Урок «У кого нет памяти, нет жизни»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Конспект урока по повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»

Скачать:


Предварительный просмотр:

11 класс

 «У кого нет памяти, нет жизни»

(По повести В.Распутина «Прощание с Матёрой»)

Цели занятия:

  • рассмотреть концепт «память» в повести Распутина «Прощание с Матёрой»;
  • исследовать ключевой образ земли в повести Распутина; соотнести его  с мотивом памяти;
  • способствовать активизации познавательной деятельности учащихся;
  • ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев.

Оборудование: портрет В.Распутина,  дидактический материал (фрагменты повести), иллюстрации к произведению Распутина.

                                                 Эпиграф к уроку:

                                                                    Привязчив человек, имевший свой дом и родину,

                                                                ох как привязчив!

                                                                                                                      Валентин Распутин

Ход занятия

I.  Введение в урок (целеполагание). Запись эпиграфа.

        В начале урока размышляем над словами Распутина: «Я не мог не написать  «Матёру», как сыновья, какие бы они ни были, не могут не проститься со своей умирающей матерью…», учащиеся читают  сочинения  «Размышления после прочтения повести Распутина». Приложение.

.   (Создать внутреннюю мотивацию, вызвать интерес – задача учителя на этапе вхождения в тему урока. Для этого предлагаю учащимся выполнить творческое домашнее задание: написать сочинение «Размышления после прочтения повести Распутина».)

 II. Словарный портрет концепта «память».  

       «У кого нет памяти, нет жизни».

       Эти слова писателя стали смысловым центром урока и первой ступенькой в работе над концептом «память».

       Работа над концептом «память» носила поэтапный характер:

      Первый этап - этап овладения «языком» концепта (что знает о данном концепте сам язык?). Учащиеся работают со словарями, создают словарный портрет концепта.

  • Память, способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. (Большая советская энциклопедия).
  • Память. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. (Толковый словарь Ушакова).
  • Память, ж. (мнить, мнети) способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Память, относительно прошлого, то же, что заключенье, догадка и воображенье, относительно будущего. (Толковый словарь Даля).

      Обращаем внимание на толкование слова память в словарях:

  • память соотносима с прошлым, с понятием времени (связь с понятием «хронотоп произведения»);
  • память соотносима со словом душа (обозначена проблема духовности).

    Актуализация знаний

    Хронотоп есть, по Бахтину, «определенная форма ощущения времени и определенное отношение его к пространственному миру».

 III. Концепт «память»  в художественной картине мира писателя

      Следующий этап - этап литературной установки (каким предстаёт данный концепт в художественной картине мира писателя?)

      Две особенности текста – наличие в нём эмоциональных полюсов и богатство семантических полей – область нашего исследования. В основе занятий - освоение концептов, выстраивание мотивных полей, ассоциативных рядов, позволяющих проследить движение художественной мысли автора.  

    Исследование текста осуществлялось через мотивные поля слов «время» («память»), «душа».

Самостоятельная работа в группах.

       Работа первой группы

      Задание: найти цитаты, отражающие временной аспект произведения; выявить ключевые слова-образы и мотивы; прокомментировать их.

     Дети выполняют практическую работу, составляют таблицу.

     После обсуждения таблица выглядит примерно так:

Прошедшее время

Настоящее

Ключевые мотивы

Всё это бывало много раз, и много раз Матёра была внутри происходящих в природе перемен…(гл.1)

И опять наступила весна, своя в своём нескончаемом ряду, но последняя для Матёры…

Опять с грохотом и страстью пронесло лёд…

Мотив вечности природы;

мотив гибели Матёры

И как нет, казалось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне…(гл.1)

…она дотягивада последние годы…

Но теперь оставалось последнее лето…

Ритм времени, вечности в сочетании с неизбежностью гибели

Так и жила деревня, перемогая любые времена и напасти, триста с лишним годов…(гл.1)

…пустить под огонь

У Матёры было прошлое, настоящее её связано с мотивом прощания, так как будущего у неё нет.

