Разработка урока по теме "Музыкальные портреты"
план-конспект урока по музыке на тему

Ренжина Лилия Борисовна

 Урок музыки в 1 классе по теме "Музыкальные портреты" предназначен для учителей, работающих по программе Е.Д.Критской.На уроке дети учатся анализировать музыку и сопоставлять ее с изобразительным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_portrety.docx22.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разработка урока музыки в 1 классе, 3 четверть по теме «Музыкальные портреты». Учитель музыки МКОУ гимназия г. Вятские Поляны

Ренжина Л.Б.

Тип урока: Изучение нового материала с первичным закреплением.

Тема: Музыкальные портреты

Цель: создать условия для раскрытия  возможностей музыки: передавать настроение, черты характера через музыкальные интонации.

Задачи урока:

1)Образовательная: формировать умение слышать и анализировать музыкальное произведение

2)Развивающая: Развивать творческое воображение, ассоциативное мышление,  музыкальные способности через ритмо- пластические движения

  3)Воспитательная:  воспитывать  эмоционально-ценностное отношение к искусству и к миру в целом.

УУД

1)Предметные

Сравнивать музыкальные и речевые интонации,воплощать в пластических движениях образы из музыкальных произведений

УУД метапредметные

- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения

-строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки

Регулятивные:

-определять цель учебной деятельности с помощью учителя  и самостоятельно.

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику  образов музыки.

Коммуникативные:

-высказывать собственную  точку зрения, соотносить с мнением других.

-сотрудничать в совместном решении проблемы.

Личностные:

-Принятие норм поведения нравственных и эстетических.

-Продолжение работы над приобретением первоначальных навыков оценки и самооценки музыкально-творческой собственной деятельности.

Оборудование:

Муз. инструмент-пианино

Муз. центр

Компьютер
Портреты людей разных художников

Портреты композиторов П.И.Чайковского и Л. Моцарта.

Музыкальный материал:

«Баба-Яга» П.И.Чайковский

«Менуэт» Л.Моцарт

«Азбука» сл.М. Ивенсен, муз. Т. Попатенко.

Этапы урока:

  1. Организационный

-У нас с вами ,ребята необычный  урок, мы пригласили гостей , чтобы  они увидели какими вы стали, как вы повзрослели и порадовались за вас.( приветствуют гостей)

Музыкальное приветствие: Здравствуйте ,девочки

                                                     Здравствуйте, мальчики

Вот и прозвенел звонок, начинается урок музыки.

-Нужно приготовить к уроку самый главный инструмент- наш голос

Упражнение «Цапля»

Артикуляционная гимнастика. Упр. «Вальс», «Туча и солнышко»

Распевание на1-2 ступени( знакомство со 2 ступенью)

2)Актуализация

-Ребята, кажется   муза приготовила нам сюрприз, красивые воздушные шары, на которых что-то написано. Похожие  мы встречали на странице нашего учебника. Чьи  это шары? (Композитора, художника, поэта)

-О чем попросила их муза? (нарисовать картину природы)

-Что для этого им было нужно?(поэту-слова, потому, что он сочинял стихотварение; художнику- краски, а композитору- звуки, потому, что он сочинял музыку)

-Ребята, а хотите узнать, что еще могут нарисовать наши друзья?

Вот послушайте-ка  стихотворение поэта:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном

Или в робе верхолаз

Летчик или балерина, или  Колька- твой сосед

Обязательно картина

Называется ……(портрет)

Тема нашего урока сегодня…..(Портрет)

-«А я, сказал композитор, буду рисовать не обычный портрет, а музыкальный, и мне для этого  понадобится особенная, волшебная интонация, ведь без нее я портрет не нарисую»

3)Целеполагание

-Так что- же мы сегодня постараемся узнать: как с помощью интонации композитор нарисует портрет.

4)Основная работа

-Ребята, а вы знаете, что в нашем голосе прячется интонация

Давайте попробуем произнести одну фразу с разной интонацией

                                  «К нам гости пришли»

-Вот видите, по интонации сразу можно  понять, какое у человека настроение.

Поэтому когда вы будете слушать музыку, обратите особенное внимание на музыкальные интонации, а музыкальные интонации очень похожи на наши речевые, на то как мы говорим.

