Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также приемы определения абсолютных высот и глубин отдельных объектов и территорий; сформировать знания о форме и размерах Земли, как об одной из девяти планет Солнечной системы, объяснять процессы  движения Земли вокруг своей оси и смену дня и ночи. 

 

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедиа.   

 

Опорные знания: планета Земля из курса природоведения, геометрические фигуры - окружность и круг. Примеры величин: длина, градусная мера угла, масштаб (математика). 

 

Тип урока:  актуализация знаний и умений; практикум. 

                                               

Планируемые результаты: представления о форме Земли и доказательства ее шарообразности; сведения о размерах Земли (длина окружности, средний радиус, площадь поверхности);представления о положении Земли в Солнечной системе.     

 

Формы контроля: индивидуальны опрос, работа с картой, фронтальный опрос. 

 

Дополнительный материал: Сравнение Земли с обликом других планет.

                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_forma_i_razmery_zemli._6_kl.doc271 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».  

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также приемы определения абсолютных высот и глубин отдельных объектов и территорий; сформировать знания о форме и размерах Земли, как об одной из девяти планет Солнечной системы, объяснять процессы  движения Земли вокруг своей оси и смену дня и ночи.  

Оборудование: глобус, физическая карта полушарий, мультимедиа.   

Опорные знания: планета Земля из курса природоведения, геометрические фигуры - окружность и круг. Примеры величин: длина, градусная мера угла, масштаб (математика).  

Тип урока:  актуализация знаний и умений; практикум.  

                                               

Планируемые результаты: представления о форме Земли и доказательства ее шарообразности; сведения о размерах Земли (длина окружности, средний радиус, площадь поверхности);представления о положении Земли в Солнечной системе.    

Формы контроля: индивидуальны опрос, работа с картой, фронтальный опрос.  

Дополнительный материал: Сравнение Земли с обликом других планет.

                                                              Ход урока:      

   

1.Проверка домашнего задания: индивидуальная работа по вариантам.      

Вариант 1.  Меридиан на земной поверхности имеет направление……………..

               2.В 1856 г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта. Найти его на карте по координатам: 18 градусов ю. ш. и 26 градусов в. д.  

                3.Определи и обозначь на карте координаты г. Эльбрус.                  

Вариант 2.  1.Обозначь на карте местоположение Таинственного острова, последнего прибежища капитана Немо: 35 градусов ю.ш. и 150 градусов з. д.    

                    2.Абсолютную высоту и глубину объектов определяют………….

                    3.Определи координаты самой северной точки материка Евразии.      

Вариант 3.   1.Из точки с координатами 52 градуса с.ш. и 0 градусов в. д. укажи направления на север и восток.    

                     2. К  каким географическим объектам относятся высоты: 8848м; 5642; продолжи список.        4810; 1895, 7495.      

                     

                   3.Расшифруй конспект - схему: а и б.    

Вариант 4.  1.Определи и нанеси на карту наибольшую глубину  Тихого океана.      

  1. Определи координаты самой западной точки материка Евразии.      

Вариант 5.   1.Первая советская научная станция в Антарктиде была основана под 66 градусами ю.ш. и 95 градусами з.д.. Обозначь ее на карте и укажи направление.  

2.Определи координаты г.Санкт- Петербурга.    

3.  Сигнальная загадка:  

Ш+109 =  ?

Вариант 6.  1.Этот остров открыт голландским мореплавателем А.Тасманом в 1642 году. Определи его координаты.    

  1. Определи и нанеси на карту наибольшую глубину Ледовитого океана; среднюю высоту нагорья Тибет.      

Вариант 7.  1.Из точки 3 градуса с. ш.  укажи направление на юг и запад. Что это за точка?  

                    2.Объясни какое путешествие совершил один из героев Жюля Верна через кратер потухшего вулкана в точке 64 градуса с. ш.и 21 градуса з. д.. Укажи название острова.                                                                                                                                                                                                 3. Определи координаты г. Нью – Дели.      

2. l часть  объяснительного материала урока “Форма и размеры Земли

Земля, как и другие планеты Солнечной системы, имеет шарообразную форму. Поскольку человек видит лишь небольшую часть Земли, земная поверхность кажется ему плоским кругом, ограниченным линией, где небо как бы соприкасается с землёй. Недаром многим древним народам Земля казалась плоской. Позже, в Древней Греции во времена Гомера (IX – VIII вв. до н.э.), Землю представляли слегка выпуклым диском, наподобие щита воина, и считали, что сушу со всех сторон омывает океан.

