Урок на тему:"Творческий портрет В.Высоцкого".
методическая разработка по литературе (11 класс)

Кузьменко  Анна Николаевна

Для урока на тему «Творческий портрет В.Высоцкого» выбрана одна из форм урока повторительно-обобщающего типа – урок-семинар, поскольку на уроке происходит обсуждение некоторых фактов биографии и личной жизни поэта группами «критиков», «биографов» и «современников». Таким образом, на  уроке демонстрируется отработка методики работы в группах и есть элементы ролевой игры.

Урок является также проблемным: перед студентами  ставятся определенные вопросы, появляется проблемная ситуация, для разрешения которой требуется активная самостоятельная деятельность обучающихся. В результате решения  проблемы происходит творческое овладение знаниями и развитие креативных способностей ребят.

При подготовке к уроку обучающимся предоставляется возможность выбрать и  выучить понравившееся стихотворение поэта. Таким образом, ребята знакомятся с творчеством поэта, переработав ни один сборник его стихов и  прослушав его песни и  выступления. На уроке преподаватель может оценить их творческий подход.

Такой нестандартный урок воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно выразить собственную активную позицию к противоречивым 70-80-ым годам ХХ века.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда группа становится коллективом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok-tvorcheskiy_portret_vychotskogo.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым

Симферопольский колледж радиоэлектроники

РАЗРАБОТКА УРОКА
С ПРИМЕНЕНИЕМ
СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ

Тема урока:

«Творческий портрет В.С.Высоцкого»

Преподаватель высшей категории Кузьменко Анна Николаевна

Симферополь

2015


Методическое обоснование урока

Для урока на тему «Творческий портрет В.Высоцкого» выбрана одна из форм урока повторительно-обобщающего типа – урок-семинар, поскольку на уроке происходит обсуждение некоторых фактов биографии и личной жизни поэта группами «критиков», «биографов» и «современников». Таким образом, на  уроке демонстрируется отработка методики работы в группах и есть элементы ролевой игры.

Урок является также проблемным: перед студентами  ставятся определенные вопросы, появляется проблемная ситуация, для разрешения которой требуется активная самостоятельная деятельность обучающихся. В результате решения  проблемы происходит творческое овладение знаниями и развитие креативных способностей ребят.

При подготовке к уроку обучающимся предоставляется возможность выбрать и  выучить понравившееся стихотворение поэта. Таким образом, ребята знакомятся с творчеством поэта, переработав ни один сборник его стихов и  прослушав его песни и  выступления. На уроке преподаватель может оценить их творческий подход.

Ребята развивают навыки культуры общения, учатся слушать, анализировать полученную информацию и делать выводы.

Такой нестандартный урок воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно выразить собственную активную позицию к противоречивым 70-80-ым годам ХХ века. Его организационные формы и логика действий обучающихся и преподавателя являются задачами оперативного, тактического плана. Эти формы позволяют обеспечить занимательность занятия, учесть индивидуальные особенности каждого, используя содержание учебного материала для активизации познавательной деятельности обучающихся.

При подготовке данного урока обучающимся, которые входили в группы «критиков», «биографов» и «современников» было предложено подготовить материал о творчестве и жизни поэта и в виде слайд-презентаций. В результате урок оказался насыщенным большим количеством интересного материала.

Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все обучающиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда группа становится коллективом.


ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ

«ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

Тип урока: проблемный урок-семинар с элементами ролевой игры.

Цели:

Методические:

  • формирование умений обучающихся провести самостоятельное изучение определенного вопроса и представить полученный результат в виде презентации, сообщения, мнения;
  • формирование навыков проведения исследования по заданной проблеме.

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики;
  • выбор нужной информации из первоисточников, расширение общего кругозора.

Развивающие:

  • развивать умения доказывать, обобщать, отстаивать свои мысли, приводить доказательства, делать выводы;
  • развивать навыки анализа стихотворных произведений;
  • развивать логическое и критическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать патриотизм,  гуманизм, любовь к поэзии;
  • воспитывать интерес к исследовательской деятельности по предмету.

