Художественные особенности сказа П.П.Бажова "Иванко Крылатко"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Алашова Татьяна Владимировна

Данный материал раскрывает художественные особенности сказа П.П.Бажова "Иванко Крылатко", содержит разработку урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_bazhovu.docx28.73 КБ
Файл materialy_k_uroku_po_skazu_bazhova.pptx2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока

Тема:

П.П.Бажов

Художественные особенности

сказа «Иванко Крылатко»

5 класс

Учитель

русского языка и литературы

МАОУ СОШ №8

Алашова Т.В.

П.П.Бажов Сказ  «Иван-Крылатко».

Анализ произведения

 (5 класс)

Тип урока: урок-практикум

Цели:

Образовательные: Раскрыть художественные особенности сказа П.П.Бажова.

Развивающие: Развивать мыслительную деятельность учащихся; умение анализировать, находить в тексте цитатные примеры ; работать с различными видами словарей, выявляя своеобразие языка сказа.

Воспитательные: способствовать формированию чувства гордости и любви к родному городу.

 Формы учебно-познавательной деятельности:

  • Создание поисковой ситуации.
  • Исследование художественного текста.

Оборудование: презентация, «Словарь литературоведческих терминов», «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, книга В.П.Бирюкова «Урал в его живом слове», «Златоустовская энциклопедия».

У Бажова о Златоусте как заводе, о его мастерах

 и прославленной первой в России булатной стали

говорилось очень часто. Так часто, что, мне кажется,

Златоуст был у писателя городом-фаворитом,

в числе немногих после родных городов Сысерти и Полевского.

Е.Пермяк

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

  • Прочитайте эпиграф.  Можно ли найти подтверждение этой мысли в творчестве П.П.Бажова?
  1. Актуализация имеющихся знаний о П.П.Бажове:

  • Какие книги писателя Бажова вы читали в начальной школе?
  • Каких героев его произведений вы знаете?
  • Что знаете об Иване Бушуеве? Как он прославил наш город?

  1. Рассказ учителя о П.П.Бажове и Иване Бушуеве с показом галереи портретов писателя и мастера,  изображением уральских мест, где они жили и  работали.

Павел Петрович Бажов (1879-1950)

После окончания Пермской духовной семинарии до 1917 года работал школьным учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Каждый год во время летних путешествий по Уралу собирал фольклор. Самая знаменитая его книга «Малахитовая шкатулка» (1939) открыла миру Урал во всём его величии и красоте.

В течение пятнадцати лет Бажов каждый год во время школьных каникул пешком странствовал по родному краю, смотрел, «как люди живут», пытливо изучал труд камнерезов, гранильщиков, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров, беседовал с ними о тайнах их ремесла и вел обширные записи. Так накапливалось «своеглазное знание» — тот запас живых и непосредственных наблюдений, который позднее лег в основу всего творчества писателя.

В 1942 году Бажов написал сказ "Иванко-Крылатко" о златоустовском мастере Иване Бушуеве. Сабли, которые сделал Бушуев, хранятся в музеях Москвы, Петербурга. Это он придумал знаменитого крылатого конька, который теперь стал гербом Златоуста. В златоустовском музее хранится уникальная вещь, сделанная Бушуевым вместе с другими мастерами, доспехи маленького рыцаря. Они делались по заказу царя для сына. Но пока изготавливались доспехи, царский сын вырос, "маленький рыцарь" остался в Златоусте и теперь украшает музей.

Может быть, и не было бы памятника Ивану Бушуеву на привокзальной площади в Златоусте, если бы не сказ Павла Петровича "Иванко-Крылатко".

Павел Петрович старался в своих сказах описать исторически точно события, людей. Но одно требует уточнения. В Златоусте издавна было много немецких мастеров. Бажов о них пишет плохо, особенно в сказе "Иванко-Крылатко" и других. Наверняка, не потому, что они не умели работать и только мешали нашим мастерам. Шла война с Германией. И писать о немцах хорошо, было не принято.

