Урок по литературе. 11 класс. А. А. Ахматова. " Реквием".
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Громова Ирина Владиславовна

Тип урока: эвристическая беседа. Поэма " Реквием". Трагедия личности, судьбы, народа в поэме.Поэма как голос народа. Лирический и эпический сюжет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx35.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – семинар

Тема: «Реквием» - поэма о трагедии народа.

Цель: показать, как история страны преломляется и отражается в творчестве Ахматовой; показать мастерство и гражданское мужество поэта; развить навыки литературоведческого анализа.

Оборудование: портрет А. Ахматовой (работы художника Ю.П. Анненкова, 1921 г.), фотографии из семейного альбома.

Аудиозапись: «Реквием» Моцарта.

Методические приемы: урок с элементами семинара - практикума.

Предварительные домашние задания.

1-я группа. «Реквием» в творчестве Ахматовой не существует изолировано. Найти те стихотворения в ее творчестве, которые несомненно перекликаются с «Реквием».

Индивидуальные задание.

Каков исторический и жизненный контекст поэмы? (20-30-40-е годы).

Всему классу: Повторите сведения о конфликте. Найди способы его выражения в поэме.

Ход урока.

I. Проверка домашнего задания. Прослушивание доклада об историческом и жизненном контексте поэмы.

Анна Андреевна Ахматова – великая русская поэтесса, совесть русской интеллигенции; у нее не было восторженных стихов о революции 1917 года, о строительстве социализма, о пятилетках и коллективизации, и нет ничего удивительного в том, что ее творчество, официально не запрещенное, всегда находилось под бдительным оком партийно – литературной номенклатуры.

В своих дневниковых записях Ахматова писала: «После моих вечеров в Москве (весна 1924 года) состоялось постановление о прекращение моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК: не арестовывать, но и не печатать».  

После постановления ЦК Анну Андреевну лишили продовольственных карточек. В 35 лет Ахматовой определили нищенскую пенсию… по старости, которой хватало, как писала Н.Я. Мандельштам, на спички и папиросы. Поэтесса, скажет кто-то, могла жить на гонорары за книги. Какие книги?! До 1921 года вышло пять стихотворных сборников. После этого, в течение 19-ти лет, - ни одной новой книги, пока ею в конце 1939 года – и почему-то с благосклонностью?! – заинтересовался Сталин.  

В 1940 году вышел сборник «Из шести книг», но через полтора месяца книжка была запрещена к продаже и выброшена во всех библиотеках страны: Сталин принял «Клевету» (1922) за современное произведение (автор не поставил под стихотворением дату).

После войны в 1945 году, на вечер поэтов в Колонном зале Анну Андреевну приветствовали долгой овацией. Весь зал встал. Потом (легенда это, быль или анекдот – трудно сказать) передавали, что узнавший об этом Сталин спросил:

- Кто организовал вставание?

В августе 1946 года сталинский любимец А. Жданов (уплетавший в месяцы ленинградской блокады копченую колбасу, пирожные и персики) в своей изуверской речи о журналах «Звезда» и «Ленинград» окрестил Ахматову представительницей «безыдейного, реакционного литературного болота».

(Звучит музыкальный фрагмент «Реквиема» Моцарта).  

«В те годы, - пишет Л.К. Чуковская в своем предисловии к «Запискам об Анне Ахматовой», - Анна Андреевна… навещая меня, читала мне стихи из «Реквиема» тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш; потом громко произносила что-нибудь очень светское: «Хотите чаю»? или «Вы очень загорели», потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. «Нынче ранняя осень», - громко говорила Анна Андреевна и, чиркнув спичкой сжигала бумагу над пепельницей».

Трижды арестовывали единственного сына (многие годы он проведет в советском ГУЛАГе), такая же участь постигнет и мужа.

