Употребление времён в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Жиркова Анастасия Александровна

Данный урок классифицируется как интергрированный, так как объединяет два предмета: русский язык и литературу. На материале стихотворения А.Т. Твардовского "Рассказ танкиста" учащиеся 5 класса закрепляют тему "Употребление времён глагола", обуясь комплексному анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_i_literatury.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы и русского языка

УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЁН В СТИХОТВОРЕНИИ

А.Т. ТВАРДОВСКОГО «РАССКАЗ ТАНКИСТА»

Учитель Жиркова А.А.

Класс 5в.

Тип урока комбинированный.

Цели:

  1. обучающая: проанализировать роль временных форм глагола в воспроизведении воспоминания в стихотворении А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста»;
  2. развивающая: сформировать у учащихся умение анализировать роль языковых единиц (временных форм глаголов) в тексте художественного произведения;
  3. воспитательная: на примере стихотворения А.Т. Твардовского показать важность памяти о смелых людях и их поступках для формирования собственного нравственного примера.

Оборудование:  доска, рисунки учащихся «Как я себе представляю время», магнитофон, запись песни «Рассказ танкиста» (музыка Анатолия Лепина, в исполнении

Георгия Абрамова).

Ход урока.

  1. Оргмомент и подготовка восприятия.

Слово учителя

 «Что такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время. Если бы я хотел объяснить спрашивающему – нет, не знаю». Так говорил святой Августин. Но можем ли мы сами ответить на этот вопрос?

 Дома вы попытались нарисовать время. На что оно оказалось похоже? Какой отличительный признак времени вы обнаружили? (Непрерывное движение).

Но можно ли время увидеть? Нельзя, потому что это отвлечённое понятие. Такое же, как доброта, счастье, любовь и даже вечность. Их ведь тоже нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать руками. Но, несмотря на это, талантливые люди стремятся изобразить время в своих произведениях.

Это и итальянский композитор Антонио Вивальди, который создал серию концертов «Времена года». И Пётр Ильич Чайковский, сочинивший свои произведения с тем же названием. А испанский художник Сальвадор Дали поместил время в виде часов почти на каждую свою картину и скульптуру.

Но лучше всего удаётся изображать время именно писателям.

И сегодня наша задача состоит в том, чтобы узнать с помощью каких языковых средств (единиц) описывается время в уже известном вам стихотворении «Рассказ танкиста» Александра Трифоновича Твардовского.

  1. Прослушивание песни «Рассказ танкиста» на музыку Анатолия Лепина в исполнении Георгия Абрамова (в тетрадь записывается дата и тема урока).

Пока звучит песня (!)

  • ещё раз про себя прочитайте это стихотворение;
  •  ответьте на вопрос, какое именно время изображает автор, настоящее, прошедшее или будущее;
  • выпишите слова, которые помогли вам определить время;
  • для удобства пронумеруйте четверостишия.

  1. Анализ стихотворения А.Т. Твардовского.
  1. В стихотворении описывается прошлое. И действительно стихотворение «Рассказ танкиста» написано в далёком 1942 году.
  2. Определить время действия помогли следующие слова: был, забыл, шёл, прорывались, примостился, подбежал, разведал, подползал, подъехали, вмяли, вытер, душила, сказал, пожал.
  3. Что объединяет эти слова? Все эти слова относятся к одной части речи – к глаголу.
  4. Почему именно глаголы подсказали вам, что в стихотворении речь идёт о прошлом? У глагола есть признак времени. Все названные глаголы прошедшего времени.
  5. Давайте вспомним, что обозначает время глагола? Глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до момента речи, настоящего времени – действие в момент речи, будущее – после момента речи.
  6. Покажите на схеме момент времени, в который происходили события, рассказанные в стихотворении.

  1. Но все ли глаголы в тексте употреблены в прошедшем времени? Выпишите их в тетрадь, указав время. В стихотворении есть глаголы настоящего времени (не могу, зовут, встречают, обступают, приносят, суют, знаю, не ждёт, катим, стоит, свищут, заходим, даём, помню) и будущего времени (поймёт, поеду, приведу). 
  2. С помощью какой морфемы в глаголе выражается настоящее и будущее время? Время выражается с помощью окончаний (-у/-ю, -ут/-ют, -ят, -ёт, -им, -ёт, -ит, -ём).
  3. Теперь постараемся ответить на вопрос, какие цели преследует автор стихотворения, употребляя при описании воспоминания глаголы как прошедшего, так и настоящего времени. Для этого нам необходимо выяснить, о чём именно автор словами своего героя рассказывает, употребляя глаголы настоящего времени. Сначала назовём номера четверостиший, в которых употребляются глаголы настоящего времени. Глаголы настоящего времени употребляются во всех четверостишиях (в стихотворении их всего 10).
  4. О чем говорится в начале стихотворения? Во 2 и 3 четверостишии автор рассказывает о мальчиках, помогающим солдатам. Чтение этого отрывка.

