Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 5 классе
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

          Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы по литературе

5 класс

1. Пояснительная записка:

1.1. Нормативно-правовые документы.

1.2. Общая характеристика учебного предмета.

1.3. Цели изучения литературы.

1.4.Ведущие задачи курса.

1.5. НРК

2.  Перечень основных разделов, изучаемых в 5 классе.

3. Календарно-тематическое планирование.

4. Практические работы.

5. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 5 класса.

6. Перечень компонентов УМК

7. Контрольно-измерительные материалы.

  1. Пояснительная записка

5 класс

Статус документа

         Настоящая программа по литературе для 5 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; нормативно-правовые документы,  цели и задачи курса,  содержание тем учебного курса; НРК, календарно-тематическое планирование,   требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, приложение.

1.1  Календарно-тематическое планирование составлено на основании нормативно-правовых документов:

  1. «Сборник нормативных документов. Литература» Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, Москва, Дрофа, 2007 год.
  2. «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я. Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 год, рекомендованных Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ.
  3. Стандарт основного  общего  образования  по  литературе  (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года  № 1089 с изменениями, внесенными приказами МО и Науки РФ от 24.01.2012 года № 39 «Об  утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования).
  4. Областной базисный  учебный план общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год (Приказ МО и Науки Челябинской области от 16.06.2011 года № 04-997 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013/2014 учебный год»).
  5.  Учебный план МАОУ СОШ № 34 на 2013-2014 учебный год.

  1. Инструктивно-методические письма МО и Науки Челябинской области, ЧИППКРО  «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных  учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году» (Приложение  3 к письму МО и Науки Челябинской области  от 24.07.2013  №  03-02/5639).

         Обучение осуществляется по учебнику-хрестоматии «Литература 5 класс» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина, М., Просвещение, 2011 год.

         1.2. Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

          освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

         овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

         1.3. Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

5-6 класс

На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров ( в первую очередь лирики и эпоса).

Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся включают сочинения разных жанров, а также сочинение загадок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений.

В 5 классе ведущая проблема – внимание к книге.

Специальными целями преподавания литературы являются формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой.

         Основные компетенции литературного образования:

  • читательская компетенция (изучаемое произведение и его связи  с другими произведениями, сходными по проблематике и художественным решениям)
  • литературоведческая компетенция (основные теоретико-литературные понятия)
  • коммуникативно-речевая компетенция (развитие  речи учащихся)

Главным при изучении предмета «Литература» является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета. Содержание стандарта по литературе реализуется следующими видами усложняющей учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть;
  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов: близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующим лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;
  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

         В целях контроля уровня качества подготовки обучающихся предусматриваются уроки контроля, обобщения, практикумы, семинары.

         Формы контроля уровня подготовки учащихся: сочинение, самостоятельная работа, тест, реферат.

         1.4. Ведущие задачи курса:

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, развитие устной и письменной речи учащихся;
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных  историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • Грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

   На обучение литературе в 5 классе  запланировано 70 часов (62 ч. + НРК - 8 часов)

   Планирование рассчитано на 2 часа в неделю I полугодие и II полугодие.

   Основная форма организации учебных занятий – классно-урочная система.

         1.5. НРК

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания литературного образования. Содержание регионального компонента литературного образования позволяет:

  • приобщить учащихся к важнейшим гуманитарным ценностям, к богатствам культуры, художественной литературы, к литературным традициям русского народа, народов, населяющих наш регион;
  • сформировать представления о литературе как о социокультурном феномене;
  • развивать эмоциональную культуру личности, чувство гражданственности, патриотизма.

         Преподавание литературы в 5 классе дополняется спецкурсом «Вокруг тебя – Мир…» (на основе УМК «Вокруг тебя - Мир»)

№ урока

Тема НРК

Кол-во

часов

Творческие работы

8

Сказка «Общее счастье»

1

Написать развернутый ответ на вопрос: «Есть ли «общее счастье» у тебя и твоих одноклассников?»

22

Е.Носов «Трудный хлеб

1

Написать развернутый ответ на один из вопросов учебника

29

О.Уайльд «Мальчик-звезда»

1

Написать развернутый ответ на вопрос учебника

39

Д.Давыдов «1812»

1

Написать о том, какими правами должны обладать люди, оказавшиеся в плену

47

А.Куприн «Чудесный доктор»

1

Ответить на вопрос №5

57

Итоговый урок

1

ИТОГО: 6 ч.