Бажов Павел Петрович неоднократно бывал в Златоусте в предвоенные годы, на златоустовские темы им написано пять сказов:

 - "Иванко-Крылатко" (1942)

 - "Веселухин ложок" (1943)

 - "Коренная тайность" (1945)

 - "Алмазная спичка" (1945)

 - "Старых гор подаренье" (1946)

Один из биографов Бажова, писатель Евгений Пермяк отмечал, что у Бажова "...о Златоусте как заводе, о его мастерах и прославленной первой в России булатной стали говорилось очень часто. Так часто, что, мне кажется, Златоуст был у Бажова городом - фаворитом, в числе немногих после родных городов Сысерти и Полевского".

Именем Бажова названа одна из улиц Златоуста (район вокзала, Пушкинский поселок).

Слайд 6-9

Иван Николаевич Бушуев  родился в семье заводского унтершихтмейстера, известного в то время на Урале художника-самородка Николая Никитовича Бушуева. Учился в горнозаводской школе, с 1815 года начал работать в заводской чертежне, где под руководством своего отца и А. Е. Тележникова, известных в то время на фабрике рисовальщиков, прошел хорошую выучку для художника. В декабре 1817 года был принят в обучение к немецким художникам-оружейникам Шафам. За очень короткий срок овладел мастерством выковки оружия и стал специалистом высокого класса по украшению холодного оружия. С 1823 года, после ухода с фабрики Шафов, стал старшим мастером отделения украшенного оружия. Усовершенствовал технику золочения «через огонь», добился более прочного и надежного соединения золота со сталью. По праву считается создателем златоустовской гравюры на стали.

 

  1. Теория литературы.

  1. Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды. Повествование ведется от лица рассказчика, человека с особым характером и складом речи.

Слова «сказ» и «сказка» созвучны. На первый взгляд одно и то же. Но эти понятия различны. Сказ отличается от сказки. А чем именно, мы с вами сейчас посмотрим.

  1. Работа с таблицей.

Сказка

Сказ

Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.

В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жестко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости.

В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты.

Сказки существуют в устной форме, не имеют автора, поэтому текст может иметь несколько вариантов.

Повествование в сказе ведется от лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является стилизацией народных легенд и преданий.

Место действия в сказке указывается неопределенно: «В некотором царстве…»

В сказе нет жесткого композиционного канона.

В сказке используются устойчивые композиционные приемы.

Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия.

Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло.

Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует.

  1. Работа с текстом.

  1. Повествование в сказе ведется от лица рассказчика. (Рассказчик – персонаж в литературном произведении, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах)
  • Каким вы представляете себе рассказчика в сказе «Иван-Крылатко»? (Рассказчик, скорее всего, простой человек, мастеровой, работник златоустовского завода)
  • Приведите примеры из текста. («Про наших златоустовских…», «наш завод», «Мне вот дедушко покойный один случай сказывал»)

  1. Лексические комментарии.

Главным источником языка сказов П.П.Бажова был русский литературный язык. Сохраняя в целом языковую литературную  норму, писатель стремился, чтобы литературные слова не исказили устный народный настрой сказов. В произведениях Бажова мы находим много диалектных слов.

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности

  • Найдите в тексте слова, которые были вам незнакомы.
  • Используя словарь В.И.Даля и справочник В.П.Бирюкова «Урал в его живом слове» найдите соответствия диалектных  слов в литературном языке.

Уральские диалектные

слова и словоформы

Соответствия диалектных слов в литературном языке

«…сдавна сплетка пущена…»

Давно сплетня пущена

«… немцы долго тут толкошились»

жили

«…нашим и без навознОго немца было у кого поучиться»

приезжего немца

«…шибко здыморыльничал и на все фуйкал»

Здымать, з(д)нять, здынуть что, вост. вздымать, подымать. Здынка-  наговоры, вздорные речи, ложные вести, выдумка. Фуйкать.  Постоянно говорить «фуй».

зазанавался

«…а с немцами разаркался и свое дело завел»

Аркать.  Громко говорить, кричать, бранить, ругать

Встречаем мы в сказе и профессиональные слова. Их  наличие подчеркивает превосходство русских мастеров над немецкими.

  • Найдите в тексте слова, связанные с трудом златоустовских рабочих.

