Викторина по литературе в 7 классе
план-конспект занятия по литературе (7 класс) по теме
Викторина по литературе в 7 классе "По страницам прочитанных книг"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_literature_7_klass.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ганеева Виктория Николаевна,
учитель русского языка и литературы
НОУ Церковно-приходская школа «Косинская»
г.Москвы
ВИКТОРИНА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ
«ПО СТРАНИЦАМ ПРОЧИТАННЫХ КНИГ»
*Перед началом викторины класс делится на две команды и выбирает капитана.
- Разминка.
Назовите автора. Участники команд по очереди называют автора произведения. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- «Медный всадник» (Пушкин)
- Былина «Садко» (народ)
- «Тарас Бульба» (Н. Гоголь)
- «Кукла» (Е. Носов)
- «Лапти» (И. Бунин)
- «Станционный смотритель» (Пушкин)
- «Песня про… купца Калашникова» (Лермонтов)
- «Тихое утро» (Ю. Казаков)
- «Кусака» (Л. Андреев)
10) «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (Салтыков-Щедрин)
11) Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» (Л. Толстой)
12) Трилогия «Детство. В людях. Мои университеты» (М. Горький)
- О каком писателе идёт речь?
По биографической справке определить автора. За каждый правильный ответ – 2 балла. По 2 автора каждой команде в порядке очерёдности.
1) Годы жизни: 1809 – 1852. Писатель, драматург.
Родился в семье небогатого помещика на Украине. Окончил там уездное училище и гимназию высших наук, после чего уехал в Петербург, поступил на службу. После первого сборника повестей стал знаменитым. Был знаком с Пушкиным и Жуковским. Преподавал историю в Институте благородных девиц, затем занял должность профессора истории Санкт-Петербургского университета, но вскоре отказался от преподавания. Вновь обратился к литературе, издал двухтомный сборник повестей и рассказов, две книги новелл, затем комедию, которая имела шумный успех. Уехал в Рим, за границей прожил 12 лет, лишь изредка наведываясь в Россию. Всё это время плодотворно работал – создал 1-ю часть своего знаменитого романа, 2 комедии, несколько повестей. Отправился паломником в Святую Землю, затем вернулся в Россию и последние годы жизни провёл в странствиях. Работал над второй частью романа, которую впоследствии сжёг. Умер в Москве. (Н. В. Гоголь)
2) Годы жизни: 1814 – 1841. Поэт, писатель, драматург.
Родился в Москве в семье небогатого отставного капитана. Мать умерла, когда ребёнку не исполнилось и трёх лет. Бабушка по линии матери, богатая помещица, заставила отца уступить ей право на воспитание мальчика, и увезла его в Пензенскую губернию, в село Тарханы, где и прошло его детство. В возрасте 14 лет переезжает с бабушкой в Москву, где поступает в университетский благородный пансион, который пришлось покинуть в конце второго года из-за участия в студенческом бунте . Переехал в Петербург, поступил в школу гвардейских юнкеров, по окончании которой вышел офицером в гвардейский гусарский полк. Узнав о смерти Пушкина, написал стихотворение «Смерть поэта», которое с одной стороны принесло ему славу, а с другой – перевод на Кавказ, откуда спустя 7 месяцев – в Новгород. Всё это время, начиная с 14 лет, молодой поэт пишет стихотворения и поэмы. Его перу принадлежит также драма и роман. Второй перевод на Кавказ последовал после дуэли с сыном французского посланника де Барантом, окончившейся благополучно. Спустя 4 месяца в Пятигорске, из-за пустяковой ссоры, поэт погиб на дуэли со своим бывшим сокурсником по школе гвардейских юнкеров Мартыновым. (М. Ю. Лермонтов)
3) Годы жизни: 1920 – 1983. Писатель, автор рассказов, повестей, романов.
