Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
методическая разработка (литература, 11 класс) на тему

Овчинникова Светлана Николаевна

Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.

В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся трамвай".

Цель мастерской - приращение нового знания об особенностях поэтики модернизма на основе анализа лирического текста, выявление различных"уровней текстовой информации"(И.Р.Гальперин) для возможностей целостного восприятия данного стихотворения в контексте творчества Н.С.Гумилёва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_uchitelya.docx14.35 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя-словесника школы №258 Колпинского района Овчинниковой Светланы Николаевны

по теме: «Использование инновационных технологий в преподавании литературы».

        Фрагмент урока

при изучении раздела  «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»

(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) -

 «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».

Образовательная технология – мастерская построения знаний на основе

поисковой деятельности учащихся при анализе лирического текста.

В центре исследования – стихотворение Н.С.Гумилева «Заблудившийся трамвай».

Цель мастерской – приращение нового знания об особенностях поэтики модернизма на основе анализа  лирического текста, выявление различных «уровней текстовой информации» (И.Р.Гальперин) для возможности целостного восприятия данного стихотворения в контексте творчества Н.С.Гумилева.

Часть первая. Слово «мастера».

Учитель знакомит участников мастерской с основными понятиями при анализе текста:

1 уровень – извлечение фактической (линейной ) информации: о ком говорится ,что происходит в тексте произведения?

2 уровень – выявление  подтекстовой информации: каково авторское понимание связей между явлениями, словами и т.д.?

3 уровень – формулирование концептуальной информации о произведении:

какова идея , основной смысл, ради чего написано произведение?

Часть вторая.

Начало мастерской. Индуктор.

1.Запишите название стихотворения – «Заблудившийся трамвай».

Напишите свои ассоциации и с названным  «предметом», и с авторским «эпитетом» к нему.

2. «Социализация». Прочитайте (по группам) , какие аллюзии у вас возникли.

3.Актуализация поиска: «Можно ли дать однозначный ответ при обращении только к названию текста?» Попытаемся разгадать загадку образа через исследование поэтического текста с необычным заглавием.

Поисковая часть. Этапные задания.

1.Извлеките из стихотворения фактическую информацию , запишите, распределяя по каждой из 15-ти строф стихотворения: «Как герой совершает путешествие? Где он побывал? Кого видел в начале и в конце пути? Какие чувства испытал?»

2.Выявите образы, описания, элементы сюжета, которые несут не прямой, а скрытый в подтексте, образный, символический характер (например: «вороний грай», «бездна времен», «Индия Духа», «палач»,образы «Машеньки», «Императрицы», «всадника», «нашей свободы» и т.д.)

3.Дайте свою интерпретацию этих символов, исходя из контекста .

4. «Предъявление» результатов (по группам).

5.Сопоставление результатов и формулирование общих «промежуточных»

выводов по осмыслению стихотворения.

Заключительный этап.  Выводы  по концепции произведения. Рефлексия.

1.Каким вам представляется смысл стихотворения в целом?

К каким  «открытиям» в себе пришел герой? (Познание самого себя и обретение духовной свободы через образ Машеньки - России).

Как отразились в данном произведении особенности поэтики модернизма?

2.Напишите, что нового вы узнали о творчестве Н.Гумилева, поэтике текста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Использование инновационных технологий в преподавании русского языка"

В докладе подробно рассказывается об инновационных педагогических технологиях, о том ,какую  роль они играют в современном образовательном процессе. Приведены фрагменты конспекта урока с ис...

Использование инновационных технологий в преподавании математики

Инновационные  технологии-алгоритм последовательных действий, в системе вытекающих одно из другого, направленных на получение положительного конечного результата, альтернативные технологии, связа...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙВ ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Использование инновационных технологий в преподавании Географии

В наше время цели общего среднего образования переживают трансформацию. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а чер...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Данная статья раскрывает особенности использования инновационных педагогических и информационных технологий в системе преподавания курса основ безопасности жизнедеятельности в образовательных учрежден...