Ответом Поэта на ужасы Большого террора (Ахматова называла это время только «террор») стал «Реквием». Поистине в годину самых страшных событий Ахматова была со своим народом  и не уклонилась от всех ударов судьбы, от карательных мер коммунистической диктатуры. Мало того – она смогла поэтически выразить свое понимание и переживание эпохи, а через пафос трагедийного видения мира передать – с огромной художественной силой – свое категорическое неприятие «нового мира» и с неисчислимых страданий, которые он принес людям всех сословий, профессий, возрастов, мировоззрений.

 О «Реквиеме» знали сначала семь, позднее одиннадцать человек, и ни один из них не проговорился, храня эту тайну десятки лет. В их руках была жизнь Анны Ахматовой, потому что в обстановке всеобщей подозрительности, когда лояльность режиму измеряется числом доносов, любые  личные связи становятся обоюдоопасными. Элементарная осторожность требует отказы от тесных связей, чтобы не ставить близких людей в такое положение, когда они, спасая собственные жизни, будут вынуждены погубить тебя.          

Учитель: «Реквием» - эпицентр ахматовского творчества, так как всегда возникали произведения («до» и «после»), которые могли бы стать новыми главами или фрагментами «Реквиема». Все в этих произведениях: и тема, и тональность, и созвучие поэтических образов – родственно по главной сути.

Выступление 1-ой группы учащихся.

Еще за 14 лет до работы над поэмой, в 1921 году, одно свое стихотворение Ахматова начала строчками:

Все расхищено, предано, продано, / Черной смерти мелькало крыло…

В IX главке «Реквиема» читаем:

Уже безумие крылом / Души накрыло половицу, -

А в «Прологе» (1960) снова повторяется этот же образ:

Я не искала прибыли / И славы не ждала,

Я под крылом у гибели / Все тридцать лет жила..

В 1935 году, в начале работы над «Реквиемом», появилось такое стихотворение:

Зачем вы отравили воду / И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу / Вы превращаете в вертеп?

За то, что я не издевалась / Над горькой гибелью друзей?

За то, что я верна осталась / Печальной родине моей?

Пусть так, без палача и плахи / Поэту на земле не быть.

Нам – покаянные рубахи, / Нам со свечой идти и выть.

Слово «выть» уже дважды упомянуто (в строке из поэмы: «Под кремлевскими башнями выть»).

Отчетливо перекликается с «Реквиемом» ахматовское стихотворение «Все ушли, и никто не вернулся…» (1959).

Приведу лишь одну строфу из него:

Разлучили с единственным сыном, / В казематах пытали друзей,

Окружили невидимым тыном / Крепко слаженной слежки своей.

Об этом стихотворении А.И. Солженицын написал Анне Андреевне: «…это не вы говорите, это Россия говорит».

Строфа из «Реквиема»:

Семнадцать месяцев кричу, / Зову тебя домой,

Кидаюсь в ноги палачу, / Ты сын и ужас мой, -

И стихотворение «Так не зря мы вместе бедовали…» (1961):

Не за то, что чистой я осталась, / Словно перед Господом свеча,

Вместе с вами я в ногах валялась / У кровавой куклы палача.

Учитель: Ребята, обратите внимание: официально запрещенная, исключенная из Союза Советских писателей, опальная Ахматова не просто осталась «со своим народом», но и продолжает писать хотя и «в стол», «в архив» - до лучших времен. Замечу: это могло стоить ей жизни. Как вы охарактеризуете такую ситуацию?

(Поэт вступает в конфликт с тоталитарным государством. Это форма духовного противостояния, сопротивления идеологии).  

Учитель: В какой главе «Реквиема» поэт делает вызов бесчеловечной системе?

(В главе «Вместо предисловия» ответом: «Могу»).  

Учитель: Определите две главные темы сочинения.

(Ахматова скажет: «А на что вы рассчитывали? Что я буду все это видеть и молчать?» - неотделимость судьбы лирической героини от судьбы своего народа, личного от общего).