Материально-техническое обеспечение урока: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальный центр, экран, портрет В.Высоцкого

Межпредметные связи: история.

Методическое обеспечение урока: план урока; адаптивные папки по творчеству поэта, книги, видеоконцерты  в исполнении  В.Высоцкого,  газеты  групп, посвященные 77-летию поэта.


ХОД УРОКА:

  1. Слово преподавателя

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!

Может, кто-то когда-то поставит свечу

Мне за голый мой нерв, на котором кричу,

За  веселый  манер,  на котором шучу!

В.Высоцкий

Творчество В. Высоцкого – вершина авторской песни. Сила стихов Высоцкого в их предельной искренности. Для него слова «любовь, долг, совесть, друг» наполнялись высочайшим духовным смыслом. Ему было что спеть, что сказать людям. Вряд ли за последние десятилетия имя какого-нибудь поэта настолько приковывало к себе внимание, как имя В.Высоцкого. Уже одно это обстоятельство заставляет отнестись серьезно к его творчеству. И тема нашего урока – творческий портрет Высоцкого. Урок мы проведем в форме семинара, где свои знания, мнения, соображения представят «биографы», «критики», «современники» поэта, наши чтецы и сам поэт – Владимир Высоцкий.

  1. 2. В процессе урока мы постараемся разрешить  проблемы:
  1. 1.Чем творчество Высоцкого близко и  дорого нам сегодня?
  2. 2.Реализовал ли Высоцкий себя как поэт до конца?
  3. 3.Что оставил нам Высоцкий в наследство?

Ответы на эти три вопроса мы будем искать всем  классом. Но есть ряд частных вопросов, которые мы зададим специально созданным группам экспертов:

Вопросы «биографам»:

  1. Почему творчество Высоцкого начиналось с «блатных» песен?
  2. Почему тема  Великой  Отечественной войны была так дорога поэту?

Вопрос «критикам»:

  1. Какое значение в творчестве Высоцкого имеют песни-роли

Вопрос «современникам» Высоцкого:

  1. Какие человеческие качества являются основой личности поэта?

Выступление группы «биографов» (презентация).

Звучит песня  «Я не люблю»

Вопросы по анализу  песни:

  • Почему  песня так называется?
  • Каким  предстает перед  вами  лирический герой  стихотворения?
  • Какие жизненные ценности он провозглашает?

Вывод: С необычайной  искренностью поэт говорит о ненависти к лживой лести, штампованной фразе, непримиримости к бездарности, нечестности,  о невозможности компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

  1. Работа обучающихся
  1. «Критик»: (особенности творческого почерка Высоцкого)

Высоцкий обычно вел поэтический монолог от лица своего героя, добиваясь настолько сильного эффекта подлинности, что поэта подчас отождествляли с его персонажами. Его песни, переписанные с магнитофона на магнитофон (официального доступа к слушателю и читателю поэт почти не имел) слушала вся страна: они выражали настроения и чаяния миллионов людей. Манера исполнения Высоцкого была более энергичной и драматизированной. От других бардов его отличал и уникальный голос, позволявший использовать самые разные маски и интонации.

Большую известность Высоцкий получил за «песни на надрыве» – такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки». Как исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения – он интонировал не только гласные, но и согласные.

Демонстрируется видеофрагмент песни  «На Большом  Каретном»

  1. «Биограф»: (о раннем творчестве)

Высоцкий заявил о себе в начале 60-х годов песнями на «блатные» темы. Это не было данью моде. В ранних песнях поэта выражена общая «приблатненность» нашего бытия. Сам поэт объяснял позже обращение к этой тематике тем, что для него в тот период это был, вероятно, наиболее понятный вид страдания. Отсюда у его героев – порыв из тюрьмы, на волю, к семье, к любимой.

