«Использование инновационных технологий в преподавании иностранного языка»
статья по немецкому языку по теме

Пестина Светлана Николаевна

выступление на РМО учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nem.yaz_.doc173 КБ

Предварительный просмотр:


Отдел образования МО Каменский район Тульской области

РМО учителей иностранного языка
















Доклад на тему:


«Использование

инновационных технологий

в преподавании иностранного языка»










Подготовила: Пестина Светлана Николаевна,

                                                           учитель немецкого языка

                                                            МБОУ «Закопская СОШ»














Август 2011-08-29

Внедрение инновационных технологий в учебный процесс взаимосвязано с совершенствованием содержания и методов образования в процессе обучения иностранным языкам применительно к потребностям современной жизни. Приоритетным направлением развития современной школы стала гуманистическая направленность обучения, в центре внимания – ученик, его личность. Поэтому основная цель современного учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Принцип  вариативности, провозглашенный  на сегодняшний день в российском образовании, дает возможность выбирать и строить педагогический процесс по любой модели. Так, разрабатываются различные варианты содержания образования, практически обосновываются новые идеи и технологии. В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Педагогическая  технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса ”.

Использование современных  педагогических технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, позволяет применить личностно-ориентированную интерактивную образовательную технологию, способствует преодолению психологического барьера в использовании иностранного языка как средства общения, даёт возможность избежать субъективной оценки и повышает эффективность обучения и качество образования.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, реализуемых на уроках иностранного языка  можно выделить следующие:

1. Обучение  в сотрудничестве (эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности всех учащихся группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования умений и навыков. Ученики разные: одни быстро усваивают материал, другим требуется значительно больше времени на осмысление материала, дополнительные примеры, разъяснения. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого члена группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у более подготовленных непонятные им вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы разобрались в материале; кроме того, сильный школьник будет иметь возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути.

При этом необходимо соблюдение основных принципов сотрудничества:

1. Группы учащихся формируются учителем до урока, с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. Если группа работает слаженно, нет необходимости менять ее состав.

2. Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы (роли распределяют сами ученики, учитель может дать рекомендации).

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы, важно, что оцениваются не только знания, но и усилия, вклад каждого учащегося. В ряде случаев можно доверить ребятам оценивать результаты собственного труда.

4. Учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание. В ряде случаев это может быть слабый ученик (в нашем предмете это могут быть лингвистический, грамматический, лексический аспекты). Если слабый ученик в состоянии изложить результаты совместной работы группы, значит, цель достигнута и группа справилась с заданием. 

На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве:

1. «Ажурная пила, машинная ножовка»: этот вариант разработан профессором Элиотом Аронсоном в 1978 году. Учащиеся объединяются в группы по шесть человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда может работать над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом. Проводятся встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается. Результаты суммируются. Команда, набравшая большее количество баллов, награждается.

2.«Учимся вместе»: класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. Основные принципы - награда всей команде, индивидуальный подход, равные возможности - работают и здесь. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого в выполнении общего задания. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую - достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально - психологическую - осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Роль учителя - контроль.

«Исследовательская работа учащихся в группах»: акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся могут работать индивидуально или в группах до шести человек. Они выбирают подтему общей темы, которая намечена для изучения всем классом. В малых группах эта подтема разбивается на индивидуальные задания для отдельных учеников. Каждый вносит свою лепту в общую задачу. Совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще этот вариант работы используется в проектной технологии.

Основные принципы - одно задание на группу, одно поощрение на группу, распределение ролей - соблюдается во всех случаях.

Работа с новой лексикой:класс разбивается на несколько подгрупп. Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в малых группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести словосочетания. В карточке обязательно дается ключ для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из партнеров дает задания и проверяет по ключу свои карточки. Затем учащиеся меняются ролями. После этого пары объединяются в четверки и тренируются в правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание, остальные пишут, затем сверяют. Если кто-то ошибся, то должен написать слово (словосочетание) несколько раз до запоминания. Затем группе дается письменное упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе. Это задание выполняется «по цепочке» (один начинает, остальные продолжают друг за другом).

