Рабочая программа учебного предмета "Литература" в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Данная рабочая программа по литературе составлена  на основе:

           Стандарта основного общего образования по литературе ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования)

           Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы ( под редакцией В.Я.Коровиной М.: просвещение, 2008).

    

           Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение  учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и  разделов учебного  предмета с учётом межпредметных и внутрепридметных связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей  учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Данная рабочая программа по литературе составлена  на основе:

           Стандарта основного общего образования по литературе ( Приказ МО РФ от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего ( полного) общего образования)

           Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы ( под редакцией В.Я.Коровиной М.: просвещение, 2008).

     

           Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт примерное распределение  учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и  разделов учебного  предмета с учётом межпредметных и внутрепридметных связей, логики учебного процесса , возрастных особенностей  учащихся.

   

            Программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

 

       Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества.

          Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально- эстетической реакции читателя. Её  качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объём историко- и теоретико- литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

        − осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

 выразительное чтение художественного текста;

 различные виды пересказа ( подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

 ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

 заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

 анализ и интерпретация произведения4

 составление планов и написание отзывов о произведениях;

 написание сочинения по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

 целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умение работать с ними.

Цели

Изучение литературы в основной школе направленно на достижение следующих целей:

  • воспитание  духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и  понимание авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико- литературных понятий; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общественного содержания; грамотно использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний

                                                  Общеучебные  умения, навыки и способы деятельности

           Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно- следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения( ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем ( текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формирование выводов, отражение в устной или письменной  форме результатов своей деятельности;
  • использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари и др.
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

        Результаты обучения

        Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе « Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и  личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

         Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

         Рубрика»Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

         В рубрике «Использования приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 6 классе 70 часов ( 2 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения литературы ученик должен

                  Знать/уметь

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
  • изученные теоретико- литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать (элементы анализа) художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно- выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать своё отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения ( или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста ( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определение своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе

( справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

              В том числе на:

уроки

Уроки развития речи

Контрольные работы

1.

Введение

1

1

2.

Устное народное творчество.

3

3

1

3.

Из древнерусской литературы

1

1

4.

Из русской литературы 19 века

30

26

3

1

5.

Из русской литературы 20 века

24

19

3

2

6.

Из зарубежной литературы

9

8

7.

Из литературы народов России

2

2

           

               Итого

70

60

7

3

     

                                                       

                                                           

                                                         Список литературы

  1. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2 6 класс В.Я.Коровина М.: Просвещение, 2008 г.
  2. Читаем. Думаем. Спорим…: 6 кл. Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2007г.
  3. Литература 6 класс: Сборник упражнений. Колганова Т.А. и др. М.: Просвещение, 206г.
  4. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 класс. Т.Г.Кучина,  А.В.Леденёв М.: Дрофа,2002г.
  5. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. Скрипкина В.А. М.: Дрофа,2001г.
  6. Тесты по литературе 5-9 классы. Н.Н.Коршунова и др. М.: Дрофа, 2004г.
  7. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Демиденко Е.Л. М.: дрофа, 2004г.
  8. Литература 6 класс. Методические советы. Коровина В.Я и др. М.: Просвещение, 2006г.
  9. Аркин И.и. Уроки литературы в 6 кл. Практическая методика. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006г.

                       



Предварительный просмотр:

Перечень учебно-методического обеспечения

  1. «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 кл.» под ред. В.Я.Коровиной, М., «Просвещение», 2006 год.
  2. Литература. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2 6 класс В.Я.Коровина М.: Просвещение, 2008 г.
  3. Читаем. Думаем. Спорим…: 6 кл. Коровина В.Я.- М.: Просвещение, 2007г.
  4. Литература 6 класс: Сборник упражнений. Колганова Т.А. и др. М.: Просвещение, 206г.
  5. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 класс. Т.Г.Кучина,  А.В.Леденёв М.: Дрофа,2002г.
  6. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. Скрипкина В.А. М.: Дрофа,2001г.
  7. Тесты по литературе 5-9 классы. Н.Н.Коршунова и др. М.: Дрофа, 2004г.
  8. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Демиденко Е.Л. М.: дрофа, 2004г.
  9. Литература 6 класс. Методические советы. Коровина В.Я и др. М.: Просвещение, 2006г.
  10. Аркин И.и. Уроки литературы в 6 кл. Практическая методика. Книга для учителя. М.: Просвещение, 2006г.

