А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс.
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Андреева Алла Юрьевна

Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Делюсь опытом

Деятельностный подход

при изучении лирики на уроках литературы

Методические рекомендации к изучению стихотворения А. С. Пушкина «Узник»

  ( 6 класс)

Андреева А. Ю., учитель словесности

 ГБОУ СОШ № 353 им. А. С. Пушкина

 г. Москвы

Шедевры Пушкина – а стихотворение «Узник», бесспорно, является таковым – всегда многоаспектны, многогранны. И смысл этого  произведения  неисчерпаем.

Хотя в средней школе  изучается не  вся биография Пушкина, не  весь творческий путь поэта и небольшое количество  произведений, всё же необходимо знакомство  учащихся со временем написания  «Узника» (1822 г.),  с мировоззрением поэта и позицией  автора   в этом стихотворении (последнее вызывает некоторую сложность, которая обусловлена возрастом читателей - 12 лет).

     Звуковые обучающие видеофильмы  по литературе, которые сегодня предлагает нам Интернет,   являются оптимальными, выигрышными  средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения литературы.  Обучающий   видеоролик  «А.С. Пушкин «Узник»  (http://www.youtube.com/watch?v=xvA_NT7l7oQ) полезен и интересен как для учеников, так и для учителя.  Учитель  может  «подслушать»  в нем комплексный стихотворения, проследить логику, расстановку акцентов.  Но просматривать на уроке весь ролик  считаю нецелесообразным в силу того, что цель  учителя – поиск путей воспитания  грамотных, тонко чувствующих  читателей, способных к многостороннему, осознанному  самостоятельному восприятию, пониманию и толкованию  литературного произведения. По этой причине стоит остановить  просмотр  через  2 минуты 50 секунд, на словах «Пушкин ощущал себя узником, и это не могло не сказаться в его творчестве»,  ограничившись  прослушиванием  мастерского прочтения стихотворения и историческим комментарием.

      Не лишним будет  рассказ учителя о реальном событии, связанном с изучаемым  произведением,   о том, как в Кишиневе Пушкин увидел прикованного цепью орла.

     Теперь общение с учащимися  будет поддерживаться видеорядом слайдов  авторской презентации  «А. С. Пушкин. «Узник» (Приложение 2). И не педагог или лектор фильма будут сообщать новый материал, а добывать его предстоит ученикам своими усилиями.  Новое знание  - при деятельностном подходе.

Детальный текстуальный разбор 1 строфы

Работа с лирикой требует от нас сопереживания, но и логического осмысления. Это сложная задача, решая которую планируется не просто найти художественно-выразительные средства, но и объяснить, зачем они появляются в тексте. Вопросы беседы и задания рассчитаны на интуитивное восприятие образного слова и на  вдумчивый, внимательный диалог с текстом, то есть воссоздание целостной картины  восприятия поэтического текста.

 Работа с названием стихотворения.                                                                  Слайд 4

 -Ваше предположение: о чем стихотворение?

●Чаще всего звучат предположения о том, что стихотворение о заключенном и о том, как это тяжело.

-Запомним сказанное. В конце урока сверим с  этим прогнозом сделанные нами выводы.

Чтение  стихотворения наизусть (1 – 2 чел.)

К сожалению, не все шестиклассники   владеют навыками выразительного чтения, а у некоторых из них  в силу психологических особенностей процесса взросления способность передать чувства, расставить логически ударения, выдержать паузы даже ослабевает.

 Следующее задание дается с целью выявления «недопонимания» и устранения его.

Задание – расставить в выданных экземплярах текста знаки препинания в первой строфе.                                                                                                           Слайд  5

Этот синтаксический  эксперимент наглядно продемонстрирует учащимся, как меняется смысл произведения от неверной постановки точки:  произойдет путаница в том,  один или два героя в стихотворении.

        После небольшой паузы, рассчитанной  на самостоятельное осмысление и выполнение задания сильными учащимися, в помощь «заплутавшимся» - вопросы-подсказки.                                                                                    Слайд 6

-Где точка?