Работа над грамматическим материалом:при изучении грамматики часто используется либо вариант «Учимся вместе», либо «Ажурная пила, машинная ножовка».

Например, при изучении темы Futurum l und 2 классу предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления», «Указатели» и «Схемы». Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.

Вариант «Учимся вместе»: каждой группе выдаются карточки с типовыми предложениями по изучаемой, пододранные так. чтобы первая группа выявляла основные случаи употребления времени - описало действия; вторая нашла указатели, слова - помощники; третья составила схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома. На следующем уроке можно предложить различные упражнения, задания для проверки знаний каждого ученика по изучаемой тематике. В варианте «Ажурная пила машинная ножовка» все группы заполняют таблицы целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме. Обычно после такой работы дается тест каждому индивидуально. Результаты суммируются и выставляется оценка группе.

Работа в группах на уроках чтения:

Для работы в группах обычно готовятся карточки задания: найти в тексте; найти ошибки и устранить их. 

Можно выделить, приемы, применяемые на коллективных заданиях при изучении иностранного языка.

1. Прежде всего, это работа в паре, связанная  со взаимной проверкой знаний отдельных слов и выражений   на изучаемом языке. Работа может производиться в устной форме, а также с использованием карточек, на которые записаны слова и выражения. (по 10,20,30).

2. Совместная работа над  новым текстом. Один ученик читает, другой работает со словарем. Новые слова записываются в словарик или карточку.

3. Работа по новому тексту, если перевод одному уже знаком, а другой берется за этот текст впервые. Последний читает под контролем более знающего товарища.

4. Участники занятий имеют разные тексты, и каждый из них готовит соседа по новому тексту читать, правильно переводить, дает значение новых слов. Ученики в данном случае работают как учителя и переводчики.

5. Работа над текстом может идти и по методике, разработанной в свое время  А.Г. Ривиным для изучения научной и философской литературы. Предшествующим этапом может быть работа не по абзацам, а только над отдельными предложениями (фразами) из абзаца.

Например, берется одним учеником тема или рассказ, который состоит из 4-х предложений. Примерно такие же по объему темы (рассказы) у других учеников. Как строится работа? Ученик прорабатывает со своим первым партнером первое предложение (слова, перевод, вопросы к предложению: кто? где? когда? и т. д.).

        Когда фраза усвоена и соответствующая работа проведена над одним предложением по теме (рассказу) моего партнера, я перехожу к новому товарищу, которому зачитываю или по памяти воспроизвожу только что изученную фразу. Берем следующее предложение и проводим над ним такую же работу. Следующему товарищу – третьему - называются два предыдущих предложения и начинается работа над третьим предложением. Последнему товарищу дается первым учеником и чтение  текста, и перевод, и вопросы, и пересказ.

6. Работа в парах сменного состава может быть успешно применена при разучивании стихотворений. Сначала стихотворение разбирается в классе, делается перевод, выписываются новые слова, выразительно читается учителем. Потом идет его проработка; ученики учат его наизусть по частям, работая друг с другом по очереди.

Можно разучивать стихотворения без предварительной классной работы. Сначала учитель может проработать новое стихотворение с одним учеником, а затем это стихотворение ученик разучивает по частям, работая с разными партнерами по очереди.

7. Поабзацная проработка текстов по методике А. Г. Ривина. Этот прием может быть использован только на более высоком уровне знания изучаемого языка.

8. Выполнение упражнений по учебнику. Преуспевающий ученик может быть использован для консультаций и контроля.

9. Взаимные диктанты. Для взаимных диктантов может служить любой изучаемый текст. Для взаимных диктантов можно брать отдельные слова и выражения. Обильный материал для взаимных диктантов  - упражнения по учебнику.

В работе также используются различные памятки (см. Приложения 1,2).

Приложение 1

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ

Очень часто на уроках немецкого языка вы будете выполнять задания с кем-то из одноклассников. Это, конечно, веселее, но главное - полезнее, хотя работать вдвоем так, чтобы получилось в два раза лучше, чем в одиночку, - непросто!

Почему? Да потому, что вы - разные. И подготовка у вас может быть разная. Что же делать?

