Урок- дискуссия "Какие они - герои нашего времени?"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Наталья Аркадьевна Худякова

 Урок проводился сразу после изучения романа М. Ю. Лермонтова " Герой нашего времени" Есть ли герои у современности? Какие они - современные герои?На эти и другие вопросы предстояло ответить участникам учебной дискуссии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.77 КБ
Файл prezentatsiya_uchitelya.pptx224.26 КБ
Файл otsenochnyy_list.docx12.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9 классе.
Тема: Урок - дискуссия «Какие они – герои нашего времени?»
Цели:  1. Формировать у учащихся представление об образе настоящего человека современного общества.
2. Развивать умение анализировать, доказательно излагать свои мысли.
Задачи: 1. Составить портрет героя современности, разграничить понятия «герой»- «кумир».
2.Формировать представление учащихся о долге, мужестве, героизме, как слагаемых внутренней красоты человека.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, бейджи для гостей «эксперт», для ученицы - « архивариус», набор сигнальных карточек для каждого ученика : красная - « я не согласен», вопросительный знак – « хочу задать вопрос», восклицательный знак – « хочу высказаться»;оценочные листы для экспертов.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы закончили изучение первого русского психологического романа М. Ю. Лермонтова  «Герой нашего времени». Говорили о том, что в одном герое – Г. А. Печорине автор собрал все пороки и недостатки молодых людей своего времени, что Лермонтов с иронией называет Печорина героем. Изучив произведения Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, мы узнали, что их герои – Чацкий, Онегин, Печорин оказались «лишними» людьми в своём обществе, потому что сама действительность 20-30 годов 19 столетия лишила их цели в жизни, и мы можем им только посочувствовать, что их недюжинные способности, ум остались без применения.
2.Понятие « дискуссия»
1 слайд.

Сегодня у нас не обычный урок, а урок - дискуссия.
- Кто из вас знает, что такое дискуссия?
(спор, обсуждение какого-нибудь вопроса, обмен мнениями)
- Всё верно, это обсуждение какой-то проблемы, обмен мнениями, от себя лишь добавлю, что это упорядоченный обмен мнениями. То есть успех нашего обсуждения зависит от того, как мы будем себя вести во время дискуссии.
Я предлагаю вам правила ведения нашего разговора.
 2 слайд
- Так же у каждого есть набор сигнальных карточек, которые нам будут помогать поддерживать порядок и тишину во время дискуссии.
- Вы принимаете эти правила? (поднимают сигнальные карточки)
- У нас на уроке присутствуют гости, сегодня – это наши эксперты, они будут вас оценивать, а так же вы можете любому из них задать вопрос в ходе нашего разговора. Эксперты будут   оценивать работу каждого, с критериями оценки мы уже познакомились на прошлом занятии. Так же ваша одноклассница сегодня выступит в роли архивариуса, ей было дано задание, она работала со словарями.
3. Начало дискуссии. Постановка проблемы.
Итак, какую проблему нам предстоит обсудить?  Я предлагаю вам самим её сформулировать, просмотрев видео ролик.
Просмотр социального видео ролика « А кто твой « супергерой?»
(учащиеся формулируют проблему).
- Ребята, сегодня я предлагаю в процессе дискуссии ответить на проблемные вопросы:
3 слайд.
Есть ли герои у нашего времени?
Какие они – герои современности?
4. Дискуссия.
-
 Ну, что ж, в добрый путь, хочется в качестве напутствия прочитать вам слова Г. А. Лессинга:
Спорьте, заблуждайтесь,
ошибайтесь, но, ради Бога,
размышляйте, и, хотя криво -
да сами!
- Начнём с выяснения значения слова, обратимся к архивариусу.
( Значение слова в словаре Ожегова и Даля)

