Старинные блюда украинской кухни в творчестве Н.В.Гоголя
проект (литература, 10 класс) по теме

Громова Елена Феликсовна

Проект "Старинные блюда украинской кухни в творчестве Н.В.Гоголя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gogol.docx39.95 КБ

Предварительный просмотр:

Творчество Н. В. Гоголя  - одно из самых вершинных явлений  русской художественной культуры прошлого.

В течение двух десятилетий своей литературной деятельности  Н. В.  Гоголь создал такие шедевры, которые воспринимались и воспринимаются  как образцовые в русской и мировой литературе.

     Если Белинский назвал роман А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»  «энциклопедией русской жизни», то эту фразу можно употребить  и в  отношении  произведений  Н. В. Гоголя, если заменить слово «русской» на «украинской». Из произведений  Гоголя можно узнать  абсолютно обо всём: об одежде, обрядах, традициях  и , конечно,  о русских и украинских блюдах.

          Питание – одно из основных условий существования  человека. В основе каждой национальной кухни  лежат два главных фактора, тесно связанных между собой : набор исходных продуктов и  способ их обработки, т. е., технология приготовления.

   Учащимся нашего лицея, которые получают профессию «повар – кондитер», захотелось побольше узнать об особенностях украинской кухни , о технологии приготовления  интересных ., а порой и очень сложных блюд  Поэтому мы обратились  к Гоголю как  к знатоку не только русской , но и украинской кухни, который так смачно, а местами сюрреалистически  описывает  блюда в своих знаменитых произведениях. Поэтому    учащиеся  поварских групп 1 курса, которые изучают творчество  Н. В. Гоголя, решили создать проект на тему « Украинская и русская кухня в произведениях Н. В. Гоголя.»

    Вначале  группой учащихся  нашего лицея был проведён анкетный опрос  среди поварских групп 1 курса на тему «Украинская национальная кухня».

Предлагались вопросы следующего содержания:

1.Какие блюда  украинской национальной кухни вам известны?

2. Основные продукты, используемые для приготовления  блюд  

3.Какие интересные блюда упоминает  Гоголь  в своих произведениях?

4.Приправы, используемые в украинской национальной кухне.

К сожалению, опрос показал, что мало кто из учащихся   имеет представление  об украинской национальной кухне, а из блюд называли только  «украинский борщ» и «вареники». Учащиеся не смогли также ответить на вопрос, чем отличается  блюдо «борщ» от блюда «украинский борщ».

Многим из учащихся, принимавшим участие в анкетировании,  исследование на заданную тему показалось  актуальным и интересным. Будущие повара, кондитеры уже успели усвоить истину: чем больше рецептов знает повар,  чем чаще применяет  их на практике,  экспериментируя при этом, тем вкуснее получаются  им изобретённые блюда.        Почему  я решила обратиться к проектной деятельности? Какие цели я поставила перед собой?    

          Ни для кого не секрет,  что школа  оставляет себе лучших. Преподавателю системы  НПО стоит большого труда , чтобы адаптировать  учащихся  к нашему процессу обучения, пробудить в них интерес  к  своему предмету. Поскольку  наше учебное заведение готовит  специалистов по профессии «повар – кондитер», профессии очень востребованной в наше время, я сочла необходимым организовать проектную деятельность, заинтересовав   при этом учащихся всего 1 курса.

Цели проектной  деятельности:

1.Формирование исследовательских навыков  у учащихся.

2.Способствовать расширению их кругозора, что помогает получить  дополнительный опыт анализа языкового материала.

3.Способствовать  самообразованию.

4.Помочь адаптироваться к новым условиям жизни, найти себя в избранной профессии.

Метод проектной деятельности был нацелен на формирование способностей учащихся, обладая которыми выпускник  оказывается более приспособленным к жизни, а самое главное – может легко адаптироваться  к  изменяющимся условиям жизни. Именно такой выпускник может работать в различных коллективах по избранной профессии.

     Работа над созданием проекта проводилась в несколько этапов.

Проект – специально  организованный  преподавателем и  самостоятельно  выполняемый учащимися комплекс  действий по решению значимой  для учащихся проблемы.

