Проект по литературе: "Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)"
проект по литературе (6 класс)

Игнатенко Оксана Леонидовна

Не секрет, что сегодня наиболее успешны те, кто не просто владеет информацией, а использует и применяет ее со знанием дела, то есть компетентно. У школьников МОУ СШ № 75 есть возможность выйти за рамки учебников, научиться проводить самостоятельные научные исследования, эксперименты, использовать проектный метод для познания мира. Проект – это возможность заявить о своем интересе, узнать больше о мире, себе и других, самостоятельно реализовать собственную идею, доказать, что она актуальна, воплотив ее в выполнении «дела» и полученном «продукте». Это путь познания себя, своих возможностей и способностей. И этот путь не всегда легкий. В обучении встречаются успехи и разочарования, часы кропотливой, иногда рутинной работы и серьезные, значимые победы, но главное для исследователя – “во всем дойти до сути”.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 75

Исследовательский проект

по Литературе на тему:

«Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»)

                                       

                                                                     

                                                                        Выполнил: ученик 6 «А» класса

                                                                        Тураев Иван

                                                                   

                                                                       Руководитель: Игнатенко О. Л.,

                                                                       учитель русского языка и

                                                                        литературы

Волгоград 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Паспорт проекта  (Актуальность темы;  цели, задачи работы; методы работы)………………………………………………………………… 3 Ст.
  2. Введение………………………………………………………………. 6 Ст.
  3. Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа  «Дубровский»)………………………………………………………… 8 Ст.
  1. Понятие о долге и чести А.Г. Дубровского……………… 12 Ст.
  2. Троекуров – антипод Дубровского……………………….. 13 Ст.
  3. Понятие о долге и чести Марии Троекуровой……………15 Ст.
  4. Понятия о долге и чести Владимира Дубровского……….15 Ст.

4. Роман в оценке критиков …………………………………………….18 Ст.

Заключение…………………………………………………………………………………………… 21 Ст.

Список литературы……………………………………………………………..………………… 22 Ст.

Приложение 1 ……………………………………….………………….  23 Ст.

1.1 Сочинение на тему: «Продолжение романа Дубровский» …...…… 23 Ст.

1.ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский).

Автор: ученик 6 «А» класса, Тураев Иван

Руководитель: Игнатенко Оксана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Объект исследования: Литературное произведение А.С. Пушкина «Дубровский».

Предмет исследования: Роман «Дубровский». Честь и долг.

Цели исследования:

  • Рассмотреть проблемы чести и долга в произведении Пушкина “Дубровский ” ;
  • Сформировать понятия «долг» и «честь»;
  • Чему можно поучиться нам у героев литературных произведений;
  • Воспитывать в себе лучшие человеческие качества.

Задачи  проекта:

  1. Изучить работы  литературоведов по проблеме чести и долга в художественном тексте, осуществить их обзор;
  2. Провести филологический анализ романа  Пушкина сквозь призму вышеуказанных категорий;
  3.  Сделать вывод об авторской позиции

Методы: 

  • Сравнительная характеристика
  • Анализ литературного произведения

Продукт проекта: проект и презентация

Актуальность проекта:  

Актуальность моего проекта заключается в том, что тема долга и чести является одной из важных составляющих современной жизни общества.

Конфликт, описанный Пушкиным в романе «Дубровский», представляет собой классический конфликт между благородным человеком и несправедливым обществом и негодяями, которые пользуются властью и деньгами ради своих корыстных интересов.

К тому же роман «Дубровский» учит нас тому, что нет ничего важнее, чем человеческое достоинство. Говорит о том, что в какой бы отвратительной ситуации ни оказался человек, он не должен опускаться до уровня животного.

А мораль Пушкина проста: нужно всегда помнить о милосердии, доброте и снисхождении — как в семье, так как в общественных отношениях.

В то же время это произведение учит нас тому, что месть не всегда является лучшим выбором для решения проблем. Насилие, пусть и порождённое стремлением к справедливости, остаётся насилием и приносит только страдания и тем, над кем оно совершается, и тем, кто его совершает. Таковы нравственные уроки и выводы из романа «Дубровский».

         Этапы работы:

  1. Выбор темы;
  2. Поиск информации;
  3. Обобщение и систематизация материала;
  4. Подготовка проекта и презентации;
  5. Защита проекта.

