План-конспект занятия кружка "Литературный калейдоскоп" в 5 классе по ФГОС
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Данная разработка поможет провести увлекательное занятие литературного кружка с учениками 5 класса, а также материалы помогут провести обобщающий урок литературы, посвященный сказкам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_kruzhka_literaturnyy_kaleydoskop.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект внеурочного занятия по ФГОС

Кружок «Художественное слово»

Класс - 5

Тема занятия:  « Литературный калейдоскоп»

Тип занятия: урок общеметодологической напрвленности.

Технология занятия:  элементы кейс - технологии, использование учебного диалога, работа в малых группах.

Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Развивающая цель: развивать познавательный интерес учащихся, развивать  исследовательские навыки.

Воспитательная цель: воспитывать любовь к предмету.

Формирование УУД:

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты 

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности « родной язык», «слово». Обогащение знаний,развитие речи, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться  корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом,  участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

 Основные понятия: «текст», «диалог», «дискуссия», «литературный герой», «иллюстрация».

Оборудование: компьютер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах, музыкальная запись.

1. Организационный момент.
 Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

– Добрый день! – тебе сказали.

– Добрый день! – ответил ты.

– Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов.) 

2.Целеполагание и мотивация.

-  Наше занятие я  хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:

Ах, как много в жизни

Мы читаем разных книг,

Что значит - уметь прочитать?

Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира – все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Все вы, мои дорогие читатели, ходите в нашу библиотеку, на уроках литературы   знакомитесь с  разными книгами. Я приглашаю всех вас принять участие в занятии  «Литературный калейдоскоп».

- Прослушайте стихотворение и скажите, о чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?

Звучит музыка. Презентация.

                                                  На фоне музыки С.Засорин читает стихотворение

   - Так о же чем пойдет речь сегодня на нашем занятии?

-Сейчас мы и узнаем, насколько вы внимательные и вдумчивые читатели.

3. Применение знаний и умений в новой ситуации (работа в группах)

1)Виртуальная экскурсия        

     Благодарные потомки помнят о литературных героях, устанавливая им памятники. В словаре Ожегова читаем: «Памятник - скульптура или архитектурное сооружение в память кого-нибудь или чего-нибудь».

    Ставить памятники литературным героям – традиция, насчитывающая не одно десятилетие. В мире существует немало интересных памятников литературным персонажам. Эти герои известны благодаря находчивости или смелости, оптимизму или необычным поступкам, чувству юмора или глупости. В нашей стране найдутся памятники не только персонажам отечественной классики, но и героям зарубежной литературы. Главное - не на какой земле родился герой, а где его полюбили всей душой. У каждого памятника, как и у каждого человека, своя судьба.

Итак, мы отправляемся на заочную экскурсию, а помогут нам в этом наши экскурсоводы.

Просмотр презентации, выступление экскурсоводов.

Наша группа экскурсоводов изучила многие памятники литературным героям. И сегодня хотим поделиться с Вами нашими находками.

1.Этот памятник поставлен в честь трех друзей, постоянно проживающих в Простоквашино.

2.Этот памятник поставлен в честь группы странствующих музыкантов.

3.Этот памятник поставлен в честь самого известного почтальона.

4.Этот памятник поставлен в честь девушки, которая ждала корабль с алыми парусами.

5.Этот памятник поставлен в честь самого обаятельного крокодила.

6.Этот памятник поставлен в честь самого доброго доктора.

7.Этот памятник поставлен в честь мальчика, сделанного из полена.

8.Этот памятник поставлен в честь стойкого солдата.

9.Этот памятник поставлен в честь рыбки, исполняющей 3 желания.

10.Этот памятник поставлен в честь героини, которая жила на болоте, а потом превратилась в прекрасную девушку.

Спасибо нашим экскурсоводам за увлекательное путешествие.