Первый этап проекта можно назвать поисковым. Данный  этап предполагает определить тематическое поле   и обсуждение темы данного проекта.   Перед  учащимися  были поставлены вопросы:

1.Зачем это надо мне ?

2.Могу ли я обойтись без  этого?

3.Мне это пригодится  в дальнейшем?

Каждый из участников проекта  высказал свою точку зрения  по поводу исследования данной проблемы. После обсуждения  учащиеся  сделали вывод , что тема проекта «Украинская кухня в  творчестве Гоголя» интересна и актуальна.   Далее учащиеся по желанию разбились  на 4 поисковые группы. 1 группа должна была заняться исследовательской работой  по вопросу «История украинской кухни и система питания украинцев».3 остальные группы  выбрали более сложную ,но интересную работу. Необходимо было заново перечитать ранее в школе пройденные произведения , а также незнакомые произведения  Н. В. Гоголя, составить перечень всех  блюд и написать технологию их приготовления. Работа требовала кропотливого труда, внимания.

Учащимися были выбраны такие произведения Н. В. Гоголя: «Мёртвые души», «Сорочинская  Ярмарка», «Вечер накануне  Ивана Купалы»,  «Ночь перед  рождеством», «Старосветские помещики» .

Второй этап – аналитический.

На этом этапе  я направляла процесс поиска информации учащимися, помогала определить круг источников информации, предлагала учащимся  различные варианты и способы  хранения  и систематизации данной информации, а также организовывала процесс контроля  разработанного плана деятельности.  Занимаясь поисковой работой, сбором информации, анализом информации,  учащиеся непосредственно вступали в коммуникативные отношения с целью получить информацию, осуществляли свой выбор, представляли продукт своей деятельности на обсуждение, проводили оценку  результатов  работы и оценивали работу товарищей. Сложность работы на данном этапе состояла в том, что многие старинные рецепты украинской кухни были утеряны и их приходилось заново восстанавливать. Учащимся пришлось проделать большую работу. Они скрупулёзно отбирали материал по рецептуре .Многим пришлось в срочном порядке записаться в библиотеку имени Горького. Также учащиеся по вопросу «Технология приготовления блюд » обращались за помощью к мастерам производственного обучения и преподавателям спецдисциплин. Например, учащиеся долго занимались поиском таких блюд как «Кокурки», «Пряженцы». 2 этап работы оказался не менее сложным, чем первый.

Третий этап – практический.

На этом этапе учащийся выполнял запланированные технологические операции, проконтролированные бригадиром своей группы и преподавателем. Некоторые учащиеся , у которых не всё получалось, обращались за помощью к своей группе. Моя позиция на данном этапе  - это позиция наблюдения и контроля за соблюдением временных рамок.

Четвёртый этап – презентационный.

Презентационный этап включает в себя подготовку презентационных материалов, презентацию проекта и изучение возможностей использования результатов проекта. Вначале я проконсультировала учащихся по вопросам подготовки презентации. Учащиеся сами выбрали форму отчёта .Бригадир каждой группы отчитался о проделанной исследовательской работе и предоставил материалы по заданной теме.

Пятый этап – контрольный.

Исследовательская работа каждого учащегося была по достоинству оценена. Я считаю, что оценка продукта  и оценка продвижения учащихся в проекте должна быть качественна я, а не количественная. Это внутренняя неотъемлемая составляющая часть проектной деятельности. Продукт является  средством для решения значимой для учащегося проблемы.

      Исследовательская работа учащихся.

1.История украинской кухни и система питания украинцев.

Украинская кухня складывалась на протяжении многих веков. На всей территории Украины она остаётся достаточно однородной как по применяемому набору продуктов, так и по способам их переработки.

Некоторые её блюда получили уже в 19 веке широкое распространение  среди других народов, особенно славянских, как восточных, так и западных.

          Типичные блюда украинцев.

Из супов украинцы предпочитают украинский борщ, зелёный борщ,суп – жаркое, юшку, капустняк, холодник.

На второе – вареники, галушки,буженину, крученики, сиченики, холодец, цыбульники, шкварки, картопляники, колбасу домашнюю, кровянку, кутью. Из мучных блюд – вергуны, пампушки, а также разные виды блинов и оладий: гречаники, сырники, деруны.