        ЦОРы:

  • «Кирилл и Мефодий. Литература 6 класс»
  • Презентации к урокам



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п)п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

 Требования к уровню подготовки уч-ся

Межпредметные связи

Виды контроля

Домашнее задание

1

2

3

4

5

6

7

8

Литература открывает мир

1

Литература как художественное отображение жизни. Книга и её роль в жизни.

Знать: о роли книги в жизни человека; уметь: подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг

Русский язык: словарная работа(кругозор, интеллект, культура общения)

Ответить на вопросы: почему автор статьи В.Шкловский называет книгу «дорогой»?

Ответить на вопрос: приходилось ли вам участвовать в обрядовых праздниках? Расскажите о своих впечатлениях

Устное народное творчество (3 часа)

2

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

1

Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора

Знать: определение понятий «фольклор», «обрядовый фольклор»уметь: соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику

Русский язык: словарная работа (жито, толокно, лапта, серп, долговая)Музыка: песни обрядового фольклора, ИЗО: иллюстрация Б.Кустодиева «Масленица». Чем народная обрядовая поэзия привлекает художников?

Выразительное чтение обрядовой песни(по выбору)

Групповые задания: подготовить песенное исполнение обрядовых песен

3

Пословицы и поговорки

1

Малые жанры народного творчества. Многообразие тематики

Знать: определение понятий «малые жанры фольклора», «пословица», «поговорка» их отличительные особенности, средства художественной выразительности

Литература: постоянный эпитет, метафора, антитеза. Источники пословиц и поговорок

Подобрать синонимы к пословицам

Составить устный рассказ, используя понравившиеся пословицы

4

Урок развития речи. Фольклорный праздник

1

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора

Уметь в собственном высказывании использовать богатые возможности русской народной речи

Музыка: обрядовые песни в исполнении фольклорных ансамблей. ИЗО: репродукции художника Б.Кустодиева

Конкурс устных рассказов с использованием поговорок и пословиц

Прочитать из «Повести временных лет» сказание «Принятие христианства на Руси». Подготовить связный рассказ о том, как произошло крещение на Руси

Из древнерусской литературы (1час)

5

Русская летопись. «Повесть временных лет»-историческая энциклопедия. «Сказание о Белгородском киселе»

1

Русская летопись и история её возникновения . Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством.

Знать: определение понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание».Уметь: отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества

История: принятие князем Владимиром христианства на Руси. ИЗО: репродукция картины В.В.Васнецова «Нестор-летописец». Русский язык: словарная работа(печенеги, вече, поведали, корчага, восвояси)

Выразительное чтение фрагмента сказания, Письменно ответить на вопрос: «Какие наставления содержит сказание?»

Групповые задания: прочитать и подготовить устные сообщения «Портрет Пушкина», «Пушкин и его друзья»

Из русской литературы 19 века (29 часов)

6

А.С.Пушкин. Дружба в жизни поэта. «И.И.Пущину»

1

Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Жанр стихотворного послания

Знать: факты биографии А.С.Пушкина и периоды его творчества, историю создания стихотворения, определение понятия «эпитет»

ИЗО: репродукция картины худ. И.Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Русский язык: словарная работа(благословить, провиденье, заточенье). Подобрать синонимы к словам: огласить, утешенье, озарить.

Ответить на вопрос «Какие средства художественной выразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения?

Выучить стихотворение наизусть

7

Стихотворение А.С.Пушкина «Узник»

1

Период кишинёвской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина

Знать: определение понятий «композиция», «интонация стихотворения».Уметь: объяснять особенности композиции стихотворения

Литература: текст первоначального варианта стихотворения:  какие строки изменил поэт? Как изменился при этом смысл стихотворения?

Какие художественные средства помогают создать особый эмоциональный колорит?

Выучить стихотворение наизусть. Прочитать стихотворение «Зимнее утро»

8

Стихотворения Пушкина «Зимнее утро», «Зимняя дорога»-гимн родной природе.

1

Пейзажная лирика А.С.Пушкина

Знать: какие художественные средства использует поэт, передавая приметы зимнего пейзажа.

Русский язык: подобрать синонимы к словам нега, взор, лежанка. ИЗО: иллюстрация к стихотворению»Зимнее утро» худ. Б.А.Дехтерева

Устное словесное рисование

Выучить одно из стихотворений

9

Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский Стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!»

