Урок литературного чтения в 1 классе на тему "Любитель живой природы"
методическая разработка по литературе на тему

Захарова Любовь Вячеславовна

Материал по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon risunok_s_natury.zip1.42 МБ
Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения«Любитель живой природы» Учитель: Захарова Л.В.
Высказывается каждый желающий участник;Ответив сам, выслушай других; Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;Вам помогут слова « я согласен, я присоединяюсь, я думаю по-другому».
Михаил Коршунов«Рисунок с натуры»
Удалось ли Федоту осуществить свой план? Виновата ли в этом кошка? О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?
«Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»
Благодарю за урок !


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Рассказ Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»

Цели:

  • обучающие - продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием рассказа Михаила Коршунова «Рисунок с натуры»; освоение социокультурной категории «Доброта», «Сопереживание»; освоить алгоритм  работы единым классом, в паре.
  • развивающая – развивать навыки чтения, творческие способности, мышление, речь. Развивать коммуникативные навыки общения, социокультурный опыт обучающихся.
  • воспитывающая - способствовать развитию у обучающихся чувства сострадания, сопереживания.
  • здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемый результат обучения и формирование УУД.

Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения ( удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов, суждений, аргументации)

Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. 

Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности, в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Основные понятия: писатель, главный герой, главная мысль, описание героя.

Межпредметные связи:  окружающий мир, русский язык.

Ресурсы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Литературное чтение «Капельки солнца», 1 класс; компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке).


Тип урока: изучение новой темы.

Ход урока.

  1. Присоединение. Мотивация.

Учитель: слайд 1

       Урок литературы. Ребята, сегодня у нас необычный урок,  у нас много гостей. Повернитесь, посмотрите на гостей, улыбнитесь, подарите частичку доброты и тепла.  Сейчас внимание на меня!

        Дорогие ребята! Я, надеюсь, что сегодня на уроке все будут внимательными слушателями и активными участниками.

«Я слышу – я забываю,

Я вижу – я запоминаю,

Я делаю – я понимаю» гласит китайская пословица. Сегодня на уроке мы  будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления - пустое развлечение.

  1. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию.
  • Единый класс

  - Мы начнём наш урок, работая  единым классом, то есть все вместе.

Вспомним правила общения: слайд 2

  • Высказывается каждый желающий участник;
  • Ответив сам, выслушай других;
  • Мы не выкрикиваем, даем право высказаться каждому;
  • Вам помогут слова «я присоединяюсь, я согласен(согласна), я думаю по-другому».

- О чём мы должны помнить? (Мы одна дружная семья)

      Подумайте, поразмышляйте, а для чего вам надо уметь хорошо читать, то есть правильно, выразительно, быстро. Как это пригодится вам в дальнейшем?

Молодцы!

Давайте посмотрим, какова же тема сегодняшнего урока. Слайд 3

- Откройте учебник, на стр.146.

  1. Работа с заглавием.

- Прочитайте автора произведения. Знаком ли этот автор? (да)

- Как называется произведение? - К какому жанру относится? (стихотворение, рассказ, сказка)

- Можно ли по одному названию определить о ком пойдёт речь в произведении?

- Рассмотрим иллюстрацию.

Давайте предположим, о чём или о ком будет это произведение. Отгадайте, какой герой нам встретится?

Мордочка усатая, шубка полосатая, чисто умывается, с водой не знается.

3. Совместное открытие новых знаний.

Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.

  • Знакомство с рассказом Михаила Коршунова «Рисунок  с натуры». 

- Прочитайте, правильно ли мы с вами предположили?

- К какому жанру относится произведение? (рассказ) Почему?

Чтение текста учащимися по частям.

1 часть.

- Что предложила сделать учительница?

- Как вы понимаете, что такое стенгазета?

- Что же было задано ребятам на дом?

- Что значит «рисунок с натуры»?

- Что же может служить сюжетом из живой природы? Слайд 4

- В первой части появился герой рассказа. Как его зовут?

- Что придумал Федот?

- Как вы понимаете выражение «возник план»?

- как бы вы озаглавили эту часть?

2 часть.

- Во 2 части появился новый герой. Как его зовут? (Тоська)

- Почему мальчиков автор называет по-разному: одного – Федот, а другого – Тоська (или Антон)?

Как бы вы озаглавили эту часть?

3 часть.

- Почему автор написал, что кошку надо ловить умеючи?

- Почему кошка не даётся братьям?

- Почему автор говорит, что на этот раз кошка забыла о предосторожностях?

-Как обращаются братья с кошкой? Они поступают правильно?

- Каким показан Федот в этой части? (Он любит командовать, распоряжаться)

Как бы озаглавили 3 часть?

Давайте отдохнём! Физкультминутка!  Отдельно!

-Ребята, я вам открою секрет, автор тоже озаглавил эти части, давайте посмотрим в тетрадь на стр.39 3 задание. Сравним с нашими названиями частей.

Работа в паре.

Все ли части озаглавил автор? (нет) Как вы считаете, какое задание мы сейчас будем делать? Это сложное задание? Не волнуйтесь, у нас всё получится. Мы будем работать в паре. Итак, задание: Прочитайте рассказ до конца и озаглавьте 1 ряд – 4 часть, 2 ряд – 5 часть, 3 ряд – 6 часть. Заголовок части обсудите в паре.

Проверяем! 4 часть-Кошка не желает лежать спокойно или Братья обводят кошку.

5 часть-Рисунок не получился. 6 часть - Рыжий рисунок или Кошке понравился рисунок.

                                                                    Рефлексия.

Что нужно было сделать? Удалось ли получить результат? Вы смогли выполнить это задание?

  • Поднимите обе ручки вверх, если справился с заданием сам.
  • Поднимите одну ручку, если помогли одноклассники.

Молодцы, мы справились!

4. Итог урока.

Учитель:

- Следующее задание выполним  в паре, постарайтесь найти правильные ответы на вопросы. слайд 5

 При ответе используйте слова – помощники:

 Я думаю, что…

Я думаю иначе…

Я согласен и тоже считаю, что…

Я с тобой не согласен, потому что…

      Обобщающие вопросы:

- Удалось ли Федоту осуществить свой план – нарисовать самый большой рисунок с натуры для стенгазеты? (Нет)

- Виновата ли в этом кошка?

- О чём забыл Федот, когда осуществлял свой план?  Думал ли он о кошке? Он забыл, что стремясь достичь цели, мы должны не нанести вред другим. Он забыл про «золотое правило» нравственного поведения  «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» слайд 6

Помогите Федоту справиться с заданием: дома сделайте любой рисунок с натуры (задание 5 в тетради на стр.40).

- Много есть на земле слов и понятий: добрых и злых, грустных и веселых, честных и лживых. Но мне кажется, что понятие равнодушие не должно быть присуще человеку. Мы должны быть добрыми и внимательными к своим «Младшим братьям».

5.Рефлексия.

Учитель: Выскажете, пожалуйста, свое отношение к проделанной работе.

САМООЦЕНИВАНИЕ

Ребята, на слайде вы видите« дерево радости». Отметьте на нем то место, как вы оцениваете свою работу на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться. Вверху, внизу или посерединке.

Слайд № 7

-Мне   понравилось, как вы дружно работали, были активными, и я свое солнышко поместила на самой верхушке дерева.

-Молодцы!

-Благодарю всех за урок!

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок биологии в 5 классе "Наука о живой природе"

Урок в 5 классе "Наука о живой природе" отражает содержание урока по основным этапам, использована технология проблемного обучения....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....