разработка урока по теме И.С.Тургенев
план-конспект урока по литературе на тему

Верткая Светлана Александровна

технологическая карта урока 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s._turgenev_detstvo_nachalo_literaturnoy_deyatelnosti.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Предмет Литература

Класс 5

Учитель: Верткая Светлана Александровна, первая квалификационная категория, МОУ СОШ № 17 г.Карталы Челябинская область

Тема И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. Литературный герой. Прототип.

Тип урока Урок изучения нового материала

Технологии: метод проектной деятельности

Цели:

. познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель;

. развить интерес к личности писателя и его творчеству;

. познакомить с историей создания рассказа «Муму»

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

3 мин

Загадка для учащихся

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)

Приветствие учителя

Отгадывание загадки

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?

Запишите тему урока И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

Потому что мы будем изучать повесть И.С.Тургенева «Муму».

Определите тему урока.

Целеполагание

3мин


Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания повести.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

Определите ваши цели урока?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5мин

У вас на столах карточки  , выскажите свое отношение к повести.

Понравилось – зеленая ,  не понравилось – белая

назовите героев повести

Работа с цветными карточками

Составление кластера

Герасим

Капитон

Барыня                  Муму

Татьяна  Гаврила

Дворня     Степан

Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?

Главные и второстепенные герои

Герасим         Капитон

Барыня           Гаврила

 Муму            Татьяна

                       Степан

                       Дворня

Кто они? Автор-создатель? История? Прототип?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Этап реализации.

6-7 мин

Организация деятельности учащихся по решению учебных задач

 Чтение статьи учебника с.188-189

Выявление затруднений и пути построения из затруднений

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Работа в парах, группах. Использование ресурсов Интернет (работа с мобильным классом)

   10 мин

Запись на доске

 1852 год – написание повести

1861г – отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести  «Муму

Задание прочитать и ответить на вопрос

1.Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

2.Как вы считаете,  что послужило поводом для создания повести «Муму»? Прототипы героев повести.

3.Литературные места России. Имение Спасское – Лутовиново.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Итоги работы в группах

13 мин

Приложения – презентации учащихся

Выступление учащихся с в группах

Защита презентаций

1) Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

2Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Рефлексия

2мин

Изменилось ли ваше отношение к повести? Поднимите карточки.

Выполнили ли вы ваши задачи на уроке?

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

3 мин

Оценки за урок

Дом.  задание: По выбору учащихся:

 С.224, з.6

Составление кластеров к повести «Муму»

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Приложение

1 группа

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

3 группа

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…

Кого напоминают герои этой истории?

ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа

2  группа

История создания рассказа

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции  Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый  день Тургенев слышал хлест розг  и их крики.

Как вы считаете,  что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме "И.С.Тургенев Жизнь и творчество

начало творческой деятельности писателя, история создания рвссказа "Муму"...

разработка урока по теме "И.С.Тургенев. Славный он был мужик"

Технологическая карта урока литературы 5 класс...

Метапредметный урок на тему: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе: совместить несовместимое».

Выбранный тип урока объясняется тем, что сегодня важно не столько дать ученику большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным...

План-конспект урока литературы Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

                                          План-конспект  урока  литературы...

Разработка урока по литературе "И.С. Тургенев "Муму". 5 класс

В этом уроке есть материалы про детские годы И. С.Тургенева, об истории создания рассказа «Муму»...

Конспект урока по теме: И.С. Тургенев. «Муму»: Образ Герасима (Герасим и барыня. Герасим и Татьяна)

Цель урока: формировать у обучающихся умения реализации новых способов действия;расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов...

Мини - презентация к уроку по теме "И.С. Тургенев. "Бежин луг". Мальчики вночном"

В презентации представлены портреты мальчиков, героев произведения...