2.ВВЕДЕНИЕ 

Когда справедливость исчезает,

 то не остается ничего,

 что могло бы придать ценность жизни людей.


Иммануил Кант 

А. С. Пушкин вошёл в историю русской и мировой литературы, прежде всего, как великий национальный поэт. Однако прославился он и благодаря прозаическим произведениям, затрагивавшим важные проблемы, стоявшие перед обществом Российской империи первой половины девятнадцатого века.

Его роман «Дубровский» рассказывает нам несколько романтизированную историю, которая, однако, даёт нам довольно яркую и достоверную картину быта российского дворянства и русского крестьянства.

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» стал одним из его переломных творений, в которых он начал отходить от романтизма и склоняться к реализму.

Как результат, в «Дубровском» мы можем видеть черты реализма и романтизма:

1.От романтизма роман взял высокоморального главного героя, который без всяких шансов на победу противостоит глубоко порочному обществу. 

2.От реализма же роман приобрёл более глубокую проработку образов второстепенных персонажей, которые из карикатур превратились в полноценных личностей со своими достоинствами и недостатками. Исторический контекст тоже верен: изображение русского барства в «Дубровском» вышло до крайности правдоподобным.

Жанр «Дубровского» можно определить, как разбойничий роман. Повествование охватывает длительный промежуток времени и включает в себя большое количество персонажей. Сюжет романа рассказывает о благородном человеке, который из-за несправедливости общества оказывается вне закона, но продолжает отстаивать добродетель и справедливость. 

А. С. Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

3.ТЕМА ДОЛГА И ЧЕСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А.С. ПУШКИНА (анализ романа «Дубровский)

Прежде всего, смысл романа «Дубровский» – это протест против царивших в России того времени несправедливых крепостнических порядков. Он изобличает коррупцию, кумовство и невежество. Наталкивает на мысли о необходимости в общественных реформах.

Также это произведение Пушкина интересным образом переосмысливает сам жанр разбойничьего романа. От примитивного противопоставления благородного героя и порочного общества, Пушкин постепенно начинает смещаться к более рациональным взглядам на мир, в котором ничего не делится только на чёрное и белое. Главная мысль романа «Дубровский» заключается в том, что любой бунт обречен на трагичный финал, и проблемы в стране нужно решать системно.

Тематика романа «Дубровский» является интересным поводом для размышления современного читателя, готового представить себя на месте героев совершенно другого времени:

1.        Бунт и протест Дубровского – основная тема. Пушкин во многом идеализирует своего героя. Дубровским руководят исключительно благородные мотивы, его методы максимально гуманны, а помысли чисты. Владимир восстаёт против несправедливого общества, однако Пушкин показывает, что, пойдя по этому пути, человек добровольно жертвует собственным счастьем, чтобы вступить в схватку, которую ему суждено рано или поздно проиграть.

2.        Семья – семейные отношения в романе занимают очень важное место. Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского-старшего. Однако не во всех семьях дела идут так хорошо. Троекуров выдает свою дочь замуж за пожилого князя и не слушает ее, хоть и по-своему хочет ей добра. Но добро отец видит только в деньгах. Сама же Марья становится жертвой его извращенных понятий.

3.        Любовь – для Пушкина любовь обладает невероятной силой. Именно любовь позволяет Дубровскому исцелиться и сойти с дороги мщения. Но в то же время любовь способна причинить и ужасные страдания, как и произошло с героями. Марья не смогла нарушить клятву и последовать за любимым. Его сердце было разбито.

4.        Отношение к крестьянам – на примере самодура Троекурова мы можем наблюдать крепостничество в его худшем проявлении. У этого помещика крестьяне живут хуже собак, которых хозяин очень любит, а его жестоких издевательствах не только над крестьянами, но и всеми, кто стоит ниже, чем он, ходят легенды. С другой стороны, Дубровские относятся к своим крепостным с уважением, за что получают от них бескорыстную преданность и уважение.

5.        Дружба тоже является темой романа «Дубровский». Троекуров и его товарищ дополняли друг друга, общались на равных, но одна случайная ссора оттолкнула их друг от друга и навсегда развела по разные стороны баррикад. Автор показывает, как хрупок мир отношений, как нужно и важно его беречь.