1) Если вы видите, что ваш одноклассник (напарник) справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2) Если ваш напарник справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляйте этим. Не обижайся на одноклассника, если он исправит ту или иную ошибку.

3) Если вы выполняете задание с напарником, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну, помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Запомнить: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему однокласснику (напарнику). Вы в ответе за него, он за тебя.

Приложение 2

Памятка

Ваша группа работает над проектом на заключительном этапе обучения иноязычному общению на тему: «…».

Помните, что проект - это самостоятельно планируемая и реализуемая работа, в которой речевое общение включено в контекст другой деятельности (соревнования, игры, путешествия,…). Поэтому успешность этой деятельности зависит от того, насколько легко и свободно вы можете общаться при ее обсуждении и выполнении, появятся ли у вас оригинальные мысли и нестандартные решения, а также усердие и желание сделать проект интересным.

Не забывайте, что вы все должны работать с полной отдачей при создании проекта, помогать друг другу по мере необходимости, оказывать моральную поддержку, чувствовать ответственность за результаты совместной работы.

Когда вы получите рекомендации, организуйте;

а) их прочтение всеми членами группы для выявления целей проема, порядка выполнения действий и ожидаемого результата;

б) планирование работы, обсуждение элементов проекта, изготовление набросков;

в) распределение обязанностей;

г) выполнение заданий, предлагаемых и рекомендациях, па уроке или дома;

д) обсуждение подготовленных материалов, внесение уточнений, исправлений, дополнений по мере необходимости;

е) презентацию проекта.

4. При подведении итогов работы над проектом будьте сдержанны, объективны, принимайте во внимание все точки зрения, взвешивайте все «за» и «против», четко излагайте свои мысли.

Приложение 3

Примеры карточек для работы в группах над лексическим материалом по теме «Das Wetter»

1. Изучение новой лексики (лексика вводится фронтально).

Das Wetter   Der Himmel      Die Sonne     Der Wind      Scheint

2. Работа в парах.

а). Ведущий сначала называет фразу / словосочетание по-немецки; партнер повторяет ее и переводит на русский язык.

б). Ведущий называет русское предложение / словосочетание; партнер переводит его на немецкий язык письменно, затем произносит вслух.

Карточка №1. Russisch:  Солнце светит ярко.         Погода плохая.           Небо - серое. Зимой идет снег. Весна - теплое время года.

Deutsch: Die Sonne scheint helle. Das Wetter ist schlecht. Der Himmel ist grau. Im Winter schneit es. Der Fruhling ist warme Jahreszeit.

Карточка №2.

Russisch: Погода - хорошая. Лето - жаркое время года. Дуст сильный ветер. Идет сильный дождь. Небо - синее.

Deutsch: Das Wetter ist gut.  De Sommer ist warme Jahreszeit. Er weht starke Wind. Er regnet stark. Der Himmel ist blau.

3. Диктует капитан команды.

Карточка №3. Перевести на немецкий.

Погода das Wetter             Облако Wolke          Время года die Jahreszeit                Ярко hell

Солнце die Sonne             Дождь der Regen                     Светит Schient            Снег der Schnee

Ветер Wind                          Сильно stark                                Небо der Himmel

4. Контрольное задание группе, выполняемое по цепочке.

Карточка №4.

Перевести предложения на немецкий.

Летом солнце светит ярко. - Im Sommer scheint die Sonne hell.

Погода сегодня теплая. - Das Wetter ist heute warm.

Зима - холодное время года. - Der Winter ist kalte Jahreszeit.

Осенью часто дует ветер. - Im Herbst weht Wind oft.

Сейчас идет сильный снег. - Jetzt schneit es stark

Не вызывает сомнения тот факт, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности (например, методу проектов );

2. Метод проектов ( Проект можно рассматривать как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности. Проекты  могут подразделяться на монопроекты, коллективные, устно-речевые, видовые, письменные и Интернет-проекты, хотя в реальной практике зачастую приходится иметь дело со смешанными проектами, в которых имеются признаки исследовательских, творческих, практико-ориентированных и информационных. Работа над проектом - это многоуровневый подход к изучению языка, охватывающий чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. На мой взгляд, проектное обучение актуально тем, что учит детей сотрудничеству, а обучение сотрудничеству воспитывает такие нравственные ценности, как взаимопомощь и умение сопереживать, формирует творческие способности и активизирует обучаемых. В общем, в процессе проектного обучения, прослеживается неразрывность обучения и воспитания.

Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.

Проектная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать, понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе.

Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы, для этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества);

С целью повышения эффективности обучения устной речи учащихся на уроках немецкого языка был проведен проект «Мое родное село» Работа по проекту проводилась на уроках немецкого языка и во внеурочное время с учащимися восьмого класса.

Актуальность проекта заключается в следующем:

-продуктивный способ сбора, изучения и анализа дополнительной, интересующей информации.

-эффективный путь развития и совершенствования устной речи (монологической и диалогической).

-самостоятельное изучение достопримечательностей родного села и его истории. 

-обучение происходит в сотрудничестве, что способствует развитию навыков взаимопомощи, взаимовыручки.

Работа по созданию проекта «Мое родное село» заняла более месяца и была разделена на несколько этапов.

 Цель, которая была поставлена перед началом работы над проектом, достигнута. "Гиды” значительно расширили свой кругозор, обогатили словарный запас, без боязни вступали как в импровизированные диалоги с встречавшимися иностранными "туристами”, так и в дискуссии со своими сверстниками во время защиты проекта в классе, сумев использовать в своей речи весь изученный материал о родном селе.

Учащиеся получили достаточно высокие оценки по проектной деятельности, так как были заинтересованы в разработке и презентации проекта в форме экскурсии. В ходе работы над проектом были использованы видео и аудио материалы, ресурсы сети Интернет, работа со словарями. Газеты , журналы были изготовлены с помощью компьютерных технологий. При подготовке к презентации проекта учащиеся использовали  анимацию,изменения и выделения наиболее значимой информации при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Кроме этого в презентацию добавили фотографии, схемы, таблицы.

 Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.

В ролевой игре участие принимали две группы: гиды и иностранные туристы.По результатам проверки устной речи в ходе следующих уроков выяснилось, что произошли изменения в следующем:

-пополнился лексический запас учащихся;

-высказывания стали более логичными;

-реализуются коммуникативные задачи;

-допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию;

-увеличилось время говорения.

3. Модульное обучение ( Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности учащихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Только те педагогические технологии имеют успех в развитии личности ученика, которые включают в себя рефлексию, т.е. чтобы ученик осознавал себя, оценивал себя глазами других и отвечал за свои действия. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения.

Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому учащемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Воспитание ученика-исследователя - это процесс, который открывает широкое пространство для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск. Делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребёнка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда. Такое обучение характеризуется творческим усвоением знаний, исходя из внутреннего хода развития каждого ребёнка. Учебное исследование позволяет обучаться школьнику в зоне его ближайшего развития. Опора при таком обучении делается на те мыслительные процессы, которые уже развиты, а активизируются те, которые находятся в процессе созревания. И таким образом, применение данной технологии позволяет  сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению иностранного языка.

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения:

1 принцип модульности предполагает:

а) конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед учеником цели,

б) представление учебного материала законченным блоком,

в) интегрирование различных видов и форм обучения;

2 принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают  разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных – на курс, класс – на основе структурирования содержания образования;

3 принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа урока с позиции адаптивности, комфортности ученика;

4 принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5 принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности ученика через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6 принцип успешности каждого ученика, использование стимулирующего поощрения активной деятельности ученика при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7 принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т.д.)

Приступая к проектированию модульной программы, учитель должен осознать и определить свои новые функции. Их новизна в том, что учитель:

- управляет познавательной деятельностью ученика, т.е. переходит с позиции носителя знаний в позицию организатора собственно-познавательной деятельности учащихся;

- мотивирует познавательную деятельность ученика на уроке за счет коммуникации, взаимопонимания, и добивается положительного отношения к предмету;

- организует самостоятельную работу на уроке, включая работу с информационными материалами;

- использует коллективные способы обучения, включает всех учащихся в коллективную творческую деятельность, организует взаимопомощь;

- создает ситуацию успеха, т.е. разрабатывает методику и предлагает задания, посильные каждому ученику, создает положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества;

- организует самоанализ собственной деятельности ученика и формирует его адекватную самооценку.

