Технологическая карта урока на тему: "Земля - планета Солнечной системы. Гипотезы возникновения Земли. Формы и размеры земли. Их географические следствия"
план-конспект урока по географии (5 класс)

Куулар Вероника Владимировна

технологическая карта урока на тему: "Земля - планета солнечной системы. Гипотезы о возникновении Земли. Формы и размеры Земли. Их географические следствия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_kpm_kuular_v.v._.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: География

Учитель: Куулар Вероника Владимировна

Тема: Земля-планета Солнечной системы. Гипотезы происхождения

Земли. Форма и размеры Земли. Их географические следствия.

Класс: 5 класс.

УМК: «Полярная звезда» А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина. География. 5 – 6 классы

Место и роль урока в изучаемой теме: урок №1 в разделе "Земля – планета Солнечной системы"

Цель: Сформировать представление о планете Солнечной системы – Земле, о гипотезах возникновения Земли, о форме и размерах нашей планет и их географических следствиях.

Задачи:

Образовательные: Углубить знания о Земле, как планете Солнечной системы, изучить гипотезы возникновения Земли, рассмотреть особенности формы, размеров Земли, их географических следствий;

Развивающие: развивать универсальные учебные действия: умение самостоятельно ставить цели, работать с учебником, заполнять таблицы, анализировать, делать выводы;

Воспитательные – продолжить формирование экологического мышления и интереса к естественным наукам, развивать умение работать в парах, в группе, давать оценку работы товарищей и самооценку.

Планируемые результаты:

Личностные

  • Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные:

регулятивные УУД

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

познавательные УУД

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
  • определять свое отношение к природной среде;

коммуникативные УУД

  • Получат возможность формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: играть определенную роль в совместной деятельности;
  • Получат возможность формировать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Предметные

  • Докажут, что планета Земля является планетой солнечной системы. Узнают о гипотезах возникновения Земли. Изучат форму и размеры Земли, и их географические следствия.
  • Научатся находить и извлекать необходимую информацию;
  • научатся использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, представлять в различных формах (таблицы, рисунки, описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

Тип урока: усвоение новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, проблемного изложения.

Формы организации работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в паре, в группе

Ведущие понятия: Планета, солнечная система, геоид, гипотеза.

Оборудование: ноутбук, экран, учебник, атласы, физическая карта мира.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Организационный момент

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой.

Проверка готовности к уроку

  1. Актуализация знаний

Давайте проверим, действительно ли вы ученые? Ведь ученые – обо всем знают. На летательных аппаратах лежат исследовательские дневники. 1 задание – нужно ответить на 2 вопроса. Ответ запишите в исследовательском дневнике.

1 команда

1.  кто первым на практике доказал, что земля имеет форму шара?

2. Кто сделал, первый снимок Земли из космоса?

2 команда

1. кто первым привел доказательства о шарообразности Земли?

2. Что такое солнце?  

Актуализируют знания

Личностные результаты:

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

  1. Целеполагание

Вы готовы к полету в космос? Ой ребята смотрите, письмо. Кому – юным исследователям-ученым. От кого- неизвестно. Читаю. Здравствуйте, ребята. Определите тему урока, отгадав мою загадку. Я самая красивая планета. Меня мой отец называет голубым бриллиантом, потому-то я особенная, уникальная. А отец наш самая настоящая звезда. Нас у папы 8. Кто я?

- правильно. Это Земля. Наверно, вы догадались, что тема нашего путешествия… Земля – планета Солнечной системы. А вот так вот выглядит тема нашего урока. Да тема урока большая. Но ваш класс легко может справиться с темой. Да?

Запишите дату и тему урока. В соответствии с темой урока, определите цель нашего урока, используя глаголы.

Цели урока

1. Доказать, что Земля-планета Солнечной системы;

2. Изучить гипотезы о происхождении Земли;

3. Узнать о формах, размерах Земли и их географических следствиях.