- Давайте представим, что к нам в класс по очереди входят незнакомцы. Ваша задача- узнать кто они- обычные люди или персонажи сказок.

                                            «Баба-Яга» П.И. Чайковский

Работа в группах:

1группа-выбирают картинку, соответствующую характеру музыки

2группа-выбирают слова, характеризующие музыку

3 группа- подбирают название к музыке

4 группа- подбирают пластические движения к музыке

-Выслушивается мнение всех групп

-Подвожу детей к замыслу композитора:-П И чайковский назвал эту музыку «Баба-Яга»

-Сравниваем насколько  точно мы почувствовали музыку, правильно ли услышали интонации.

-Ребята, а кто знает дразнилки про Бабу-Ягу?

                      Разучивание дразнилки про Бабу Ягу(выбирают нужную интонацию)

-Бабка-Ежка, костяная ножка

С печки упала, ногу сломала

А потом и говорит

У меня нога болит.

-А теперь в класс войдут новые герои, сколько их- один или два, что они будут делать- петь, танцевать или маршировать?

                            «Менуэт» Л. Моцарт

-Сколько героев?( два, мужчина и женщина))

-Что герои  делают?(танцуют плавный танец)

-Какой танец: старинный или современный?(старинный)

_Правильно.Этот танец называется менуэт и танцевали его давно, в 18 веке обычно на балах. В то время менуэт называли королем танцев и танцем королей. Менуэт в переводе-маленький шаг, старинный французский танец, произошел от народного хороводного танца.

-Еще раз послушаем, а вы скажите- как  вам кажется, молчат танцующие или, может, переговариваются (переговариваются)

-Одновременно говорят или по очереди?( по очереди)

-Кто первый начинает диалог-мужчина или женщина?(мужчина, голос у него низкий. Ему отвечает женщина ласково, нежно)

-Покажите движением рук разговор-диалог между ними

-Какое движение выберем для темы мужчины(вертикальное, уверенное)

-Какое движение выберем для темы женщины?(горизонтальное, плавное)

-Чем заканчивается этот короткий разговор: ссорой, примирением( примирением, они вместе продолжают танцевать)

-А теперь попробуем с вами изобразить танцующих и научимся делать «Реверанс»- приседание с вежливым поклоном.

-Ребята, а в какой нам знакомой песне  есть портреты героев: утенка, теленка, козы, кукол. А чтобы песня стала очень выразительной, нужно исполнить ее с разными интонациями.

                                « Азбука»

5)Итог урока

-Как вы считаете, ребята, мы сегодня на уроке узнали то, что хотели?(Да, узнали может ли музыка нарисовать портрет)

-Как звучала музыка в сегодняшних произведениях? (дети читают на доске)

-С помощью чего рисовал композитор своих героев?( С помощью интонаций)

6)Домашнее задание

 Дома я предлагаю вам подумать над тем, о ком бы вы хотели сочинить музыку, а мы на уроке подберем нужные  интонации и пластические движения.

7)Рефлексия

-Ребята, кому было на уроке интересно и все понятно, спойте прощальную попевку с радостной интонацией. А кому было не очень интересно или трудно спойте с грустной интонацией.

-До встречи на следующем уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознание "Психологический портрет личности" 7 класс

Данную разработку и презентацию можно использовать на уроке обществознание в 7 классе , при изучении главы: Личность подростка....

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет И.С.Баха""

Мультимедийная разработка урока "Творческий портрет Иоганна Себастьяна Баха" по предмету "Музыкальная литература" была подготовлена мной  в рамках прохождения аттестации на первую категорию. В ко...

Методическая разработка урока по теме «Портреты библейских персонажей»

В тематическом планировании  по изобразительному искусству на  изучение темы «Портреты библейских персонажей» отводится два часа: на первом уроке учитель знакомит и показывае...

разработка урока по теме "Портрет в литературе и живописи"

Разработка интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, развития речи и ИЗО с использованием ИТ  по теме «Портрет в литературе и живописи». 11 класс....

Методическая разработка урока «Съёмка монохромного портрета"

Данная методическая разработка посвящена теме портретной фотосъемки. Рассматривается проблема создания фотопортрета с двух сторон - технической и творческой. В данной работе особое внимание уделено во...