Чтобы построить модульную программу курса необходимо двигаться в познании от общего к частному. Только после понимания и осознания сущности явления в целом, как системы, можно определить конкретные его проявления.

Реализация модульной технологии требует кропотливой работы над структурированием содержания образования, в основе которой - алгоритм переструктурирования учебного материала. Переструктурирование материала заключается в четко определенном порядке использования многообразных форм работы с учебным материалом и форм организации учебно-познавательной деятельности.

Далее строится технологическая карта урока-блока и технологическая карта предметного модуля, включающего завершенный цикл уроков-блоков по конкретной теме, блоку учебной программы, временному отрезку изучения предмета (четверти, полугодия, триместра) и т.д.


П – постановка проблемы; Ср – самостоятельная работа; Ин→У – изучение нового по учебнику; А – аудирование; Аат – анализ аутентичного текста; Т – текст; Ин→С – изучение нового по схемам; Ри – ролевая игра; Крр – конкурс ролевых рассказов; Оим – обобщение изученного материала; ПК – презентация с картинками; Ко – контрольный опрос;

Четыре прямоугольника иллюстрируют четыре урока-блока (2 по 30 мин.), посвященные изучению темы. Каждый прямоугольник разделен на две части, иллюстрирующие тридцатиминутки, в которых прописана как и ведущая форма организации учебного материала (например, А - аудирование), так и учебно-познавательной деятельности учащихся (например, ПК — презентация с картинками, Ко - контрольный опрос и т.д.). Особенно важным моментом в составлении технологической карты модуля является определение ключевых форм организации учебно-познавательной деятельности, прогнозирование форм контроля и предполагаемых результатов.Таким образом, мы сделали попытку разработать алгоритм деятельности по реализации модульно-рейтинговой технологии на практике.

4. Игровые технологии (Важным резервом повышения качества и эффективности обучения иностранному языку, бесспорно можно считать игровую деятельность. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в общении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогике, которые стремятся активизировать учебный процесс. Исследования психологов показывают, что если у учащихся сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет, и учитель стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая, важно чтобы она могла воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Игра может быть, так сказать, одноразовой и многоразовой, мы называем ее большая игра: несколько игр, каждая из которых проводится на одном уроке, связаны единым сюжетом; возможен и такой урок, где проводится вся большая игра. Для такой игры каждый ученик получает какую-то роль. Перед учениками должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Скажем, учебной целью является формирование навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания и отработать его; если же цель развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.

Наблюдение за процессом обучения иностранному языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение дает возможность привить интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении);

5. Языковой портфель  (Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно  фиксировать и оценивать свои достижения и опыт  в овладении иностранным языком. Языковой портфель позволяет ученикам отслеживать прогресс  в изучении иностранного языка, анализировать проблемы, ставить новые задачи и решать их, непрерывно повышая свой языковой  уровень. Языковой портфель показывает то, что ученик уже знает и умеет делать на иностранном языке и то, что хотелось бы ему изучать. Он может быть полезен для ученика при дальнейшем обучении, выборе профессии, путешествиях  и новых знакомствах  в будущем.

            Работу с учащимися над языковым портфелем я веду в течение 4 лет. За это время я имела возможность убедиться в ее эффективности и важности как для ученика, так и для педагога. Мы начали работу над портфолио с ребятами в 4 классе. Сейчас мои шестиклассники и семиклассники накопили уже довольно большой интересный и, что самое главное, полезный, с точки зрения эффективности изучения языка, материал в своем языковом портфеле. Для себя основным в работе над портфелем считаю возможность развития и поддержки заинтересованности каждого школьника в изучении английского языка,  вооружение обучающихся инструментом для определения их достижений в изучении языка, а также возможность оценить уровень достижений каждого ученика в овладении языком и внести  при необходимости корректировку в преподавание.

          Языковой портфель – это дневник или папка, красочно и ярко оформленная, включающая выполненные учащимся работы и проекты. Цели ведения портфеля – показать таланты и лучшие работы учащегося, развивать у учащегося навык рефлексии по поводу проделанной работы, дать возможность учителю понять, какие курсы и задания оказали наибольшее влияние на учащегося, что вызвало определенные трудности, что нужно сделать, чтобы их преодолеть.