На каждую народную кухню прежде всего влияет конструкция места, где готовят еду , т. е. домашний очаг. Поэтому украинская кухня в основном использует приёмы варения, тушения, печения. Даже казаки, подстрелив дичь, старались сварить из неё юшку (бульон), а не поджарить на вертеле, что более свойственно немцам. Кроме того украинская кухня восприняла также некоторые приёмы из кухонь соседей, в частности обжаривание продуктов в перекалённом масле, «смаження» по – украински, что присуще татарской и турецкой кухне. Из немецкой было позаимствовано молотое мясо («сиченики»), а из венгерской – использование паприки.

Географические и климатические условия обитания украинского народа были настолько разнообразны, что позволяли питаться  как продуктами растениеводства, так и животноводства. Разведение крупного рогатого скота ,охота и рыболовство сделали меню очень разнообразным, хотя ещё до 19 века мясные блюда считались в народе праздничными.

   Пищевое сырьё для украинской кухни отбиралось с давних пор на контрасте с восточными кухнями  ,нпр., употребление свинины  в пику татарам, любящим и почитающим баранину, и русским, предпочитающим говядину. Работая на земле , украинцы использовали волов  как тяговый рабочий скот, поэтому употребление говядины в пищу не приветствовалось.

В Луцке даже поставили памятник свинье, которая «спасла» Украину во время  монголо  - татарского нашествия .Местное население выжило во многом благодаря  потреблению в пищу  свинины, тогда как татары считали свинью «грязным» животным, свининой брезговали и не отбирали  её на  захватнических территориях . Первые украинские повара появились в монастырях и при княжеских  дворах, т .е., приготовление еды выделилось в отдельную специальность с ярко выраженным необходимым мастерством.

          Уже в  10  столетии в Киеве – Печорской  лавре среди монахов было несколько поваров. Повара появились также в богатых семьях, где женской половине заниматься хозяйством было недосуг.

      Вероятно,  благодаря появлению поваров в монастырях украинская кухня стала использовать  в своих блюдах  такой продукт как куриные яйца. Куриные яйца способствовали улучшению вкуса блюд и их калорийности.  

 В 18 веке  на Украине очень широко распространился картофель, который использовался для приготовления первых блюд, вторых блюд и гарниров  к рыбным и мясным блюдам .Хотя этот овощ и не стал на Украине «вторым хлебом», однако нашёл широкое применение , и с этого времени практически все первые блюда  включают картофель. В 18 столетии на Украине также появились подсолнечник и горчица, что сыграло важную роль в развитии украинской кухни. Масло подсолнечника начинают широко использовать  вместо привозного оливкового масла, а из горчицы делают также масло и приправы к мясным холодным и горячим блюдам.

            И всё – таки окончательно сформировавшейся  в том виде , в каком мы знаем украинскую кухню сегодня, её можно  было назвать действительно «украинской кухней» только к  19 веку.

             В 19  веке появились томаты. Кроме них украинская кухня  восприняла другие овощи – синие баклажаны, считавшиеся ранее «басурманскими», которые в пищу не употреблялись, а также  сахарную свёклу , из которой начали производить сахар. Все эти продукты значительно обогатили народную кухню.  

     Расширяется также ассортимент напитков за счёт сладких наливок, варенух и тому подобных  винных изделий.

Мясо и рыба.

         В национальной кухне всегда использовалось мясо домашних животных :  свиней, коров, коз, овец ,а также диких: диких свиней, зайцев, мясо птицы: кур, гусей, голубей, уток, тетеревов ,рябчиков, рыба: осётр, угорь, карп, лещ, щука.

Весьма употребляемым продуктом в  украинской кухне  является  свиное сало во всех видах. Использование его было чрезвычайно разнообразным: его солили, коптили, жарили, а также употребляли в сыром виде.

           В рацион питания украинцев входили как  зерновые продукты  и продукты их переработки, так и овощи в разных видах ( капуста, лук, чеснок, репа).

Среди растительной пищи первое место занимал хлеб, причём как на закваске, так и пресный в виде галушек, пресный хлеб с маком и мёдом.