Родился в Архангельской области, в крестьянской семье. Окончив школу, поступил в Ленинградский университет на филологический факультет, с 3-го курса которого ушёл добровольцем на фронт. Был ранен и как нестроевик оставлен в тылу, затем взят в органы контрразведки «Смерш», где прослужил до конца войны. Вернувшись в ЛГУ, закончил его с отличием, затем, защитив кандидатскую диссертацию по творчеству Шолохова, несколько лет заведовал там кафедрой советской литературы. Всё его творчество посвящено родной северной деревне. (Фёдор Александрович Абрамов)
4) Годы жизни: 1899 – 1951. Писатель, поэт, автор романов, рассказов, пьес, киносценариев, сказок и сценариев для детей.
Родился в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. Как старший сын в семье из 12 детей, с 14 лет начал работать: рассыльным, литейщиком на трубном заводе, помощником машиниста. Очень рано он начал писать стихи, а затем и рассказы, которые печатались в воронежских газетах. В советской литературе понят и принят не был. Умер в атмосфере непризнания, житейских невзгод, мучимый туберкулёзом, наследием фронтовых дорог. (Андрей Платонович Платонов)
- Узнайте литературного героя. За каждый правильный ответ – 1 балл. По 3 портрета каждой команде (подряд).
Задание 1 команде:
- «…считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другим в дерзких предприятиях – обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим проявлениям, кроме войны и пирушки; по крайней мере, никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными». (Остап)
- «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках. Был он молчалив, незаметен… С утра до вечера он, в рыжей кожаной куртке, в серых клетчатых штанах, весь измазанный какими-то красками, неприятно пахучий, встрёпанный и неловкий, плавил свинец, паял какие-то медные штучки, что-то взвешивал на маленьких весах…, подходил, спотыкаясь, к чертежам на стене и, потерев очки, нюхал чертежи, почти касаясь бумаги тонким и прямым, странно белым носом». (Хорошее дело)
- «Девушка на вид была тщедушна и невелика ростом, но мягкое, чистое лицо её было столь нежно и кротко, а большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами». (Девочка, которую воспитал Юшка)
Задание 2 команде:
- «Из-за перегородки вышла девочка лет четырнадцати. Красота её меня поразила. Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведённое ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет». (Дуня)
- «Мне представляются только её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». (Матушка Николеньки)
- «Она не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой». (Бабушка Акулина Ивановна)
- Восстановите стихотворные строки.
Каждый участник из команды выходит к доске и получает листок со стихотворением, нужно вставить пропущенные слова и определить автора. Также даётся одно стихотворение на команду. За правильно выполненное задание – 2 балла.
- Определите литературоведческий термин.
Каждому участнику из каждой команды по одному
зачитывается определение двух литературоведческих терминов. За каждый правильно названный термин – 1 балл.
- Предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального – ГРОТЕСК.
- Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты – АЛЛЕГОРИЯ.
- Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях – БЫЛИНА.
- Один из видов лиро-эпических произведений, для которого характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств – ПОЭМА.
- Основная мысль художественного произведения – ИДЕЯ.
- Круг жизненных явлений, изображённых в произведении; круг событий, образующих жизненную основу произведения – ТЕМА.
- Книги, статьи, заметки, обзоры, рецензии, интервью, корреспонденции, очерки, которые освещают актуальные, злободневные вопросы и показывают явления общественной жизни – ПУБЛИЦИСТИКА.
- Беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления; злой, гневный смех – САТИРА.
- Торжественное стихотворение, посвященное Богу, царю, какому-то историческому событию или герою – ОДА.
10) Трёхстишное лирическое стихотворение в японской поэзии – ХОККУ.
11) Короткий текст, помещаемый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения – ЭПИГРАФ.
12) Дословная выдержка из какого-либо текста или дословно приводимые чьи-то слова – ЦИТАТА.
- Конкурс капитанов.
Капитанам предлагается по два задания: вопросы на эрудицию и знание литературоведческих терминов.