1

Родная природа в стихотворениях Е.Баратынского

Знать: определение понятий «метафора», «олицетворение», «инверсия». Уметь определять выразительные средства языка

Русский язык: словарная работа (лазурь, древа, заздравный гимн), выписать из стихотворения слова , которые редко встречаются в современном языке

Какой литературный приём помогает поэту сделать поэтические картины живыми?

Написать сочинение-миниатюру по данному началу «Что с нею, что с моей душою?- вопрошает поэт в финале стихотворения… Дать ответ на этот вопрос

10

Урок развития речи. Двусложные размеры стиха

1

Двусложные размеры стиха: ямб, хорей. Ритм. Слоги ударные и безударные, четные и нечетные. Стопа. Стих

Знать: определение понятий: ямб, хорей ударение, ритм стопа слог. Уметь определять размер

Литература: стих А.С.Пушкина «И.И.Пущину», «Буря мглою небо кроет»

Установить стихотворный размер

Найти по одному примеру стихотворений, написанных ямбом и хореем

11

Роман А.С.Пушкина «Дубровский». История создания. К.П.Троекуров и А.Г.Дубровский: столкновение своенравных характеров.

1

История создания романа, время, отраженное в нем. Проблематика произведения

Знать историю создания романа, понимать зависимость поведения человека от социальной среды; уметь составлять план в соответствии с  рассказом учителя

История: исторический комментарий, литература: история помещика Островского, русский язык: словарная работа(подобострастие, лесть, тщеславие, кичиться, холоп, притязание, земской судья)

Ответить на вопрос: Как проявились характеры обоих бывших друзей во время и после ссоры? Что помешало им помириться?

Прочитать главы 5-11, подготовить художественный пересказ эпизода «Обед в Покровском»

12

Образ благородного  «разбойника» в романе Пушкина «Дубровский»

1

Протест В.Дубровского против произвола и деспотизма, анализ 5-11 глав

Знать содержание  анализируемых глав, уметь анализировать эпизод как часть целого, объяснять его роль в романе

ИЗО: иллюстрации худ. Б.Кустодиева и Д.Шмаринова; подобрать цитаты из текста к каждой иллюстрации

Ответить на вопрос: Что толкнуло офицера и дворянина на путь разбоя и грабежа?

Прочитать роман до конца, подготовит ь художественный пересказ эпизода с кольцом, используя цитирование

13

Трагические судьбы В.Дубровского и М.Троекуровой

1

Воспитание и характер М.Троекуровой, её взаимоотношения с отцом

Знать содержание анализируемых глав романа, уметь составлять  устное описание портрета героя, включая в него цитаты из текста

Устно описать героиню романа

Составить простой план романа

14

Сюжет и композиция романа «Дубровский»

1

Композиция и сюжет. Источники, послужившие основой сюжета

Знать определение понятий «композиция», «сюжет», уметь составлять простой план

Определить последовательность событий, развивающихся в романе. Выделить завязку, кульминацию. В чем заключается особенность сюжета?

Нарисовать герб Троекуровых и герб Дубровских

15

Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика «Два помещика» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Основание для сравнения

Знать содержание романа, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания помещиков, отбирать материал для сочинения

Дописать сочинение.

16

Урок внеклассного чтения НРК Протасов В.А. «Мои школьные годы»

1

17

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотив одиночества и тоски поэта-изгнанника

1

Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю.Лермонтова в Москве. Особенности поэтических интонаций стихотворения

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности указанного периода, историю появления стихотворения «Тучи». Понятия «эпитет», «художественное сравнение», «антитеза», «инверсия», «лексический повтор»

Русский язык: словарная работа (странники, лазурная, изгнанники, клевета, чужды). Выписать эпитеты вместе с определяемыми словами. Музыка: П.И.Чайковский. Симфония №5. Как композитор средствами музыки изобразил мотив неволи, узничества?

Ответить на вопросы: как  меняется характер отношения лирического героя к тучам. В чем Лермонтов находит сходство своей участи с «судьбой» тучек?

Выучить стихотворение наизусть, нарисовать к нему иллюстрацию

18

Восточное сказание Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты.

1

Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения.

Знать определения понятий, понимать сюжет, уметь определять в поэтическом тексте художественные средства языка, их роль.

