А.С.Пушкин Анализ стихотворения "Обвал"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Урок литературы по программе Снежневской. Используется технология дифференцированного обучения. Вместе с разработкой урока предлагается аудиозапись чтения стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Obval_Pushkin.rar1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Поэзия природы. А. С. Пушкин «Обвал»

Любование природой есть следствие любви к ней,                                                                                        а любовь к родной природе –                                                                                                                           один из вернейших признаков любви к своей стране.

К.Паустовский

I. Оргмомент.

II. Работа со статьёй «Поэзия природы»

- Мы приступаем к изучению нового раздела «Поэзия природы». Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти слова  К.Г.Паустовского?

- Прочитаем статью стр.153

- Какова основная мысль статьи? Как она перекликается со словами Паустовского? ( природа в произведениях литературы не просто фон, на котором происходят какие-то события, а часть нашей души. Это то, что связывает нас с нашими предками, с родной землёй)

- Терминологическая минутка: ритм, эпитет, олицетворение, стихотворный размер, строфа, рифма, звукопись

III. Рассказ учителя о путешествии Пушкина на Кавказ.

- А.С.Пушкин в 1829 году побывал на Кавказе. Об этом путешествии он рассказал в в очерке «Путешествие в Арзрум»  Выразительное чтение учителем отрывка из «Путешествия в Арзрум». Стр.154

IV. Анализ стихотворения

- Аудиозапись стихотворения «Обвал»в исполнении В. Попова

- Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Чем отличаются прозаическое и поэтическое описания обвала?

- Рассмотрите репродукций картин в учебнике. Что общего подметили вы в изображении природы Кавказа художниками и в восприятии поэта?

- Найдите эпитеты (1в) и олицетворения (2в), рисующие нрав Терека.

Мрачные скалы

Волнистая мгла

Тяжкий грохот

Могучий вал

Упорный гнев

Терек злой

Шумная пена

Бор ропщет

Истощась и присмирев

Освирипев

Рев, гнев Терека

- Слова какой смысловой группы преобладают, почему? (слова со значением действия создают изменяющуюся картину)

- С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

- Назовите слова, которые чаще употребляются не в обыденной речи, а в книгах, устаревшие слова (блещут, ропщут, средь, рега, влекся, рев, орошал, оттоль, ныне, ледяный, Эол)

- Какова их роль в стихотворении? (придают торжественность, величественность, т.к. изображается незаурядное событие: борьба двух стихий – водной и горной. Автор любуется этой борьбой, переживает)

- Какую роль играют  изобразительные средства?

Вывод: используемые автором изобразительные средства дают возможность увидеть картину, передают чувства автора, его настроение

- Определите стихотворный размер? (ямб)

-/-/---/

-/-/---/

---/-/-/

-/-/

-/---/-/

-/-/

- Как распределено ударение в первой и во второй строфах? (1 строфа 4 строчки по 3 ударения, 2 – по 2, 2 строфа 4 по 3, 2 по 1)

- Почему количество ударений в строках разное? Как это помогает создать поэтические образы? Попытаемся ответить на этот вопросы

 – главный образ 1 строфы, роль ритма;  – главный образ 2 строфы, роль ритма (1в- образ буйной  неукротимой реки. Ритм подчёркивает стремительность, быстроту разбушевавшейся реки; 2в – снежная глыба, которая неотвратимо сползает, пытаясь преградить дорогу свирепому дикому Тереку. Ритм передаёт движение обвала, сначала медленное, затем оглушающее грохотом)

- Составьте схему рифмовки: ааавав (первые две строки – парная, далее перекрёстная). Обратите внимание, что рифмуются ударные слоги. Это мужская рифма. Она создаёт короткий, отрывистый, как бы падающий стих.

Вывод: ритм создаёт эмоциональную окраску, позволяет ярче увидеть смысловое содержание стихотворения.

-Какой звук повторяется чаще? ([Р-ГР]- грохот обвала, рёв горной реки)

- Проанализируем звуковой строй стихотворения по строфам (работа в группах)

Задание: Какие звуки повторяются? Какие образы они помогают создать?