- Итак, ребята, о чем говорит традиция ставить скульптурные памятники литературным героям? (уважение,  любовь, они каждый день дарят маленьким и большим читателям всей земли счастье, быть добрым и верным, мужественным и благородным).

2)Иллюстраторы

Часто вы выбираете книги с картинками. Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны иллюстрации?

Ответы детей.

– Правильно. Картинки, а точнее иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.

 Сейчас свои иллюстрации представят нам художники-иллюстраторы.

-Докажите, что иллюстрация является все-таки важной частью художественного произведения.

(они помогают передать эмоциональную атмосферу художественного произведения. Иллюстрации поясняют и декорируют текстовое содержимое произведения. Иллюстрация будит воображение.).

Физкультминутка

Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать

3)Эксперты-аналитики

Наш кружок называется «Художественное слово». И сейчас мы немного поговорим о слове. «Слово – дело великое, как говорил Лев Толстой. – Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом  же можно служить вражде и ненависти».

-Итак, ребята, давайте вспомним, что такое диалог?

-Что такое дискуссия.

-Каждый участник дискуссии должен соблюдать культуру устного общения.

-Мы сейчас вспомним эти правила. Посмотрите на памятки.

                                                       Памятка участника дискуссии.

Участник дискуссии должен

Участник дискуссии не должен

1.Понимать речевую ситуацию( между кем, с какой целью и где происходит общение)

1.Забывать о цели беседы или дискуссии.

2.Подготовиться к общению, обдумать тему, заранее определить ее границы

2.Отклоняться от темы, выходить за ее рамки.

3.Излагать свою точку зрения ясно, точно, доступно

3.Усложнять свою речь громоздкими фразами.

4.Уважать собеседника, проявлять доброжелательность, стремиться к взаимопониманию.

4.Задевать чувство собственного достоинства собеседника, создавать атмосферу напряженности.

5.Контролировать свое поведение, быть сдержанным, корректным, спокойно воспринимать возражения.

5.Быть излишне эмоциональным, перебивать собеседника, произносить грубые и бранные слова

Прослушаем 2 диалога (инсценировка).

Работа аналитика.

- Из какого произведения 1 диалог? Назовите автора произведения.

- Из какого произведения 2 диалог? Назовите автора произведения.

-Какую проблему затрагивает Николай Николаевич Носов в своем произведении?

-Какую проблему затрагивает  Михаил Михайлович Зощенко в своем произведении?

-В чем особенность речевой ситуации, представленной в этих  диалогах?

- Насколько соблюдают главные герои культуру устного общения?

- Слово – это тот инструмент, которым человек может повлиять на другого.

- Как слово может повлиять на человека?

 Поэтому прежде чем что-то сказать, обязательно надо подумать, так как «доброе слово лечит, а худое калечит».

4)Азбука сыскного дела.

     В конце 40-х- начале 50-х годов 20 века возникла волна увлечения детективами. Она охватила и кинематограф, и литературу. Детективомания проникла всюду. Замелькали афиши американских фильмов типа «Гангстер-полицейский». Витрины книжных магазинов запестрели названиями: «Кровавая рука», «Агент 007», «Смерть приходит в монастырь».На ярких обложках красовались полицейские, револьверы, зверские физиономии. В это время в Швеции издается трилогия, созданная Астрид Линдгрен «СуперсыщикКаллеБлюмквист»Новый герой КаллеБлюмквист мечтает стать знаменитым сыщиком, имя которого заставило бы трепетать  весь преступный мир. Мальчик бредит именами прославленных героев: Шерлока Холмса, Питера Уимси и ЭркюляПуаро.

Сегодня в группе «Азбука сыскного дела» у нас работают сыщики и их помощники.

Диалог сыщиков

-Добрый день, коллега.

-Добрый день, коллега.

-Здравствуйте.

-За годы обучения у нас в гостях  побывало много литературных героев. Но, видимо, у нас им было очень хорошо, потому что они забыли некоторые свои вещи.