«Кто меня там встретит, как меня обнимут,

И какие песни мне споют».

Но все же о мире уголовников и уличных хулиганов поэт говорит не совсем всерьез. Сочувствие герою обычно переплетается у него с ироническим отношением к нему.

«Это был воскресный день, я был усталым и побитым, -

Но одно я знаю, одному я рад:

В семилетний план поимки хулиганов и бандитов

Я ведь тоже внес свой скромный вклад»

  1. «Современник»:

Юрий Карякин (журналист): Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Подобно Зощенко, он умеет взять самый пошлый жанр, чуть не хамскую тему – и вдруг (как наждаком по душе) заставляет их, их! – хохотать и реветь над самими собой.

Видеоклип исполнения песни Высоцким «Диалог у телевизора»

  1. «Критик»:

Во второй половине 60-х Высоцкий резко расширяет свой поэтический «театр одного актера». Героями его песен становятся солдат, альпинист,  милиционер, старатель, спортсмен. Поэт признавался, что ему интересны люди, рискующие жизнью, как бы застигнутые в момент решающего жизненного выбора. В этом смысле люди разных профессий и разного образа жизни неожиданно могут напоминать друг друга. Восхождение на вершину оказывается сродни военному бою: и здесь и там человек проходил главную проверку.

  1. «Современник» (режиссер С. Говорухин):

Летом 1966 года мы снимали художественный фильм «Вертикаль» на Кавказе. Актеры жили в палатке под ледником. Надо было почувствовать горы, особенно Володе. Мы рассчитывали на песни, которые он напишет. В это время на пике «Вольная Испания» случилось несчастье – погиб альпинист, товарищи безуспешно пытались снять его со стены. На помощь двинулись спасательные отряды. Шли дожди, гора осыпалась камнепадами. Ледник под вершиной стал напоминать поле боя. То и дело вниз по леднику спускались альпинисты, вели под руки раненного товарища, кого-то несли на носилках. Палатка актеров превратилась в перевязочный пункт. Происходило нечто значительное и драматическое. Можно же было подождать неделю пока утихнет непогода, в конце - концов тот, ради кого рисковали жизнью эти люди все равно был уже мертв. Но нет, альпинисты упрямо штурмовали вершину. Володя жадно вслушивался в разговоры, пытался схватить суть, понять ради чего все это. Так родилась первая песня.

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь

Опасный, как военная тропа.

Звучит песня «Здесь вам не равнина..»

  1. «Современник»: (вспоминает  Р. Рождественский):

У Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и никем не написанных пьес. Пьесы с такими ролями могли бы быть написаны, появиться на сцене, не сегодня, так завтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно. И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем. Он примерял на себя характеры и судьбы многих  людей. Он демонстрировал их способ мысли и манеру говорить. Он был дерзок и насмешлив, одобрял и поддерживал. И все это он делал талантливо. Исполняя песни-роли, Высоцкий бывал таким штормовым, бушующим и грохочущим, что казалось, еще секунда и сам Высоцкий упадет, задохнется, умрет. Кажется, на таком нервном накале нельзя невозможно петь, нельзя дышать, а он пел, он дышал. Поэт отстаивал активную позицию в борьбе со злом, подлостью, лицемерием.

  1. «Современник»: (вспоминает художник М. Шемякин)

Я прослушал несколько песен Володи. И прежде всего меня потрясла «Охота на волков». Одной этой песни было достаточно для меня, чтобы понять, что Володя – гений. В этой песне было сочетание всего, как говорят художники – рисунка, ритма, цвета. Перед тобой – шедевр. В этой песне ни одной фальшивой интонации. Это гениальное произведение. А гениальные произведения никогда не создают мелкие люди.

Звучит песня «ОХОТА НА ВОЛКОВ»( видеоклип)

Преподаватель:

Поэт Е. Евтушенко прислал с Севера телеграмму, где он гостил у моряков: «Слушали твою песню 20 раз подряд. Становлюсь перед тобой на колени.

