Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.
материал по литературе (5 класс) на тему
Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении воспринимать произведения в контексте соответствующей эпохи, а необходимость речевого развития учащихся отходит на второй план.
Многим учителям-словесникам знакома ситуация, когда подросток « всё понимает, а сказать не может». Высказывания учеников не отличаются ни богатством, ни выразительностью речи, а часто изобилуют речевыми ошибками. Речевые ошибки связаны с неправильным словоупотреблением. Оно вызвано неумением выбрать из ряда синонимов наиболее точный по смыслу либо незнанием лексического значения слова.
Невнимательное отношение к языку художественных произведений, критических статей приводит к ограниченному словарному запасу. Учителю важно предусмотреть работу по обогащению словарного запаса учащихся и задания, побуждающие их к использованию новых для них слов и выражений. Задания могут быть индивидуальными.
В 9-м классе учащиеся знакомятся с новой для них критической литературой. Резко возрастает по сравнению с 5-8-ми классами объем теоретико-литературного материала, сведений об общественно-политической жизни России XIX века. Необходимо разъяснять, комментировать на уроке множество новых слов и выражений.
Перед началом изучения темы важно определить словарный минимум, который должен быть усвоен учащимися. Например, понятия «сентиментализм», «романтизм», «отрицание действительности», «мистическое» будут для девятиклассников новыми, их следует комментировать, а такие, как, «общенациональный подъём», «широкое общественное движение», «социальная справедливость», знакомы. Конечной целью работы с первой и со второй группой слов должно быть формирование у учащихся навыка использования в речи.
Очень полезна словарная работа на уроках литературы. Учитель и учащиеся объясняют происхождение, значение слов, приводят примеры употребления, сочетаемости с другими словами. Целесообразно делать соответствующие записи в рабочих тетрадях по литературе. Учащимся можно посоветовать использовать в процессе подготовительной работы словарь литературоведческих терминов, справочный материал учебника литературы, словарь иностранных слов.
Можно предложить задание, согласно которому ученик вводит в устный или письменный ответ определённый курс слов.
Например:
1. Расскажите о значении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», используя в качестве опорных словосочетаний следующие: лироэпическая поэма, типический, исторический, конкретный, духовный кризис, нравственное падение, обобщённый образ родины.
2. Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы были политические убеждения Рылеева?» Используйте следующие слова и выражения: переустройство России, чувство независимости, ратовать за что-либо, бесправие, гражданское мужество, революционный пафос, свободолюбивый.
3. Расскажите об основных образах «Слова о полку Игореве», используя в ответе словосочетания: драматические события, опрометчивость князя, песнотворец Баян, пренебречь опасностью, упоение битвой, лирический лад, страстный призыв.
Такие задания побуждают учеников внимательно относиться к тексту учебника и художественного произведения, обдумывать не только содержание, но и форму своего ответа.
Опорный словарь к отдельным темам.
«Слово о полку Игореве»: лучшие качества народа, высокая художественность, лирическая взволнованность, вопросы общественной жизни, пафос, историческая основа, народнопоэтическая основа.
Литература классицизма: коренные преобразования, деление литературы на роды и виды, ода, героическая поэма, трагедия, комедия, сатира, басня, правила трёх единств, гневно порицать, гражданский долг.
Д.И. Фонвизин: формирование политических взглядов, дворянская оппозиция, обличать что-либо, самодержавно-крепостнический, идейная направленность, предшественник.
А.Н. Радищев: помещичий произвол, власть имущих, привилегированный, защитник человеческих прав, вопиющие преступления, идея политической свободы, цензура, опальный писатель, жизненный подвиг, нравственная сила русского народа.
А.С. Грибоедов: литературная среда, формирование взглядов, мировоззрение, общественная позиция, злободневность, драматический конфликт, афористичность, лицемерие, низкопоклонство, чинопочитание, угодничество.
Н.В. Гоголь: иллюзии, нравственное падение, тема «маленького человека», духовный кризис, лироэпическая поэма, собирательный образ родины, типизация, распад человеческой личности, духовное оскудение, ревизские сказки, ревизские души, жажда стяжательства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути повышения речевой грамотности учащихся на уроках литературы.
Говоря о задачах преподавания русской литературы в школе, вспоминают, прежде всего, о нравственном и эстетическом воспитании учащихся, об их умении воспринимать произведения в контексте соответствующей эпохи, а необходимость речевого развития учащихся отходит на второй план.
Многим учителям-словесникам знакома ситуация, когда подросток « всё понимает, а сказать не может». Высказывания учеников не отличаются ни богатством, ни выразительностью речи, а часто изобилуют речевыми ошибками. Речевые ошибки связаны с неправильным словоупотреблением. Оно вызвано неумением выбрать из ряда синонимов наиболее точный по смыслу либо незнанием лексического значения слова.