Учащиеся отгадывают загадку и определяют тему урока. Формулируют цель урока: 1. Доказать, что Земля-планета Солнечной системы;

2. Изучить гипотезы происхождении Земли;

3. Узнать о формах, размерах Земли и их географических следствиях.

Метапредметные результаты:

Формируют действия целеполагания

  1. Открытие новых знаний:

А) Земля – планета Солнечной системы

 Начнем наши исследования.  Полетели во Вселенную. Откройте С. 30 учебника п.8. как называется тема параграфа? Мы во Вселенной. Вселенная – это космическое пространство, в котором находятся различные небесные тела: звезды, кометы, метеоры, метеориты, астероиды, планеты. Множество звезд называются галактиками. Как называется наша галактика? * Млечный путь. Что означает млечный путь? Найдите информацию в тексте учебника. *Млечный путь – ночью на звездном небе мы видим белесую полосу, похожую на дорожку из разлитого молока. Млечный путь – это ребро гигантского вращающегося диска – Галактики.

В нашей галактике сосредоточено 100 млрд. звезд. Как мы уже выяснили, Солнце – это звезда. В систему солнца входят 8 планет со своими спутниками, а также космические тела. Перед вами представлена Солнечная система. Расположите планеты в правильной последовательности от Солнца, вспоминая, как выглядят наши планеты из уроков окружающего мира.

Давайте проверим, правильно ли вы расставили планеты от солнца. Открываем с. 24-25 атласа, Солнечная система. По своим особенностям планеты делятся на 2 группы. найдите в атласе, какие же это группы? Земные планеты обладают высокой плотностью и состоят из ядра, мантии и коры. Остальные 4 планеты – это планеты – гиганты. Они огромные и ледяные. Мы доказали, что земля является планетой солнечной системы?

  1. Находят в учебнике соответствующий параграф и страницу.
  2. Извлекают из текста учебника необходимую информацию.
  3. Правильно расставляют по порядку планеты Солнечной системы и производят проверку выполненной работы.
  4. Доказывают, что земля является планетой Солнечной системы.

Личностные результаты:

Формирование личностных представлений о космосе.

Предметные результаты:

Формирование представления о Галактике, Солнечной системе, планетах.

Метапредметные результаты:

Умение работать с иллюстрациями, таблицей и текстом, вопросами;

Формирование навыков по поиску информации и ее анализу; навыков самостоятельной и групповой работы;

интерес к предмету, образное мышление.

Б) Гипотезы возникновения Земли

 Человек с давних времен пытался познать мир. И пытались ответить на вопрос, как возникла Земля. Есть много мифов и рассказов о появлении Земли. И как правило, они в основном имели мифологическую точку зрения, что Земля создана мифическими героями и богами. Но это всего лишь мифы, легенды и никакого научного подтверждения им нет. Ученые по своим наблюдениям, расчетам, измерениями выдвигают несколько гипотез появления нашей планеты. Посмотрите на экран и запоминайте информацию. Она необходима для выполнения задания.

В исследовательском дневнике выполните задание 2. Вам нужно найти соответствие гипотеза – ученый. (работы в исслед.дневнике, работа на доске)

 Вот такие вот гипотезы есть ребята.  Мы изучили гипотезы возникновения Земли.

Как бы не появилась наша Земля, мы должны быть благодарными. Мы с вами проживает на такой красивой и уникальной планете. Чем отличается наша планета от других планет?  *жизнь, вода, воздух…. Из-за воды наша планета из космоса выглядит как голубой бриллиант. Покажите пожалуйста на карте океаны.

1. просмотр презентации;

2.  Работа в паре, в группах на соответствие.

3. работа с картой

 Физминутка

Солнце, планеты, космическое пространство, небесные тела, луна.