2. Лет десяти-двенадцати, бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

3. Машину
обступают на стоянках,
Таскать им воду ведрами не труд.
Выносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые
суют.

  1. Теперь вспомним, все ли глаголы имеют форму настоящего времени? Только глаголы несовершенного вида, которые обозначают незаконченное действие.
  2. Какой признак, помимо времени, объединяет выписанные вами глаголы? Во 2 и 3 четверостишии глаголы употреблены в форме множественного числа.
  3. Так почему же, говоря о мальчике, автор использует глаголы настоящего времени, обозначающие незаконченное действие, во множественном числе? Автор намекает, что и сейчас есть такие отважные дети, которые наравне со взрослыми могут воевать. Это живые люди. Образ юного героя стихотворения называется собирательным, потому что впитывает в себя черты разных людей.
  4. Перейдём к 6, 7 и 8 четверостишиям.  О чём в них идёт речь? В этом отрывке автор рассказывает, как именно мальчик помог танкистам. Он разведал, где находится пушка врага и показал к ней дорогу.

6. Я знаю, где их пушка, я разведал,
Я подползал, они вон там, в саду!"
"Да где же, где?" - "А дайте я поеду
На танке с вами, прямо приведу!".

7. "Что ж, бой
не ждет, влезай сюда, дружище!"
И вот мы
катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка, мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.

8. Подъехали. "Вот здесь". И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даем,
И эту пушку заодно с расчетом
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

  1. Какое впечатление возникает у вас при чтении этих строк? Нам удаётся лучше представить себе эту картину боя, внешность мальчика, победу над врагом. Кажется, будто эти события происходят прямо сейчас у нас перед глазами. 
  2. В каком из этих четверостиший больше всего глаголов настоящего времени? В 7 четверостишии используется 4 глагола настоящего времени.

7. "Что ж, бой не ждет, влезай сюда, дружище!"
И вот мы
катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка, мины, пули свищут,
И только рубашонка пузырем.

  1. Ещё раз прочитаем это четверостишие. Почему автор обращает на этот отрывок наше внимание? Воспоминание о том, как ребёнок оказался посреди боя рядом с минами и пулями, стало самым ярким для танкиста. Поэтому автор изображает эту сцену, используя глаголы настоящего времени.
  2. Перейдём к 9 четверостишию. Найдите глагол настоящего времени. Случайно ли использование именно этого глагола в такой форме? Глагол «помню» употребляется в настоящем времени, чтобы показать, что танкист до сих пор помнит мальчика, помогшего ему и его товарищам выиграть бой. 

9. Я вытер пот, душила гарь и копоть.
От дома к дому шел большой пожар.
И,
помню, я сказал: "Спасибо, хлопец!» -
И руку как товарищу пожал.

  1. Теперь сравним первое и последние четверостишия, то есть начало и конец стихотворения «Рассказ танкиста».  Последнее четверостишие повторяет первое, за исключением одного слова.

1. Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только
не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить...

10. Был трудный бой. Все нынче как спросонку.
И только
не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
Но как зовут, забыл его спросить.

  1. Как вы думаете, зачем автор использует повтор? Автор показывает искренние переживания танкиста из-за чувства вины перед мальчиком, имя которого он так и не спросил, о чём говорится дважды.
  2. Какими словами танкист говорит о своём чувстве вины? Не могу себе простить.
  3. Почему снова используется глагол настоящего времени «не могу»? Таким способом автор подчёркивает, что чувство вины танкиста не исчезло, оно мучает его даже в тот момент, когда он рассказывает о своём воспоминании.
  4. Чтобы изобразить самые яркие воспоминания танкиста, автор использует глаголы настоящего времени. Таким образом, он вовлекает читателя в рассказ героя, заставляя его сопереживать. Теперь покажем перемещение  из прошлого в настоящее на нашей схеме.

  1. Обобщение.

Таким образом, важнейшим языковым средством (языковой единицей) для изображения времени в литературных произведениях являются временные формы глаголов. Грамматическое время глагола выражено в личном окончании.

  1. Домашнее задание: выучить стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А. Т. Твардовский. Рассказ танкиста

Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной.Видеоматериал можно использовать на уроке литературы в 5 классе. Программа В.Я. Коровиной....

Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Цели урока:           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;     учить анализировать и систематизи...

разработка урока по теме А.Твардовский "Рассказ танкиста"

технологическая карта урока литературы 5 класс...

А.Твардовский. "Рассказ танкиста".

Разработка урока в 7 классе школы с узбекским язывом обучения....

Ради жизни на Земле. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"

Ради жизни на Земле. Поэты о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста"...

Открытый урок. А. Твардовский "Рассказ танкиста"

Урок разработан в соответствии со стандартами ФГОС...

Презентация "Стихотворение А.Твардовского "Рассказ танкиста"

Презентация "Стихотворение   А.Твардовского "Рассказ танкиста"  предназначена для использования на уроке литературы в 5 классе....