Русский язык: словарная работа (аравийская земля, роптать на Бога, очи караван, Пророк)

Групповые задания: проследить как меняется интонационный строй речи

Подготовить выразительное чтение стихотворения

19

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «На севере диком», «Утес», «Листок»

1

Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.

Знать определения понятий: композиция, поэтический образ, образ-символ, аллегория, понимать настроение стихотворения, уметь определять средства художественной выразительности

Русский язык: словарная работа( гонимый, чинара,пришелец), ИЗО: Н.И.Шишкин «На севере диком». Какими средствами живописи художник выразил настроение стихотворения?

Выразительно прочитать диалог Листка и Чинары по ролям.

Выучить одно из понравившихся стихотворений. Прочитать рассказ «Бежин луг». Инд. Задания : подготовить устное сообщение об И.С.Тургеневе

21

Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в рассказе «Бежин луг». Смысл названия рассказа.

1

 И.С.Тургенев - мастер  пейзажа. Изображение природы в рассказе. Роль детали. Смысл названия рассказа

Знать содержание рассказа, определение понятий «пейзаж», «пейзажная зарисовка»; понимать, почему в рассказе особое внимание уделено описаниям природы; уметь анализировать указанные эпизоды текста.

Русский язык: словарная работа (лучезарный, лазурный, гуртовщики). ИЗО: репродукция картины В.Маковского «Ночное». Какой пейзаж полнее и разностороннее: словесный или изображенный художником на полотне?

Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Что символизируют тьма, ночь, рассвет и утро?

Выучить близко к тексту отрывок из рассказа Тургенева «Бежин луг» (на выбор). Инд. Задание: подготовить сообщение о Ф.И.Тютчеве

20

И.С.Тургенев «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей.

1

Цикл рассказов «Записки охотника», их гуманистический пафос. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров.

Знать факты биографии и творчества писателя; понимать авторское отношение к героям; уметь связно рассказывать о героях, описывать их по иллюстрациям.

Русский язык: словарная работа(армячок, голенища, неказистый, щеголять, портки, онучи)ИЗО: Репродукция картины В.Макавского «Ночное» Кого из мальчиков «Бежина луга» напоминают фигуры детей на картине Маковского?

Найти в тексте и отметить пейзажные зарисовки. Художественный пересказ о Бежине луге, включив в него эпитеты, метафоры сравнения, использованные И.Тургеневым

22

Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Ф.И.Тютчев «Неохотно и несмело», «Листья»

1

Ф.И.Тютчев – русский поэт 19 века

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «лирика», «лирический герой»,»строфа», через восприятие человека«монолог»; понимать основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы

Русский язык: выписать из стихотворения ключевые слова-образы. Музыка: романс на стихи Тютчева «Весенние воды» ( муз. С.Рахманинова) Что побудило композитора обратиться к поэтическим строкам Тютчева?

Нарисовать иллюстрацию к одному из стихотворений. Подготовить выразительное чтение стих «Листья»

Подготовить сообщение об А.А.Фете

23

А.А.Фет.»Учись у них у дуба у березы», «Ель рукавом мне тропинку завесила»

1

А.А.Фет – русский поэт 19 века. Жизнеутверждающее начало в лирике А.Фета

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности

Музыка: Ф Шуберт «Аве Мария». Как  музыка Шуберта соотносится со стихотворением «Ель рукавом мне тропинку завесила»? Чему призывает учится поэт у дуба ,у березы?

Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу?

Групповые задания. Подготовить программу концерта, посвященного лирике Ф.Тютчева, и А.Фета

24

Н.А.Некрасов. «Железная дорога»

1

Н.А.Некрасов – певец тяжелой доли русского народа. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятий «фабула»,»сюжет», понимать мысль писателя о тяжелейшем каторжном труде рабочих, сочувствии им автора, уметь связно рассказывать о поэте.

Русский язык: словарная работа(кочи,  десятник, колтун, заступ, скопище, подрядчик, недоимка)

Какие жизненные впечатления детства и юности поэта нашли отражение в его творчестве?

 Черты реального и фантастического

25

Своеобразие композиции и языка стихотворения Н.Некрасова «Железная дорога»

1

Особенности композиции стихотворения

Знать определение понятий «эпиграф», «фантастика», «пейзаж», «поэтическая интонация», «риторический вопрос»; уметь определять средства художественной выразительности, элементы фабулы, роль эпиграфа в стихотворении

Выписать из стихотворения строфы, в которых сосредоточена основная мысль поэта. Почему стихотворение посвящается детям?

