Урок по теме "Демографический портрет Земли XXI века"
план-конспект урока по географии по теме

В конспекте описан план урока, задачи которые предстоит решить в ходе его проведения.

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon demograficheskiy_portret_zemli.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему: «Демографический портрет Земли XXI века»

Главная дидактическая цель:  

 Обобщить и систематизировать знания основных понятий и процессов, характеризующих население мира.

Цели урока:

1.  Закрепить знания о динамике численности населения, особенностях размещения, уровне урбанизации, направлениях основных миграционных потоков.

2.  Способствовать развитию умений применять основные демографические показатели для характеристики населения Земли в целом, отдельных регионов и стран; анализировать таблицы, схемы.

3.  Создать условия для развития способности использования научных знаний для принятия обоснованного решения; проявления гуманных отношений в группе.

Тип урока:   обобщение и систематизация знаний

Метод:       частично-поисковый

Форма организации:        работа в малых группах

         Оборудование:

                     1.   Политическая карта мира

                       2.   Статистические справочники и материалы

                        3.   Атласы

                      4.   Раздаточный материал

- 2 -

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Оргмомент

Оформление доски перед уроком; предлагает определить готовность к уроку; создает положительный настрой на урок.

Проверяют оснащение рабочего места; определяют готовность к уроку; концентрируют внимание.

2.

Целеполагание и мотивация

Называет тему урока и предлагает ученикам определил цели урока; создает проблемную ситуацию вопросом: Грозит ли планете перенаселение?

Обсуждают и сообща формулируют цели урока

3.

Закрепление и систематизация знаний

Организует работу малых групп и экспертов.

1.        Опросник- конверт № 1

2.        Подводит к выполнению за
даний по инструктивным
картам.

3.        Подводит к выполнению
творческого задания

4.        Подводит итоги

Эксперты озвучивают систему оценивания групп. Группы:

1.        отвечают письменно на
вопросы и сдают рабо
ту экспертам на провер
ку.

2.        выполняют задания по
инструктивным картам,
объясняют полученные
результаты, делают вы
воды.

3.        Обсуждают в группах и
предлагают свои вариан
ты решения проблемы.
Выступают с небольши
ми отчетами.

4.

Рефлексия

Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке; оценить степень комфортности на уроке; ответить на вопросы: Что вам понравилось? Что не понравилось? Какие были затруднения?

Дают оценку или самооценку своей деятельности и комфортности на уроке. Объясняют, что понравилось, что не понравилось.

- 3 -

Ход урока

Оргмомент.

Целеполагание и мотивация.

Сегодня нам предстоит выяснить, что будет представлять собой население Земли в ближайшем обозримом будущем. В связи с эти - попробуйте сформулировать цели данного урока.

3.        Закрепление и систематизация знаний.

Начнем с основных понятий темы. Вашему вниманию предлагается небольшой письменный опросник. Выполните  задания - конверт № 1 и сдайте его на проверку экспертам.

Устно озвучьте следующие понятия:

-естественный прирост

«демографический взрыв»

депопуляция

миграция -демографическая политика

3)А теперь нам предстоит выяснить:  Грозит ли планете перенаселение?

Для этого ознакомьтесь с заданиями инструктивной карты № 1 - конверт № 2

Инструктивная карта № 1
Пользуясь данными статистических справочников, определите численность
населения           в 2025 году. Внесите их в таблицу.

Каждая группа получает свой регион: Европа, Азия, Северная Америка, Африка, Южная Америка, Австралия и Океания.

Сравните эти данные и определите: Какой регион будет лидировать по численности населения?

Какой будет самый малочисленный?

Объясните эти данные. Эти данные отражают картину демографической ситуации в регионах в целом. А как будет она выглядеть по отдельным странам? Выполните задания инструктивной карты №2-конверт №3.

Инструктивная карта №2                                     Пользуясь данными статистических справочников, определите численность

населения            в 2025 году. Внесите их в таблицу.

Каждой группе-своя страна: Индонезия, Китай, Индия, Бразилия, Пакистан, США.

Сравните эти данные и объясните их. Ответьте на вопросы: Какой тип воспроизводства

характерен для данной страны? Каковы его основные характеристики?

Понятно, что с увеличением численности населения увеличивается нагрузка на единицу площади. Чтобы установить насколько сильно она изменится выполните задание инструктивной карты № 3 - конверт № 4.

Инструктивная карта №3                                                Определите среднюю плотность населения мира. Определите плотность населения в вашем регионе в 2025 году. Ответьте на вопрос: Как можно снизить нагрузку (горизонтальную) на единицу площади? С каким процессом это будет связано?

_ 4 -

Повторим понятия: -урбанизация

агломерация

мегалополис

Инструктивная карта № 4

Подсчитайте, как изменится численность крупнейших городских агломераций

вашей страны. Как же быть с теми кто останется жить в селе? По всей видимости надо расширять площади освоения. А насколько? Исходя из данных о средней плотности вашей страны, подсчитайте на сколько она должна увеличить площадь освоенных земель? Где взять эти земли, если уже сейчас мы говорим о том, что все, что можно было  освоить уже освоено?

Домашнее задание: Предложите свои варианты решения этой проблемы, исходя из особенностей своего региона. Ваша задача: расселить, накормить и обеспечить работой население своего региона. Проекты могут самыми фантастическими.

Но вернемся к нашему изначальному вопросу: Грозит ли планете перенаселение? Как вы ответите на него, имея добытые вами факты?

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

конспект урока по ИЗО "Портрет", презентация к уроку

Конспект может быть использован при проведении урока ИЗО и во внеклассной работе....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Психологический портрет учителя XXI века

Сочинение-эссе на тему "Психологический портрет учителя XXI века...

Искусство портрета России 19 века

В данной методической разработке происходит сравнительный анализ портретистов 19 века, выявляются особенности характеров главных героев....