Пшеничный хлеб выпекали только к праздникам. В остальные дни главным блюдом был ржаной хлеб. Из пшеницы также делали не только муку, но и разные крупы, из которых варили кутью.

В 11 – 12 столетии из Азии на Украину завезли гречку, из которой начали делать муку и крупу. В украинской кухне появились  гречаники, гречневые пампушки с чесноком, гречневые галушки с салом и многие другие блюда.

         Излюбленным видом теста у украинцев было пресное тесто, а для кондитерских изделий они использовали песочное.

           Кушанья от героев поэмы «Мёртвые души».

Технология приготовления старинных блюд украинской        

                                      кухни.

С первых страниц  поэмы Н. В. Гоголь даёт понять своему читателю, что мотивам еды  он отводит немалое место.

Прибытие П. И. Чичикова в губернский город начинается с посещения трактира, где его потчуют Щами со слоёным пирожком .мозгами с горошком, сосисками с капустой ,пуляркой жареной. Огурцом солёным и слоёным сладким пирожком. От такого  изобилия пищи у современного читателя разбегаются глаза. Ироничный  же глаз писателя легко скользит по обильному перечню блюд, и он сам находится в предвкушении того момента, когда Чичиков приступит к поданной еде. Опираясь на народные представления, Гоголь привык относиться к кушаньям с трепетом и уважением, поэтому он с большой иронией относится  к тому , как Чичиков поглощает  такое количество блюд. Гоголь резко  отделяет сытость от чревоугодия  Главный герой  путешествует от помещика к помещику и , как правило, первым делом оказывается за столом.

   Первый герой, которого посещает Павел Иванович, - Манилов.

«Вы извините, если у нас нет такого обеда, какой на паркетах в столицах; у нас просто по русскому обычаю, щи, но от чистого сердца». Довольно скудно, но чем  может удивить Чичикова никчёмный помещик Манилов?

Затем Чичиков едет к Коробочке.

Сам Чичиков, разглядывая себя в зеркале, видит вместо лица какую – то лепёшку. Привычка  думать о человеке  так, как об этом подсказывает желудок, возвращается к Чичикову и  глазеет  на него  из трактирного  зеркала едва ли не чудовищем.

         Теперь становится понятным, почему обильно вкраплённые в поэму сцены и описания еды заслоняют  душевное  в человеке. И главный герой в этом далеко не одинок.

            В трактире старуха пытается применить  чичиковский  способ  угадывания  людей: «Манилов будет повеликатней  Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печёнка, то и бараньей печёнки спросит, а  Собакевич одного  чего- нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену».

          В этом отрывке важно не только то, что старуха  смотрит на человека, как и Чичиков, сквозь призму чревоугодия, но и то,  что она с этой речью  обращается именно к Чичикову. Не потому ли , что запросто распознала в нём союзника, с которым можно поделиться своими наблюдениями?

            Помещики изображены также. У  Плюшкина еда – мерило человеческих качеств: «Хорошего  общества человека хоть где узнаешь: он и не ест,  а сыт». А Собакевич даже разделяет людей на провинциальных и столичных  жителей с помощью  чичиковской «философии». Одни, по его мнению, «упишут  полбараньего  бока с кашей, закусивши ватрушкою с тарелку» , а другие едят « какие – нибудь  котлетки с трюфелями». В провинции, подсказывает Собакевич, другой масштаб: то, что мелковато в столице, здесь разрастается  до размеров необычайных. И , действительно, читатель видит, что пошлость героев увеличивается вдвое, пустота граничит с бездной, а глупость идёт рука об руку с идиотизмом.

 Гоголь не говорит об этом прямо. Он исподволь наполняет своё произведение сочными  описаниями еды и всего, что с  ней связано; отводит  полстраницы  4 -й  главы рассуждениям о желудках разного рода людей.

           «Но господа средней руки,  что на одной станции потребуют ветчины, на другой поросёнка, на третьей  ломоть осетра или какую – нибудь запекаемую колбасу с луком  и потом,  как ни в чём ни бывало, садятся за стол, в какое хочешь время, и стерляжья уха с налимами и молоками шипит и ворчит у них меж зубами, заедаемая расстегаем или кулебякой  с сомовым плёсом, так что вчуже пронимает аппетит, - вот эти господа  точно пользуются завидным даянием неба!»