Примерная структура и содержание языкового портфеля:

Раздел I – Языковой паспорт ( Языки, которые я изучаю)

Раздел II – Биография ( Мои успехи)

Раздел III – Досье ( Моя копилка) – работы, свидетельствующие об  успехах учащегося в

 овладении языками. Это могут быть:

  1. различные формы признания достижений учащегося (грамоты, дипломы, сертификаты и др.);
  2. «лучшие» письменные работы («лучшие» – не обязательно с отличными оценками);
  3. работы по чтению, диктанты;
  4. сочинения, стихи, написанные учащимся;
  5. индивидуальные и групповые исследовательские и творческие проекты;
  6. работы, выполненные на компьютере;
  7. письма;
  8. доклады, рефераты.

Языковой портфель содержит также перечень оценочных листов, согласно которым ребята должны оценить свой уровень умений (для младших классов на русском языке, для старших – на иностранном языке). Основная психолого–педагогическая цель работы с портфолио – это формирование и развитие адекватной самооценки учащихся, в процессе их совместной деятельности с учителем по созданию портфолио. Чтобы подвести учащегося к анализу своей деятельности, я провожу собеседование по созданной учащимися работе. Чему ты научился и что нового узнал в процессе создания новой работы? Чем она отличается от предыдущей? Какие были трудности? Как ты решал эти проблемы? Что у тебя стало получаться лучше?

Ученики пишут рефлексию  к каждой статье портфолио. В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.   Рефлексия включает отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле.

Памятки включают рекомендации по развитию учебных навыков (скорости чтения; умения организовать свою работу; схема написания эссе, личного и делового письма, резюме; советы по подготовке к собеседованию; терминологический словарь и т.д.).

В заключение хочу подчеркнуть, что работа с языковым портфелем важна для учителя прежде всего потому, что она

  1. повышает мотивацию в преподавании языка;
  2. позволяет эффективнее планировать свою деятельность и контролировать процесс обучения;
  3. дает возможность вносить  необходимые коррективы в процесс обучения на основе полученной информации;
  4. раскрывает личность и формирует его самостоятельность;
  5. повышает профессиональное и методическое мастерство учителя.

6. Информационные технологии. Вышеперечисленные педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий. Именно новые информационные технологии дают возможность в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Школьникам  требуется свободный доступ к необходимой информации, для них должны быть созданы благоприятные условия для использования технологических возможностей современных компьютеров и средств связи, для поиска и получения информации, развития познавательных и коммуникативных способностей, умения оперативно принимать решения в сложных ситуациях. Все это становится возможным с помощью современных ИКТ- технологий обучения.. Одной из интересных форм работы на уроке стало использование современных компьютерных технологий. Это уроки -  презентации, что существенно облегчает объяснение новой темы, обобщение изученного материала или раздела в форме защиты проекта, выполненного самими учащимися. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, а также собственную успешность. Кроме того, в старших классах возрастает мотивация учебной деятельности, учебные умения и навыки старшеклассников дают учителю возможность использовать в своей деятельности современные педагогические технологии.   .
          
Возможности использования ИКТ на уроках немецкого языка:

1.      Экономия времени и места. Слайды не занимают много места при хранении, а также не тускнеют с течением времени - ими можно пользоваться сколь угодно долго, редактировать, подстраивать под каждый класс, в зависимости от уровня обученности.

2.      Использование презентаций – это более быстрый темп урока, заинтересованность учащихся. Еще большую увлечённость можно вызвать, предложив некоторым ученикам под своим руководством подготовить презентацию к уроку, помочь в подборке материала и иллюстраций.

3.      При разработке уроков  аудирования уже не стоит проблема раздаточного материала. Её можно решить с помощью мультимедийных презентаций. Содержание которых может быть различным: подсказка, дополнительная информация, текстовые задания, диаграммы, таблицы.  

Формы работы в программе Power Point  на   уроках  иностранного  языка  включают:

- изучение лексики;

- отработку произношения;

- обучение диалогической и монологической речи;

- обучение письму;

- отработку грамматических явлений.

