Литературная игра «Умники и умницы»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Игра проводится в 5 классе.

Вопросы игры позволяют ещё раз перелистать страницы интересных книг и вспомнить их героев. Игра состоит из трёх частей – трёх агонов. Игроки продвигаются вперёд по одной из трёх дорожек – красной, жёлтой и зелёной.

Зрителям также предоставляется право принять участие в игре, ответить на вопросы, приготовленные специально для зрителей – «теоретиков».

Правила игры совпадают с телевизионной игрой «Умники и умницы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра «Умники и умницы»  5класс

Вопросы отборочного тура

•        На чем Незнайка и его друзья совершили путешествие в Зеленый город?

(На воздушном шаре).

•        Кто о себе так отзывался: «В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил»?

(Карлсон).

•        Кто был обманут в Стране дураков?
(Буратино).

•        Как  звали   необычного  зверя  с двумя  головами  - друга Айболита?

(Тянитолкай).

  • Вспомните имя горного удава из книги о Маугли.
    (Каа).
  • Кто такая Акка Кнёбекайзе?

(Предводительница гусиной  стаи,   с которой путешествовал \ Нилъс).

  • Фамилия Малыша, друга Карлсона.
    (Сватенсон).
  • Какая героиня попала в Страну чудес и Зазеркалье?
    (Алиса).

•        Кто   спрашивал:   «Это   что   за остановка   -   Бологое   иль  Поповка?»

(Человек рассеянный).

•        Это существо, набитое соломой, было спутником девочки; Элли.

(Страшила).

3.   Викторина

1 агон

Розыгрыш дорожек. Угадать по мелодии песню. Можно предло-| жить «Песенку Чиполлино» (ел. Е. Евтушенко, муз. В. Казенина, к/ф «Приключения Чиполлино»), «Песню папы Карло» (ел. Б. Окуджавы, муз. А. Рыбникова, т/ф «Приключения Буратино»), «Добрый жук» (ел. Е. Шварца, муз. А. Спадавеккиа, к/ф «Золушка») и другие песни из фильмов, созданных по сказкам.

Первый этап - «Словесность»

Красная дорожка. «На краю сундука сидел маленький человечек. На его голове была широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки». Назови имя этого героя. Расскажи, из какой он книги, какие поступки совершил.

(Гном из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Он превратил Нильса в крошечного человечка, а потом расколдовал его за добрые поступки).

Желтая дорожка. Вспомни строки из сказки А.С. Пушкина: Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно В год за три щелчка по лбу, Есть же мне давай вареную полбу.

Что за герой говорил эти слова и что такое «вареная полба»? (Балда. Полба ~ дикая пшеница. Балда просил, чтобы поп кормил его кашей из зерен дикой пшеницы).

Зеленая дорожка. Назови имя героя, который приходил в гости к ребятам с двумя зонтиками - один был с картинками, а другой совсем гладкий, простой, без картинок. Объясни, зачем ему нужны были эти два зонта.

(Оле-Лукойе. Зонтик с картинками он раскрывал над хорошими, послушными детьми, и они всю ночь видели прекрасные волшебные сны, а гладкий зонтик-для детей непослушных, драчунов, которым ночью никогда ничего не снилось).

Второй этап - «География»

Красная дорожка. Где находится город, на улицах которого стоит 10 000 зеркал?

(В Королевстве кривых зеркал).

Желтая дорожка. На каком языке разговаривали Пиноккио и его друзья?

(На итальянском).

Зеленая дорожка. Кто правил на острове, где стоял «новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами»?

(Князь Гвидон).

Третий этап - «Литература»

Желтая дорожка. В шкатулке спрятан предмет, который помогал ] солдату из сказки Ханса Кристиана Андерсена «Огниво» укротить* собак. Что это за предмет?

(Ведьмин передник).

Зеленая дорожка. В шкатулке спрятаны предметы, которые в русских народных сказках заменяли телевидение; при их помощи можно было увидеть, что происходит в другом месте. Что это за предметы?