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Железная дорога»

26

Урок внеклассного чтения НРК Ястребов М.Н. «Сказка о счастье»

1

27

Урок развития речи. Трехсложные размеры стиха.

1

Стопа. По

Этический размер. Ударный и безударный слоги. Трехсложные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий

Знать определения понятий «стопа»,»дактиль», «анапест», «амфибрахий», уметь определять размер стихотворений

Литература. М.Ю. Лермонтов «На севере диком». Определить размер стихотворения

Составить сводную таблицу «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Найти примеры стихотвор29ений, написанных трехсложными размерами стиха. Инд. Задание: подготовить рассказ об авторе рассказа «Левша»

28

Н.С.Лесков «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера

1

Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека

Знать автора и факты его биографии, литературной деятельности; определение понятия «сказ»; понимать, как сочетается эпическое повествование с народной простотой; уметь воссоздавать портрет главного героя

Русский язык: записать синонимы к словам: шедевр, шабаш, дерябнул; дать толкование афоризму «блоху подковать». ИЗО: рассмотреть две обложки к сказу «левша» художников Н.Кузьмина и Кукрыниксов. Как каждый художник изобразил Левшу и других героев. Устно создайте свою иллюстрацию

Рассказать о характере Левши, используя цитатный план. Ответить на вопрос:»Почему косой левша в сказе не имеет имени и даже прозвище его пишется с маленькой буквы?

Подготовить чтение по ролям сцен «Платов у туляков», «Англичане дарят стальную блоху царю Александру Павловичу»

29

Народ и власть в сказе

1

Проблема народа и власти в сказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы. Образ повествователя.

Знать содержание сказа; понимать, какое отражение в сказе нашла проблема взаимоотношения народа и власти; уметь объяснять каково авторское отношение к героям, роль образа повествователя в сказе.

История: Платов русский военный деятель, соратник А.В.Суворова. Чем отличается изображение Платова от сообщения о генерале в сказе Лескова?

Каково авторское отношение к героям?

Выписать из текста пословицы и поговорки, примеры новых слов. Ответить на вопрос: «Кто и когда их произносит?»

30

Особенности языка Н.Лескова «Левша»

1

Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Понятие каламбура

Знать и понимать сходство и различие между сказом Лескова и волшебной народной сказкой; понимать роль простонародных и новых каламбурных слов и оборотов в сказе; уметь выделять приемы сказочного повествования, определять их роль в произведении.

Русский язык: словарная работа (неологизмы,каламбур, омоним; фразеологизмы(маху дали, дело вдовье, снег на голову)

Написать сочинение «За словесной игрой не только забава, но и обличение». Подготовиться к контрольной работе

31

Урок контроля. Контрольная работа  по сказу Н.Лескова

1

Изображение русского характера. Народ и власть в сказе. Особенности сказа.

Уметь давать краткий и развернутый ответы на вопросы, обосновывать свою точку зрения в небольшом сочинении-рассуждении.

Контрольные задания по сказу Н.Лескова

Прочитать рассказ Н.Лескова «Человек на часах»

32

Урок внеклассного чтения НРК П.П. Бажов Сказ «Каменный цветок»

1

33

А.П.Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий». Смешное и грустное в рассказе

1

Слово о писателе. Юмор чеховских рассказов. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. Разоблачение чинопочитания и лицемерия в рассказе.

ЗНАТЬ Факты биографии и творчества писателя; содержание рассказа; определение понятия «юмор», «художественная деталь», «антоним»; понимать смысл названия рассказа; уметь делать наблюдения над речью героя, внешним обликом, поведением, выделяя художественные детали описания

Русский язык: словарная работа (притворство, фальш, чинопочитание, лакейство, приспособленчество); антоним, контраст

Ответить на вопросы. У героев рассказа есть имена. Почему же тогда автор называет их «толстый» и «тонкий»? Только ли внешний вид героев характеризуют эти слова? Что смешно, а что грустно в рассказе?

Прочитать рассказ А.П. Чехова «Смерть чиновника», подготовить его пересказ.

34

А.П.Чехов Рассказ «Смерть чиновника»

1

Юмор и сатира в рассказе «Смерть чиновника». Уродливые явления человеческой жизни (рабская угодливость, чинопочитание)

Знать содержание рассказа; определение понятий «юмор», «сатира». Понимать авторское отношение к уродливым явлениям человеческой жизни

Русский язык словарная работа (самоуничижение, рабская угодливость; юмор, сатира)

Какие человеческие пороки и недостатки высмеивает А.П.Чехов?