Слова, связанные с трудом златоустовских  рабочих

Рисовка и насечка

Позолоту наводить

Булат варить

Жалованное оружие

Позолота без пятна

Металл в синь да в серебро разделывать

Чатинки загладил

Слайд 12

  1. Историко-культурные комментарии.

  • Какие реальные географические названия упоминаются в сказе? (Златоуст, Демидовка, Большая Немецкая улица, Малая Немецкая улица, Бутыловка, Богданка)
  • Найдите в «Златоустовской энциклопедии» эти названия.

ЛЕНИНА УЛИЦА - главная улица города, образующая вместе с площадью III Интернационала и прилегающими к ней другими улицами исторический центр Златоуста. Начала формироваться вскоре после основания завода. Во втором десятилетии XIX в. верхняя ее часть, начиная от современной "Стрелки", была застроена казенными домами для немецких мастеров и получила название Большая Немецкая.

ДЕМИДОВКА - один из старых жилых районов Златоуста. Расположен на северо-восточном и восточном склонах г. Бутыловки между центральной площадью города и пр. Гагарина. Застроен преимущественно деревянными одно- и двухэтажными домами.

Название района связано с фамилией известных уральских предпринимателей Демидовых. Основатели и последующие владельцы Златоустовского завода, стараясь обеспечить расширяющееся производство завода рабочей силой, покупали, иногда целыми партиями, крепостных из Средней России и у своих соседей - уральских заводчиков. "Работных людей", купленных у заводчиков Демидовых, поселили на необжитом тогда склоне Уреньги. По первым поселенцам получил имя и весь жилой район.

БУТЫЛОВКА - жилой массив, расположен в старой части Златоуста, на западном склоне одноименной горы, от которой, по-видимому, и получил свое название. Состоит из шести Нагорных улиц (1 - 5 Нагорные и Нижненагорная). Застроен в основном одноэтажными домами. Существует с XIX века.

  1. Прочитайте фрагмент сказа от слов: «Вскоре после иванковой свадьбы к нам на завод царский поезд приехал…» до слов «Видать мастер с полетом. Крылатый человек…»
  • Почему казацкий генерал выбрал саблю Ивана Бушуева? Как вы понимаете слова, характеризующие Ивана: «Видать, мастер с полетом. Крылатый человек».

  1. Рефлексия.

  • Продолжите фразы:

У Бажова я уже читал ….

У Бажова теперь хочу почитать …

Из Бажова теперь посоветую почитать друзьям и родным ….

  • Как связано творчество П.П.Бажова с историей  нашего города?
  • Какие качества русских мастеров прославляет в сказе писатель?

  • Посмотрите на работы златоустовских мастеров. Что вам особенно нравится? Почему?
  • Чего, кроме таланта, требует такая работа?

Для творческих!

  1. Каким вы представляете себе Ивана-Крылатко?. Нарисуйте его портрет.
  2. Попробуйте создать собственный эскиз украшенного оружия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П.П.Бажов Художественные особенности сказа «Иванко Крылатко » (материалы к уроку) 5 класс учитель МАОУ СОШ №8 Алашова Т.В. г.Златоуст, Челябинская область

Слайд 2

25.06.2014 2 У Бажова о Златоусте как заводе, о его мастерах и прославленной первой в России булатной стали говорилось очень часто. Так часто, что, мне кажется, Златоуст был у писателя городом-фаворитом, в числе немногих после родных городов Сысерти и Полевского. Е.Пермяк

Слайд 3

25.06.2014 3 Павел П етрович Бажов (1879-1950) Неоднократно бывал в Златоусте в предвоенные годы, на златоустовские темы им написано пять сказов: « Иван-Крылатко » (1942) « Веселухин ложок» (1943) «Коренная тайность» (1945) «Алмазная спичка» (1945) «Старых гор подаренье » (1946)

Слайд 4

25.06.2014 4 г . Екатеринбург Дом-музей П.П.Бажова г . Сысерть Памятник П.П.Бажову

Слайд 5

25.06.2014 5 В 1815 году в молодом городе Златоуст на Южном Урале Высочайшим Указом была основана оружейная фабрика. Именно это событие положило начало зарождению одного из основных центров по производству холодного украшенного оружия в России. Здесь, в Уральских горах, было создано производство холодного оружия, не уступающее лучшим европейским оружейным заведениям Германии в городах Пессау и Золинген.