4.      Урок в форме лекции имеет главной целью не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме. Школьники под руководством учителя отрабатывают навык составления конспектов, который необходим для обучения в ВУЗе.

5.  Наглядность также обеспечивает мотивацию при обучении иностранному языку. Используя Интернет - ресурсы, можно быстро найти нужный страноведческий материал, адаптировать его под уровень обученности класса, и разговор о культуре и архитектуре страны или города уже не является абстрактным. Кроме того, учебники имеют невзрачные мелкие иллюстрации, в сравнении с ними презентации  выигрывают в яркости, выразительности, создают иллюзию пребывания в стране изучаемого языка. Кроме иллюстративности, презентации содержат более современный, чем в учебнике, информационный материал, так как включают в себя данные последних журналов, книг о стране изучаемого материала.

Не следует забывать, что учитель, учебник и ИКТ - это взаимодополняющие понятия урока. ИКТ вносит в урок оживление, активизирует деятельность детей. Однако, роль учителя и учебника при этом не уменьшается. Нельзя увлекаться компьютерными ресурсами, перенасыщение не принесет пользы. Дети от этого тоже устают и требуют живого человеческого общения.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы PowerPoint помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet., где можно найти много аутентичной информации на любую тему, вступить в контакт с носителями языка. Международные проекты, которые организуются в сети на основе какой-то общей проблемы, исследование которой, ее решение одинаково интересно и значимо для партнеров из разных стран, создает подлинную языковую среду. Можно выделить несколько видов организации занятий, которые могут быть разработаны  с использованием ИКТ- технологий:

1. Экскурсии по сайтам www-серверов (например, галереи художественных музеев мира при изучении темы "Искусство”). Интернет используется и для проведения виртуальных экскурсий по городам Германии. Дети находят достопримечательности городов и сохраняют найденную информацию в файлах. Затем через проектор демонстрируют найденный материал и проводят экскурсию. Ученики готовят виртуальную экскурсию  за неделю во внеурочное время.

В 8 классе, например, «Виртуальные экскурсии по городам  Германии». Сначала я  знакомлю учеников с требованиями: что должен уметь в языковом плане «турист» (задавать вопросы, выражать эмоции) и «гид» (представиться, начать беседу, рассказать, ответить на вопросы, закончить беседу). Далее мы проводим экскурсию по  немецким городам на основе полилога. Потом – в Интернете.

Кельн: www.Stadt – Koeln.de   E-Mail: koelntourismus@stadt-koeln.de

Дюссельдорф: www.dusseldorf-tourismus.de  E – Mail: tourist@dusseldorf- tourismus.de и т.д.

2. Видео-, телеконференции, позволяющие представить свое мнение по определенной теме, узнать точку зрения сверстников из различных стран мира.

3. Чаты, позволяющие получить информацию о мнении представителей разных стран мира по обсуждаемой проблеме.

4. Фрагментарное включение Интернет-ресуров в структуру занятия. Материалы, взятые из сети Интернет, могут стимулировать диалогическое взаимодействие между учащимися, усвоение различных диалогических структур. Создание ситуаций, максимально приближенных к естественным (реализация принципа аутентичности общения), - один из способов заинтересовать учащихся, стимулировать изучение материала, активизировать знания типических особенностей диалогического общения, выработать адекватное поведение. Примером подобных ситуаций может быть заполнение регистрационных бланков в гостинице, заказ еды в ресторане, интервьюирование по определенным темам.

5. С целью ликвидации пробелов в знаниях учащихся, формирования или совершенствования грамматических и лексических навыков очень полезно предложить ребятам использовать различные компьютерные программы:

"Jetzt online" (www.goethe de/z/jetzt/deindex.htm),

"Kaleidoskop"(www.goethe.de/z/50/alltag/deindex.htm)

"Lernnetz - Deutsch als Fremdsprache"(http://scoll.telia.se/TIS/tyska)

"Dubliner Arbeitsblätter online" (www.goethe.de/gr/dub/schule/dearbb.htm).

