Кодекс дворянской чести в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Обобщение материала по произведению А. С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvoryanskiy_kodeks_v_kapitanskoy_dochku_pushkina.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : « Кодекс дворянской чести в повести  А.С. Пушкина

 « Капитанская дочка»

 Место урока в программе  по литературе- изучение творчества Пушкина

Тип урока- обобщение изученного материала

Форма урока: урок-исследование

Решаемые учебные проблемы- развивать понимание особенностей художественного произведения  как искусства слова ;. развивать умение  раскрывать стилевые особенности  текста автора , умение  анализировать  произведение в единстве формы и содержания

Помочь обучающимся понять сложность и многогранность тематики повести;

актуализировать знания и умения, связанные с характеристикой литературного  героя;

развивать навык самостоятельной работы с текстом, умение высказываться, аргументировать свое мнение;

показать значение родительского воспитания в становлении духовных качеств человека;

провести анализ отдельных глав повести и сформулировать  кодекс чести дворянина 18 века , составить свой собственный герб, выработать позицию в жизни. 

Развивающие:

Формировать исследовательские навыки;

Развивать связную речь учащихся: понимание авторской позиции и умение высказывать и доказывать свою точку зрения на героя или проблему.

Воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности перед собой и обществом за поступки;

Воспитывать нравственные качества: порядочность, честность, верность долгу и человеку; воспитание чувства ответственности за воспитание будущих детей, воспитание чувства уважения к своим родителям

Оборудование: мультимедийная презентация, инструктивные карточки

Межпредметные связи: ИЗО, история, музыка

Ценность урока:

Проблемные вопросы ставят учащихся в позицию исследователей, ведущих поиск истины;

Прием актуализации  мира вещей, неожиданные вопросы стимулируют познавательную активность детей;

Учащиеся понимают, что борьба чести и бесчестья-это не только  вопрос литературы , а закон жизни.

Ход урока

Предтекстовый структурный элемент урока

Этап 1.Вхождение в  тему урока

СЛАЙД1

Ориентация учащихся на тему урока( Кодекс дворянской чести  в повести «Капитанская дочка»)

Сообщение об учебном материале урока ., об использовании ИКТ, о формах и видах работы. Выводы и обобщения в соответствии с темой и целями урока.

Этап 2 Подготовка к вхождению в текст

Учитель:

Прослушайте отрывок стихотворения Г.Р .Державина и ответьте на вопрос: о чем идет речь.

СЛАЙД2

Довольно именем известна я своим,

Равно клянется плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.

Блаженству чистых душ могу служить одна;

А меж злодеями не быть я создана.. ( речь идет о таком понятии как честь)

Лингвистическая кладовая:

Слово  «  честь»  встречается в произведениях  Пушкина 340 раз. Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия. В словарях разных стран с этим понятием количество слов и выражений разное:

В русском-28

В английском-14

Португальском-31

Японском-64

Цитатная дорожка:

СЛАЙД3

Скажите мне, а что такое честь,

И с чем ее сегодня можно съесть,

А может, да простят меня, невежду,

Ее на теле носят , как одежду,

Скажите мне, коль это не секрет, что, честь имеет вкус, объем и цвет.

А может, кто-то знает ей и цену,

Тогда -добро пожаловать на сцену!

Какое высказывание из цитатной дорожки кажется вам наиболее убедительным, чтобы раскрыть проблему чести, ваше мнение

Ответ( очень часто происходит так, что цена чести- жизнь человека.

Скажите, а как это связано с самим Пушкиным, с его биографией

СЛАЙД4

 ( всем известен тот факт, что Пушкин был смертельно ранен на дуэли с Дантесом, защищая честь своей жены  и отстаивая честь фамилии. 

Учитель :

СЛАЙД5

  Сам Пушкин говорил: «  Мне нужно, чтобы имя и честь мои были неприкосновенны во всех уголках России»

ДЗ  Зачитаем высказывания великих людей ( опережающее дз)

Подберите слова с подобным корнем: честный, честность, честолюбие

Вам были даны задания подготовить высказывания известных людей о чести на отдельных листах( 10 человек) Каждый из группы зачитывает, прикрепляет на доску.

  Во времена рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. Достоинство свое, членов семьи защищалось на дуэли.

СЛАЙД6

А  Д. С. Лихачев напишет:  «Если бы Пушкин не вызвал на дуэль, не защитил честь своей жены, он никогда бы не защитил честь поэзии. Поэт не может быть с запятнанной репутацией.»

Для Пушкина честь, благородство, совесть были важнейшими достоинствами человеческой души. Поэтому эпиграф к повести « Береги честь смолоду, а платье снову».