Учитель: Посмотрите на портрет Ахматовой (на доске) и послушайте, что пишет Е. Замятин: «Портрет Ахматовой – или точнее: портрет бровей Ахматовой. От них – как от облака – легкие, тяжелые тени по лицу, и в них – столько утрат. Они – как ключ в музыкальной пьесе: поставлен ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, черные четки на гребнях. (…) Эти портреты – экстраты из лиц, из людей, и каждый из них – биография человека, эпохи».   А эпоха была страшна, кровава.

(Как и моцартовский «Реквием» - аналогии с ним вполне уместны, - ахматовское произведение, по своему строению напоминающее музыкальное произведение из десяти частей – отдельных лирических стихотворений.

Примерный ход анализа поэмы.

Учитель: кому адресовано «Посвящение»?

(Безвинным жертвам, страдальцам. Обращает на себя внимание; почему «каторжные норы» поставлены в кавычки, это репрессированные люди в прямом смысле слова оказывались в тюрьмах, в каторжных норах, в ссылке. Но это и скрытая цитата из пушкинского послания. Ее присутствие в тексте раздвигает пространства стиха, дает выход в историю.

Аллитерация со звуком Ж: каторжные норы, ветер свежий, те же, постылый скрежет, ниже, надежда, жизнь. – Несет в себе смысл жесткости, несправедливости, жути).

Учитель: Какова атмосфера эпохи?

(Вырисовывается страшная катастрофическая картина времени («когда улыбался только мертвый, спокойствию рад»), места («ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград», «безвинная корчилась Русь»), даны бытовые детали («кровавые сапоги» - намек на зловещий образ тирана, известно, что Сталин большую часть года носил сапоги, и «черные маруси» - машины для перевозки арестантов). Громыхание черных марусь, хлюпанье постылой двери, вой старухи и доминирующую в поэме аллитерацию на «р», которая имитирует звучание колокола и набата).

Учитель: Отметьте контрастную смену интонации.

(Контрастно меняется интонация – слышим народный плач «Уводили тебя на рассвете…» (I), «Семнадцать месяцев кричу…» (V). Затем неожиданно «звучит» «Тихо льется тихий Дон…» - это и образ «льющейся реки», часто связываемый в фольклоре со слезами, и конфликтное соотношение между шутливостью песенки и биографическим трагизмом).  

 Учитель: Как  связано состояние природы с психологическим состоянием лирической героини?

(Неестественный цвет месяца – желтый: женщина больна, как в лихорадке, и цвет ее лица передается месяцу; тополь – тюремный – и качается: так «качались» мысли невинно репрессированных людей, «жертв» - от отчаянья – к надежде, что справедливость и правда восторжествуют; ночи – белые – и «глядят ястребиным жарким оком» - в камеру, выслеживая, поджидая – ведь человек – то – «жертва»…

Но особенно зловещее предзнаменование несет звезда. Вначале – это абстракции, символ: «Звезды смерти стояли над нами …», затем – как бы двойное мерцание образа – «Как трехсотая с передачею, под Крестами будешь стоять» (Кресты несут в себе два значения: одно – «Кресты» - бытовое название (по форме задания) тюрьмы в Петербурге в 1892 – 1917 годах; после революции 1905 – 1907 годов – преимущественно для политзаключенных; другое – созвездие Южного Креста.)

Учитель: В какую – то минуту женщине кажется, что это не она, что это не ее судьба. Это безумие. Ощущение раздвоения сознания. Куда переносится конфликт?

(Внутрь души, сознания).

(Звучит самый напряженный отрывок «Реквиема»).

Учитель: Какая из глав является кульминацией конфликта?

(Кульминацией конфликта в поэме становится «Приговор». Весь из противоречий, из противоположностей, из логической алогичности: каменное слово падает на еще живую грудь; научиться снова жить – это убить до конца память, закаменить душу; в неразрешимом конфликте и «светлый день», и «опустелый дом». Происходит борьба между жизнью и смертью.