Проблематика романа «Дубровский» очень серьезна и показательна для того времени:

1.        Месть – основная проблема. Пушкин показывает, что путь мести, пусть и порождённый самыми благородными стремлениями, ведёт в никуда и неизбежно приводит человека к краху.

2.        Несправедливость – русское общество, изображённое в романе, в высшей степени несправедливо к героям. Коррупция, кумовство, договорные браки – всё это вызывает резкое неприятие у Пушкина.

3.        Защита человеческой личности – в своём романе писатель протестует прежде всего против того положения вещей, при котором богачи могут навязывать свою волю окружающим, распоряжаясь их жизнями, как игрушками. В обществе того времени попытка защитить себя приравнивалась к преступлению. Слабому нужно было молчать и терпеть, ведь сильному закон был не писан.

4.        Русское барство – помещичье дворянство в большинстве своём представлено в романе в негативном ключе. Это упивающиеся властью самодуры, не приносящие никакой реальной пользе стране. Семья Дубровских показана, как феноменальное исключение из общей картины.

5.        Жестокость и человечность – мир, изображённый в произведении, кажется невероятно жестоким, однако в нём сохранились ещё доброта и человечность в лице Владимира и Марии. И даже самые низкие люди, вроде Троекурова, не являются полными чудовищами и способны на раскаяние и теплоту.

6.        Беззаконие — одна из главных проблем дворянской России. Общество сложилось таким образом, что реальными владыками губернии оказываются не чиновники, а богатые помещики. Они диктуют свою волю и попирают закон.

Проблема чести и долга широко раскрывается и в романе А.С.Пушкина «Дубровский». В первую очередь она затрагивает семью Дубровских, которых Троекуров лишил не только родового поместья, но и покусился на их дворянскую честь и достоинство. Здесь каждый из героев понимает понятие честь по-своему.

В своем рамане А. С. Пушкин показывает, что человек в России беззащитен перед злом и несправедливостью. Его не может защитить ни закон, ни общество. Он может лишь рассчитывать на свои собственные силы.

Понятия «долга « и «чести»  по словарю Ожегова:

ЧЕСТЬ:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

3. Целомудрие, непорочность.

4. Почёт, уважение. 

ДОЛГ:

1. ДОЛГ1, а, предл. о долге, в долге, мн. нет, м. То же, что обязанность. Выполнить свой д. Гражданский д. По долгу службы. Человек долга (честно выполняющий свои обязательства). Отдать последний д. кому-н. (перен.: почтить память умершего, прощаясь с ним при погребении).

• Первым долгом (разг.) в первую очередь, сначала, прежде всего.

2. ДОЛГ2, а (у), предл. о долге, в долгу, мн. и, ов, м. Взятое взаймы (преимущ. деньги). Взять в д. (взаймы, с последующей отдачей). Наделать долгов. Войти, влезть в долги (сделать много долгов). Жить в д. (на занятые в долг деньги). По уши в долгах (очень много должен). Не выходит (не вылезает) из долгов (постоянно кому-н. должен). Д. платежом красен (посл.).

  • В долгу перед кем или у кого обязан кому-н. чем-н.
  • В долгу как в шелку кто шутл. погов. о том, кто кругом должен.
  •  В неоплатном долгу кто у кого о том, кто кому-н. чем-н. обязан, бесконечно благодарен.
  •  Не остаться в долгу у кого отплатить тем же самым.

В “Толковом словаре живого великорусского языка”  В. Даль сформулировал эти понятия следующим образом:

Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

Долг – все должное, что нужно исполнить, обязанность.

 Эти понятия тесно взаимосвязаны. Долг перед отечеством, перед родителями, детьми с давних пор считается непременным элементом чести и достоинства личности и остается актуальным и в наше время.

3.1.  Понятие о долге и чести А.Г. Дубровского

Андрей Гаврилович Дубровский – отставной офицер, бедный, но честный, благородный и независимый помещик, обладающий гордым, решительным, нетерпеливым нравом.

 По характеру Андрей Гаврилович человек прямой, нетерпеливый, гордый и решительный. Имел собственное мнение, не боялся его прямо высказывать. Будучи бедным, отказался от покровительства богатого товарища, сохранив свою независимость. Он рано овдовев, обожал сына. Заботясь о его будущем, ничего не жалел для приличного его содержания. Видел в сыне свою опору в старости.