(Наливное яблочко и серебряное блюдечко).

Четвертый этап - «Логика»

Зеленая дорожка. На корабле в Африку плывут доктор Айболит, сова Бумба и обезьяна Чичи. Один из них - капитан, другой встал у руля, а третий - юнга, он сидел на мачте и посматривал: не виден ли берег Африки? Обезьяна Чичи не умела рулить, доктор Айболит не был юнгой, а сове Бумбе не позволяли входить в капитанскую каюту. Кем была обезьяна Чичи?

(Юнгой).

Агон заканчивается, как только один из игроков пересечет границу своей дорожки. Все последующие вопросы задаются «теоретикам».

Вопрос «теоретикам». На картинках изображены три кухонных предмета.Именемодногоиз нихназванасказкабратьевГримм.Выбери \ нужную картинку (сковорода, горшок, тарелка) и назови сказку.

(«Горшочек каши»).

2 агон

Розыгрыш дорожек. С завязанными глазами нарисовать портрет сказочного героя (например, Винни-Пуха). Тот, кто лучше справится с заданием, получает право выбора дорожек.

Первый этап - «Словесность»

Красная дорожка. Кого называли «фея убивающего домика» и почему?

(Эти из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города», потому что ее домик, снесенный ураганом, упал прямо на злую волшебницу Гингему).

Желтая дорожка. В одной из сказок Шарля Перро мельник, умирая, оставил сыновьям наследство: старшему - мельницу, среднему -осла, младшему - кота. Как называется эта сказка? («Кот в сапогах»).

Что означает выражение «купить кота в мешке»? (Приобрести что-либо не глядя, ничего не зная о достоинствах или недостатках покупки)

Зеленая дорожка. Расставь запятые в отрывке и вспомни название произведения:

Море вздуется бурливо Закипит подымет вой Хлынет на берег пустой Расплеснется в скором беге И останутся на бреге Тридцать три богатыря В чешуе златой горя. («Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина).

Второй этап - «География»

Красная дорожка. Знаете ли вы, что в мире есть памятники литературным героям? Попробуй угадать, в каком городе находится памятник, который я опишу. Персонажи памятника - звери: на спине осла стоит собака, на ее спине - кот, а на спине кота - петух.

(Бремен. Это памятник героям сказки «Бременскиемузыканты»).

Желтая дорожка. Лондон - столица Парижа, а Париж - столица Рима. Как звали девочку, которая так неправильно изучала географию?

(Алиса из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес»).

Зеленая дорожка. На какую реку поехали братья из русской народной сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо», чтобы сразиться с чудом-юдом? Подсказка: чтобы вспомнить название реки, отгадайте загадку:

  • Это красная?
  • Нет, черная.
  • Почему же она белая?
  • Потому что еще зеленая.
    (Смородина).

Третий этап - «Логика»

Желтая дорожка. В сказке «Питер Пэн и Венди» существовал! остров Небывалый, где жили пропавшие мальчишки - Питер Пэн,, Хвастун, Малыш и Задира. Малыш и Задира были одинакового рос-! та, Малыш был выше Хвастуна, а Питер Пэн - выше Задиры. Кто| из мальчишек самый высокий?         (Питер Пэн).

Зеленая дорожка. Все персонажи сказочной страны, которые! умеют водить машину, очень нетерпеливы. А герои, которые отли-1 чаются терпением, могут работать с клеем и всегда сами приклеи-| вают подошвы на свою дырявую обувь. Чтобы починить подошвы^ нужно сначала сварить клей, а вот синьор Помидор не выносит запаха клея и падает от него в обморок. Есть ли машина у синьора| Помидора?

(Да, так как он нетерпелив и умеет водить машину).

Четвертый этап - «Литература»

Зеленая дорожка. Из какой русской народной сказки эти предме-j ты: стрелы, платочек, сито, косточка, клубок ниток, игла, ларец? («Царевна-Лягушка»).