  1. Основное содержание тем, изучаемых в 5 классе

№ п\п

Тема

Основное содержание

Кол-во

часов

1

Введение.

Роль книги в жизни человека

1

2

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора. Русские народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных

6

3

Из древнерусской литературы

Жанры древнерусской литературы. Летопись . «Повесть временных лет»

1

4

Из русской литературы 18 века

Роды и жанры литературы. М.В.Ломоносов. «Случились два астронома в пиру»

1

5

Из русской литературы 19 века.

Русская литературная сказка

Басня. Истоки басни. Басни И.А.Крылова. Сказки В.А.Жуковского, баллада. А.С.Пушкин поэтизация образа няни; Пролог к поэме «Руслан и Людмила», А.Погорельский, В.М.Гаршин. Нравоучительное содержание и причудливые сюжеты сказок. Основные сведения о М.Ю.Лермонтове, Н.В.Гоголе, Н.А.Некрасове, И.С.Тургеневе, Л.Н.Толстом, А.П.Чехове. Проблематика произведений: человек и история, протест против крепостного права, бессмысленность и жестокость национальной вражды. Развитие представления о юморе. Поэты 19 века о Родине и о природе

33

6

Из литературы 20 века

Основные сведения о жизни и творчестве И.А.Бунина, В.Г.Короленко, С.А.Есенина, П.П.Бажова, К.Г.Паустовского, С.Я.Маршака, А.Платонова, В.П.Астафьева. Основная проблематика произведений: человек и природа, быль и фантастика,  оптимистическое восприятие окружающего мира. Стихотворные произведения о войне.

18

7

Из зарубежной литературы

Знакомство с авторами зарубежной литературы 19-20 веков и их произведениями

9

ИТОГО:

70 ч.

  1. Практические работы

Триместр

Наизусть

Развитие речи

Контрольные работы

I

4

2

1

II

3

2 (1 классное сочинение)

1

III

4

4 (2 классных сочинения)

2

год

11

8

4

  1. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

 за курс 5 класса

         В результате изучения литературы учащиеся  

должны знать:

  • Тексты художественных произведений, главных героев, последовательность и связь событий в изученных произведениях;
  • Тексты рекомендованные программой для заучивания наизусть;
  • Основные признаки понятий: литературный герой, сравнение, метафора, эпитет, юмор, роды литературы.

должны уметь:

  • Выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изучаемом произведении;
  • Правильно, бегло, выразительно читать вслух знакомые художественные и учебные тексты;
  • Находить в тексте изучаемого произведения сравнения, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;
  • Пересказывать устно и письменно – кратко, подробно, выборочно – эпизод из эпического произведения, составлять план небольшого эпического произведения; составлять устный рассказ о литературном герое;
  • Пользоваться справочным аппаратом учебника –хрестоматии и прочитанных книг.

         Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Создания связного текста (устного и письменного);
  • Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений

  1. Перечень компонентов УМК

1.  «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2006 год.

2. Учебник-хрестоматия «Литература 5 класс». Автор-составитель В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, М., «Просвещение», 2006 год.

3.  Методическое пособие «Поурочные разработки по литературе 5 класс», Н.В.Егорова, М., «Вако», 2006 год.

4.  «Методические советы. Литература 5 кл.», В.Я.Коровина, М., «Просвещение», 2006 год.

5. «Поурочные разработки по зарубежной литературе», Н.В.Егорова, М., «Вако», 2004 год.

6. «Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература. 5 класс». Авт.-сост. В.Я.Коровина и др.,» Н.А.Миронова, М., «Экзамен», 2006 год.

7. УМК «Вокруг тебя - мир»

ЦОРы:

  • «Кирилл и Мефодий. Литература 5 класс»
  • Презентации к урокам

  1. Контрольно-измерительные материалы

Содержание КИМов соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по литературе.

Изучение литературы в основной школе направлено на формирование основных компетенций: читательской, литературоведческой, коммуникативно-речевой. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности.

Структура КИМов соотносится с оценкой качества образования: контроль за уровнем владения основных компетенций.