            В заключительных  главах первого тома  поэмы Гоголь не жалеет красок для описания разгулявшихся аппетитов своих героев. Они приступили  «со всех сторон с вилками к столу и стали обнаруживать , как говорится , каждый свой характер и склонности, налегая  кто на икру, кто на сыр», при этом они «спорили громко, заедая  дельное слово рыбой или говядиной , обмакнутой  нещадным образом  в горчицу». Как видим, «обжорные» деепричастные обороты выглядывают из – за каждого слова. Превращая структуру фразы словно бы в некий бекон, состоящий из разнородных прослоек. А всё это время где – то рядом присутствуют  умершие крестьяне , чьи «мёртвые души» становятся   предметом  купли – продажи для чревоугодников, не замечающих ничего, кроме еды и питья на собственном столе.

         Итак, не случайно так часто Гоголь обращается к образам еды. Традиционные для всей мировой литературы, они становятся для героев Гоголя мерилом человеческих качеств, а для автора – средством изображения душевной  пустоты персонажей, занятых только удовлетворением животных потребностей и потому достойных называться «свиными рылами» в гораздо большей степени, чем людьми.

            Автор поражает нас точностью описания блюд в этих главах. Судя по всему. Он никогда не писал о том, что не умел делать сам или к чему не имел пристрастия. Гениальный писатель гениален во всём, будь то противень для пирожков или перо с бумагой. Любой хороший кулинар подтвердит: Гоголь ни словом нигде не отошёл от истины в описании многих блюд , в частности знаменитой московской кулебяки.

          «Кулебяку сделай на четыре угла, в один угол положи ты мне щёки осетра да вязигу, в другой запусти гречневой каши, да грибочков с луком, да молок сладких, да мозгов, да ещё знаешь там этакого… Да чтоб с одного боку она , понимаешь, зарумянилась бы , а с другого пусти её полегче. Да исподку – то , понимаешь, пропеки её так, чтобы рассыпалась, чтобы всю её проняло, знаешь, соком, чтобы не услышал её во рту – как снег растаяла».

         А какие оды бараньему боку поёт  Собакевич!

          «Возьмите барана , бараний бок с кашей! Это не те фрикасе, что  делаются на барских кухнях из баранины, какая суток по четыре  на рынке валяется! У меня , когда свинина – всю свинью давай на стол, баранина – всего барана тащи, гусь – всего гуся. Лучше я съем двух блюд, да в меру, как душа требует».

           Бараний бок с кашей был в числе любимых кушаний  Н. В . Гоголя. А  потому, бывая у друзей, писатель  частенько наставлял их поваров.

  Неторопливую и хлебосольную   Малороссию с её немыслимым разнообразием блюд и закусок Гоголь мастерски описал в «Старосветских помещиках». Не случайно современники в шутку называли это призведение  великой кулинарной  книгой великого русского писателя.

         Вспомним милых старичков: Пульхерию Ивановну  Товстогубиху и Афанасия  Ивановича Товстогуба. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений». Описание обыкновенного существования двух старых людей  согрето теплотой авторского сочувствия. «Обедать садились в двенадцать часов. Кроме блюд и соусников, на столе  стояло множество горшочков  с замазанными крышками, чтобы не  могло выдохнуться  какое – нибудь аппетитное изделие старинной вкусной кухни». Но ещё до обеда Афанасий  Иванович успевал отведать коржиков с салом, заедая аперитивную чарку водки  «грибками, разными сушёными рыбками и прочим». На десерт он съедал арбуз и спустя пару часов  - вареники с вишнями, кисель,  кислого молочка, «жиденького узвару с сушеными грушами». Ели не торопясь, размеренно, не отвлекаясь. «За обедом обыкновенно шёл разговор  о предметах, самых близких к обеду».

          Дом Пульхерии Ивановны «был совершенно похож на химическую лабораторию». Самодельные водки, настоянные  «на  деревий и шалфей, «на персиковые косточки», и каждая из них ещё является лекарством от целого сонма заболеваний. А закусить? Пожалуйста! Грибки с чабрецом, с гвоздикой, с волошскими орехами, « с смородинным листом и  мушкатным  орехом».