Максимально использовать ресурсы компьютерных программ на уроке невозможно хотя бы потому, что в кабинетах иностранного языка нет компьютеров. Поэтому основная деятельность учащихся может быть организованна во внеурочное время

Компьютерные программы - одно из основных средств обучения иностранному языку, так как было замечено много положительных сторон при их использовании как для учащихся так и для преподавателя.

Широкое использование ИКТ открывает и для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка, способствуя повышению мотивации учащихся при изучении иностранного языка. Потенциал  всемирной Сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом. Так, например, используя ссылку http://www.goethe.de/z/jetzt/deindex.htm сайта Гёте-института, можно получить готовые дидактические материалы по немецкому языку, которые могут быть использованы на уроках немецкого языка для совершенствования таких речевых видов деятельности, как аудирование, чтение, говорение, а посетив эту страницу Гёте-института http://www.goethe.de/lrn/pro/station-d/deindex.htm/, можно совершить мультимедийное путешествие по Немецкой сети и найти самую последнюю и актуальную информацию по самым разнообразным темам (образование, музыка, спорт и т.д.). 

Применение информационных технологий на уроках немецкого языка дает следующие результаты: 

  1. Общекультурное развитие учащихся ;
  2. Совершенствование навыков владения компьютером; 
  3. Совершенствование языкового уровня ;
  4. Индивидуализация обучения (дифференцированные задания) ;
  5. Самоутверждение учащихся ;
  6. Повышение мотивации изучении иностранного языка ;
  7. Эстетичность презентации учебных материалов;
  8. Совершенствование процесса проверки работ учащихся; 
  9. Возможность привлечения учащихся младшей ступени к современным методам обучения и познавания предмета;
  10. Повышение авторитета учителя. 
  11. В ходе создания проекта учащиеся совершенствуют навыки во всех видах речевой деятельности – от чтения и аудирования на начальных стадиях проекта и заканчивая говорением и письмом на последующих этапах. 

В заключении хочется сказать, что задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных образовательных технологий во все его сферы. Использование инновационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Работа с использованием данных технологий должна быть организованна так, чтобы с первых же уроков начальной ступени обучения она стала мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к изучаемому предмету. Правильно организованная работа учащихся с использованием инноваций может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению иностранным языком, как на уроке, так и во внеурочное время.

Используемая литература:

  1. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам - М.: АРКТИ 2000.
  2. Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка.- ИЯШ №5, 2003.
  3. Колкова М.К. «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» - Санкт-Петербург: изд. «Каро» 2007 год стр.153; стр. 272-281 
  4. Полат Е. С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.» – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. стр. 24-36; стр.78-96 
  5. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. - СПб., 1997. - 176с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы для развития социокультурной компетенции (на материале английского языка)».

Одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка в средней школе сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка. Без понимания социально-экономических ...

Выступление учителя английского языка Базаровой Ольги Леонидовны на педсовете 30 августа 2011г. Тема: Проектная технология в преподавании иностранных языков (из опыта работы кафедры).

В статье предложен отчет о работе кафедры иностранных языков МАОУ "Гимназии им. Н.В. Пушкова" г. Троицка по применению проектной технологии в образовательной деятельности по предмету "Иностранный язык...

Особенности преподавания иностранного языка в физико-математическом лицее. Правильный выбор учебно-методического пособия. Автор: Васильева И.С., учитель английского языка ФМЛ №239.

Приведены особенности преподавания иностранного языка, которые обуславливают выбор методов, приемов обучения и подбор дополнительных учебных пособий....

Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый.

Статья на тему: Преимущества и недостатки компаративного подхода в методике преподавания иностранных языков при изучении второго иностранного языка с ориентацией на первый....

Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС в практику обучения иностранному языку

Статья по теме: "Особенности преподавания иностранного языка  в условиях новой парадигмы образования, внедрение ФГОС  в практику обучения иностранному языку" посвященная внедрению новых стан...

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка.

Преподавание иностранного языка в рамках ФГОС. Игровые технологии как средство стимулирование познавательной активности обучающихся и повышения качества преподавания иностранного языка....

Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка.

Презентация к выступлению на РМО по теме :Создание условий для обучения учащихся иностранному языку как средству общения. Дифференцированный подход преподавании иностранного языка. В презентации рассм...