Невнимательное отношение к языку художественных произведений, критических статей приводит к ограниченному словарному запасу. Учителю важно предусмотреть работу по обогащению словарного запаса учащихся и задания, побуждающие их к использованию новых для них слов и выражений. Задания могут быть индивидуальными.
В 9-м классе учащиеся знакомятся с новой для них критической литературой. Резко возрастает по сравнению с 5-8-ми классами объем теоретико-литературного материала, сведений об общественно-политической жизни России XIX века. Необходимо разъяснять, комментировать на уроке множество новых слов и выражений.
Перед началом изучения темы важно определить словарный минимум, который должен быть усвоен учащимися. Например, понятия «сентиментализм», «романтизм», «отрицание действительности», «мистическое» будут для девятиклассников новыми, их следует комментировать, а такие, как, «общенациональный подъём», «широкое общественное движение», «социальная справедливость», знакомы. Конечной целью работы с первой и со второй группой слов должно быть формирование у учащихся навыка использования в речи.
Очень полезна словарная работа на уроках литературы. Учитель и учащиеся объясняют происхождение, значение слов, приводят примеры употребления, сочетаемости с другими словами. Целесообразно делать соответствующие записи в рабочих тетрадях по литературе. Учащимся можно посоветовать использовать в процессе подготовительной работы словарь литературоведческих терминов, справочный материал учебника литературы, словарь иностранных слов.
Можно предложить задание, согласно которому ученик вводит в устный или письменный ответ определённый курс слов.
Например:
- Расскажите о значении поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», используя в качестве опорных словосочетаний следующие: лироэпическая поэма, типический, исторический, конкретный, духовный кризис, нравственное падение, обобщённый образ родины.
- Подготовьте ответ на вопрос: «Каковы были политические убеждения Рылеева?» Используйте следующие слова и выражения: переустройство России, чувство независимости, ратовать за что-либо, бесправие, гражданское мужество, революционный пафос, свободолюбивый.
- Расскажите об основных образах «Слова о полку Игореве», используя в ответе словосочетания: драматические события, опрометчивость князя, песнотворец Баян, пренебречь опасностью, упоение битвой, лирический лад, страстный призыв.
Такие задания побуждают учеников внимательно относиться к тексту учебника и художественного произведения, обдумывать не только содержание, но и форму своего ответа.
Опорный словарь к отдельным темам.
«Слово о полку Игореве»: лучшие качества народа, высокая художественность, лирическая взволнованность, вопросы общественной жизни, пафос, историческая основа, народнопоэтическая основа.
Литература классицизма: коренные преобразования, деление литературы на роды и виды, ода, героическая поэма, трагедия, комедия, сатира, басня, правила трёх единств, гневно порицать, гражданский долг.
Д.И. Фонвизин: формирование политических взглядов, дворянская оппозиция, обличать что-либо, самодержавно-крепостнический, идейная направленность, предшественник.
А.Н. Радищев: помещичий произвол, власть имущих, привилегированный, защитник человеческих прав, вопиющие преступления, идея политической свободы, цензура, опальный писатель, жизненный подвиг, нравственная сила русского народа.
А.С. Грибоедов: литературная среда, формирование взглядов, мировоззрение, общественная позиция, злободневность, драматический конфликт, афористичность, лицемерие, низкопоклонство, чинопочитание, угодничество.
Н.В. Гоголь: иллюзии, нравственное падение, тема «маленького человека», духовный кризис, лироэпическая поэма, собирательный образ родины, типизация, распад человеческой личности, духовное оскудение, ревизские сказки, ревизские души, жажда стяжательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201552-1360602882.jpg)
Активные формы обучения как средство повышения орфографической грамотности учающихся на уроках русского языка.
Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из таких форм, которая помогает учащимся уяснить сущность языкового материала, которая воспитывает интерес к нему....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/08/picture-580252-1428514619.jpg)
Нейролингвистическое программирование как средство развития устойчивой положительной мотивации и повышения общей грамотности учащихся на уроках русского языка ( из опыта работы)
Работа посвящена актуальной проблеме - использованию техники нейролингвистического программирования (НЛП) на уроках русского языка. В работе дается общая характеристика, структура НЛП, описываются эле...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-195183-1363524644.jpg)
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/17/picture-195183-1363524644.jpg)
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики
Пути повышения внутренней мотивации учащихся на уроках информатики...
"Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности учащихся на уроках литературы"
Данную технологию можно отнести к так называемым сквозным технологиям, которую можно начинать использовать на самых ранних ступенях обучения, ещё в начальной школе, продолжать использовать и при...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-457120-1402761093.jpg)
Использование современных образовательных технологий (СОТ) с целью повышения качества обучения учащихся на уроках литературы в среднем звене.( из опыта работы)
. В связи с происходящими изменениями в российском образовании у меня, как учителя данного предмета, появилась проблема необходимости повышения качества образования, приведение его в соответстви...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/08/picture-545518-1418044961.jpg)
Доклад «Пути повышения функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях жизни. Поэтому сейчас одной из задач учителя русского языка и...