         Тесты сгруппированы по темам в соответствии с программой по литературе для 5 класса под редакцией В.Я.Коровиной. Тесты можно использовать на любом этапе урока: проверка домашнего задания, совершенствование знаний, закрепление, повторение и систематизация изученного материала, контроль и оценка знаний. Каждый тест состоит из трех частей: вопросы с выбором ответа, вопросы с кратким ответом и творческое задание.

Контрольные работы (вариант 1 -  для слабоуспевающих, вариант 2 – для сильных учащихся)  представлены в системе, которая отражает специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С).

Первый уровень вопросов (А) – наиболее простой. Ученики должны выбрать из четырех ответов один правильный.

Второй уровень (В) требует самостоятельного поиска учащимися верного ответа, однако этот ответ односложен (состоит из одного-двух слов).

Наиболее сложным является третий уровень (С). Вопросы этого уровня побуждают учащихся рассуждать, письменно формулировать и обосновывать свое мнение, опираясь на изученный материал. Ответ на вопрос уровня С не должен быть слишком большим – достаточно нескольких предложений.

Для итоговой проверки знаний по УМК «Вокруг тебя - мир» составлен кроссворд, в который включены все изученные термины и понятия.



Предварительный просмотр:

3. Календарно-тематическое планирование уроков литературы

5 класс

№ урока

Дата

Тема урока

Основные компетенции литературного образования

(содержание и виды работ учащихся)

НРК

Основ-ные

виды деятель-ности.

Результаты обучения

читательс-кая

литературо-

ведческая

коммуника-тивная

I триместр

1

Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся

Беседа.

Тестирова-ние

Знать о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература».

Уметь пользоваться учебником

2

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, скороговорки, колыбельные песни.

(см. Приложение през.№1)

Детский фольклор

Фольклор

жанр

Сочинение загадки,

частушки

Рассказ учителя.

Беседа

Знать: жанры фольклора, их отличительные признаки.

Уметь: определять жанр произв.

3

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка»

(см. Приложение през.№2 )

Иван-царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Сказочные формулы

«Царевна-лягушка»

Виды сказок

Фантастика

сказка

Выразитель-

ное чтение

Беседа.

Обучение чтению

Знать: жанровые особенности сказок, их отличительные признаки, построение волшебных сказок.

Уметь: переска-зывать сказки, характеризовать героев, видеть жанровые признаки сказок, пересказывать фрагменты сказок

4

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик Василисы Премудрой

Анализ эпизода

Обучение чтению.

Беседа

5

«Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов сказки. Образ главного героя. Особенности сюжета.  

(см. Приложение през. №3)

«Иван-крестьянс-кий сын и чудо-юдо»

Волшебная сказка

Характерис-тика героя

Обучение чтению.

беседа

6

Сказки о животных. Бытовые сказки. Народное представление о справедливости, добре и зле.

(см. Приложение тест №1)

«Журавль и цапля»

«Солдатская шинель»

Сказки о животных

Бытовые сказки

Характерис-тика героев

Выразитель-ное чтение

Обучение чтению.

Беседа

7

Р.р. Обучение сочинению.

(классное)

  • «Мой любимый герой русской народной сказки»
  • «Почему я люблю читать народные сказки?»
  • «Добро и зло в народных сказках»

Сочинение

Урок развития речи

8

Письменный ответ на вопрос

№1

Сказка «Общее счастье»

Беседа.

9

Древнерусская литература

Сюжеты русских летописей.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания. Фольклор и летописи

(см. Приложение през.№4)

«Повесть временных лет»

«Подвиг отрока киевлянина…»

Летопись

Жанр

Сюжет 

Подробный пересказ

Выразитель-ное чтение

Обучение чтению.

Беседа

Знать: причины появления письменности у восточных славян, появление ДРЛ

Уметь: выразительно читать

10

Русская литература 18 века

М.В.Ломоносов. «Случились два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение

(см. Приложение през.№5)

«Случились два астронома в пиру…»

Роды и жанры литературы

Выразитель-ное чтение

Обучение чтению.

Беседа

Знать: некоторые факты биографии.

Уметь: выразительно читать

11

Русская литература 19 века

Басня как литературный жанр.

Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен)

(см. Приложение през. №6)

Басня

Выразитель-ное чтение

Внеклассное чтение

Знать: роды, жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова. Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку басни

12

И.А.Крылов. Слово о баснописце.

Обличение человеческих пороков в баснях

«Волк и Ягненок»

Аллегория

Мораль

Выразитель-ное чтение

Беседа.

Обучение чтению

13

И.А.Крылов. Обличение человеческих пороков в баснях

(см. Приложение Тест №2)

«Ворона и Лисица»

«Свинья под Дубом»

Аллегория

мораль

Чтение по ролям

наизусть

Беседа.

Обучение чтению

Знать: историю создания басен, их содержание, моральный аспект.

Уметь: понимать иносказательный смысл басен и их мораль

14

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях

«Волк на псарне»

Эзопов язык

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя

15

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский- сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки

«Спящая царевна»

Сказка литературная

сюжет

Выразитель-ное чтение

наизусть

Рассказ учителя

Беседа

Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной.

Уметь: составлять план сказки, выразительно читать

16

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады

(см. Приложение през. №7)

«Кубок»

Баллада

Выразитель-ное чтение

Беседа

Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады.

Уметь: кратко пересказывать сюжет, характер-ка героев

17

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни. Поэтизация образа Арины Родионовны

«Няне»

Лирика

Рифма

ритм

Выразитель-ное чтение

наизусть

Рассказ учителя.

Беседа

Знать: факты биографии Пушкина

18

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок

(см. Приложение през. №8)

«Руслан и Людмила»

поэма

Выразитель-ное чтение

наизусть

Беседа.

Обучение чтению

Знать: поэтические средства художественной выразительности. Уметь: работать с поэтическим текстом

19

Контрольная работа по теме: «Фольклор - русская литература 18-19 веков»

(см. Приложение)

Письменные ответы на вопросы

Урок контроля

20

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. Система образов

(см. Приложение през. №9)

«Сказка о мертвой царевне…»

Сказка литературная и народная

Характерис-тика героев

Беседа

Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки.

Уметь: описывать и характеризовать героев

21

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению:

  • «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне» А.С.Пушкина?
  • «Что помогло Елисею в поисках невесты?»
  • «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказка о мертвой царевне..» А.С.Пушкина: общность и различие»

сочинение

Урок развития речи

Знать: сюжеты сказок.

Уметь: проводить сопоставительный анализ произведений

22

II триместр

Письменный ответ на вопрос

№2

Е.Носов «Трудный хлеб»

23

А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное

«Черная курица, или Подземные жители»

Литературная сказка

Выборочный пересказ

Характерис-тика героя

Анализ эпизода

Рассказ учителя

Беседа.

Обучение чтению

Знать: содержание и сюжет сказки

24

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения

«Attalea Princeps»

Пафос

Подробный пересказ

Характерис-тика героя

Обучение чтению.

Беседа

Знать: содержание и сюжет сказки.

Уметь: пересказывать эпизод

25

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

(см. Приложение през.№10)

«Бородино»

Баллада

пафос

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя

Обучение чтению

Знать: факты биографии поэта

Первое представление о своеобразии лирики Лермонтова.

Уметь: определять композицию произведения

26

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения

Метафора

Эпитет

Сравнение

Анафора

антитеза

наизусть

Беседа.

Обучение чтению

Знать: содержание произведения.

Уметь: находить в тексте художественные средства выразительности

27

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной повести

«Заколдованное место»

Реальность

фантастика

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя.

Обучение чтению

28

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.  

Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Юмор

фантастика

Выборочный пересказ

Беседа

Знать: своеобразие первого сборника Гоголя.

Уметь: характеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста

29

(см. Приложение)

Письменный ответ на вопрос

№3 О.Уайльд «Мальчик-звезда»

Беседа

30

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.

(см. Приложение през.№11)

«На Волге»

эпитет

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в творчестве.

Уметь: находить эпитеты и сравнения в поэтическом тексте

31

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях». Поэтический образ русской женщины.

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети».

«Мороз, Красный нос»

«Крестьянс-кие дети»

Эпитет, метафора, олицетворе-ние, сравнение

Речевая характерис-тика персонажа

наизусть

Урок внеклас-сного чтения

Уметь: выразительно читать, определять тему и основную мысль произведения

32

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

(см. Приложение през. №12)

«Муму»

Характерис-тика героев

Анализ эпизода

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Знать: историю создания произведения, сюжет рассказа.