Остров собирался жить долго. (гл.6)

Он последний. Но пока остров стоит, Хозяин здесь он. (гл.6)

Идея общей жизни, общей судьбы Хозяина, деревни и острова

Хозяин уже не в первый раз почуял: здесь, в Матёре, и достанет наконец  Богодула смерть, что живёт он, как и Хозяин тоже, последнее лето. (гл.6)

Мотив предопределённости

Да и как было спать в последнюю ночь, где взять для такого сна покою? <>Отошла последняя ночь в Матёре. Встало последнее утро. (гл.7)

Повтором эпитета последняя задаётся мотив грусти, безысходности, противоестественности происходящего

.    Рисуя землю, на которой проходит жизнь человека «от пелёнок до старости», Распутин возвращает нас к одухотворённому её восприятию, испокон веков свойственному русскому народу. Проводя антитезу между прошлым и настоящим, автор с нарастающей тревогой показывает процесс утраты такого понимания современным человеком. Земля окормляет души людские своей «благодатью, покоем и миром». Разрыв с нею нарушает спасительную связь между предками и потомками, порождает духовную потерянность и пустоту.

       Мир на острове гармоничен, люди являются его частью, они не обособлены от природы и от земли. «Остров собирался жить долго». Но и остров, и деревня обречены на смерть (мотив гибели, смерти задаётся повтором эпитета последний) – обрывается связь времён, связь между предками и потомками. Уходит то, что хранило и «окормляло» благодатью души людские. Именно потому тревожится сердце  и спрашивает: «А не слишком ли дорога цена? Не переплатить бы?»

     Работа второй группы

     Задание: раскрыть мотивное поле слова земля; выявить сопутствующие образы и прокомментировать их.

Мотивное поле слова земля

Смысловая нагрузка

…опять запылала по земле и деревьям зелень, пролились первые дожди, прилетели стрижи и ласточки…(гл.1)

Мотив вечности, красоты мира природы

 Прежде чем пустить воду, следует навести в зоне затопления порядок, подготовить территорию. (Жук, 3 гл)

Отчуждённое, «туристическое» отношение к земле

И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля…<>…от края и до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре…(гл. 4)

Матёра – малая часть Божьего мира

Пышно, богато было на матёринской земле  – в лесах, полях, на берегах, буйной зеленью горел остров, полной статью катилась Ангара. Жить бы да жить в эту пору, поправлять, окрест глядючи, душу, прикидывать урожай – хлеба… (гл 7)

Земля – источник жизни.

Гармония мира;

духовные ценности

земля, самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение…(гл.9)

Связь времён, связь между поколениями, мотив памяти

земля не молчала, звала их перед смертью проститься. <>…привязчив человек, имевший свой дом и родину, ох как привязчив!

Связь с понятием родины, отчего дома

Матери и отцы, бабушки и дедушки везли с собой ребятишек, зазывали и вовсе посторонних людей. Чтобы показать землю, из которой они вышли и  которую позже будет  уже не увидеть и не сыскать. (гл11)

Связь между предками и потомками; земля –родина, мотив обречённости, гибели земли

И укрыться, обрести долгожданный покой. И разом узнать всю правду. Тянет, тянет земля.

Мотив кладбища, погоста

     Одним из центральных поэтических образов повести является образ родной земли  С незапамятных времён земля называлась матерью и была возведена в степень божества. В народном представлении земля осмысливалась как всеобщий источник жизни, мать всего живого, мать сыра земля. В повести Распутина мотив земли воплощается в образе острова и деревни Матёры.

     Матёра – малая часть Божьего мира, живое существо, а не просто кусок земли, которому уготована участь погибнуть под водой. Кусок земли, территория – это для пришлых людей. Для матёринцев же родная земля – первооснова, на которой держится их бытие: прошлое, настоящее, будущее.

