Урок литературы в 6 классе по теме "М.Ю.Лермонтов. Стихотворение "Тучи". Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе".
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Разумова Ольга Юрьевна

Данный урок является программным в курсе изучения литературы в 6 классе. На нем предлагается использовать интернет-ресурсы сайтов "Единая коллекция ЦОР" и "ФЦИОР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_po_tvorchestvu_m.yu_.lermontova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА

________________________________НАЧАЛО ФОРМЫ___________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Урок 16. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

ФИО (полностью)

Разумова Ольга Юрьевна

Место работы  

ГБОУ СОШ с. Кошки

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

литература

Класс

6

Тема и номер урока в теме

Урок 16. М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта-изгнанника о своей судьбе.

Базовый учебник

Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях./ Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. -  .М., Просвещение, 2010г.

  1. Цель  урока: продолжить знакомство учащихся с биографией М.Ю.Лермонтова, познакомиться со стихотворением «Тучи», продолжить работу над анализом стихотворных текстов М.Ю.Лермонтова.

9. Задачи:

- обучающие:

- знакомство с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, лирикой поэта;

- углубление знаний об особенностях стихотворной речи М.Ю.Лермонтова (инверсия, стихотворный размер);

- формирование умений анализировать лирические произведения, выявлять их глубинный смысл;

-развивающие:

- развитие воссоздающего и творческого воображения личности учащихся;

-воспитательные:

- развитие коммуникативных качеств хорошей речи;

- воспитание самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях: любви к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М.Ю.Лермонтова.

  1. Тип урока: изучение новой темы.
  2. Формы работы учащихся: коллективная
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска.
  4. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный

Создает благоприятную обстановку. Привлекает детей к открытию новых знаний

Настраиваются на урок

1

2

Целеполагание

Подводит учащихся к постановке целей

Ставят цели

2

3

Повторение.

Просмотр видеофрагмента «История одного шедевра. П.Заболотский. Портрет М.Ю.Лермонтова. (Произведения искусства из собраний Государственной Третьяковской галереи).

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48623/?interface=themcol

Организует просмотр видеофрагмента

Просматривают видеофрагмент «История одного шедевра. П.Заболотский. Портрет М.Ю.Лермонтова) на интерактивной доске

9

4

Беседа после просмотра видеофрагмента.

Задаёт вопросы после просмотра

Отвечают на вопросы:

-Что нового вы узнали о судьбе М.Ю.Лермонтова?

- О каких произведениях поэта говорит ведущий?

2

5

Прослушивание аудиозаписи «М.Ю.Лермонтов «Парус». (Читает А.Невраев).

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3de0e69c-402f-7a4f-2812-8a4314ba8692/Lermontov-Parus.mp3

Организует прослушивание стихотворения

Слушают чтение стихотворения в исполнении А. Невраева

1

6

Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

Слушает чтение стихотворений

Выразительно читают стихотворение

5

7

Вопросы после прочтения и прослушивания стихотворения

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы

2

8

Работа над стихотворным размером стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a80fcb6-9489-4b23-be30-8661c9ff6d16/%5BLI6RK_7-03%5D_%5BTR_02%5D.swf

Организует работу по определению стихотворного размера

Учащиеся определяют стихотворный размер, выделяя ударные гласные нажатием левой кнопки «мыши». В случае затруднения они обращаются к активной ссылке «Как определить стихотворный размер». Учащиеся могут проверить правильность своего ответа и повторить задание, если допустили ошибку

2

9

Выставка работ (иллюстраций) учащихся по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Парус»

Организует просмотр работ учащихся

Просматривают и комментируют свои работы

2

10

Минутка здоровья

Проводит физминутку

Выполняют упражнения

3

11

Новый материал. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Чтение статьи из учебника об истории написания стихотворения «Тучи» (с. 163)

Организует работу с текстом

Читают статью из учебника

5

12

Чтение учителем стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи»

Выразительно читает стихотворение

Слушают чтение учителя

1

13

Анализ стихотворения, работа над изобразительно-выразительными средствами в стихотворении, определение размера стихотворения

Задаёт вопросы по содержанию стихотворения, организует поиск ответов

Отвечают на вопросы, определяют размер стихотворения,  делают выводы

5

14

Итог урока

Мотивирует учащихся на подведение итогов урока

Подводят итоги урока

2

15

Рефлексия

Мотивирует учащихся на рефлексию.

Отвечают на вопросы

2

16

Постановка задания на дом

Тренажёр для заучивания стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи».

http://www.fcior.edu.ru/card/11957/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-tuchi-istoriya-sozdaniya-stihotv.html

Предлагает домашнее задание, даёт рекомендации

Работая на тренажёре, учащиеся последовательно выполняют задания: вставляют пропущенные слова в строчки, прослушивают чтение стихотворения «Тучи» М.Козаковым. Тренажёр позволяет учащимся проследить процент выполнения модуля и время, затраченное на работу

3

Приложение к плану-конспекту урока

__М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Раздумья поэта – изгнанника о своей судьбе.________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/

Мультимедиа

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/6e5e3dad-f756-4d41-967a-909ef5813fdc/48623/?interface=themcol

2

ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/

Аудиозапись

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3de0e69c-402f-7a4f-2812-8a4314ba8692/Lermontov-Parus.mp3

3

ЕК ЦОР

http://school-collection.edu.ru/

Практический, интерактивный

Тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a80fcb6-9489-4b23-be30-8661c9ff6d16/%5BLI6RK_7-03%5D_%5BTR_02%5D.swf

4

ФЦИОР

http://www.fcior.edu.ru/

Практический, интерактивный

Тренажёр

http://www.fcior.edu.ru/card/11957/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-tuchi-istoriya-sozdaniya-stihotv.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

повторительно-обобщающий урок в 10 классе по обществознанию по теме "Человек и общество" в форме "Своя игра"

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ урок по учебнику Боголюбова  после 1 и 2 глав "Общество" и "Человек", класс делится на группы, которые поочерёдно выбирают рубрику и вопрос. При правильном ответе баллы д...

Урок в 7 классе "Why do you love your school?" ("Почему ты любишь свою школу?")

Урок для учащихся 7 класса по УМК Биболетовой М.З....

Урок литературы 5 класс по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»".

План-конспект урока литературы 5 класса по теме "Тема судьбы в легенде А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»". Тип урока: традиционный....