Во времена Пифагора (VI в. до н.э.) стали предполагать, что Земля – шар, как и другие планеты. Первые доказательства шарообразности Земли принадлежат древнегреческому учёному Аристотелю (IV в. до н.э.). К ним он относил наблюдения за лунными затмениями,  во время которых тень от Земли, отбрасываемая на поверхность Луны, всегда круглая; изменение вида звёздного неба при движении по меридиану; расширение горизонта при поднятии.

В том, что поверхность Земли выпуклая, легко убедиться,  наблюдая с берега за приближающимся по морю кораблём: сначала из-за линии горизонта появляются его мачты, трубы, затем постепенно становится виден весь корпус, как– будто корабль поднимается откуда-то снизу.

Постепенно представления о Земле, как о шаре стали основываться не на наблюдениях, а на точных расчётах и измерениях. Первым, кто измерил величину земного шара, был древнегреческий учёный Эратосфен (III –II вв. до н.э.). Он измерил длину дуги 1° меридиана, а затем на этой основе рассчитал длину всей окружности Земли по меридиану.

  В период средневековья, вплоть до XV в., многие научные представления античных народов о Земле из-за господства церкви во всех сферах жизни отрицались. Учение о шарообразности Земли в этот период отвергалось.

С конца XV в. начинается возрождение, а потом и интенсивное развитие многих наук и культуры. Наступил период Великих географических открытий. Христофор Колумб в поисках западного пути в Индию открыл Новый Свет – Америку (1492 г.). Васко да Гама, обогнув Африку, проложил морской путь в Индию (1497г.),  Фернан Магеллан и его спутники совершили первое кругосветное плавание (1519-1522 гг.). В этот период сомнений о шарообразности Земли не было и Землю стали изображать в виде объёмной модели – глобуса.

Самый первый глобус - диаметром 0,54 м был изготовлен немцем Мартином Бехаймом (1492 г.).

Особенно явно видна шарообразная форма Земли - на космических снимках.  

В связи с развитием знаний о природе Земли - представления о её форме продолжали совершенствоваться. В конце XVII в. на основании работ Ньютона возникло предположение о том, что земной шар должен быть сплюснут у полюсов.

Последующими измерениями в XVIII в. было доказано, что Земля имеет форму сфероида, сплюснутого (сжатого) вдоль оси вращения. Это сжатие невелико: экваториальный радиус Земли длиннее полярного на 21,4 км.

Однако в XIX в. было установлено, что форма Земли сложнее. Истинная геометрическая фигура Земли была названа геоидом (“землеподобный”).

Недостаток глобусов – это то, что они делаются в мелком масштабе.

 Н., глобус масштаба 1: 5 000 000, или в 1 см 50 км будет иметь диаметр – 2,55 м.  

 Рассмотрим фактические знания о размерах Земли 

 Презентация- 2-я часть объяснения урока

 О чем свидетельствуют эти цифры. Аргументируйте ответ.

Для того чтобы проехать вокруг Земли на скором поезде  потребуется около месяца, а пешком- 5 лет.

Продолжение презентации.  

3.Закрепление материала: решение задач.


Задача 1
Вы получили приглашение поработать на каникулах в экспедициях. Одна экспедиция должна работать на Северном полюсе и вести наблюдения за дрейфом льдов. Вторая должна вести наблюдения за режимом осадков на экваторе. Какая из экспедиций будет ближе к центру Земли и на сколько?
Решение:
Необходимо сравнить размеры экваториального и полярного радиусов и найти разницу в размерах  Rэкват= 6 378,245 км  Rполярн= 6 356,863 км
6 378,245 км - 6 356,863 км = 21,382 км (разница между  Rэкват и Rполярн )
Ответ: Работая в экспедиции на экваторе, школьники находятся дальше от центра Земли на 21 км 382 м, чем товарищи, которые работают в экспедиции на Северном полюсе.

Рефлексия: что больше всего понравилось, что было трудным. Что бы хотелось еще узнать нового о Земле?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Форма и размеры Земли"

Разработка урока географии в 5 классе на тему "Форма и размеры Земли" по ФГОС с применением ИКТ....

План урока Форма и размеры Земли

Форма и размеры Земли...

Урок "Формы и размеры Земли" в 5 классе

Технологическая карта урока №12 в 5 классе по УМК  Л.Е. Савельевой И.И., Бариновой, В.П. Дроновой. - Изд. «Дрофа». Содержит планируемые образовательные результаты, структуру, ход урока и приложен...

Конспект урока Формы и размеры Земли

Цель данного урока : сформировать у учащихся представления о форме и размерах Земли...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...