Троекуров ценит дружбу Дубровского, потому что они старые товарищи, сходны характерами и наклонностями. Троекуров понимает, что Дубровский не будет лебезить перед ним, как другие. Ему в какой-то степени нравится гордость Дубровского.

А.Г.Дубровский считает, что честь – это незапятнанная репутация, доброе имя, высокие моральные качества. А. С. Пушкин говорит о нём — “беден и независим”. Бесчестие для него — терпеть оскорбления от богатых самодуров, проглатывать обиды, не защищать своё человеческое достоинство. Андрею Гавриловичу  присущи такие черты, как независимость, смелость, нетерпеливость, решительность.

3.2.  Троекуров – антипод Дубровского

Кирилл Петрович Троекуров – богатый, влиятельный помещик со скверным, жестоким характером, самодур, властный, капризный человек

Троекуров принадлежал к знатному дворянскому роду. Дослужился до чина генерал-аншефа. Выйдя в отставку, поселился в селе Покровском. Физически был необыкновенно силён. Имел пороки человека необразованного. Пылкий нрав его не позволял вести размеренную жизнь. Каждый вечер был навеселе. Отличался хлебосольством.

 Дом его никогда не пустовал, а собирал людей самого высокого звания. Невзирая на лица и должности, Троекуров вёл себя надменно. Никто не имел права не явиться в назначенный час, а тем более, отказаться от приглашения. Одно только имя его заставляло окружающих трепетать.

 С крестьянами и дворовыми обращался своенравно. В порыве гнева двух учителей засёк до смерти.

Любимое занятие – охота. Гордостью Троекурова была псарня, где более пятисот гончих и борзых собак «жили в довольстве и тепле».

Кирил Петрович не был корыстолюбив. Человеческие чувства ещё сохранялись в его душе и иногда прорывались наружу. Когда суд вынес решение о передаче Кистенёвки в его полное владение, сердце его не возрадовалось. Он сочувствовал своему бывшему товарищу, решив помириться. К сожалению, этот порыв души привёл к трагическому исходу. Такова характеристика Троекурова.

Кирила Петрович Троекуров под словом честь понимает почёт и уважение, которые имеет человек благодаря богатству, а моральные качества в расчёт не принимаются.

Бесчестье для него – это когда кто-то позволяет себе поступать по-своему, не прислушиваясь к твоему мнению, значит, не оказывая должного почёта и уважения; бесчестие — стерпеть от менее богатого и знатного помещика замечание, тем самым уронить свой авторитет.

К.П. Троекуров представлен в произведении самым богатым помещиком в округе. Его можно характеризовать как самодура и невежду, гордеца и циника, а т. ж. вспыльчивого человека, считающего себя выше окружающих. Видит в окружающих только игрушки для удовлетворения своих прихотей, никого не уважает. Известен своими жестокими забавами. Несмотря на все свои недостатки, не лишён и благородных черт. Испытывает тёплые чувства к своей дочери. Запоздало раскаялся в том, как он поступил с Дубровским, и попытался исправить ситуацию, но ничего изменить уже и не смог.

Таким образом, перед нами два человека (А.Г. Дубровский и К.П. Троекуров), которые различаются не только общественным положением, характерами, но и взглядами на такое нравственное понятие, как честь, человеческое достоинство. Сам Пушкин считал, что есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона.

3.3. Понятие о долге и чести Марии Троекуровой

А. С. Пушкин показывает нам Марию как, красивую, искреннюю и утончённую молодую девушку, которая любит читать и мечтать, хочет большой и настоящей любви с равным ей человеком. Ведет замкнутый и уединенный образ жизни. Боится отца и не может наладить с ним доверительные отношения. Искренне верующий человек.

Мария Троекурова имеет свое представление  о чести и долге. Она считает, что обратиться за помощью к Дубровскому, разбойнику — значит пойти против общества, против общепринятой морали, обесчестить своё имя. Побег с разбойником — бесчестие. А брак с Верейским — личная трагедия Марии, но зато её доброе имя сохранится. После венчания Маша отказывается бежать с Дубровским, потому что она дала клятву перед Богом, она — жена Верейского. Нарушить слово — значит отступить от строгой морали. Она подчиняется судьбе, убив в себе чувства: как раньше замирал её голос в мольбе, так теперь замерла её душа. Но зато она сохранила свою честь.

