Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
    УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

     Поломошнова Наталья Анатольевна

    Урок по творчеству В.Высоцкого построен в форме семинара

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе

    «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

    Разработан

    учителем русского языка литературы высшей категории

    Н.А. ПОЛОМОШНОВОЙ

    МОУ СОШ № 61  п. Персиановский

    Октябрьского района Ростовской области

    Цели:

    1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики.

    2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений

    3.Воспитывать  патриотизм,  гуманизм, любовь к поэзии

    Тип урока: проблемный урок-семинар с элементами ролевой игры

    Оборудование: Портрет В.Высоцкого, книги, тексты стихов,  диски с песнями, CD – проигрыватель, рисунки, газета «Лирика В.Высоцкого»

                          Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

                             Может, кто-то когда-то поставит свечу

                             Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

                            За веселый манер  на котором шучу!

    ХОД УРОКА:

    1.Слово учителя: (звучит на фоне песни «Моя Цыганская»)

    Творчество В. Высоцкого – вершина авторской песни. Всякий настоящий мастер неповторим, хотя бы потому, что талантлив. Сила стихов Высоцкого в их предельной искренности. Он свято верил в человека. Для него слова «любовь, долг, совесть, друг» наполнялись высочайшим духовным смыслом. Ему было что спеть, что сказать людям. Вряд ли за последние десятилетия имя какого-нибудь поэта настолько приковывало к себе внимание, как имя В.Высоцкого. Уже одно это обстоятельство заставляет отнестись серьезно к его творчеству. И тема нашего урока – творческий портрет Высоцкого. Урок мы проведем в форме семинара, где свои знания, мнения, соображения представят биографы, критики, современники поэта, чтецы и сам поэт В.Высоцкий.

        В процессе урока мы постараемся разрешить  проблемы:

    1.Чем творчество Высоцкого близко и  дорого нам сегодня?

    2.Реализовал ли Высоцкий себя как поэт до конца?

    3.Что оставил нам Высоцкий в наследство?

           Ответы на эти три вопроса мы будем искать всем  классом.

    Но есть ряд частных вопросов, которые мы зададим специально созданным группам экспертов:

    (Вопросы на доске)

    1. Вопросы   биографам:  - Почему творчество Высоцкого начиналось с «блатных» песен? Почему тема  Великой  Отечественной войны была так дорога поэту?
    2. Вопрос критикам: - Какое значение в творчестве Высоцкого имеют песни-роли
    3. Вопрос современникам Высоцкого: -  Какие человеческие качества являются основой личности поэта?

    1. Выступление группы биографов

    1. Стихотворение  «Я не люблю» (читает ученик)

    1. Критик: (Особенности творческого почерка Высоцкого)

    Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя,  добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта подчас отождествляли с его персонажами. По сравнению с лирикой Окуджавы и Галича, чьей аудиторией была в основном интеллигенция, творчество Высоцкого более демократично. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон (официального доступа к слушателю и читателю поэт почти не имел) слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого, в отличие от камерной, романсовой у Окуджавы или академичной, близкой к мелодекламации у Галича, была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволявший использовать самые разные маски и интонации. К тому же, Высоцкий был виртуозом стиха, абсолютно чуждого всякой монотонности, свободно заключаемого в рамки самых разных поэтических размеров.

    1. Исполняется фрагмент песни  «На Большом Каретном»

    1. Критик:  ( О раннем творчестве)

    Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на «блатные» темы. Это не было данью моде. В ранних песнях поэта выражена общая «приблатненность» нашего бытия. Сам поэт объяснял позже обращение к этой тематике тем, что для него в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания. Отсюда у его героев – порыв из тюрьмы, на волю, к семье, к любимой.

       «Кто меня там встретит, как меня обнимут,

         И какие песни мне споют».

    Но все же о мире уголовников и уличных хулиганов поэт говорит не совсем всерьез. Сочувствие герою обычно переплетается у него с ироническим отношением к нему.

         «Это был воскресный день, я был усталым и побитым, -

           Но одно я знаю, одному я рад:

           В семилетний план поимки хулиганов и бандитов

           Я ведь тоже внес свой скромный вклад»

    6.Современник:

    Юрий Карякин (журналист): У этого едва ли не самого громкого певца аудитория с годами становилась все тише, вдумчивее, углубленнее. Мало кто мог совершать такие невероятные головокружительные переходы, перелеты прямо от самых низин жизни к ее высотам. Кажется, вот банальный жанр, вот приблатненность темы, вот чересчур мелодраматично. Но как стремительно выяснилось, что все это у него нее что иное, как пародия, сарказм, горечь. Может быть, самой распространенной первоначальной ошибкой было элементарное спутывание персонажей, которых он играл, с  ним самим.

