Конспект урока Формы и размеры Земли
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Цель данного урока : сформировать у учащихся представления о форме и размерах Земли

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_forma_i_razmery_zemli.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по географии

1.ФИО: Белова Наталья Никитична

2. МАОУ «ООШ  с. Малое Перекопное» Балаковского района

3. учитель

4. Предмет: география

5. Класс: 6

6. Тема урока: «Форма и размеры Земли», раздел  I: «От плана местности  к географической карте», урок № 6 в теме

7. Учебник «Начальный курс географии». Авторы: Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, М., «Дрофа», 2013.

8. Цель: Формирование   представлений о форме и размерах Земли

-   обучающие: углубление знаний  о планете Земля;

- развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником

-   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

10. Тип урока: комбинированный.

11. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах

12. Оборудование: глобус, мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация «Форма и размеры Земли».

Планируемые результаты:

 личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

предметные: знать форму и размеры Земли, доказательства её шарообразности,. Знать и объяснять существенные признаки понятий: глобус, земная ось, Северный и Южный  полюса, экватор


13. Структура и ход урока

п/п

Деятельность

учителя

ученика

Этап 1.Мотивация

 

Актуализация опорных знаний по теме «Форма и размеры Земли»

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку

1.Какие космические тела образуют солнечную систему?2. На какой планете мы живём, чем она отличается от других планет?

2. Что нам неизвестно о Земле?

Перед вами глобус - модель Земли в уменьшенном виде. Первый дошедший до нас глобус был изготовлен немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Скажите, а что мешало людям изготовить глобус еще в далекой древности?

Рассказывают, что во время одного из своих плаваний к берегам Америки знаменитый мореплаватель Христофор Колумб потерпел кораблекрушение вблизи острова Ямайка. Участники экспедиции, высадившись на берег, вскоре оказались в тяжелом положении: местные жители отказались снабжать их пищей и водой. Приближалось I марта 1504 г., а Колумб знал, что в этот день должно произойти полное лунное затмение. И тогда он пригрозил туземцам, что отнимет у них Луну. Вожди туземцев сначала не поверили, но, когда началось затмение, и на покрасневшую Луну стала наползать полукруглая темная тень, они не на шутку испугались. Вожди приказали немедленно обеспечить людей Колумба пищей и всем необходимым и пообещали и впредь делать это, а Колумб сделал вид, что прощает туземцев и возвращает им Луну.
Люди давно знали о лунных и солнечных затмениях и даже предсказывали их на много лет вперед, но не умели дать им объяснение.
Еще 2 тыс. лет назад древние греки заметили, что во время лунных затмений земная тень на Луне всегда имеет круглую форму. А какую форму может иметь предмет, всегда отбрасывающий круглую тень?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

Формулируют тему, записывают в тетради (П)

Выдвигают версии (Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

 На Руси в старину можно было услышать такое. Любознательный мальчик спрашивал:

-Дедушка, скажи, на чем Земля стоит?

-На китах, дитятко, - отвечал старик. –На больших, пребольших китах! И как те киты пошевелятся – бывает земли трясение.

- А на чем же киты, дедушка?

- На воде, дитятко!

- А вода на чем, дедушка?

- На земле, дитятко!

- А земля на чем?

- Какой же ты беспонятливый! Ведь сказано тебе, что Земля на китах стоит.

-А какая она , Земля, дедушка?

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют свою точку зрения, дают ответы на вопросы (П)

Этап 3. Целеполагания:

Объявление темы урока, целей и задач.

Что вы уже знали по этой теме и что хотели бы узнать сегодня?

Цель записывается на доске и обсуждается (Р). 

Этап 4. «Открытие» нового знания

Предоставляет «конфликтный» материал, создаётся готовность к предстоящей деятельности. ( Почему при удалении от причала у корабля сначала исчезает на линии горизонта корпус, а потом мачта, а при возвращении домой - сначала появляется мачта, а потом корпус.)

  Ученикам предлагается поработать с текстом:

- найти  в тексте учебника и узнать  информацию о том, как в древности люди представляли форму Земли, доказательства шарообразности Земли, кто впервые рассчитал размеры Земли,

- задаёт вопрос  Чем отличались взгляды на форму Земли в представлении древних людей и современные?

Показывается фрагмент видеоролика «Сравнение размеров звёзд и планет»

-задаёт вопрос Что вы можете сказать о размерах Земли, просмотрев данный фрагмент?

Предлагаются задания на «новое» знание,

- определить по рис.  учебника  конкретные размеры Земли

Можем ли мы по этим данным доказать, что земля - не идеальный шар, а сплюснута у полюсов?

Ученикам предлагается отгадать загадку

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны

Что такое  глобус? Какую информацию из него можно получить. Ответ найдите на стр 25 учебника.

Работа с глобусом.

Задания.

Что на нем изображено?

Найдем масштаб и определим во сколько раз изображение на глобусе уменьшено. Запишем в тетрадь. Выполним задание(по группам)

1 гр. - определить расстояние  от Москвы до Северного полюса;

2 гр. - определить расстояние от Москвы до экватора;

Физминутка

Работают с учебником : находят  и узнают  информацию,  передают своими словами содержание (П,Р) 

Сравнивают,определяют анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Дают ответы на вопрос (П)

Практикум: работа в группах  делают  расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и   формулируют вывод о различиях радиусов.  (П,Р,К.)

Анализируют, объясняют, обсуждают(П,К).

Отгадывают загадку (П)

Находят в учебнике информацию

(П)

Обсуждают и работают в группах(К)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Ребятам предлагается выполнить задание

Задача: Расположите героев задачи по мере возрастания расстояния от центра Земли.

Поспорили бурильщик-нефтяник, аквалангист, полярник и пингвин – кто ближе к центру Земли?
Аквалангист говорит: «Я сяду в батискаф и спущусь в Марианскую впадину, её глубина 11 000 м и окажусь ближе к центру Земли»
Полярник говорит: «Я приеду на северный полюс и буду ближе всех к центру Земли»
Бурильщик, работающий в Западной Сибири», говорит: «Я пробурю скважину глубиной 14 км и буду ближе всех к центру Земли»
Пингвин, ничего не говорит, он просто живёт в Антарктиде. (Известно, что высота материка Антарктида 3 км + высота ледникового щита 3-4 км)

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

\

Предлагает  с помощью презентации составить схему, показывающую изменения в представлении формы Земли

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Решают задачи в паре. (Р.К)

Объясняют, анализируют, формулируют.(П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) 

Составляют схему , анализируют её(П)

Этап 6. Рефлексия

(итог урока)

Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке

Записывают выводы.

Определяют степень продвижения к  цели (Р,Л,П)

Этап 7.Домашнее задание

Комментирует д/з : §16,вопрос 3 (1гр); §16 в 1,5(2гр)

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

Конспект урока по географии для 6 класса по теме: Форма и размеры Земли. Глобус-модель Земли

Конспект урока по теме: Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли...

Разработка урока "Форма и размеры Земли"

Разработка урока географии в 5 классе на тему "Форма и размеры Земли" по ФГОС с применением ИКТ....

План урока Форма и размеры Земли

Форма и размеры Земли...

Урок "Формы и размеры Земли" в 5 классе

Технологическая карта урока №12 в 5 классе по УМК  Л.Е. Савельевой И.И., Бариновой, В.П. Дроновой. - Изд. «Дрофа». Содержит планируемые образовательные результаты, структуру, ход урока и приложен...