3.4. Понятие о долге и чести Владимира Дубровского

Владимир Дубровский  – сын Андрея Дубровского, юноша двадцати трех лет, гвардейский офицер, смелый, решительный, принципиальный человек.

Несмотря на внешнюю  беспечность, Владимир Дубровский очень  похож на своего отца. Многие его черты являются продолжением Дубровского - старшего. Он независим, способен на добрые поступки, горд, превыше всего ценит честь. Душевные порывы Владимира часто не совпадают с жизненными требованиями. Чтобы вернуть душевное здоровье отцу, сын должен был заняться тяжбой, но он, как человек порядочный, считал своё дело правым и не предпринял никаких шагов. Всё это и приводит к печальному исходу.

У Владимира, как и у Петра Гринева, главный аспект  чести  - это долг. В первую очередь, конечно, долг перед отцом заставляет его мстить Троекурову.

Дубровский становится на путь разбоя, чтобы отомстить за отца.  Волею случая он стал во главе крестьянского движения, чтобы «вершить свой суд».

 Я понимаю Владимира Дубровского, который стал разбойником. А что ему еще оставалось делать?

Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписанным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная, чистая и искренняя натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником».

 Владимир был справедлив, милосерден и с самого начала не согласен с методами борьбы против помещиков. Его можно назвать «Робин Гудом», справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий, кроме богачей.

Позднее злое и недостойное чувство мести гасится возникшим чувством любви к дочери богатого соседа. Тогда долг перед отцом перерождается в долг по отношению к объекту его любви - Марии.

Молодая горячность Владимира  Дубровского  позволяет его мести разрастаться практически до уровня бандитизма, а любовь заставляет его, в конце концов, свернуть с этой дороги грабежей, разбоев и варварства. И в этой перемене, как мне видится, ведущую роль играет совесть, пробужденная именно его новой любовью.

  1. РОМАН В ОЦЕНКЕ КРИТЕКОВ

  Что же думали критики о романе «Дубровский»?

Роман Пушкина был воспринят литературной критикой по-разному. Так, реакционные рецензенты оценили его как «восхваление преступлений», уверенные в том, что это одна из причин, почему Пушкин не стал печатать произведение после его завершения. Другая причина заключалась в том, что «Дубровский» — пародийная копия «разбойничьих и авантюрных» книг, столь популярных за рубежом. Всё вместе давало повод усомниться в художественном совершенстве романа, освобождая его от злободневного социального содержания.

Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. Также он отмечал, что роман был написан в рекордно сжатые сроки, и этим можно извинить его недочеты:

«…вся повесть была написана с небольшим в три месяца, и притом еще карандашом для скорости. Эта быстрота сочинения объясняет некоторые перерывы и отчасти романический конец ее, который разноречит с сущностью всего остального содержания, замечательного строгой верностью с действительным бытом и нравами описываемого общества. 

Были и негативные отзывы, обличающие искусственность поставленного конфликта и самого главного героя:

«Молодой Дубровский кажется нам лицом не русской природы. Это… русский офицер, который из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под личиной гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага своего; ловкий и хитрый удалец, который, будучи преследуем полицией, в этом самом доме, без важной побудительной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя; в одно время проказничает на больших дорогах и заводит интригу с дочерью Троекурова, — все это не весьма естественно… не в Пушкинском духе.» (анонимный критик, «Санкт-Петербургские ведомости», 1841 г.).

А вот историк Ключевский, напротив, находил массу соответствий Дубровского с реальным моральным обликом молодых людей того времени:

«Дубровский-сын — другой полюс века и вместе его отрицание. В нем заметны уже черты мягкого, благородного, романтически протестующего и горько обманутого судьбой александровца, члена Союза Благоденствия.» (В. О. Ключевской, «Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину)

То же самое говорил писатель и критик Н.Г. Чернышевский:

«…трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек барина старых времен» в начале… повести «Дубровский». (Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»)

Спустя много лет Максим Горький, рассуждая творчестве Пушкина, заметил, что именно с романа «Дубровский» начал формироваться самостоятельный русский литературный язык, а русская литература, окончательно уйдя от сентиментализма, начала свой переход к романтизму и реализму.