    Подобно Зощенко, он умеет взять самый пошлый жанр, чуть не хамскую тему – и вдруг (как наждаком по душе) заставляет их, их! – хохотать и реветь над самими собой.

    7. Звучит песня «Диалог у телевизора»

    8.Критик:

       Во второй половине Высоцкий резко расширяет свой поэтический «театр одного актера». Героями его песен становятся солдат, альпинист,  милиционер, старатель, спортсмен. Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни неожиданно могут напоминать друг друга. Так, герой песни «Разведка боем», отправляющийся в тыл врага с неизвестным ему бойцом, мог бы повторить слова героя «Песни о друге», альпиниста. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проход главную проверку.

    9.Современник (режиссер С.Говорухин):

       Летом 66 года мы снимали «Вертикаль» на Кавказе. Актеры жили в палатке под ледником. Надо было почувствовать горы, особенно Володе. Мы рассчитывали на песни, которые он напишет. В это время на пике «Вольная Испания» случилось несчастье – погиб альпинист. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя. То и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненного товарища, кого-то несли на носилках. Палатка актеров превратилась в перевязочный пункт. Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю пока утихнет непогода, в конце концов тот, ради кого рисковали жизнью эти люди все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять ради чего все это. Так родилась первая песня.

            И можно свернуть, обрыв обогнуть,

            Но мы выбираем трудный путь

            Опасный, как военная тропа.

    10.Ученик читает стихотворение «Здесь вам не равнина..»

    11.Современник: вспоминает Р.Рождественский:

           …У  Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть написаны, появиться на сцене, не сегодня, так завтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. Он примерял на себя характеры и судьбы многих  людей. Он демонстрировал их способ мысли и манеру говорить. Он был дерзок и насмешлив, одобрял и поддерживал. И все это он делал талантливо. Исполняя песни-роли Высоцкий бывал таким штормовым, бушующим и грохочущим, что казалось, еще секунда и сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет. Кажется, на таком нервном накале нельзя невозможно петь, нельзя дышать, а он пел, он дышал. Поэт отстаивал активную позицию в борьбе со злом, подлостью, лицемерием.

    12.Современник: вспоминает художник М. Шемякин:

       Я прослушал несколько песен Володи. И прежде всего меня потрясла «Охота на волков». Одной этой песни было достаточно для меня, чтобы понять, что Володя – гений. В этой песне было сочетание всего, как говорят художники – рисунка, ритма, цвета. Перед тобой – шедевр. В этой песне ни одной фальшивой интонации. Все было, как говорили древние греки, классической соразмерности, полная гармония, да еще плюс к этому на высоченном духовном подъеме. Это гениальное произведение. А гениальные произведения никогда не создают мелкие люди.

    Работа творческой группы над газетой «Лирика  В.Высоцкого»

    13.Учитель: 

      Много песен Высоцкий написал о войне. Его песни о войне – это прежде всего песни настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину. Такие не подведут. Высоцкий предлагает задуматься о том, как связаны судьбы живых и погибших. Это – внутренняя тема всех военных песен поэта.

     - Как это объясняют биографы ?

    14.Биограф:

      Вряд ли можно представить себе современного российского поэта, который не мерил бы жизнь высшей нравственной мерой Великой отечественной. В военных стихах и песнях Высоцкий возвышается до самого светлого трагизма, утверждения жизни через смерть. Поэт сумел мужественно и просто сказать о великом подвиге народа. Эти песни, вышедшие на пластинках еще при жизни поэта, волновали и седых ветеранов и молодежь.

    15.Ученик читает стихотворение   «Он вчера не вернулся из боя»

    16.Биограф:

     

        Из интервью В.Высоцкого: «Меня всегда спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме? Это вопрос, по-моему, праздный. Пока люди пишут, сочиняют музыку и стихи, их всегда это будет волновать. Но прошу не обманываться насчет этих песен, потому что это – не песни-ретроспекции, - я не могу ничего вспомнить из того, чего я сам не видел. Это, конечно, песни-ассоциации, написанные человеком, живущим теперь для людей, большинство из которых войну не прошли, или у которых она в далеком прошлом. А все равно, война всех коснулась. И у меня в семье были большие потери.