Написать сочинение на тему: «За какого человека боролся А.П.Чехов в своих рассказах?»

Из русской литературы 20ВЕКА

35

А.А. Грин «Алые паруса»

1

Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью.

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; уметь составлять тезисный план прочитанной статьи

Русский язык: словарная работа (бриг, фантом, ревостишия, Летучий Голландец)

Составить тезисный план прочитанной статьи учебника. Почему свое повествование А.Грин назвал феерией?

Прочитать сказку-быль А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

36

А.П.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»

1

Слово о писателе. История создания сказки-были. Авторское отношение к героям.

Знать автора, историю создания сказки-были; понимать, почему автор назвал свое произведение сказкой былью; уметь отличать сказочные и реальные моменты повествования, сравнивать сказку-быль А.Платонова с народными сказками, определять их общее и отличное

ИЗО: иллюстрация худ. В.Горяева, какой эпизод изображен. Русский язык: словарная работа(ветер один гулял по пустырю, сухая мертвая глина, не хотел жить печально)

Ответить на вопросы: Чем сказка Платонова отличается от народных сказок, сказок Пушкина, Ершова. Почему писатель, размышляя о непрерывности жизни, необходимости постоянного труда для её продолжения, создает сказку, героями которой являются цветок и девочка?

Прочитать сказку-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Инд. Задание: подготовить сообщение о писателе

37

М.М.Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца»

1

Слово о писателе. Заочная экскурсия в деревню Дунино на родину

Знать автора, содержание сказки-были; понимать смысл понятий «сказка-быль», «философская притча»; уметь выделять сказочные и реалистические моменты повествования

Отметить художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными

Выделить в тексте эпизоды, связанные с образом Насти. Подготовить план  рассказа о героине произведения.

38

Тропа Насти

1

Характеристика образа Насти: черты характера, поведение, отношение к окружающим.

Знать скрытый смысл прозвища Насти –«золотая курочка», авторское отношение к главной героине; понимать, что жадность, раздражение, озлобление губят душу человека, заставляя забыть о любви и добре; искупить вину перед людьми можно только добротой, любовью и щедростью; уметь находить в указанных эпизодах детали описания, анализировать их.

ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: выписать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, характеризующими Настю.

Ответить на вопросы: «Почему Настя забыла о Митраше? Что осуждает в её  поведении автор? Чему учит нас автор, изображая в повествовании путь Насти?

39

Тропа Митраши

1

Характеристика образа Митраши: черты характера, поведение, отношение к окружающим. Авторское отношение к герою.

Понимать смысл выражения «мужичок с ноготок», авторское отношение к герою; уметь подробно пересказывать заданные эпизоды, отмечая в них детали описания; уметь прийти к выводу: все тропы человеческие сливаются в одну общую дорогу – дорогу жизни; пройдя испытания, герои поняли, как дороги друг другу.

ИЗО: иллюстрация худ. Е.Рачева. Какой эпизод изобразил художник? Русский язык: найти в описании Митраши слова, которые помогают понять авторское отношение к мальчику

Ответить на вопрос: «Что заставило Митрашу пойти по неизведанному пути? Чему учит нас автор, изображая в повествовании тропу Митраши?

Подготовить цитатный материал к сравнительной характеристике Насти и Митраши.

40

Урок развития речи. Сочинение – сравнительная характеристика Насти и Митраши.

1

Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Цель сравнения Насти и Митраши

Знать содержание сказки-были, последовательность раскрытия темы; уметь находить в тексте описания Насти и Митраши, отбирая эпизоды для сочинения; определять цель сравнения

Дописать сочинение. Перечитать описание Слепой Елани. С какой целью автор дает это описание?

41

«Великий храм природы» в сказке-были «Кладовая солнца». Смысл названия произведения.

1

Особенности изображения М. Пришвиным мира природы. Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы.

Знать определение понятия «пейзаж»; понимать взаимосвязь между явлениями природы и  жизнью человека; основную идею произведения; уметь находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их с учетом поставленного вопроса; делать вывод о роли в художественном произведении описаний природы.