-О ком идет речь в 1 строфе?

-Кто говорит о себе «Сижу»?

-Кто это «мой грустный товарищ?»

-Сколько персонажей в стихотворении?        

Пересказать сюжет.

-Почему сложно это сделать?                                                                    Слайд 7

●Событийной цепочки нет. Есть раздумья, мечты.

Стихотворение не имеет сюжета,  но в стихотворении есть лирический герой, стержневой образ, который носит характер символический, метафорический – ученики этого не улавливают.

-От чьего лица идет повествование?                                                        Слайд 8

●Это узник.          

●Это, возможно, и сам Пушкин.

-Выразитель жизненного опыта поэта, его чувств, ощущений, ожиданий называется ЛИРИЧЕСКИМ ГЕРОЕМ.

Запомнить  этот термин!

Немного о теории литературы. Побаиваюсь того, что необходимость  овладевать учениками  литературоведческими понятиями  может «засушить»  хрупкий  поэтический мир.  И поэтому  постараемся  аккуратнее  прикасаться к  словесному творению  научным инструментарием.   Процесс формирования теоретико-литературных понятий должен слагаться в целостную концепцию постепенно, с младшей ступени и во многом зависит от правильности , не назойливости и последовательности  включения  их в ход анализа.

          Логика  беседы подводит учеников к тому, чтобы они сумели  просто и  осмысленно высказать основную особенность лирики как рода литературы – эта  передача чувств, переживаний.

С помощью воображения дети должны войти в нарисованную художником слова жизнь, отозваться душой на переживания героев. Недостаток жизненного опыта подростков, недостаточная развитость эмоциональной сферы иногда сталкивает с такими проблемами недопонимания  (или упрощенного понимания) ими лирического текста.  Поэтому    приходится останавливать их внимание на, казалось бы,  само собой разумеющихся вещах в композиции стихотворения.

Озаглавить строфы стихотворения                                                              Слайд 9

        Схематически (словесными и графическими символами) изобразить  нахождение места героев в тексте.

 Это способ выстраивания связей внутри текстового пространства.

●Они за решеткой. Всё время. Так что узника два. И потом, в свободной стихии, они снова вместе. Но это мечта.

-Настроение этой строфы?                                                                      Слайд 10

                                                ●Грустное.

-Вчитаемся в первую строку. От каких слов исходит  грусть?            Слайд 11   

● Существительными РЕШЕТКА, ТЕМНИЦА.

        Учитель по ходу исследовательской работы учащихся  выделяет на слайде называемые слова.

-Их семантическая нагрузка?  (Смысловое значение?)

● Отсутствие  свободы. Лишение возможности

 видеть и передвигаться.

Стилистический  разбор ключевого слова.                                               Слайд 11

-Почему слову ТЮРЬМА из общеупотребимой лексики Пушкин предпочел слово ТЕМНИЦА? Какой экспрессивный оттенок придает оно тексту?

                                                                      ●Поэтичный. Песенный.

                                                                      ●Придаёт дополнительный смысл – «без света».

-По законам лирического рода каждое последующее слово в синонимической цепочке должно усиливать предыдущие.

Найти  слово во второй строке, кторое  становится в этом порядке ключевым, еще более эмоциональным: РЕШЁТКА – ТЕМНИЦА - …?                                     Слайд 11

●НЕВОЛЯ. Это уже не только внешняя,

но и внутренняя несвобода.

Подчеркнуть эпитеты первой строфы.                                                      Слайд 11

-Какую атмосферу они воссоздают?

● «в темнице сырой». «Грустный товарищ».

«Кровавая пища». «Орел молодой». Они нагнетают негатив,  передают состояние угрюмости, безрадостности состояния узников.

-А разве эпитет МОЛОДОЙ имеет негативный окрас?                        Слайд 11

●В этом контексте его роль – подчеркнуть насилие над природой. Молодости нужен простор.

Подчеркнуть  метафору в этой строфе. Дать  толкование созданного ею образа.

 Слайд 11

● «ВСКОРМЛЕННЫЙ В НЕВОЛЕ». Она   придает особо тяжелый «привкус» - никогда  не знавший  свободы герой.