1. Вопросы (капитаны отвечают по очереди) (за каждый правильный ответ – 1 балл):
- Кто и в каком произведении открыл образ «маленького человека» в русской литературе? (Пушкин в «Станционном смотрителе»)
- Какой русский писатель, будучи чиновником губернского правления в Вятке, никогда не брал взяток, существенно отличаясь от своих коллег? (Салтыков-Щедрин)
- Каков литературный псевдоним писателя Андрея Климентова? (Платонов)
- Каковы настоящие имя и фамилия Максима Горького? (Алексей Пешков)
- Как переводится с греческого название трёхсложного стихотворного размера – дактиль? (Указательный палец)
- Какому виду драматических произведений дало название греческое словосочетание, которое переводится как «козлиная песнь»? (Трагедия)
- Стихотворения какого шотландского поэта 18 века востребованы в современном российском театре и кино? ((Роберта Бёрнса)
- Какой шотландский поэт-романтик 19 века, защитник бедных и угнетённых, был лордом по происхождению? (Джордж Гордон Байрон)
- Какой русский поэт ведёт свой род от легендарного шотландского барда, а также является родственником Байрона? (Лермонтов)
10) Какой русский писатель публиковал свои ранние произведения под псевдонимом «Человек без селезёнки»? (Чехов)
2. Дайте определение литературоведческому термину (за каждое определение – 1 балл):
Метафора (переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому), басня(краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание), проза(прямая, свободно движущаяся речь, литературное нестихотворное произведение).
Эпитет(яркое, образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным), баллада(стихотворение с острым, напряженным сюжетом, в основе которого лежит легендарное или историческое событие), инверсия(необычный порядок слов).
СТИХОТВОРЕНИЯ К 4 ЗАДАНИЮ
1) …О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть ………………….
Каких………………………
Автор –…………………….
……………………………………………………………………………………
2) И думал он:
Отсель грозить мы будем…………
Здесь будет город заложен
Назло надменному ……………….
Природой здесь нам суждено
…………………………………………
Автор – …………………………
……………………………………………………………………………………
3) «Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется…………………….
……………………………соседей-врагов,
……………………………………………?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду ……………………………….»
Автор – …………………………
……………………………………………………………………………………..
- …………………………………
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
…………………………………
Есть………………………..
В созвучьи слов…………….
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
Автор – ………………………
…………………………………………………………………………………
- Когда волнуется желтеющая нива,
И………………………………………………,
И прячется в саду……………………………..
…………………………..зелёного листка…
Автор – ……………………………..
- Вчерашний день, …………………….
…………………………………………….
Там ……………………………кнутом,
Крестьянку…………………………….
Автор – ………………………..
……………………………………………………………………………………
Задание на команду:
Во дни сомнений, ………………………………………………………………………………. – ты один мне поддержка и опора, о великий, ………………………, ………………… и …………………. русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, ……………………………………………………………………!
Автор – …………………………………..
……………………………………………………………………………………
Во дни сомнений, ………………………………………………………………………………. – ты один мне поддержка и опора, о великий, ………………………, ………………… и …………………. русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, ……………………………………………………………………!
Автор – …………………………………..
ТЕРМИНЫ К КОНКУРСУ КАПИТАНОВ
Метафора | Эпитет |
Басня | Баллада |
Проза | Инверсия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по литературе 9 класс
Викторина по литературе (18 век) для 9 класса. Может быть использована как на уроке, так и во внеурочной работе для обобщения знаний по литературе 18 века....
Викторина по литературе 5 класс
Викторина по литературе 5 класс по т произведению И.С. Тургенева "Муму"....
Викторина по литературе 5 класс (по итогам изучения 1 части хрестоматии под ред. Коровиной В.Я.)
Урок закрепления материала по итогам 1 полугодия (2 четверти). Занятие в игровой форме, как правило, заинтересовывает учащихся и способствует лучшему усвоению полученных знаний....
викторина по литературе 5 класс
викторина по литературе 5 класс...
Викторина по литературе 8 класс
Декада словесности....
Интерактивная программа Викторины по литературе 5 класс
Интерактивная программа Викторины по литературе...
Викторина по литературе_6 класс с самопроверкой
Викторина для учеников 6 классаМатериал взят по ссылке: https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-literature-v-6-klasse-khudozhest.html...