Делают упражнения

В) Форма и размеры Земли. Их географические следствия

А сейчас мы с вами узнаем о формах, размерах Земли. Их географических следствиях. В древнее время люди представляли Землю по-другому. Например, древние греки считали, что Земля имеет плоскую форму диска. Сверху плоскости есть жизнь, а в обратной стороне ничего нет. А индийцы считали, что земля лежит на трех слонах, а они в свою очередь стоят на огромной черепахе. В русских народных сказках – земля лежит на трех китах. Народы Азии – на рогах огромного быка. И когда бык вертел головой, на земле происходили землетрясения. В современном мире почти каждый человек, кроме малышей, знают, что наша Земля имеет почти шарообразную форму. Доказательством почти шарообразности послужили многочисленные наблюдения ученых, великие географические открытия, космические снимки. Ребята наша Земля не совсем идеальный шар, а имеет немного сплюснутую форму у полюсов. Такая форма Земли называется Геоидом (землеподобный). Т.е. немного прижата у полюсов. Из-за того, что Земля имеет почти шарообразную форму зависит угол попадания солнечных лучей. Участок поверхности у экватора получит больше света и тепла. А к полюсам угол уменьшается, значит температура будет уменьшаться. Именно поэтому у экватора жарко, а у полюсов холодно. И как следствие на земле сформировались разные пояса освещенности. Отдельно выделяются КП.  Также от распределения солнечного тепла и света зависит не только температура воздуха, но и атмосферное давление, направление ветров.

Масса Земли 5978 000 000 000 000 000 000 000 кг. (5978*1024), плотность 5510 кг/м3. Огромная масса – Земли образовала на нашей планете гравитационное поле, сила земного притяжения. А она в свою очередь – удерживает воздух и воду, без которых не было бы жизни на Земле. А вам предстоит самостоятельно узнать о размерах Земли. На ваших партах в исследовательском дневнике выполните задание 3. Соберите данные о земле. Вся ваша исследовательская работа будет проектом. Планета наша движется в пространстве и участвует одновременно в двух движениях. Движение вокруг своей оси и вокруг солнца.

1.  Работа с выданной информацией;

2. Составление и защита проекта.

6. Закрепление изученного материала

Сейчас выдаю Вам листы бумаги с заданиями. В них 2 задания. Первое называется «Что за цифра», а вторая «Угадай по описанию». На выполнение даю 2 минуты. Обменяйтесь листками и проведем взаимопроверку. Поставьте оценку однокласснику и сдайте работы.

1. Учащиеся выполняют задание на листках;

2. после выполнения проверочных работ учащиеся обмениваются листами;

3. обсуждение проверочной игры «Что значат эти цифры» и «Угадай по описанию» и проверка работы друга и выставление оценки своему однокласснику.

3. листы сдают учителю.

7. Рефлексия

Подведём итоги сегодняшнего урока. Что мы узнали нового? Все ли цели урока достигнуты? Понравился ли вам урок. Если да, поднимите руки, если очень понравился обе руки.

1. обсуждают, что нового узнали на уроке;

2. выясняют достижение цели урока;

3. оценивание учениками собственной работы на уроке.

Познавательные УУД:

выстраивание логической цепочки рассуждения;

Коммуникативные УУД:

- умение устно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- установление связи между целью деятельности и её результатом.

8. Задание на дом и оценивание.

Домашнее задание

  • Ребята, ответьте на вопросы в конце параграфа, с. 25 письменно в тетрадях.

Выставление оценок с комментариями

Учащиеся записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 6 классе с использованием ИКТ на тему "Форма и размеры Земли. Географическая карта"

Дать представление о важнейшем способе изображения земной поверхности, создающем условно плоское её изображение - картографическом, географической карте. Выявить черты сходства и различия в изображени...

Технологическая карта урока. Системы объектов. Состав и структура системы. Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Технологическая карта урока. 6 класс. УМК Босова Л. ФГОС. Системы объектов. Состав и структура системы.Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»...

5 КЛАСС ФГОС ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Среды жизни на планете Земля"

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе "Среды жизни на планете Земля"...

Открытый урок по предмету география "Планеты солнечной системы"

Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планета...

Урок по теме "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс

Технологическая карта "Земля – планета Солнечной системы"...

технологическая карта урока по теме "Земля - часть солнечной системы"

Цель урока: Сформировать представления о планетах Солнечной системы, о Земле как части Вселенной, её месте в Галактике и Солнечной системе....