          «А вот это пирожки! Это пирожки с сыром! Это с урдою! А вот те , которые  Афанасий  Иванович очень любит, с капустою и гречневою кашею».

             Недаром А. С. Пушкин выделял из всего сборника «Миргород» «эту шутливую, трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться  сквозь слёзы грусти и умиления». Что собою представляет жизнь Афанасия  Ивановича и Пульхерии Ивановны?  Еда , питьё, гости, забота друг о друге – и всё. Но почему нас так глубоко волнуют эти гоголевские герои, почему мы так легко  проникаемся  их немудрёными заботами и горестями? Разве они не такие же  «существователи», как  Иван Иванович и Иван Никифорович? Разве жизнь их не такая же однообразная и скучная? И да, и нет. Героев повести  «Старосветские помещики» можно было бы назвать «существователями», если бы их не возвышала большая, верная, не знающая громких слов привязанность друг к другу. Её трудно назвать привычным словом «любовь», но это ничуть не меньше любви .Эта жизнь друг для друга и определяет с орехами. Симпатию к этим героям как автора , так и читателей. Таких героев нельзя обличать. Гоголь их и не обличает, хотя он нисколько не обманывается  относительно их прочих достоинств. Он рисует их с юмором. Юмор всегда есть комическое не отрицания, а сочувствия, комическое, которое неотделимо от грусти и умиления.

      В отличие от старосветских помещиков, относившихся к еде  с пиететом и нежностью, Тарас Бульба не любит разносолов. Он строг и прямолинеен во всём. Вот что кричит Тарас своей жинке: «Не надо пампушек, медовиков и других  пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние! Да чистой пенной горилки, чтобы играла и шипела, как бешеная».

          Вот тут – то и проявляется национальный колорит. Если с урдой , которой начиняла пирожки Пульхерия Ивановна, всё понятно – это вид брынзы , то с пундиками пришлось повозиться. Это печенье, похожее на сухое пирожное с маком. Возможно, слово произошло от английского «пудинг», но это всего лишь предположение. Медовники  оказались  кексом с мёдом, завиванцы – рулет

      А какую смачную характеристику  украинской кухни  мы находим в «Повести о том , как поссорился  Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»!

«Ничего не упомяну  ни о мнишках в сметане , ни об утрибке, которую подавали к борщу, ни об индейке со сливами и изюмом, ни о том кушанье, которое  очень походило  видом на сапоги, намоченные в квасе, ни о том соусе, который есть лебединая песнь старинного повара, - о том соусе, который подавался обхваченный весь винным пламенем, что очень забавляло  и вместе пугало дам. Не стану  говорить об  этих кушаньях потому, что мне гораздо более нравится их есть , нежели распространяться  о них в разговорах».

         Гастрономические загадки повсюду. Мнишки – это что – то похожее на сырники, тем более что они в сметане. Утрибка -  блюдо из потрохов, то есть внутренностей. Вкус представить можно, и борщом её, утрибку, запивать или заедать , конечно же , приятно. Утрибку писатель к борщу подаёт, пампушки тоже, а вот самого борща своим персонажам не наливает. Щи без круп,  супчик в кастрюльке из Парижа – все эти блюда встречаются  на страницах произведений Гоголя, а вот знаменитого украинского борща нет.  

         Каждый помнит эпизод из произведения «Ночь перед рождеством», где  Пацюк  поедает вареники: «Кузнец не без робости  отворил дверь и увидел Пацюка перед небольшой кадушкой ,на которой стояла миска с галушками.   Эта миска стояла , как нарочно, наравне с его ртом. Не подвинувшись ни одним пальцем, он наклонил слегка голову и хлебал жижу, схватывая по временам галушки… Тут заметил  Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним уже не было; но  вместо того на полу стояли  2 деревянные миски: одна была наполнена варениками, другая сметаною…  Пацюк разинул рот, поглядел на вареники и ещё сильнее разинул рот. В это время вареник выплеснул из миски, шлёпнул в сметану, повернулся на другую сторону, подскочил вверх и как раз попал ему в рот. Пацюк  съел и снова разинул  рот, и вареник таким же порядком отправился снова. На себя  только принимал он труд жевать и проглатывать».

