Ради жизни на Земле. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста"
презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме

Шунина Валентина Петровна

 

Ради жизни на Земле. Поэты о Великой Отечественной Войне. А.Т. Твардовский "Рассказ танкиста"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ…» Поэты о Великой Отечественной войне А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Слайд 2

Приглашаю: познакомиться с выдающимися поэтами 20 века, в произведениях которых отразились важнейшие этапы истории нашей страны; поработать над выразительностью чтения стихотворного текста.

Слайд 3

Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Война, развязанная Германией, принесла неисчислимые бедствия десяткам миллионов людей: отняла жизни, превратила в руины города и сёла. Весь народ поднялся на защиту Родины, на разгром ненавистного врага. В боях солдаты проявляли чудеса героизма; их матери, жёны и дети, заменив мужчин, ушедших на фронт, самоотверженно трудились в тылу. Страна жила одной мыслью: «Всё для фронта! Всё для победы!». Среди защитников Отечества было немало поэтов и писателей.

Слайд 4

А.Т.Твардовский К.М.Симонов Алексей Сурков Мы не знали любви, Не изведали счастья ремёсел- Нам досталась на долю Нелёгкая участь солдат. С. Гудзенко

Слайд 5

Алексей Александрович Сурков Родился в деревне Середнево, ныне Рыбинского района Ярославской области, русский поэт, Герой Социалистического Труда. В лирике — героика Гражданской войны , чувства солдата Великой Отечественной войны, тема защиты мира Тексты популярных песен, в т. ч. «В землянке» 1899 - 1983

Слайд 6

Поразмышляем? С каким чувством вы слушали песню о войне? Какие мысли вложил в них автор? Знаете ли вы, кто из ваших прабабушек или прадедушек участвовал в войне или строил укрепительные сооружения, пережил оккупацию или блокаду? Какая память об этих годах сохранилась в вашей семье? Какие книги, фильмы о Великой Отечественной войне вы знаете? Какие эпизоды из них вам особенно памятны?

Слайд 7

Прочитайте статью «Только доблесть бессмертно живёт …» Как вы понимаете смысл названия статьи? Что позволило автору объединить в одном тексте подвиг былинных богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича) и воинов Великой Отечественной войны? (Они все — защитники земли русской, за это им память и слава.) Война длилась долгих четыре года. Будни войны, ее от дельные эпизоды сохранились в произведениях писателей- фронтовиков.

Слайд 8

Александр Трифонович Твардовский Александр Трифонович Твардовский родился 21 (8)июня 1910 года на хуторе Загорье (ныне Починского района Смоленской области). Учился в сельской школе. Позднее в Смоленском педагогическом институте в 1939 году окончил Московский институт философии, литературы и истории. Военный путь Твардовского начался с осени 1939 года, когда он в качестве военного корреспондента участвовал в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, а затем в финской кампании (1939-1940). С 1942 года и до конца войны Твардовский работал в «Красноармейской правде»-газете Западного фронта. Как корреспондент этой газеты в 1942 году он приезжал в войска 20-й армии, завершавшей Погорело-Городищенскую операцию и несколько дней жил в деревне Денежное Зубовского района, где продолжал писать «Василия Тёркина». За годы войны А.Т. Твардовский создал многочисленные стихи, объединённые во «Фронтовую хронику», очерки, корреспонденции. 1910 - 1971

Слайд 9

Прочитайте стихотворение «Рассказ танкиста» Каким чувством проникнуты строчки вступления о мальчишках на войне? Как вы поняли слово «бедовый»? (Шустрый, смелый'.) Как описана картина боя? Объясните строчки: А он гвоздит — не выглянуть из башен, И черт его поймет, откуда бьет. И вот завязка сюжета — появляется мальчишка. Как произносит он свои и слова? Какие чувства его переполняют? (Желание помочь и... желание прокатиться в танке, и страх, что не разрешат.) В каких строчках рассказано о подвиге мальчишки? Как вы думаете, испытывал ли он страх? (Конечно, боялся. Но мужество — это не отсутствие страха, а умение его преодолеть.)

Слайд 10

Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция (стихотворение заканчивается теми же строчками, что и началось)? (Строчки те же самые, но звучат они по-другому: мы как бы знакомы и с танкистом, и с мальчишкой; вместе с ними пережили трудный бой и теперь уже вместе с танкистом жалеем: «Ну почему же забыл спросить имя? Ведь такой замечательный мальчишка!») Почему лирический герой испытывает чувство вины перед мальчонкой? (Мальчик спас жизнь танкисту и его товарищам , а вот в суматохе боя даже забыл спросить его имя.)

Слайд 11

Дома: подготовить сообщение К.М.Симонове выразительно чтение стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» К.М.Симонов

Слайд 12

Спасибо за работу! Презентацию подготовила Шунина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы С. Елизаветинское, Благодарненского р-на, Ставропольского края


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Тема: "Ради жизни на земле"

Урок расширяет знания о Великой Отечественной войне, знакомит со стихотворениями поэтов-фронтовиков, развивает познавательную активность учащихся,творческие способности,коммуникативные и информационны...

Методическая разработка коммунарского сбора на тему: "Ради жизни на Земле", посвященного Дню Победы

Методическая разработка коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"...

Программа коммунарского сбора "Ради жизни на Земле"

Программа проведения коммунарского сбора: "Ради жизни на Земле"...

Ради жизни на Земле...

Сценарий проводится  перед праздником Победы. Идет тщательная подготовка учащихся: заучиваются наизусть стихотворения, песни.  Кабинет, где проходит мероприятие,  оформляпется плакатами...

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"

Презентация "Не ради славы, а ради жизни на земле"...