А. Григорьев также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

И. С. Тургенев восторгался «эпическими силами» поэта в создании образа Троекурова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем романе А. С. Пушкин говорит о вечных ценностях, которые остаются актуальными и на сегодняшний день. Такие понятия как верность своему слову, незапятнанная репутация, доброе имя всегда были в цене, а безмерное честолюбие и властность всегда вызывали неприязнь.

Сам А. С. Пушкин считал, что “есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное”. Но, к сожалению, в глазах общества достоинством чаще всего является именно богатство человека, власть и связи, а гордые Дубровские остаются вне общего закона. Однако бесконечно оставаться в таком положении, по мысли Пушкина, невозможно. Рано или поздно приходится выбирать: встать на защиту своей чести или, закрыв глаза на оскорбление, принять правила, по которым живёт общество.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым – вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа – стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

2. А. С. Пушкин роман «Дубровский»

3. Критика о романе Дубровский Пушкина - отзывы современников

4. “Толковом словаре живого великорусского языка” В. Даль

5. Н. Г. Чернышевский, «Статьи о русской литературе (сборник)»

Интернет ресурсы:

1. https://www.referat911.ru/Literatura/problema-chesti-i-dolga-v/216722-2415680-place2.html

2. https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/dubrovskij-pushkin/

3. https://literaguru.ru/analiz-romana-a-s-pushkina-dubrovskij/

4. https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/dubrovskiy.html

5. https://fb.ru/article/285183/dubrovskiy-analiz-proizvedeniya-i-ego-soderjanie

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.1 Сочинение на тему: «Продолжение романа Дубровский»

После венчания Мария переехала в поместье князя. Князь старался радовать молодую супругу, но ни какие развлечения не могут одолеть печаль девушки. Она испытывала огромную тоску по Владимиру Дубровскому. Ситуацию спасал лишь младший брат Саша, который по субботам приезжал к сестре и веселил её смешными рассказами.

Владимир в это время, распустил своих сообщников и оставив одного Гришку, никуда не уехал, так как находился в розыске. Не желая рисковать, Владимир тайно поселился в развалинах сгоревшего имения отца, где провел осень, зиму и весну. Каждый день Гришка под видом дворового Троекурова наблюдал за Машей и приносил вести Владимиру. Узнав, что его любимая заболела, Владимир задумался о мести Троекурову, но тут же вспомнил о своем обещании Маше никого не трогать. Владимир впал в отчаяние и долго не выбирался из разваленного имения.

Однажды, догадываясь о местоположении Владимира, Кирилл Петрович приехал в Кистенёвку, где среди обломков спал «благородный разбойник». Троекуров просил прощение за смерть Андрея Гавриловича и умолял Владимира помочь Маше, сообщив о смерти князя. Мужчины сели в коляску и поехали к Маше.

Увидев Владимира, Маша сразу его узнала и обрадовалась. После выздоровления Марии Владимир признался исправнику во всех грабежах, за которые было назначено большое денежное взыскание. Маша продала имение покойного супруга. Этих денег хватило на оплату штрафа и восстановление имения Дубровского. Через несколько месяцев Владимир и Маша поженились и переехали жить в Кистенёвку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

Разработка урока по литературе Тема: Финал романа А.С.Пушкина «Дубровский»

Разработка позволит учителю сделать итоговый урок  работы над романом А.С. Пушкина "Дубровский"  ярким и запоминающимся! Разнообразные формы работы с учебным материалом позволят учащимс...

План двухчасового занятия по дисциплине "Литература". Тема "Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине "Литература"....

Проект урока литературы. Тема урока: Поэма С. Есенина «Анна Снегина».

Цели урока: 1. Научить анализу лиро-эпического произведения. Обеспечить усвоение учащимися  этапов анализа лиро-эпического произведения:...

Открытый урок литературы в 6 классе по роману А.С.Пушкина "Дубровский". Тема : "Смысл финала романа "Дубровский""

Данный урок был проведен как заключительный , на котором учащиеся анализировали поведение главных героев романа, столкнувшихся с нравственным выбором....