    «Если бы судьба не сделала его великим писателем, он сделался бы артистом – поваром», - сказал о Николае Васильевиче Гоголе один из его современников. И  был не так уж далёк от  истины, потому что и сам писатель чувствовал в себе этот неукротимый кулинарный талант, который проявлялся то в обедах, приготовляемых для друзей собственными руками, то в смачных описаниях украинских застолий. И поэтому образы еды  в его произведениях несут огромную смысловую нагрузку.

  Кушанья от Коробочки

1.Коронное блюдо  Коробочки, которым она потчевала  П. И. Чичикова – «загнутый пирог пресный с яйцом»

1.Скородумки

3.Шанишки

4.Грибки

5.Пряглы

6.Блины

6.Лепёшка с лучком

7. Лепёшка с маком

8.лепёшка с творогом

9.Лепёшка со сняточками

Что везла с собой в город Коробочка:

1.Кокурки

2.Крендель из заварного теста

3.Пирог – курник

4.Пирог – рассольник

Кушанья от Собакевича.

  1. «Няня»
  2. «Щи с  «няней»»
  3. «Бараний бок с кашей».
  4. «Баран целиком»
  5. «Гусь запечённый».
  6. «Ватрушки»
  7. «Индюк, фаршированный яйцами, рисом, печёнкой».
  8. Варенье из груши, сливы и других ягод.
  9. Варенье из редьки, сваренной в меду.

                     Еда от Плюшкина.

1.Сухарь из кулича к чаю.

2.»Щи».

3.Каша.  

                             Блюда от  Чичикова

1.Запеченная колбаса с луком.

2.Стерляжья уха с налимами и молоками.

3.Расстегаи.

4.Кулебяка с сомовым плёсом.

5. Поросёнок с хреном и со сметаною.

6.Свиные котлеты.

7.Разварная рыба.

                                    Блюда от Манилова

1.Сваренная курица.

2.Баранья печёнка.

                         Кухня  Ноздрёва

1.Балык.

2.Портвейн

3..Анисовая водка.

4.Госотерн.

5.Мадера с ромом и царской водкой.

6.Бургоньон с шампанским.

7.Рябиновка.

8.Бальзам.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа учащихся 6 класса по теме "Любимые блюда иностранной кухни"

Творческая работа учащихся 6 класса по теме "Любимые блюда иностранной кухни". В этой презентации показан процесс приготовления конфет с описанием приготовления на английском языке....

Мастер-класс" Приготовление и презентация блюд европейской кухни" -презентация

Тема мастер- классаПриготовление и презентация блюд европейской кухни Специальность 260807.01 Повар, кондитерПо учебной практике УП.05В ПМ.05. «приготовление блюд из мяса и домашней птицы»...

Презентация "Блюда национальной кухни" 6 класс

На уроке учащиеся знакомятся с древним славянским праздником "Масленицей". Учащиеся выступают с докладами об истории празднования Масленицы. Изучают технологию приготовления исконно русских блюд ...

Обрядовые блюда православной кухни. Пасхальный стол.

Как часто мы чувствуем себя " Иванами -"непомнящими родства" , как завидуем тем -же европецам : как трогательно, по семейному , они отмечают,Рождество и другие христианские праздники....   Урок "...

Особенности и блюда грузинской кухни.

Грузинское кулинарное искусство имеет многовековую историю и целый ряд исторически сложившихся особенностей.Всемирно известно и хлебосольство грузинского народа. Эта прекрасная традиция имеет св...

Особенности и блюда азербайджанской кухни.

Азербайджанская кухня отличается своей самобытностью, своеобразной вкусовой гаммой блюд. В каждом районе Азербайджана исстари сложились особые способы приготовления национальных блюд....

Практическое занятие «Изготовление вареников с сырой картошкой» (Украинская кухня)

Цель: Организовать подготовку и приготовление вареников с сырой картошкой.Задачи:1. Расширить знания детей о мире профессий и навыках профессионального труда.2. Способствовать профессиональному самооп...