      Выстраиваем ассоциативную связь образов:

                    родина                                          дом                            источник жизни

земля

          связь между поколениями                                                           смерть человека    

     

       Работа третьей группы

       Задание: рассмотреть  текстовые реализации концепта «память»; охарактеризовать отношение героев к  своим корням. 

Текстовые реализации концепта «память»

Отношение героев к  своим корням. 

…песня то одна, то другая, то старая, то новая, но чаще всего  старая, прощально-поминальная, которую, оказывается, помнил и знал народ, которую словно до этой поры и хранил в себе…(гл.11)

Единение матёринцев подчёркивается песней, именуемой «прощально-поминальной»: они вспоминают ту землю, что вскормила их, и просят у земли прощения, отдают ей последний поклон.

Неужели и о Матёре люди, которые останутся, будут вспоминать  не больше, чем о прошлогоднем снеге? Если даже о своих родных забывают так скоро…

«Прости нам, Господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой, – думала она. – С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится» (гл.15)

Прощаться с Матёрой для Дарьи – значит просить прощения у старших, что не защитила родовые корни, родовую землю.

Вы как на выставке перед нами. Мы и глядим во все глаза,  кто чё делает, кто чё помнит. Правда в памяти.

Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни (гл.18).

«Дарья – матерь и память Матёры. Этот образ – не просто характер, но – точка зрения, предельный, обобщенный взгляд на мир, приближающийся к авторскому, но не сливающийся с ним» [Сухих 2002:11]

…Память услужливо подсказывала только то, что относилось к тутошней жизни… (гл.9)

Порывая с материнскими корнями, сын Дарьи Павел теряет себя: слишком слаба в его душе память, дающая надёжность и твёрдость.

«Много ли толку от этой Матёры? <> Вы почему-то о себе только думаете, да и то, однако, памятью больше думаете, памяти у вас много накопилось… » (гл.12)

Внук Дарьи Андрей не хранит память и уважение к родным корням.

    Текстовые реализации концепта «память»:

  • лексический повтор слов, однокоренные слова, слова-синонимы: память,  помнить, хранить, вспоминать;
  • антонимичные пары: память - забвение, помнить - забыть

      Анализируя эпизоды повести, сопутствующие образы, определяем авторскую позицию:  духовная память как мерило человеческой души.

Основные составляющие концепта «память»:

  • связь человека с понятием рода и семьи;
  • уважение к старшим – к родителям, дедам и прадедам;
  • связь между прошлым, настоящим и будущим;
  • память – духовное понятие.

VI. Выводы

       Оборвалась преемственная связь поколений: у предков нет надежды, что память о них сохранится, а у потомков – что о них вспомнят будущие поколения.

       «В сохранении связи с прошлым, в охранительном отношении к окружающему миру, в трепетном отношении к своим корням, к своей земле, и, конечно, прежде всего, к вере своей, видит будущее человека Распутин. Столь животрепещущими в наше время вопросами тревожит нас этот писатель, не давая успокоиться в равнодушном безразличии ко всему, что творится вокруг нас» [Барышева 2010].

      У нас, педагогов, в процессе работы с произведением Распутина появляется возможность поговорить со старшеклассниками о проблеме наших корней, о добре и зле, о живой и усталой душе, о сложном соотнесении вечного движения  и смыслом земной жизни человека.  («И кто знает правду о человеке: зачем он живёт?»)

       В заключение обращаемся к словам В.Распутина: «Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, порубив корни, уповать на ветви».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Помочь учителям русского языка и литературы ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный  мир его героев; обратить внимание на разнообразие проблем, которые ставит писатель; формиро...

Открытый урок "У кого нет памяти, у того нет жизни" по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Материалы для открытого урока по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"...

Презнтация к уроку "Представление звука в памяти компьютера"

В презентации представлен теоретический материал по заданной теме....

Разработка урока "Файлова структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс" 8 класс

Разаботка создана в помощь учителю при работе по развитию коммуникативной и учебно-познавательной компетенций на уроках информатики и ИКТ....

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...