В восьмом стихотворении «К смерти» лирическая героиня преодолевает два этапа испытаний: моление о желанной и дарованной смерти» и безумие. Именно в безумии она познает всю глубину одиночества).

Учитель: Глава «К смерти». Каково общее настроение? Кукую роль играет чудесный пейзаж?

(Это конец надеждам. И его не случайно … равнодушной к нему природе).

Учитель: и все – таки вопреки трагически – победной теме безумия, начинает звучать и тема непокоренной им памяти, незабвения всего, что оно хотело бы навечно унести с собой.

Как решена религиозно – библейская тема в поэме?  

 (Так, глава «Распятие» - прямое обращение к евангельской проблематике. «Сама антитеза (…) Мать и казнимый Сын (…) не была лишь приметой ее личной жизни и касалась миллионов матерей и сыновей (…), что сразу же расширило рамки «Реквиема» до всечеловеческого масштаба».   Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, страдания сына – с муками Христа. Трагедия распятия передается Ахматовой как невыразимая в слове череда неразрешимых противоречий, антиномий.  

1

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расправились в огне.

Отец сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене …»

2

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

Трагедия переживается в сугубо человеческих, земных категориях – страдания, безнадежности, отчаяния. Страдания Матери несопоставимы ни с женским («Магдалина билась и рыдала»), ни с мужским («Ученик любимый каменел»): это беспредельное горе. Эта глава – вселенский приговор бесчеловечной Системе, обрекающей людей на страдания.)

Учитель: Какие средства художественной выразительности использованы Ахматовой?

- Аллитерация.

- Олицетворение (безвинная кормилица Русь»).

- Метонимия («Под кровавыми сапогами / И под шинами черных марусь»).

- Метафора («ослепшая стена»).

- Иносказание («отравленный снаряд», т.е. донос).

- Антитеза («Как локоны из пепельных и черных / Серебряными делаются…»).

- Гипербола (стояла, «триста часов», кричала «Семнадцать месяцев»).

- Психологический параллелизм (связь человека и природы).

Учитель: Ребята перед вами (запись на доске) два мнения известного писателя А.И. Солженицына и поэта И. Бродского. С чьим мнением вы согласны? Аргументируйте. Сформулируйте свою точку зрения.

1)        А.И. Солженицын в письме к автору «Реквиема» «…это была трагедия народа, а у вас – только трагедия матери и сына».

2)        И. Бродский «…на самом деле Ахматова не пыталась создать народную трагедию».

II.  Подведение итогов, выводы по уроку.

III. Домашнее сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовой "Реквием"

План-конспект урока по литературе для 11 класса по поэме А.А. Ахматовай "Реквием. Тема: "Предназначение поэмы А.Ахматовой "Реквием "....

Урок литературы в 11 классе А.Ахматова. «Реквием» (1935-1940). Монументальность и трагическая мощь поэмы.

Цель урока: рассмотреть, как история страны и личная трагедия человека...

Урок по литературе. 11 класс. А. А. Ахматова. " Реквием".

Тип урока: эвристическая беседа. Поэма " Реквием". Трагедия личности, судьбы, народа в поэме.Поэма как голос народа. Лирический и эпический сюжет....

Методическая разработка урока по литературе в 11 классе по поэме А.Ахматовой "Реквием"

Конспект урока по литературе в 11 классе  "Я была тогда с моим народом" (по поэме А. Ахматовой "Реквием")...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

конспект урока по литературе 11 класс "Поэма А.А.Ахматовой "Реквием"

Поэма А.А.Ахматовой. "Реквием" Тема исторической памяти в поэме....

Конспект урока в 6 классе «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения».

Тема: «А.А. Ахматова. Слово о поэте. Обучение анализу одного стихотворения «Перед весной бывают дни такие». Обучение анализу одного стихотворения»....