Противоположное восприятие – оно навеяно дальнейшим повествованием:

● рожденный для воли орел всё же инстинктивно «знает» о свободе…

Считаю, что такие импровизы в работе с текстом, такие ученические толкования-находки, необходимо одобрять, поощрять. Тем более что они и  удивляют  учителя,  и запоминаются.

-Есть ли в этой строфе динамика, движение? Какой частью речи передается движение?                                                                                                                Слайд 11, 12

 Выделить  найденное другим цветом.

● Движение передается  глаголами. Здесь это: СИЖУ, КЛЮЕТ.

Динамики  нет. И хотя КЛЮЁТ – действие, но    обстоятельство ЗА ОКНОМ «замыкает» его.

Обратить  внимание на деталь.

- МАХАЯ КРЫЛОМ? Одним крылом. Почему?

● Орлу тесно. Второму крылу негде развернуться.

● На одном крыле не взлетишь.

Подобное толкование, но чуть-чуть дополняющее увиденную зарисовку:

●Возможно, орел ранен или покалечился

в темнице, при попытке дотянуться до пищи

или пробиться сквозь прутья.

Для подростков и такая  «вещественная» зарисовка – начало сотворчества с автором.

             Радует и такой поворот мысли моих читателей:

● как бы ни было тесно вольной птице, он   рвется, машет хотя бы одним крылом.

Составить  два кластера (2 ученика у доски. Остальные – на рабочей карточке). Время выполнения – 2-3 минуты: 1.Орел; 2.Пушкинский орел

Этот прием (составление и сопоставление кластеров), актуализирующий чувственный опыт, эмоциональную память ученика, сразу перекрещивающиеся с импульсами, посылаемыми  Пушкинским  образом.

Комментарий по кластерам, выполненным на доске.

           Фронтальная беседа – дополнение или исправление.

Следует  обратить внимание на ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. В образе Пушкинского орла есть что-то от птицы, а что-то от человека. Назвать  примеченное.

-Если бы вы были художниками, какие бы цвета для иллюстрации 1 строфы предпочли?

●Темные. Серые. Черные. Красно-кровавое пятно.

Целенаправленный анализ 2-ой  строфы.

Энергетика  Пушкинских строк.

Осуществление связи  между текстом и возникающими  образами.

                                                                                      Слайд 13

            -Изменилось ли что-то в динамике  этой строфы?

Выписать глаголы, дать комментарий.

● КЛЮЁТ, БРОСАЕТ, СМОТРИТ, ЗАДУМАЛ,

ЗОВЁТ, ВЫМОЛВИТЬ ХОЧЕТ. Глаголов, то есть действий, стало значительно больше.

Но это действия не меняют положения узников. Меняется их настроение: усиливается их желание порвать с неволей.

Внимание более подготовленных учащихся можно остановить и на том, как изменяется динамика, нарастает побудительная энергия: от раздраженного состояния, внешне выраженного отказом от пищи – КЛЮЕТ И БРОСАЕТ- к  мощному побудительному призыву и « ВЗГЛЯДОМ, И КРИКОМ»: «ДАВАЙ УЛЕТИМ!».

        -С последней строки и далее до конца – внутренний монолог. Чей это призыв?

●По контексту – орла.

●Но сказано: «Со мною задумал одно». Так что

Это могут быть и слова  узника-человека.

●Здесь два единомышленника.

Мне нравится, если ученики доходят до такого толкования прочитанного, потому что первое слово третьей строфы (а оно по законам лирики – ключевое!) – МЫ.

Анализ 3-ей строфы.

 Глубже понять смысл поэтического текста

        Начнем анализ этой строфы с внимания к  синтаксическим средствам выразительности.                                                                                                     Слайд 13,14

        -О чем говорит соседство 3-х восклицательных знаков?

●О том, что здесь идет призыв, побуждение к действию пронизывает весь  заключительный текст.

Детальнее проследить  контрастную смену картин.