Уметь: характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки, делать выводы, рассуждать, формулировать свои мысли, в том числе и письменно

33

Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. Тургенев – мастер портрета и пейзажа

Литературный герой

Портрет

пейзаж

Выборочный пересказ

Анализ эпизода

Беседа.

Практикум

34

Р.р. Обучение сочинению (классное) по рассказу И.С.Тургенева «Муму»:

  • «Что воспевает И.С.Тургенев в образе Герасима?»
  • «Друзья и враги Герасима»

Сочинение

Урок развития речи

Знать: правила написания сочинения на литературную тему

35

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева

(см. Приложение)

Тестирова-ние

Урок контроля

36

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты  жизни

«Весенний дождь»

Эпитет

Метафора

Олицетворе-ние

сравнение

Выразитель-ное чтение

Анализ стихотворе-ния

наизусть

Обучение чтению

Практикум

Знать: средства художественной выразительности.

Уметь: анализировать поэтический текст

37

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

(см. Приложение Тест №3)

«Кавказский пленник»

Рассказ

Характерис-тика героя

Выборочный пересказ

Рассказ учителя

Обучение чтению

Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа, приемы создания образа

Уметь: работать с текстом художественного произведения, выполнять сопоставительную характеристику героев

38

Р.р. Жилин и Костылин. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»:

  • «Жилин и Костылин: разные судьбы».
  • «Друзья и враги пленного Жилина»
  • «Гуманистические мысли в рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

(см. Приложение през. №13)

Сравнитель-ная характерис-тика

Анализ эпизода

сочинение

Урок развития речи

39

№4

Д.Давыдов «1812»

Беседа

40

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

III триместр

«Хирургия»

«Пересолил

юмор

Составление киносцена-рия

Рассказ учителя.

Практикум

Знать: проблематику рассказа – осмеяние глупости и невежества героев. Уметь: читать по ролям

41

Русские поэты 19 века о Родине и о природе. Лирика Ф.Тютчева

(см. Приложение през. №15)

«Зима недаром злится», «Есть в осени перво-

начальной»

Стихотворный ритм

Выразитель-ное чтение

наизусть

Практикум

Знать: средства художественной выразительности.

Уметь: анализировать поэтический текст, выразительно читать

42

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова

(см. Приложение Тест №4)

Стихи о природе

Анализ лирического текста

Практи-кум

43

Литература 20 века

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа

«Косцы»

Пейзаж

Выразитель-ное чтение

Внеклас-

сное чтение

Знать: содержание рассказа и его тему. Уметь: определять тему и идею произведения

44

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

«В дурном обществе»

Выразитель-ное чтение

Подробный пересказ

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Знать: содержание и композицию повести, роль портрета и пейзажа в произведении.

Уметь: характеризовать героев, давать оценку поступкам

45

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев. Изображение города в повести.

(см. Приложение през. №16)

Портрет

композиция

Сравнитель-ная характе-ристика

Анализ эпизода пересказ

Беседа.

Практикум

46

Р.р. Обучение сочинению (классное) по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»:

  • «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»
  • «Два отца: Тыбурций и судья».
  • «Вася и его отец: от вражды к пониманию».
  • «Маруся и Соня: два детства»

Сжатый пересказ

Анализ эпизода

сочинение

Урок развития речи

Знать: правила написания сочинения на литературную тему

47

(см. Приложение през.№17)

Письменный ответ на вопрос

№5

А.Куприн «Чудесный доктор»

Беседа

48

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями».

«Я покинул родимый дом»

«Низкий дом с голубыми ставнями»

Средства выразитель-ности

Выразитель-ное чтение

наизусть

Рассказ учителя.

Обучение чтению

Знать: особенности изображения Родины в произведениях Есенина.

Уметь: анализировать поэтический текст

49

П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. Понятие о сказе.

(см. Приложение Тест №5)

«Медной горы Хозяйка»

Выразитель-ное чтение

Подробный пересказ

Рассказ учителя

Обучение чтению

Знать: особенности стиля Бажова, отличие сказа от сказки.