Вопросы по анализу песни.

  • О чем эта песня?
  • На кого идет охота и кто эти охотники ? (охота идет на инакомыслящих со стороны идеологов власти. Стихотворение отражает конфликт В.В. с бездушной социальной системой. Высоцкий как человек и поэт – часть той литературы, которая несла подлинные ценности, была и противоядием,и противодействием, и нравственной опорой).
  • Как бы вы определили интонацию заключительных строк : «Я из повиновения  вышел!» ? (это интонация торжества)

Много песен Высоцкий написал о войне. Его песни о войне – это прежде всего песни настоящих людей. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и родину. Такие не подведут. Высоцкий предлагает задуматься о том, как связаны судьбы живых и погибших. Это – внутренняя тема всех военных песен поэта.

Как это объясняют биографы ?

  1. «Биограф»:

Необычно и ярко представлена им военная тематика в песнях о Великой Отечественной войне. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни. Хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Детские впечатления переросли в зрелые поэтические чувства.
Эти песни, вышедшие на пластинках еще при жизни поэта, волновали и седых ветеранов и молодежь.

Обучающийся читает стихотворение «Он вчера не вернулся из боя»

  1. «Биограф»:

Из интервью В.Высоцкого: «Меня всегда спрашивают, почему я так часто обращаюсь к военной теме? У меня военная семья и есть погибшие. Война коснулась всех. Это такая великая беда, которая покрыла страну на четыре года, и это будет помниться всегда. Но я пишу песни не ретроспекции, а ассоциации. Если вы в них вслушаетесь, то поймете, что люди, ситуации взяты  из тех времен, а идея и проблема наши, нынешние. А я обращаюсь в те времена, потому что интереснее  брать людей, которые находятся в самой крайней ситуации, в момент риска, в следующую секунду могут заглянуть в лицо смерти, я таких людей нахожу чаще в тех временах, вот потому и пишу много о войне.

Исполняется песня под гитар
«На братских могилах не ставят крестов.

Преподаватель: В семидесятые годы все более ощутимым становится у Высоцкого лирико-философское начало – поэтические размышления о законах бытия. С чем это связано? Как объяснят это критики?

  1. «Критик»:

В эти годы Высоцкий работал над ролью Гамлета на сцене Таганки. Гамлет с его неуспокоенностью, поиском истины, стал для Высоцкого не просто ролью. Он стал темой всей его судьбы.

  1. «Биограф»:

Презентация «Высоцкий и театр на Таганке»

После слайда № 4 Демонстрируется монолог Хлопуши в исполнении В.Высоцкого.

После слайда № 5 –«Гул затих, я вышел на подмостки….»

  1. «Современник»:

Ю.Любимов, режиссер театра на Таганке, актер, народный артист России: Володя все время ходил, говорил, что он хочет сыграть Гамлета. Когда мы стали репетировать, репетиции шли тяжело и трудно. Оказалось, что он вообще хотел, а конкретно не очень был готов. Потом, когда был такой тупик в работе, он даже исчез на некоторое время. Потом вернулся, стал очень хорошо работать. Роль свою он совершенствовал до самой смерти. И играл он даже перед смертью. Когда он сыграл последний раз? 18 июля играл и должен был играть 27-го, когда мы отменили спектакль и никто не вернул билеты. Ни один человек. И, по-моему, даже деньги никто не потребовал.