1. Шипящие звуки, [с] передают звуки горной реки

2. [а] – гулкое эхо; повтор сочетания [вал]- упал, скал, сорвался – подчёркивается грозная стихия, неизбежная, грохот падающей глыбы

3. [и]- грохот утихает

4. [вал]+ [ж] более долгий, чем звуки во 2 строфе – отзвуки обвала

5. Конь скакал [ко-ка-ка]- имитирует стук копыт; Влёкся вол [вл]-замедленное движение; И своего верблюда вёл Степной купец – более длинное предложение [во-во-ве-в,о] – неторопливость движения верблюда

Вывод: звуковая организация стихотворения усиливает выразительность слов, создаёт звуковые образы.

Общий вывод: Поэт, осмысливая изображаемые явления, выбирает подходящие средства языка

-Послушайте два стихотворения А.С.Пушкина, в которых он также обращается к изображению Кавказа. Что сближает их со стихотворением «Обвал»?

«Кавказ»

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Отселе я вижу потоков рожденье
И первое грозных обвалов движенье.

Здесь тучи смиренно идут подо мной;
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады;
Под ними утесов нагие громады;
Там ниже мох тощий, кустарник сухой;
А там уже рощи, зеленые сени,
Где птицы щебечут, где скачут олени.

А там уж и люди гнездятся в горах,
И ползают овцы по злачным стремнинам,
И пастырь нисходит к веселым долинам,
Где мчится Арагва в тенистых брегах,
И нищий наездник таится в ущельи,
Где Терек играет в свирепом весельи;

Играет и воет, как зверь молодой,
Завидевший пищу из клетки железной;
И бьется о берег в вражде бесполезной,
И лижет утесы голодной волной...
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады:
Теснят его грозно немые громады.

Меж горных стен несется Терек,
Волнами точит дикий берег,
Клокочет вкруг огромных скал,
То здесь, то там дорогу роет,
Как зверь живой, ревет и воет –
И вдруг утих и смирен стал.

Всё ниже, ниже опускаясь,
Уж он бежит едва живой.
Так, после бури истощаясь,
Поток струится дождевой.

Домашнее задание: Выразительное чтение «Обвала», Письменно выполнить одно из заданий:  

1. Высокий уровень: Сопоставить изображения Кавказа в изображении Пушкина и Лермонтова: Тексты стихотворений А. С. Пушкина «Кавказ» и «Меж горных стен несется Терек…». Тексты М. Ю. Лермонтов «Синие горы Кавказа, приветствую Вас!» (1832), «Кавказ» (1830).

2.Средний уровень: Изображение природы Кавказа в поэзии А.С.Пушкина: Тексты стихотворений «Обвал», «Кавказ» и «Меж горных стен несется Терек…».

3. Низкий уровень: Изображение природы Кавказа в стихотворении А.С.Пушкина «Обвал»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе по теме: «А.С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня». Выразительное чтение».

Ученики 6 класса обычно с интересом читают стихи А.С. Пушкина. Стихотворение "Деревня" открывает им новое направление в творчестве великого поэта. Задача учителя сделать так, чтобы это открытие рождал...

А. С. Пушкин. Анализ стихотворения "Узник". 6 класс.

Методическая разработка в помощь учителю словесности. 6 класс...

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Творчество А.С Пушкина. Основные темы и мотивы лирики Пушкина. Анализ стихов.

Практическая работа: анализ стихов. Подробный план-конспект: Основные темы  в лирике А.С. Пушкина. Тексты стихотворений, анализ, вопросы для проверки....

Поэма "Медный всадник" А.С Пушкина, анализ.

Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник". Анализ. Вопросы для проверки....

Урок на тему Лицейские годы А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «К Пущину» .

Данный урок по литературе в 9 классе (ЗПР) по теме Лицейские годы А. С. Пушкина. Анализ стихотворения «К Пущину» включает в себя цели:-заинтересовать учащихся рассказом о лицейск...

Проект по литературе: "Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)"

Не секрет, что сегодня наиболее успешны те, кто не просто владеет информацией, а использует и применяет ее со знанием дела, то есть компетентно. У школьников МОУ СШ № 75 есть возможность выйти за рамк...