Уметь: пересказывать сказы Бажова

50

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова.

(см. Приложение през. №18)

Сказ и сказка

пересказ

Беседа.

51

К.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб»

«Теплый хлеб»

Литературная сказка

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя

Беседа

Знать: содержание рассказов.

Уметь: определять тему и идею произведения

52

Роль пейзажа в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения

Пейзаж

Характерис-тика героя

Выборочный пересказ

Практикум

53

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Человек и природа в произведении.

«Заячьи лапы»

Подробный пересказ

Внеклас-

сное чтение

54

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С.Я.Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. Положительные и отрицательные герои пьесы. Столкновение добра и зла.

«Двенадцать месяцев»

Драма

пьеса

Чтение по ролям

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Беседа

Знать: признаки драматического произведения, особенности драматической сказки. Уметь: характеризовать героев произведения

55

Р.р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака  «Двенадцать месяцев»:

  • «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
  • «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
  • «Пьеса С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев и народные сказки»

Чтение по ролям

Речевая характерис-тика героев сказки

Урок развития речи

56

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

Душевный мир главного героя. Оптимистическое восприятие окружающего мира

«Никита»

Быль

фантастика

Сжатый пересказ

Рассказ учителя

Беседа

Знать: содержание рассказа.

Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновской прозы

57

(см. Приложение Кроссворд)

Контрольная работа

№6 Урок

итоговый

Урок контроля

58

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро».

Черты характера героя и его поведение в лесу

«Васюткино озеро»

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя

Обучение чтению

Знать: как раскрывается характер и поведение героя в художественном произведении.

Уметь: составлять план, анализировать эпизод

59

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

(см. Приложение през. №19)

Автобиогра-фическое про изведение

Сжатый пересказ

Анализ эпизода

Рассказ учителя.

Беседа

60

Р.р. Классное сочинение:

  • «Поэтизация русской природы в литературе 20 века» (С.А.Есенин, П.П.Бажов, К.Г.Паустовский, В.П.Астафьев)
  • «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение?» (по произведениям К.Паустовского, А.Платонова, В.Астафьева)

сочинение

Урок развития речи

Уметь: работать с планом, писать сочинение на заданную тему

61

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нем.

 А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

Выразитель-ное чтение

наизусть

2 произв.

семинар

Знать: средства художественной выразительности.

Уметь: анализировать поэтический текст

62

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты в произведениях Саши Черного. Юмор.

«Кавказский пленник»

«Игорь-Робинзон»

юмор

Выразитель-ное чтение

Чтение по ролям

Рассказ учителя

Обучение чтению

Знать что такое юмор.

Уметь выразительно читать и пересказывать художественное произведение

63

К.М.Симонов. Слово о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете…».

Р.р. Война и дети.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста».

(см. Приложение през. №20)

К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»

А.Твардовс-кий «Рассказ танкиста»

Письменное сообщение на тему: «Война и дети»

наизусть

Рассказ учителя

Беседа

Уметь: выразительно читать поэтическое произведение, определять тему и идею стихотворения

64

Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

«Вереско-вый мед»

баллада

Выразитель-ное чтение

Рассказ учителя

Обучение чтению

65

Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека

«Робинзон Крузо»

Характерис-тика героя

Выборочный пересказ

Рассказ учителя.

Беседа

Уметь: определять основную мысль произведения

66

Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

«Снежная королева»

Реальность и фантастика

Характерис-тика героев

Рассказ учителя.

Беседа

Знать: жанровые и композиционные особенности сказок Андерсена.

Уметь: создавать портретную и сравнительную характеристику героев

67

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

(см. Приложение през. №21)

Сжатый пересказ

Выразитель-ное чтение

Беседа.

Обучение чтению

68

Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

«О чем говорят цветы»

Выразитель-ное чтение

Чтение по ролям

Внеклас-

сное чтение

Уметь: определять тему и идею художественного произведения

69

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек. Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена

(см. Приложение през. №22)

«Приключе-ния Тома Сойера»

Характерис-тика героев

Сжатый пересказ

Внеклас-

сное чтение

Знать: сюжет произведения.

Уметь: составлять словесный портрет героя, оценивать и анализировать поступки

70

Итоговая контрольная работа

(см. Приложение)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...