Разработка урока "Форма и размеры Земли"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Грасмик Ирина Ивановна
Разработка урока географии в 5 классе на тему "Форма и размеры Земли" по ФГОС с применением ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_grasmik.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф.И.О. (полностью): Грасмик Ирина Ивановна
  2. Место работы: Самарская область с. Узюково, ГБОУ СОШ  с.Узюково 
  3.  Должность: учитель географии, краеведения
  4. Предмет: география
  5. Класс: 5
  6. Тема и номер урока в теме: Форма и размеры Земли. Урок №6 в теме «Земля во Вселенной»
  7. Базовый учебник: География. Землеведение. 5-6 класс.  В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. М: Дрофа, 2013.
  8. Цель урока: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.
  9. Задачи: 

Обучающая:  углубить знания о планете Земля.

Развивающая: формировать умения учащихся получать информацию из различных источников. Развивать память, воображение, логическое мышление.

Воспитывающая: осознание себя как части целостности Вселенной, воспитывать любовь и уважение к природе, информационную культуру, создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать.

  1.  Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: учебники, рабочие тетради, атласы, компьютер с выходом в Интернет, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  4. Планируемые результаты:

- личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные:  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности, роль формы и размеров  Земли в жизни планеты. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, географический полюс, экватор.

  1. Универсальные учебные действия:

- личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные:анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные:  умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Название ЭОР

Время

1

Организационный этап

Приветствует  учащихся, проверка готовности  к уроку

Приветствуют учителя, готовы  приступить к работе на уроке

1 мин

2

Актуализация знаний

Задает вопросы

  1. Какие космические тела входят в состав Солнечной системы?
  2. «Верные и неверные утверждения»:

А) Галактика, к которой принадлежит Земля – туманность Андромеды;  (-)

Б) Общая черта планет Земной группы: медленно вращаются вокруг оси; (+)

В) Солнце по размерам равно Земле  (-).

3. «Третий лишний»

Г) Венера, Юпитер, Марс;

Д) Земля, Уран, Юпитер.

  1. Какую форму имеют все планеты Солнечной системы?
  2. В чем уникальность планеты Земля?

Вспоминают изученный ранее материал

Учащиеся поясняют свои ответы.

Выставляют баллы в лист оценивания.

Презентация слайды 1-3

Слайд 4

5 мин

3

Изучение нового материала

- Вспомните, ребята, почему на Земле происходит смена времен года.

- Что такое орбита планеты? Какую форму она имеет?

В 5 – 3 вв до нашей эры древние греки высказали предположение о том, что Земля имеет форму шара и математически рассчитали ее примерные размеры.

 Как вы думаете, каким образом древние греки могли узнать форму и истинный размер Земли?

Сформулируйте тему урока.

Целью нашего урока будет: Сформировать представление о форме и размерах Земли и их влиянии на процессы, происходящие на планете.

Найдите в учебнике и атласе информацию о том, как древние люди представляли форму Земли. Чем отличались взгляды на форму Земли древних людей и современных?

Вспоминают, отвечают на вопросы

Слушают

Высказывают гипотезы.

Формулируют, записывают в тетрадь.

Работа с текстом учебника. Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9-12

Слайд 13

15

4

Физминутка

 

  • Руки вверх мы поднимали, раз примерно целых пять.
    А подняв, не забывали опускать их вниз опять.

(Подъем рук  над головой - на вдохе, их плавное опускание на выдохе - 5 раз)

  • Поворачивали тело то направо, то налево.
    Дело делали умело Саша, Катя, Ксюша, Сева...

(Повороты в стороны - 5-6 раз. И.п. - пятки  вместе,  носки врозь, руки на поясе)

  • Шишки дружно собирали и в корзинку их бросали.
    Вмиг окончили мы сбор, привели в порядок бор.

(5-6 наклонов туловища вперед)

Выполняют упражнения.

Слайд 14

3 мин

5

Работа в группах

Организует работу с учебником

1 группа: Составьте предложение из ключевых слов

Окружность, расстояние, круг, Северного, воображаемая, карта, экватор, орбита, поверхности, Южного, полюсов, на равном, это, проведенная, Луна.

2 группа: Кто впервые рассчитал размеры Земли

3 группа: Запишите кратко как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты

4 группа: О чем свидетельствуют эти цифры:  6357, 6378, 40076, 510 млн кв. км. Аргументируйте свой ответ.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Работают в группах.

 Работают с учебником и атласом: находят  и узнают  информацию,  передают своими словами и записывают содержание.

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию.

Слайд 15-16

 

10 мин

6

Рефлексия и выставление оценок

Предлагает учащимся разгадать  кроссворд по теме урока.

Подводит итог урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок

Восстанавливают ход своей деятельности на уроке. Определяют степень продвижения к  цели. Оценивают работу на уроке всего класса и лично себя.

Выставляют отметки в дневник, заработанные за урок, подают на подпись учителю

Слайд 17-18

4 мин

7

Домашнее задание

  • § 11,
  • 1 уровень – Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
      Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
    Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
      Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
     Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км).
    Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.
  • 2 уровень – решить задачу:  
    Вы получили приглашение поработать на каникулах в экспедициях. Одна экспедиция должна работать на Северном полюсе и вести наблюдения за дрейфом льдов. Вторая должна вести наблюдения за режимом осадков на экваторе. Какая из экспедиций будет ближе к центру Земли и на сколько? 

Записывают домашнее задание в дневник. Получают  карточки с задачами

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН УРОКА ПО ТЕМЕ "ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗЕМЛИ" ПО ФГОС ООО

Конспект урока по географии,составленный по принципу системно-деятельностного подхода по ФГОС ООО...

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Открытый урок в 6 классе "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Разработка урока для 6 класса по теме "Форма и размеры Земли. Географическая карта"...

Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"...