СЛАЙД СЕМЬ

Определим круг проблем:

Сохранить честь…Важно ли это

1.Легко ли жить по законам чести

2.Как сберечь честь в самых критичных ситуациях

3.От чего зависит выбор жизненного пути человека

4.Какой жизненный опыт можно приобрести, читая повесть

 Учитель:

Именно на эти вопросы придется ответить Петруше Гриневу, в 16 лет выпущенному отцом на самостоятельную дорогу жизни.

Ребята, продолжите высказывание В.Г.Белинского:

СЛАЙД8

« Читая Пушкина, можно превосходным образом……»

( Работа со словарем нравственных категорий)

(Воспитать в себе человека)

1.Уплата долга за проигрыш. Благодарность за спасение

СЛАЙД9

    Итак, Гринев получает родительское благословение и отправляется в самостоятельную дорогу. Что такое здесь дорога. Это только лишь слово в его прямом лексическом значении или нечто большее. Давайте подумаем

 (Ответ: сюжет повести завязан на дороге и развивается на ней. Это не только путь Гринева из дома в Белогорскую крепость или куда- то еще. Это  его нравственный путь : передвижение по жизни, это нравственная дорога ,на которой встречается поворот  « Любовь»,  « Смелость», « Честность», « Благородство», « Предательство» и др. Т.Е. Дорога не прямая, а очень извилистая.

СЛАЙД10

 Смысловое поле слова « дорога», в каких сочетаниях мы употребляем это слово

1.Дорога жизни

2Жизненный путь

3.Дорога к счастью

4Дорога чести

5.Заблудился на дороге жизни.

На примере « Капитанской дочки» давайте проследим, как дорога испытывает Петра Гринева.

 Какие важные встречи, события произошли с Гриневым по дороге в Белогорскую крепость

1.Встреча с Пугачевым

2.Проигрыш Зурину и самостоятельное решение отдать долг

3Образ дороги как судьбы человека.

4.У Пугачева и у Гринева дороги разные, но они пересекаются

Кадетский вальс

СЛАЙД11

 Душу-Богу

Сердце-Даме

Жизнь-Государю

Честь-никому!

Эта точка зрения органично вписывается в систему взглядов Пушкина, а пословица, которую автор вынес в эпиграф, говорит о чести как о чувстве многомерном, которое достается ему от предыдущих поколений.  Речь идет о чести семейной. Пушкин был убежден, что высшие проявления чести можно понять тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной.

Семейная честь-это общественная оценка  семьи, это фамильная святыня.

СЛАЙД12

« По отцу и сыну честь»

Ответьте на вопрос: С какой целью пишет ГРИНЕВ СВОИ ЗАПИСКИ

Он хочет рассказать потомкам о трудностях, с которыми пришлось столкнуться, о том ,как сохранить честь, призывает беречь ее.

СЛАЙД13 ТАБЛИЦА

Ребята, я предлагаю вам заполнить таблицу на 3 героев повести. Вам будет дан перечень слов, вы возьмете только те, которые необходимы для характеристики  конкретных персонажей.

Гринев

Пугачев

Швабрин

Подлость,  впечатлительность, жестокость, предательство, смелость, великодушие, жестокость, храбрость, решительность, доброта, слабость духа,

Преданность,  вспыльчивость, трусость, верность, одиночество, хитрость, искренность, властность, изворотливость, потребность в любви, милосердие, прямодушие, благодарность.

Предыдущая работа поможет вам выполнить следующее задание:

СЛАЙД14. ГЕРБ ГРИНЕВЫХ

Какие слова вы возьмете для характеристики семьи ГРИНЕВЫХ

Давайте попробуем изобразить его, учесть нужно те нравственные уроки, с которыми столкнулся главный герой.

На гербе д.б. слова честь ,долг, совесть благородство служить верно, смелость, решительность, отвага, верность, любовь, мужество, стойкость, милосердие …

СЛАЙД15. ЧЕСТЬ СЕМЕЙНАЯ

Сформулируйте правила воспитания в семье Гриневых:  по главе 1.

Используем  метод незаконченного предложения.

1.Честь семейная.

Заниматься воспитанием следует…..( с самого рождения ребенка)

Дети должны почитать ( родителей своих)

 Нужно приучать ребенка ….к труду, самостоятельности. Не решать  за него.

2. Уплата долга . Почему Гриневу важно отдать деньги Зурину.

Петр Гринев прощается с родителями и едет служить в самом скучном расположении духа. Вместо столичной жизни его ждет унылая гарнизонная  жизнь в оренбургских степях.. По дороге ему встречается Зурин,чем больше прихлебывает Гринев вина, тем отважнее становится:  « вел себя как мальчишка, вырвавшийся на волю».

Используя прием перевоплощения, разыграем диалог.

Скажите, умеет ли анализировать свои поступки Гринев

Да, умеет, в данном диалоге Гринев говорит со своей совестью, сердцем. Мы видим , что ему стыдно за необдуманные поступки.

