Анализ лирического произведения методом рисунка
статья (литература) на тему

Салмина Наталья Сергеевна

Статья "К пониманию лирического произведения через рисунок" рассказывает об опыте работы над анализом стихотворения А.С. Пушкина "Пророк".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_salmina_1924_2014.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Салмина Наталья Сергеевна (ГБОУ СОШ №1924)

Мастер-класс «К пониманию лирического произведения через рисунок»

Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…  

Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишён воображения, ни одна книга не устоит.

                                           М. Цветаева

Лирическое произведение – это особое произведение. Лирика – род литературы, отличающийся тем, что тонко и глубоко влияет на эмоциональную сферу человека, по сути формирует его душевный мир. Лирика отличается от эпоса и драмы тем, что в ней всегда выражен сам поэт, его личное, субъективное отношение к реальной действительности, к самому себе. 

Нельзя недооценивать роль анализа литературного текста в становлении личности ученика-читателя, в присвоении им нравственных ценностей.

Путь к пониманию отдельного произведения лежит через анализ всей лирической системы поэта. Лирическая система организуется образом автора. Формы выражения авторского сознания: лирический герой, поэтический мир. 

Поэтический мир – представление о наиболее близкой сфере жизни, об особом характере поэтического видения. Лирическое «Я» - взгляд на мир, отвлеченный от конкретной личности. 

Лирический сюжет – наиболее значимые, эмоционально – напряженные моменты в развитии чувства, в изменении душевного состояния, настроения лирического героя, а события, являющиеся источником возникновения этих чувств, часто описываются неполно, намеком и их иногда восстанавливают по каким-то вехам автора.

Анализ лирического текста в школе – не великий разбор литературного произведения по частям, а только такой, который приводит ученика к углубленному прочтению произведения, пониманию его тайного смысла.         Главная трудность адекватной интерпретации состоит в том, что художественный смысл необходимо выразить нехудожественными средствами, а именно словесно – понятийными. Поэтому, в работе над анализом стихотворения в школе стоит пойти от образа словесного (авторского) к визуальному (художественному) и обратно к словесному (интерпретации).

Литература – это искусство, в основе которого лежит художественный образ (эмоционально-образная информация), значит, изучать литературу можно средством другого искусства – изобразительного, т.е. рисунком.

Задание:

1.        Прочитайте текст стихотворения А.С.Пушкина «Пророк».

2.        Подчеркните ключевые слова.

3.        Нарисуйте образы. (Медленное филологическое чтение)

4.        Во время рисования отвечайте на вопросы. (См. таблицу)

5.        Выпишите слова, рисующие эти образы.

6.        Определите, какими изобразительно-выразительными средствами «рисовал словами» А.С. Пушкин.

7.        Сравните свои ответы с образцом.

8.        Подведите итог. Для этого рассмотрите примерный план анализа, подчеркните те пункты, на которые вы нашли ответ во время рисования стихотворения. Справились ли вы с когнитивной частью анализа? Помог ли в этом рисунок? Стоит ли использовать данный метод на уроках?

        При анализе стихотворения можно использовать примерно такие планы:

Схема анализа лирического произведения в старших классах.
1. Время и история создания произведения, его связь с эпохой. 
2. Ведущая тема, основной мотив. 
3. Система образов, образы центральные и вспомогательные. 
4. Композиция лирического произведения. 
5. Ведущий художественный прием (например, прием контраста). 
6. Тропы и фигуры, лексика и фонетика стиха. 
7. Какое настроение создает у читателя система образов и изобразительных средств? 
8. К какому жанру относится произведение? 
9. Как из системы образов и изобразительных средств, жанра и композиции вырастает идея произведения? Определить в тексте места, фрагменты, фразы, в которых она проявляется наиболее полно? 
10. Стихотворный размер, ритмика, особенности рифмы.

План анализа.

  1. Образная система стихотворения.
  2. Средства создания образов.
  3. Ассоциации в связи с образами стихотворения. Подтекст.
  4. Композиция стихотворения, строфа, ритм, рифма.
  5. Связь средств создания образов, подтекста, композиции, ритма с идеей стихотворения.

Вопросы

Примерные ответы

Где оказался герой стихотворения?

Герой блуждает в мрачной пустыне.

Что есть для него пустыня?