Были случаи, когда он играл ее совершенно необыкновенно. Один раз, с моей точки зрения, он играл ее гениально — в Марселе. Врачи сказали, что ему играть нельзя. Он сказал, что он будет играть. Дежурил врач. Ведь никто не заставлял. Он сказал: «Я своим долгом считаю — играть». А врач боялся, что у него не выдержит сердце. Во время спектакля я актеров предупредил, что если что-нибудь случится и надо будет укол сделать, то они скажут: «Где Гамлет? Гамлет там. Сейчас он будет к вам доставлен». То есть мы придумали какую-то схему на случай, если нужно будет сделать укол за кулисами… Играл непередаваемо. Совершенно

  1. «Критик»:

Критик Н. Крымова писала: Высоцкий выходит на эстраду театра на Таганке как автор песен – поэт и композитор. Театр сформировал этого актера по своему образу и подобию, в таком виде он и вышел на эстраду – шансонье с Таганки.

Юрий Любимов, руководитель театра на Таганке, отбирал, воспитывал и всячески поддерживал актеров, способных к синтетическому искусству. Умеешь петь – прекрасно, играешь на гитаре – вот тебе гитара. Кроме того, надо научиться акробатике, пантомиме, чтению стихов, психологическим этюдам. Высоцкий  ролью Гамлета  обнаружил умение играть добро, точнее, силу, которая нужна добру, чтобы не стать злом.

На шекспировском фестивале в Белграде, где участвовало более ста театров со всех концов света, в том числе и английские, Высоцкий за исполнение роли Гамлета получил главный приз. А во время гастролей театра в Париже его назвали лучшим Гамлетом

  1. «Биограф»:

Презентация «Высоцкий и кино»

16. СОВРЕМЕННИК: Вениамин Смехов (актер и друг Высоцкого )

  1. «Современник»:

Вениамин Смехов (актер и друг Высоцкого): Высоцкий брал кино «на таран» – как пел песни и как жил. Его любили все наши лучшие кинорежиссеры, хотя снимался он у лучших крайне редко: долго считалось, что, мол, певец и поэт не является таким уж сильным актером. И все-таки, Высоцкий без конца снимался. Я помню, как Володя уходил в кино – с головой, с полной затратой энергии, души, любви, Кино было одним из предметов его страсти. Кино Высоцкий любил особо, индивидуально и честно (как все, что творил в искусстве).

  1. «Биограф»:

Презентация «Любимые женщины Высоцкого»

Последние свои стихи «И снизу лед и сверху» В.Высоцкий оставил своей жене Марине Влади, уезжая из Парижа весной 80-го года. Прощался, и, кажется,  предвидел – навсегда. Двенадцать лет они были вместе. В его стихах – любовь, благодарность любимой женщине, сознание выполненного долга перед людьми. Любовь для Высоцкого – это величайших дар природы и великое чувство человеческих сердец.

Я дышу, и значит – я люблю!

Я люблю, и значит – я живу!

Под музыку звучит воспоминание Марины Влади
из книги  «Владимир или прерванный полет»

Обучающийся читает стихотворение
«Мне каждый вечер зажигают свечи»

  1. Подведение итогов урока-семинара.

Преподаватель: Давайте подведем итоги.

Обучающиеся высказывают свое мнение по проблемам, поставленным в начале урока.

Выставление оценок.

  1. Финальный аккорд –  все  поют  под гитару «Песню  о друге».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Демографический портрет Земли XXI века"

В конспекте описан план урока, задачи которые предстоит решить в ходе его проведения.Тип урока:   обобщение и систематизация знаний...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Урок на тему «Музыкальный портрет»

Урок на тему «Музыкальный портрет»...

УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

Урок по творчеству В.Высоцкого построен в форме семинара...

Разработка урока по теме "Музыкальные портреты"

Урок музыки в 1 классе по теме "Музыкальные портреты" предназначен для учителей, работающих по программе Е.Д.Критской.На уроке дети учатся анализировать музыку и сопоставлять ее с изобразительны...

УРОК-СЕМИНАР по литературе в 11 классе «ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ В.ВЫСОЦКОГО»

Цели:1.Познакомить учащихся с творчеством Высоцкого, личностью поэта, помочь им увидеть особенности его лирики.2.Развивать навыки анализа стихотворных произведений3.Воспитывать патриотизм, гуманизм, л...