Да,  Гринев поддался искушению . И первое испытание не в его пользу. Почему он согласился играть

Ему была интересна  «такая жизнь» он не знал ее до той поры.

А почему тулупчик отдал.

По –христиански; увидел раздетого человека. Ни вора и пьяницу, а человека.

Но даже здесь благородство и милосердие  берет верх: долг отдал, тулуп пожаловал. Кажется  ,что это мелочи, но ведь с таких мелочей начинаются большие поступки.

Вывод: Гринев-совестливый и честный человек.

СЛАЙД16. Работа над созданием кодекса чести( путем формулировки утверждения)

Человек чести всегда….добр, бескорыстен в общении с другими.

Он  всегда готов прийти на помощь….( из чувства милосердия, уважения к человеку)

Для настоящего дворянина не должно быть зазорным… (раскаяться, признать свою вину)

3  часть

ПОЕДИНОК ЧЕСТИ. Момент истины

Наступили события , ради которых собственно и была написана повесть.

Во время Пугачевского бунта проявились нравственные качества одних и низость других героев произведения. Крепость захвачена. Это момент истины для всех. Мы знаем, что погибают и комендант, и В.Егоровна ,и многие другие..

« Целуй руку..Целуй руку, говорили многие около меня. Но я предпочел бы лютую казнь такому подлому выбору..»

Это выбор чести. Здесь Гринев одержал важную победу.

4 часть

Арест Гринева. Самопожертвование ради доброго  имени Маши Мироновой.

Гринев арестован и отказывается представить свидетелей тех событий. Почему.

Ему важно  из соображений чести не называть имя своей любимой, а других свидетелей нет.

ОПЯТЬ СЛАЙД16

Продолжаем дальше работать над кодексом.

  Остается верен ….( присяге)

Всегда готов встать на защиту …( чести и достоинства)

Проявляет .. ( благородство души), готов … ( жертвовать собой ради спасения девушки)

Итак, пословица , которую автор выносит в эпиграф выполняет роль жизненного талисмана, который помогает преодолеть жизненные испытания.

 Подведем  итог:

Из чего будет состоять кодекс дворянской чести:зачитывают

Человек чести всегда добр, бескорыстен в общении с другими.

Он  всегда готов прийти на помощь из чувства милосердия, уважения к человеку

Для настоящего дворянина не должно быть зазорным раскаяться, признать свою вину.

  Остается верен  присяге

Всегда готов встать на защиту  чести и достоинства

Проявляет  благородство души, готов  жертвовать собой ради спасения девушки.

Честь-достойные уважения и гордости моральные качества  личности.

Достоинство-совокупность высоких моральных качеств, уважение этих качеств в себе.

Обобщим материал текста:

ЧЕСТЬ:Наказ отца быть солдатом  (пускай послужит он в армии…)

ЧЕСТЬ-дуэль со Швабриным

ЧЕСТЬ-долг офицера( следовать туда,где служба  моя могла еще пригодиться…)

ЧЕСТЬ-отказ от службы у Пугачева( я природный дворянин…)

ЧЕСТЬ- ответственность за чужую судьбу

Гринев простой русский человек, по натуре очень честный , чуждый всякой фальши. Цель записок Петра Гринева-дать своим потомкам представление о чести семьи, о трудностях , с которыми пришлось столкнуться в жестокую эпоху, и призыв беречь ее в новом 19 веке.

Оценки

ДЗ

1.Какие исторические личности упоминаются в повести

2.Почему повесть называется « Капитанская дочка»

3.Какие символические  образы использует Пушкин в произведении

Вопросы по ходу чтения:

1.Почему Пугачев предлагает так много Гриневу

( Ему Нужен такой преданный человек)

2.Почему Пугачев , услышав отказ Гринева, не казнил его.

( он оценил честность Гринева, его преданность данному слову, смелость тоже , ведь  и самому Пугачеву не чужды эти понятия, понятия чести и долга.

3Честно поступил Пугачев по отношению к Гриневу

( Да, ведь Гринев не видел в Пугачеве пьяницу, он видел  в нем человека,  поэтому Пугачев ценил в Гриневе его лучшие качества:  честность. смелость и умение быть милосердным по отношению к другим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Проблема чести, достоинства и нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»....

Дорога чести Петра Гринева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Сформировать  понятия  чести на основе поступков героя, способствовать осмыслению произведения углубить понимание идейно - художественного богатства повести....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Рекомендации к самостоятельному летнему чтению повести А.Пушкина Капитанская дочка

Подростку очень трудно самостоятельно разобраться в произведении литературы 19 века, так как ему далеки и непонятны язык, стильписателя, поведение и привычки героев, нравственные ориентиры людей далёк...