Проблема долга и чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока (8 класс) на тему

Валишева Бибисара Халимовна

Урок литературы  в  8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_v_8_klasse_sara_halimovna.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Проблема долга и чести в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Цель:

  1. раскрыть цель писателя
  2. формирование знаний, умений, навыков (развитие связной речи).
  3. развитие познавательного интереса
  4. патриотического воспитание

Служить Отечеству – священный долг.

Оформление:

Портрет А.С. Пушкина,

Иллюстрации художников к «Капитанской дочке»

Отечества достойный сын.

План:

  1. Тема, цель урока.
  2. Активизация мыслительной деятельности. Создание познавательного интереса.

  1. Вступительное слово учителя.

Служение Отечеству – священный долг.

Многим из Вас предстоит служить Отечеству. Ребята вспоминают фильмы посвященные «делу служивому, делу святому». Честь имею.

  1. Словарная работа. Ученица дома подготовила толковые слова Честь (словарь Ожегова)-

1. достойные уважения, гордость, моральные качества личности;

2. хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя.

Основное содержание урока

  1. На доске  записаны 2 проблемных вопроса.

Как эпиграф ко всей повести поможет понять цель писателя?

Кому из героев принадлежат слова эпиграфа?

К кому из героев может быть отнесен эпиграф к повести?

  1. Дети вспоминают героев. Коротко характеризуют их.

  1. Анализ кульминационной сцены «Петр Гринев приглашен на пир к Пугачеву».

До анализа вопрос классу

  1. Прав ли Гринев, отказавшись служить Пугачеву?
  2. Что поразило Пугачева в Гриневе?
  3. Оцените поведение героев?

 Два ученика дома готовили инсценированные сцены «Гринев на пиру».

Учитель обобщает ответы детей.

Превозмагая себя, стараясь встать вровень с Пугачевым, Гринев говорит правду и только правду.

Искренность поразила Пугачева.

В этом нравственном поединке победителями оказываются оба: и Пугачев, и Гринев, оценивший свою дворянскую честь выше жизни.

Работа над иллюстрацией

Они как бы дополняют друг друга.

- Что привлекает Пугачева в Гриневе? (честность, смелость, прямота)

- Какую главную черту характера Пугачева отметил Гринев? (великодушие)

  1. Словарная работа Вторая ученица готовила толкование слов

Великодушный  - 1) Умение свои интересы подчинять другому

2) Широта души.

  1. Групповая работа

Как работать в группах.

Напомнить правила

  1. Задание одно на группу.
  2. Самим организоваться: ко отвечает, кто заполняет.
  3. Дать совместный ответ.

Учитель ставит и познавательную и социальную цель.

1 группа. Судьба капитана Миронова и его жены.

Все группы имеют план – характеристика литературного героя (предусмотрено программой)

  1. Как вел себя капитан Миронов, когда Пугачев захватил крепость?
  2. Как характеризуют его слова, обращенные к солдатам: «Что вы, детушки стоите? Умирать, так умирать, дело служивое».
  3. Почему Пугачев не пожалел простого, мужественного и честного капитана?
  4. Оцените поступок Василисы Егоровны.
  5. Выполнили ли свой долг, сохранили свою честь супруги Мироновы?

Учитель обобщает ответ учащихся

2 группа Петр Гринев.

1. Под влиянием каких жизненных испытаний изменился Петр Гринев?

2. Выполнил ли он наказ отца?

3. Какие черты характера Ценим мы в Гриневе?

 Учитель после ответа учащихся обобщает

3 группа Емельян Пугачев (по плану)

1. Какую роль сыграл он в жизни Гринева?

2. Назовите основные черты характера Пугачева.

3. Почему он казнил капитана Миронова, а Машу освободил?

О своем предназначении, о смысле жизни он рассказывает в калмыцкой сказке.

Выразительное чтение калмыцкой сказки об орле и вороне

4 группа  Маша Миронова

1. Что унаследовала Маша Миронова от своих родителей?

2. Как изменилась Маша?

3. Назовите основные черты её характера.

4. Дайте свою оценку её поступкам.

Учитель после ответа учащихся обобщает.

5 группа  Алексей Швабрин.

1. Почему Швабрин подлый человек? Приведите примеры.

2. Почему он перешел на сторону пугачевцев?

3. Как вы оцениваете его поступок на суде (по отношению к Гриневу, по отношению к Маше).

4. Назовите отличительные черты характера Швабрина. Обратите внимание на фамилию. Отношение поэта к нему.

Учитель после ответа учащихся обобщает.

6 группа  Архип Савельич.

  1. Кто такой Савельич?
  2. Каким человеком пред нами предстает Савельич?
  3. За что мы его уважаем?

 

  1. Обобщение всей работы групп.

Пушкин поднял сложный вопрос. Каким должен быть человек? Гуманизм Пушкина.

Словарная работа 3 ученик объясняет значение гуманный – любить человека.

Эпиграф ко всей повести помогает понять взгляды Пушкина на предназначение человека.

При любых жизненных испытания человек должен оставаться человеком. Понять другого человека, даже если он имеет другие убеждения.

Пушкин делает вывод. Что огромную роль в формировании характера человека играет семья, воспитание.

Все герои, кроме Швабрина, выполнили свой долг, сохранили свою честь.

  1. Почему повесть звучит современно?

Обращение к эпиграфу урока.

  1.  Подведение итога урока Выставление оценок.

  1.  Домашнее задание. Подготовить страницы жизни М.Ю.Лермонтова или любимое стихотворение поэта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

Кодекс дворянской чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Обобщение материала по произведению А. С. Пушкина...

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Урок литературы в 7 классе по теме «Проблема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Цель урока: привлечь внимание обучающихся к главным проблемам повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»;образовательные: -          рассуждение ...