- Безусловно, в любом обществе, во все времена, в любом государстве существуют люди, которых называют героями.  
- Назовите героев прошлого России.
( Кутузов, Гагарин, Жуков, герои ВОВ…)
- Герой нашего времени, первого десятилетия 21 века, существуют ли такие люди? Чем он похож, а чем отличается от тех личностей, которые вы перечислили? Составим его словесный портрет. Свой ответ начинайте фразой.
4 слайд.
-Спасибо, у нас получился объёмный словесный портрет, я обобщу ваши высказывания.
5 слайд.
- Вы согласны с ним?
- Но давайте вернёмся к ролику, который мы посмотрели в начале урока. Бэтмен и супермен - это герои?  Почему?
-Почему же так много людей назвали их своими супергероями?
( люди путают понятия « кумир»- «герой».)
- Кто же такие кумиры? Обратимся к архивариусу.
( зачитывается определение)
- Почувствовали разницу? Кумирам мы слепо поклоняемся, они нам нравятся, потому что что-то умеют делать лучше, на наш взгляд, чем все остальные – петь, сочинять музыку, сниматься в триллерах или мыльных операх, зачастую, это несуществующие в реальности люди.
Итак, а кого бы лично вы назвали героем нашего столетия? У каждого есть возможность высказаться в течение одной минуты.
(Ученики по очереди выходят к доске, рассказывают о своём герое, затем вывешивают сообщение о герое с его фотографией на магнитную доску, одновременно на мультимедийной доске – презентация учащихся)
презентация учащихся (фотоальбом «Герои нашего времени»)
5. Работа в группах.
Ребята, во второй части урока предлагаю вам поработать в группах. У каждого из вас на сигнальной карточке с обратной стороны есть номер 1 или 2 это номер вашей группы, давайте разделимся на две группы.
Все мы разные, у каждого свои критерии оценки героя. В нашей школе я провела небольшой соцопрос « Кто для вас герой нашего времени». Вот – результаты.
6 слайд.
Ваша задача – обсудить в группах в течение трёх минут, можно ли этих людей назвать героями нашей современности и почему. Соотнесите своё мнение с портретом героя и озвучьте результаты. От каждой группы будет отвечать один представитель.
6. Группы представляют свои выводы.
7. Заключение.
Подводя итог, я с уверенностью могу сказать, что мы сегодня получили ответы на наши вопросы. Герои у нашего времени есть! И теперь мы знаем, кто такой герой и какой он. Для человека во все времена было свойственно иметь свой ориентир в жизни. Это нужно и это важно! Меняются времена - меняются герои, это нормально. Важно, чтобы таким ориентиром не становились кумиры.
-Скажите, а почему это важно – понять, кто наши герои?
( тогда мы поймём, кто мы, по героям судят о поколении – вспомним о романе Лермонтова).
Домашнее задание: в городе построена новая улица, в честь кого бы вы её назвали?
- Спасибо за урок!






Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок – дискуссия. Дискуссия – упорядоченный обмен мнениями.

Слайд 2

Правила ведения дискуссии. Слушай того, кто говорит. Уважай мнение другого. Говорит только один – остальные слушают. Если хочешь сказать, возразить или задать вопрос – подними сигнальную карточку.

Слайд 3

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ Есть ли герои у нашего времени? Какие они – герои современности?

Слайд 4

Начало твоей фразы Я считаю, что… Я думаю, что… На мой взгляд… Моё мнение - …

Слайд 5

ГЕРОЙ СОВРЕМЕННОСТИ ( СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ) Современные герои – это люди, которые выполнили свой долг перед Родиной, защитили её; люди, которые спасли чужие жизни, рискуя своей. Герои современности – это люди труда и науки, принесшие славу России. Люди, которые превозмогая боль, достигают высоких побед. Являются образцом для нас, здоровых, учат ценить жизнь. Матери и отцы, усыновившие и воспитывающие сирот. Все те, кто вне зависимости от социального положения, профессии и всего другого остаётся мужественным и ответственным человеком во благо Родины, во благо людей.

Слайд 6

Кого мы можем назвать героем? Женя Табаков Роман Сажко «Каста» Влад Вакуленко параолимпийцы Евгений Плющенко Родители

Слайд 7

Влад Вакуленко – солист известной молодёжной группы «Каста». Сам пишет и исполняет свои песни. Женя Табаков – спас старшую сестру от бандита ценой собственной жизни. Мальчику было 10 лет. Роман Сажко – ученик школы №5 города Красного Сулина спас тонущую пожилую женщину.



Предварительный просмотр:

Оценочный лист.

Ф.И. ученика

Активность на уроке

Стройность,
логичность
ответов

Правильность,
точность
аргументов.

Умение
ориентироваться
в теме.

Задавал
ли
вопросы.

Предлагаемая
отметка

  Баничева Д.

Беклемишев А.  

Богородченко А. 

Гарьковая И.

Долгополова И.

Елсукова О.

Попова А.

Рябцев М.

Саутченко И.

Селезнёв А.

Скубриёв С.

Финодеев А.

 Чобану Д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Кого я считаю Героем нашего времени"

Размышления учителя-словесника после изучения романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Презентация "Наши герои-наша гордость"

Исследовательская работа посвящена героям-саратовцам, участвовавшим в военных конфликтах в Афганистане и на Северном Кавказе...

О героях наших дней Урок – педмастерская по рассказу Н.Ф. Иванова «Тот, кто стреляет первым»

Предлагаемая методическая разработка выполнена по технологии «Педмастерская» и направлена на освоение программы по разделу «Современная литература», содержит  сценарий урока, раздаточный материал...

Открытый урок «Герои нашего времени», 2017 г.

Воспитать патриотизм, гражданственность, чувство гордости и уважения к героям нашего времени...

«Герои России – Герои нашего времени»

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Героев ОтечестваЛитературно-музыкальная композиция, войнам в Чечне и Афганистане...

Урок мужества «Герои нашего времени»

Сценарий урока мужества "Герои нашего времени"...

Урок мужества на тему «Горячие сердца: герои нашего времени»

Россия - страна героев, ведь в нашей истории столько мужественных людей, которыми мы гордимся, память о которых будем передавать из поколения в поколение,  сколько нет ни у одного государства....