обратим внимание на портреты героев. Портреты Павла Кирсанова и Базарова контрастны, и отзывы друг о друге тоже в этом стиле. Это единственно стоящая пара спорящих портретов, таковы же портреты Одинцовой и Кукшиной, Ситникова и Базарова. И эта противоположность  – отражение разных жизненных позиций. Уже в следующих эпизодах взаимное недовольство внешним видом сменится открытым столкновением противоположных взглядов по всем важнейшим вопросам бытия, поведения, общественной жизни, и этот непримиримый конфликт сохранится до конца романа. Первым свое отношение к Базарову в доме Кирсановых выражает слуга. Слуга не есть отражение барина, ситуация сложнее. Живя жизнью господ, слуги приобретают некую жизненную позицию, до конца следуя соответствующей манере поведения. Слуга – особый образ в русской литературе, существенно отличающийся от мужика. Работая над эпизодам, следуйте методическим приемам. При определении смысловой и композиционной роли эпизода (как влияет его содержание на читателя, что мы знаем о герое, случайно ли расположение данного эпизода); общие идеи, мотивы, ключевые слова, объединяющие данный эпизод с последующим и предыдущим. Своеобразие языковых средств. Художественные приемы, служащие воплощению авторской идеи. Расстановка персонажей в эпизоде. От чьего имени ведется рассказ. Можно создать опорные вопросы или тезисы. Примером может быть обсуждение эпизода-аллегории из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина (глава «Вожатый»), где совмещен реальный и фантастический миры, порождая антитезу покоя (состояние сна) и тревоги – стихийный разгул природы. Воплощением этого совмещения становится сон Петруши (пророческий). К этому эпизоду обращаемся при работе над образом Пугачева.

Предварительные вопросы.

- Можно ли назвать все, что видит главный герой, пророческим видением, или это действительно сон? Какие признаки сна можно назвать?

- Можно ли разделить эпизоды на несколько частей? Есть ли логика в последовательности происходящих во сне событий?

- Попробуйте найти в тексте эпизода слова, которые являлись бы позиционными антонимами. Можно ли выделить особые лексико-семантические группы?

«Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства своей жизни». Прав ли герой?

- Что происходит, когда герой спит? Имеют ли эти события символическое значение?

- Чем обусловлено расположение эпизода?

Обсуждая первый вопрос, мы перемещаем героя в «другую» реальность, когда существенность, уступая мечтам, сливается с ними. Мир сна всегда двояк: первая часть его – то, что могло бы произойти на самом деле (Петруша мог вернуться, отец заболеть), вторая часть – фантастическая для самого героя (вместо отца мужик на постели, которго матушка называет посаженным отцом, тогда как Петр еще не женат; герой отказывается от благословения, мужик машет топором во все стороны). Основа лексико-семантической группы («опасение – прогневался – ослушание – беспокойство – огорчение – страх – болезнь – ужас»).  Противостоят «веселый»  взгляд мужика, его ласковое обращение. Благословлять – желать блага, добра, счастья. Снова контраст – пожелание счастья и добра с окровавленным топором в руке. Смешиваются реальный и фантастический мир, добро и зло. Мир переворачивается самым фантастическим образом: вчерашний мужик объявляет себя государем, добрый капитан Миронов пытает пленного и сам становится жертвой жестокости Пугачева. Любящая Гринева Маша оказывается в руках Швабрина и проявляет мужество и стойкость, которые трудно ожидать от тихой и робкой бесприданницы – дочери капитана Миронова, какой была она в начале повести. Во сне герой боится мужика, в настоящем времени – интерес к бродяге, снисходительность. Эти чувства сменяются благодарностью Пугачеву, невольным уважением и жалостью. Среди ужаса, страха, смерти Гриневу поможет выжить благородство Пугачева, его милосердие. Множество мелких деталей связывает сон с будущим: «черная борода» вожатого, слова бродяги к хозяину постоялого двора. И точно так же, как во сне, - множество мертвых тел близких герою людей. Важно, что герой сам рассказывает о событиях. Именно с его точки зрения показан бунт Пугачева и лишь в том отношении, в каком оказался сам Гринев и его семья. Символично, что события во сне происходят дома, в семье Гринева. Заснув во время бурана, герой просыпается уже вне опасности – на постоялом дворе (буран еще идет). Мужик, приснившийся ему во сне, вывел Гринева из бурана, он спас ему жизнь во время войны между крестьянами и дворянами. Сам буран непредсказуем, как бунт. И то, и другое – стихия, своенравная и бессознательная. Сон тоже стихия. Сон Гринева – аллегория будущих событий, но перевернутая: вместо конкретного предмета – сон, который становится схемой конкретных событий. Можно составить план беседы, а это и и будет план сочинения.

Поэтический текст. Сначала выделяем ключевые понятия, слова и осмысливаем связь выбранной части поэмы с ее идеей. «Мцыри» М.Ю. Лермонтов. Например, работа: «Бой с барсом. Бой с барсом символизирует бой Мцыри с судьбой. Вой звал Мцыри на свободу. Мцыри готовился к побегу всю жизнь. И решился. Он убежал из монастыря. Это был решающий факт в его жизни, это все изменило. Мцыри понимал, что бросил Бога. Но понимая это, Мцыри все равно убежал. Не сожалел. Он не был готов принять монашеский обет. Бросил вызов судьбе. Оказавшись на свободе, герой почувствовал всю прелесть мира. Он называет три дня блаженными. Мцыри стремится к общению с простыми людьми и природой.  Грузинка для него простой человек, не монашка. С детства он не знал ласки, добра. Увидев молодую девушку, Мцыри понял, что ему не хватало нежности. Ключевые слова: любовь, смущение, тоска, печаль, смерть, стройность, легкость. В данном случае грузинка символизирует мечты Мцыри. Тоска его – тоска о свободе и о родине. Он прожил с этой тоской всю жизнь, с ней и умрет. Смерть для него – избавление от тоски, от горестей. Он не сможет прожить в заключении. Все время живет не реальностью, а воспоминаниями о доме, о родных, поэтому жизнь для него не только свобода, но и воспоминание».

Смотрите книгу С. Бочарова «Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир», в которой на примере анализа нескольких эпизодов показывается, что «смысл романа рождается из сцепления эпизодов, картин, мотивов, деталей». Это утверждение справедливо к любому произведению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

«Значение эпизода. Роль сценической интерпретации в раскрытии образа. Подготовка к сочинению – рассуждению о значении эпизода. (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»: действие IV, явл. XII - XV)».

Особенно трудно пересказать поэтическое или драматическое произведение. За гоголевским смехом – всегда раздумья, потому что смешное и трагическое у него всегда рядом, неразрывно. Поэтому мы вмес...

Памятка по работе с эпизодом

Эпизод – фрагмент произведения, в основе которого лежит одно событие....

Учебно-методическое пособие. Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди".

Эетот материал поможет организовать работу с эпизодом как в данном произведении, так и в любом другом....

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...

Методы и приемы работы над эпизодом в старших классах

Статья содержит фрагменты уроков по литературе (10-11 класс). Поможет при работе над эпизодом.Отношение автора к героям и окружающему миру, его мысли и чувства выражаются через подбор определённых худ...