Пустыня – мир людей, погружённых в суету каждодневных забот.

Причина страданий героя?

Путник томится духовной жаждой, он жаждет Бога. Он устал от одиночества и праздности, от земных сует.

Отношение героя к проблеме?

Герой оставил все земные привязанности позади, чтобы стать к Богу ближе.

Сон в жизни героя?

«Лёгкие как сон» персты ангела – это и смерть, и воскресение волею Бога.

Каков герой в финале стихотворения?

Он уже не может жить прежней, обычной  жизнью, он теперь – образец высокого служения Богу и людям. Он пророк, который выполняет волю Бога.

Какова символика образа?

Символ поэта-пророка, проповедника слова Божия, символ высочайшей ответственности перед людьми и Богом. Символ жертвенности. Поэт – пророк.

Написание «Пророка» относится, вероятно, к лету 1826 года. Владимир Соловьёв утверждал, что "Пророк" воплощает в себе «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании». Это произведение является хронологически первым в ряду пушкинских стихотворений, в которых Пушкин «открывает нам свои мысли или свои внутренние опыты относительно существенного характера и значения поэзии, художественного гения вообще и настоящего призвания поэта.

М. О. Гершензон отмечает: «Мицкевич несомненно был прав, когда назвал «Пророка» Пушкина его автобиографическим признанием. Недаром в «Пророке» рассказ ведется от первого лица; Пушкин никогда не обманывал. Очевидно, в жизни Пушкина был такой опыт внезапного преображения».

С. Булгаков писал: «Таких строк нельзя сочинить, или взять в качестве литературной темы, переложения, да это и не есть переложение. Для пушкинского Пророка нет прямого оригинала в Библии. <...> Однако, и здесь мы имеем некое обрезание сердца, Божие призвание к пророческому служению. Тот, кому дано было сказать эти слова о Пророке, и сам ими призван был к пророческому служению». Эту точку зрения оспаривал Владислав Ходасевич Владислав Ходасевич, писавший: «Пушкин всегда конкретен и реален. Он никогда не прибегает к аллегориям. Его пророк есть именно пророк, каких видим в Библии».

Пойдём вслед за гением: именно конкретность и реальность проделанной на подобном занятии работы над собственными рисунками поможет справиться учащимся с одним из труднейших анализов – анализом лирического произведения.

Домашняя работа с цитатами.

  1. Литературовед В. Непомнящий пишет: «Пророк» написан не словами, а огнём и кровью». Согласны ли вы с данным утверждением? Аргументируйте своё мнение.
  2. Литературовед В. Непомнящий пишет: «Весь мир ради человека – это главный смысл «Пророка» … вся истина художественного мира Пушкина». Согласны ли вы с мнением критика. Аргументируйте свой ответ.
  3. Философ, священник С. Булгаков заметил, что «в зависимости от того, как мы уразумеваем «Пророк», мы понимаем и всего Пушкина». Согласны ли вы с мнением философа? Аргументируйте своё мнение.

Список литературы

  1. Валерия Лазарева. «Пути и способы анализа художественного текста на уроках литературы». Дом Федорова, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века.С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения.

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

С.А.Есенин. Обучение анализу лирического произведения. Презентация к уроку

Цели: показать народность поэзии С.А.Есенина, чувство родства с окружающим миром; продолжить обучение анализу лирического произведения, подготовить к написанию сочинения, учить чувствовать поэтическо...

Анализ лирического произведения

Материал для подготовки к ГИА по литературе...

Обучение анализу лирического произведения. Элегия А.С. Пушкина «К морю»:восприятие, истолкование, оценка. Методическая разработка урока.

Данный урок в 9 классе предполагает Проанализировать стихотворение А.С.Пушкина «К морю»Повторить понятия: романтизм, элегия.Раскрыть тему свободы в пушкинском стихотворении.Проследить композицию ...

Презентация. Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»

Данная презентация подготовлена для урока по этой же теме....

Анализ лирического произведения на уроках литературы

"Светлых мыслей красота и бездна пространства..." (анализ стихотворений: Ф.Тютчева, Д.Самойлова, А.С.Пушкина)....

Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок"

Презентация к мастер-классу "К пониманию лирического произведения через рисунок" отражает основные элементы занятия по литературе на примере анализа стихотворения А.С.Пушкина "Пророк", основанного на ...