        -Настроение изменилось от грустно-безнадежного к оптимистичному. Последняя  строфа – полная АНТИТЕЗА (противопоставление) первой.

        Запомнить термин.

Найти доказательства этому.

●Словесные: НЕВОЛЯ – ВОЛЬНЫЕ

● Темные тона темницы – БЕЛЕЕТ, СИНЕЕТ.

●СИЖУ – ГУЛЯЕМ.

Обратить внимание на повтор: ПОРА, БРАТ, ПОРА! Дать объяснение такому приёму.

●Повтор словно меняет временное пространство: времени неволи приходит конец. Свобода зовет. Пора, пора  действовать!

-Повтор слов и словосочетаний называется АНАФОРОЙ.

Запомнить термин.

Найти анафору  и объясните её значение в тексте.

●Три последних строки начинаются словом ТУДА. Они опять противопоставляют неволю свободе, выталкивают  ОТСЮДА – ТУДА!

●Они не оставляют   времени сомнениям, манят

 и раскрывают в каждой строке, куда пора лететь.

●Они - подталкивающие слова.

-Попробуйте зрительно представить атмосферу того, где мыслями находятся узники.

●МОРЕ, ВЕТЕР, ГОРЫ. Неограниченное пространство. Много воздуха. Цвета  насыщенные, набирающие силу, проясняющиеся,

прорезающиеся  «за тучей». Недаром здесь

НЕ БЕЛЫЙ, А БЕЛЕЕТ, НЕ СИНИЙ, А СИНЕЕТ.

-Море, горы, ветер. С чем у вас ассоциируется этот ряд? 

●Со свободой!

●Это восхваление свободы.

●Это гордый призыв к свободе.

-Наш лирический герой становится БРАТОМ…

Договорить предложение.

●…вольного орла.

●… и ветра.

        -Почему глагол ГУЛЯЕМ стоит в настоящем времени? Кто гуляет? Ведь оба героя – узники?

●Внутренне герои  к 3-ей строфе ощущают себя  свободными.

 

Выводы

                                                                                Слайд 15

-Вспомните начало беседы. Мы думали, что это стихотворение о…

Договорить предложение.

●…несчастных узниках

-А теперь мы заключаем беседу словами о…

Договорить предложение.

●…свободе…

-Сколько раз в стихотворении употреблено слово СВОБОДА?

●Ни разу.

-Но жаждой её, внутренним чувствованием свободы, даже её  зрительным миражем дышит каждая строка.

От накопления и осознания образных впечатлений, от пробуждения конкретных представлений и чувств мы подошли к пониманию основной авторской мысли, пафосу стихотворения.

Вопрос самым  пытливым.

         -Почему в последней строке два раза – многоточие. Многоточие финальное…

Договорить предложение.

●Возможно, от избытка чувств, мечта

рисует еще много прелестей свободного бытия.

●А, может быть, решетка и стены темницы   обрывают  разыгравшееся воображение…

●Второе многоточие после местоимения Я – знак

осознанного вдруг одиночества.

●Может, дальше умолчание, не названные словами  мысли о том, что делать с этим порывом к свободе?

После такого подробного анализа ученики обязательно прочувствуют слияние лирических мотивов – единоборство невольнического и свободолюбивого начал  в «Узнике».

Такое сотворчество с поэтом – начало длительного пути к пониманию Пушкина.

 

-

.

- 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.С.Пушкин Анализ стихотворения "Обвал"

Урок литературы по программе Снежневской. Используется технология дифференцированного обучения. Вместе с разработкой урока предлагается аудиозапись чтения стихотворения....

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».

Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.

Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....

"Зимнее утро" А.С.Пушкина Лингвистический анализ 6 класс

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра...

Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.

В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...


 

Комментарии

Ура! Дождалась очередного праздника - встречи с вами на уроке.Спасибо большое. Начинаю готовить материалы для своих 9 классов. "Узника" у нас еще никто не отменял. Хотя в новых учебниках убили Лермонтова и Толстого.Загляните на страничку блога об учебнике 3 класса - поймете.
Еще один добровольный "узник" школы, правда, не брат, а сестра.