Слайд 6

25.06.2014 6 Иван Николаевич Бушуев Родился в семье известного в то время на Урале художника-самородка Николая Никитовича Бушуева. С 1815 года начал работать в заводской чертежне , где прошел хорошую выучку для художника. В декабре 1817 года был принят в обучение к немецким художникам-оружейникам Шафам . За очень короткий срок овладел мастерством выковки оружия и стал специалистом высокого класса по украшению холодного оружия. Усовершенствовал технику золочения «через» огонь, добился более прочного и надежного соединения з олота со сталью. По праву считается создателем златоустовской г равюры на стали. И.Н.Бушуев придумал знаменитого крылатого конька, который теперь стал гербом Златоуста.

Слайд 7

25.06.2014 7 В отличие от Шафов , которые гравировали небольшую поверхность клинка, И. Бушуев стал использовать всю плоскость для нанесения сложной и насыщенной орнаментальной композиции. Позже Бушуев и его товарищи ввели в арсенал украшений сложные сюжетные композиции, миниатюры на темы русской истории. Бушуев нашел ту грань, которая позволяет считать его работы шедеврами. Горожане назвали его Иванко-Крылатко за легкость и изящество украшения стальных изделий.

Слайд 8

25.06.2014 8 Сказка Сказ Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях. Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора. В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жестко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости. В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты. Сказки существуют в устной форме, не имеют автора, поэтому текст может иметь несколько вариантов. Повествование в сказе ведется от лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является стилизацией народных легенд и преданий. Место действия в сказке указывается неопределенно: «В некотором царстве…» В сказе нет жесткого композиционного канона В сказке используются устойчивые композиционные приемы. Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло. Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует.

Слайд 9

25.06.2014 9 Уральские диалектные слова и словоформы Соответствия диалектных слов в литературном языке «… сдавна сплетка пущена…» Давно сплетня пущена «… немцы долго тут толкошились » жили «…нашим и без навознОго немца было у кого поучиться» приезжего немца «…шибко здыморыльничал и на все фуйкал » Здымать , з ( д ) нять , здынуть что, вост. вздымать, подымать. Здынка - наговоры, вздорные речи, ложные вести, выдумка. Фуйкать . Постоянно говорить «фуй». зазанавался «…а с немцами разаркался и свое дело завел» Аркать . Громко говорить, кричать, бранить, ругать Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности Диалектизмы – это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Слайд 10

25.06.2014 10 Слова, связанные с трудом златоустовских рабочих Рисовка и насечка Позолоту наводить Булат варить Жалованное оружие Позолота без пятна Металл в синь да в серебро разделывать Чатинки загладил

Слайд 11

25.06.2014 11

Слайд 12

25.06.2014 12 Используемые ресурсы : http://www.zlatoust.ru/a/ze/ http://www.mojgorod.ru/cheljab_obl/zlatoust/ В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка» «Мастера изумрудного края». Уральские сказы и легенды В.П.Бирюков «Урал в его живом слове» http://www.bazhov.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Р.К. Литературное краеведение. Урок в 5 классе«Тютьнярская старина» С.К.Власовой Художественное своеобразие сказа

«Тютьнярская старина» С.К.Власовой. Урок построен с учетом краеведческого материала....

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"...

Разработка урока по литературе на тему "Н.С. Лесков "Левша". Понятие жанра сказ. Лексические особенности сказа Н.С. Лескова"

Расширить знания о жизни и творчестве Н.С.Лескова. Формировать навыки анализировать текст, работать с лексикой, находить в словаре нужное значение....

Н. С. Лесков. Сказ «Левша». Особенности сказа

Конспект урока Н. С. Лескова. Сказ "Левша"....

Н. С. Лесков (1831-1895). Сказ «Левша». Особенности сказа

Урок подготовлен для изучения творчества Н.С. Лескова . Сказ "Левша", история его создания. Особенности сказа.Связь с жизнью автора....