-Мы с коллегой провели некоторые исследования. Но даже нам, сыщикам нужна ваша помощь.

-Посмотрите на эти вещи  и вспомните, кому принадлежат они, а также вспомните название произведения и автора.

  • Это маленькая горошина (Принцессе из сказки «Принцессе на горошине» Ганса Христиана Андерсена);
  • Эта вещь принадлежит скорее всего девочке. Шапочка красного цвета. (Красной шапочке из сказки  «Красная  Шапочка» Шарль Перро);
  • санки (Каю);
  • Старое разбитое корыто (Старухе из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина);
  • Эта красивая туфелька принадлежит, наверное, молодой девушке (Золушке из сказки «Золушка» Шарля Перро);
  • Маленький музыкальный инструмент гармошка (крокодилу Гене из мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена);
  • Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочке из сказки «Дюймовочка» Ганса Христиана Андерсена);
  • Говорящее зеркало (мачехе из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях);
  • волшебная лампа (Алладину);
  • Летающий инструмент метла (Бабе-яге из русских народных сказок );
  • Золотое яйцо (Курочке Рябе из русской народной сказки «Курочка Ряба»);
  • чугонок с топором (солдату из русской народной сказки «Каша из топора»);
  • Бутылочка с живой водой (Ивану Царевичу из русской народной сказки «Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде ).

- Я благодарю и вас, уважаемые мастера сыска, и вас ,ребята, за проделанную работу.

4.Подведение итогов занятия.

   - Перед вами кроссворд. Решив его, вы определите главное, ключевое слово нашего урока.

Вопросы: По горизонтали.

Что всегда ищут в сказках разбойники и жадные люди? (Клад).

Какой маленький волшебный предмет помогает герою сказки перенестись в другие земли? (Кольцо).

Где пряталась сила Черномора? (Борода).

Особый небольшой предмет, внешне доказывающий, что это король. (Корона).

Чем внешне Баба Яга отличается от других сказочных героев? (Нога).

К

Л

А

Д

К

О

Л

Ь

Ц

О

Б

О

Р

О

Д

А

К

О

Р

О

Н

А

Н

О

Г

А

Ответ по вертикали: “Добро”.

Вопрос: Как вы понимаете ключевое слово «добро»?

(Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.  намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».)

Вывод под музыку

Сказки, былины, пословицы, поговорки учат бороться со злом, вредными привычками, учат делать добро, беречь и защищать природу, трудиться на благо своей Страны. «Береги честь смолоду».«Без труда не вытащить и рыбку из пруда».«Труд кормит, а лень портит».
Литературные произведения учат человека быть трудолюбивым, честным и порядочным, учат ненавидеть зло. В сказках всегда добро побеждает зло.

5.Рефлексия

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока истории в 5 классе (по ФГОС)

Представлен план-конспект урока истории в 5 классе по теме "Олимпийские игры". Урок проводится в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения....

План конспект открытого занятия по внеурочной деятельности по ФГОС

Конспект занятия по внеурочной деятельности по ФГОС "Умники и умницы"...

План - конспект урока по географии 5 класс по ФГОС "Погода и метеорологические наблюдения".

План урока составлен к учебнику А.А. Летягина и успешно опробован в течении двух лет. Содержит народные приметы, раздаточный материал для урока....

планы воспитательной работы и краткие планы-конспекты внеурочных занятий и мастер-классов

План внеклассных мероприятий на 2013-2014 учебный год классного руководителя подготовительных групп №2 и №3 Яковлевой Е.О.График проведения родительских собраний в 2015-16 учебном году.Планы внеклассн...

Планы-конспекты уроков литературы в 7 классе по ФГОС

План-конспект урока литературы в 7 классепо ФГОС Тема. Предания как поэтическая автобиография народаЦели:знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока истории в 6 классе (по ФГОС) «ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ  урока истории в 6 классе (по ФГОС)  «ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ». Урок изучения нового материала - своеобразный фундамент качественного получения исторических знаний....