        Есть еще одна причина, по которой я пишу на военные темы. Просто я стараюсь для своих песен выбирать людей, находящихся в момент риска, которые в каждую секунду могут заглянуть в лицо смерти. И чаще всего я нахожу таких героев в тех военных временах.»

    17.Ученик исполняет песню «Звезды»

    18. Учитель:  В семидесятые годы все более ощутимым становится у Высоцкого лирико-философское начало – поэтические размышления о законах бытия. С чем это связано? Как объяснят это критики?

    19. Критик:

    В эти годы Высоцкий работал над ролью Гамлета на Таганской сцене. Гамлет с его неуспокоенностью, рефлексией, поиском истины, стал для Высоцкого не просто ролью. Он стал темой всей его судьбы.

       В других песнях гамлетовской эпохи начала семидесятых поэт много размышлял о своей судьбе, о смерти. Кони,  уносящие героя в потусторонний мир и возвращающие его обратно,  – фольклорный образ, одно из подтверждений устойчивого интереса поэта к народной поэзии, ставшего мощным фундаментом всего творчества Высоцкого.

    20. Звучит песня «Кони привередливые» (один куплет)

    21. Современник. Режиссер театра на Таганке Ю.Любимов:

        У Володи была необыкновенная любознательность и умение притягивать к себе людей. Это – редкий дар.

      Володя был азартный человек. Он очень любил бывать всюду, в разных компаниях, жадно слушал людей. Он не читал наставления, не учительствовал, а именно слушал. Вдруг исчезнет: то пойдет в  подводное плаванье и моряки рисковали, брали его с собой, то летчики брали его в самолеты. Альпинисты брали в горы. А он им давал силу. Все они говорили, что лучше себя чувствуют когда с ними Высоцкий, как то спокойней, уверенней.

    22. Ученица читает стихотворение    «День-деньской я с тобой»

    23.Критик:

       Последние свои стихи «И снизу лед и сверху»  В.Высоцкий оставил своей жене Марине Влади, уезжая из Парижа весной 80-го года. Прощался, и, кажется,  предвидел, -  навсегда. Двенадцать лет они были вместе. В стихах неотделимы друг от друга любовь,  благодарность любимой женщине, сознание выполненного долга перед людьми. Любовь для Высоцкого – это величайших дар природы и великое чувство человеческих сердец.

       Я дышу, и значит – я люблю!

       Я люблю, и значит – я живу!

    24. Ученица читает стихотворение: «Баллада о любви»

         

    25. Учитель: Давайте подведем итоги. Учащиеся по группам анализируют предложенные стихи.

     26. Подведение итогов.   Ответы учащихся в группах на вопросы, поставленные в начале урока.

     27.Финальный аккорд – ученик читает  стихотворение  «Когда я отпою и отыграю»

    Последнее стихотворение В.Высоцкого

    Светя другим, сгораю сам.

    А тараканы из щелей:

    Зачем светить по всем углам?

    Нам ползать в темноте милей.

    Светя другим, сгораю сам

    А нетопырь под потолком:

    Какая в этом польза нам?

    Висел бы в темноте молчком.

    Светя другим, сгораю сам.

    Сверчок из теплого угла:

    Сгораешь? Тоже чудеса!

    Сгоришь - останется зола.

    Сгорая сам, светя другим...

    Так где же вы - глаза к глазам,

    Та, для кого неугасим?

    Светя другим, сгораю сам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

    Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

    Тема урока: «Пути постижения духовной истины в литературе» (урок-семинар по литературе в 10 классе, рассчитанный на 2 урока)

    Урок проводится как урок- обобщение после изучения творчества А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.А.Бунина. Мы с учащимися знакомимся с теми периодами жизни писателей, которые раскрыв...

    Конспект урока по литературе для 11 класса "Два портрета. А.Ахматова и М. Цветаева"

    Конспект урока расчитан для учитей, работающих в 11 классах...

    Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

    Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

    Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

    Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

    УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

    Цели:1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики.2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений3.Воспитывать патриотизм, гуманизм, л...

    Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном осмыслении М.А.Булгакова (по роману « Мастер и Маргарита»).

    Добро и зло… Бог и дьявол… Свет и тьма… Именно об этом спорят Берлиоз и Воланд в первой главе романа. Давайте и мы включимся в этот спор и порассуждаем о добре и зле в «закатном» романе Михаила Булгак...