Вопрос «теоретикам». Какой из нарисованных на картинках! цветов принадлежал девочке Жене из сказки Валентина Катаева?! (На картинках изображены роза, тюльпан, цветик-семицветик).       ||

(Цветик-семицветик).

3 агон

Розыгрыш дорожек. Без слов, при помощи мимики и жестов изобразить русскую народную сказку «Репка».        ,,,

Какую сказку изобразили участники? У кого получилось лучше?|

Первый этап - «Словесность» Красная дорожка.

В какой сказке седобородый учитель арифметики и чистописания учил разным наукам королеву, которая терпеть|

не могла писать?

(С. Маршак, «Двенадцать месяцев»).

Желтая дорожка.

Начинает мама тихо сказы О Хозяйке, что живет в горе, Вижу я Данилушку - и сразу Ящерки мелькнули на заре... Вижу я, как девочка Татьяна На шкатулку новую глядит, Как горы Хозяйка Северьяна Заковала в древний малахит...

О произведениях какого автора говорится в стихотворении? Назовите хотя бы одно из этих произведений.

(77.77. Бажов, сказы «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Серебряное копытце» и др.).

Зеленая дорожка. Кто написал это объявление и где оно висело?

ПРАШУ ПАДЕРГАТЬ ЭСЛИ НЕ АТКРЫВАЮТ.

(Кристофер Робин повесил это объявление на доме Совы в книге А. Милна «Винни-Пух и все, все, все»).

Второй этап - «Логика»

Красная дорожка. В лесу перед домиком Мальвины сидят четыре героя книги «Золотой ключик» - пудель Артемон, Пьеро, Мальвина и Буратино. Пьеро - крайний слева. Но если он сядет между Мальвиной и Буратино, то крайним слева окажется Буратино. Кто где сидит сейчас? Начинайте перечисление слева.

(Пьеро, Буратино, Мальвина, Артемон).

Желтая дорожка. Девочка Элли шла в Изумрудный город, и по дороге ей встречались опасности - тигр, людоед, злой паук. Паука она встретила раньше, чем тигра, а людоеда - позже, чем паука. Кого Элли встретила первым?

(Паука).

Зеленая дорожка. Винни-Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой веревку -вдруг пригодится. На этой веревке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на веревке?

(Пять).

Третий этап - «Литература»

Желтая дорожка. Что потребовал у царя Дадона мудрец за чу десного петушка?

(Шамаханскую царицу).

Зеленая дорожка. Кто из сказочных героев Шарля Перро сказа своему хозяину: «Не горюй, а дай мне лучше мешок да пару canol чтобы не больно было ходить по кустарникам, и увидишь, что ты по лучил не такое плохое наследство, как думаешь»?

(Кот из сказки «Кот в сапогах»).

Четвертый этап - «География»

Зеленая дорожка. Закончи название сказки А. Погорельской «Черная курица, или ...» («...подземные жители»).

Вопрос «теоретикам». Что объединяет русские народные сказю для самых маленьких «Репка», «Теремок» и «Курочка Ряба»? (Во всех этих сказках одним из персонажей является мышка).

  1. Подведение итогов
  2. Объявление победителей, вручение призов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра "Умники и умницы" по сказам П. П. Бажова

Игра привлекает к участию всех учеников. Основная цель - выход за рамки школьной программы, популяризация сказов Бажова, привитие любви к чтению художественной литературы....

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра "Умники и умницы" предназначена для обучающихся 9 класса. Цель игры: обобщение материала по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин"....

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Литературная игра «Умники и умницы».

Игра «Умники и умницы». Тема игры : «Н.В.Гоголь  Поэма «Мертвые души». Цели и задачи проведения:проверить уровень знакомства учащихся с поэмой Гоголя;повысить интерес ...

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

Литературная игра "Умники и умницы"

Литературная игра в 10 классе "Умники и умницы" по роману И.Гончарова "Обломов"...

литературная игра "Умники и умницы"

по произведениям Ф.М.Достоевкого...