Ответить на вопросы: «Зачем писатель вводит в повествование рассказ о  «сосне и ели, растущих вместе?»  «Почему этот эпизод помещен в самом начале описания пути героев?» «Какой смысл вкладывает писатель в словосочетание «кладовая солнца»?

Написать сочинение на тему: «Как я понимаю смысл названия сказки-были «Кладовая солнца»?

42

Урок внеклассного чтения

43

Урок развития речи

1

Слово о поэтах фронтового поколения К.Симонове и Д.Самойлове. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

Знать авторов стихотворений, факты их биографии, творческой деятельности, понимать, о каких событиях рассказывают стихотворения, какими чувствами проникнуты произведения поэтов-фронтовиков; уметь выразительно читать, передавая при помощи интонации сложную гамму чувств.

История: историко-литературный комментарий; русский язык: словарная работа (солдатки, погост, пажити, полустанок, балагурить, пайка)

Ответить на вопрос: «О ком, о себе или о целом поколении говорит поэт Д.Самойлов в стихотворении «Сороковые»?

Выучить наизусть одно из стихотворений. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»

44

В.П.Астафьев.  Рассказ «Конь с розовой гривой»

1

Слово о писателе. Яркость и самобытность языка рассказа. Авторское отношение к героям. Нравственная проблематика произведения.

Знать автора, факты его жизни и творческой деятельности, содержание рассказа; понимать , каково авторское отношение к героям рассказа; уметь выборочно рассказывать о детстве героев, анализировать эпизоды, отвечать на проблемные вопросы.

ИЗО: иллюстрация худ. Т.Мазурина. Устно передайте содержание эпизода, изображенного на иллюстрации.

Ответить на вопросы: «Почему детей дяди Левонтия писатель называет «орлы», «орда», «народ». Что можно сказать об авторском отношении к ним? Какие жизненные уроки извлек герой из этой истории?

Составить словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов.

45

Урок развития речи

1

Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа. Юмор в рассказе.

Знать определение понятий «диалектизмы», «поговорки»; уметь находить и анализировать лингвистические особенности речи героев рассказа; понимать, почему писатель использует диалектные и просторечные слова, поговорки в своем произведении.

Русский язык: словарная работа(увал, туесок, бадога,, заполошная, шаньга, заимка, поскотина. Диалектные и просторечные слова, фразеологизмы в рассказе, их роль.

Выписать поговорки, используемые автором. Какова их роль в рассказе В. Астафьева?

46

В.Г.Распутин. Рассказ «Уроки французского»

1

Слово о писателе. Герой рассказа и его сверстники. Отражение трудностей военного времени.

Знать автора , содержание рассказа, понятия «герой-повествователь», «приемы характеристики героя; понимать, в каких трудных послевоенных обстоятельствах развиваются события рассказа; уметь анализировать и сопоставлять эпизоды, делать выводы, как пейзажная зарисовка помогает понять характер героя.

История: трудное послевоенное время(карточная система снабжения продуктами, тяготы колхозного труда); русский язык: словарная работа(полуторка, райцентр, облигации, чирки)

Какие жестокие уроки преподносит герою жизнь? Оказало ли влияние на формирование характера героя то время, в котором он жил?

Подумать над вопросом: «Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки»?

47

Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика. Смысл названия рассказа

1

Нравственные проблемы рассказа. Жизненные уроки. Роль учительницы в жизни главного героя.

Понимать скрытый смысл названия рассказа; уметь сопоставлять рассказы В.Г. Распутина и В.П.Астафьева, находить черты сходства.

Литература: В. Астафьев «Конь с розовой гривой».Что общего между этим произведением и рассказом В.Распутина «Уроки французского»?

Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл посвящения и предисловия?

Подготовиться к контрольной работе

48

Урок контроля

49

Писатели улыбаются. «Чудики». В.М.Шукшин. Рассказ « Срезал»

1

Слово о писателе. Особенности характеров героев-«чудиков» в рассказе В.М.Шукшина

Знать содержание рассказа; понимать смысл его названия; уметь анализировать характер Глеба Капустина

ИЗО: иллюстрация худ. И.Пчелко. Каким изображен герой рассказа? А каким вы его себе представляете?

Ответить на вопрос: «Против кого направлен смех В.Шукшина?

50

Урок внеклассного чтения. Рассказ В.Шукшина «Сельские жители»

1

Главные герои рассказа В.Шукшина, их нравственная сущность. Непосредственность, простодушие, наивность, трогательное обаяние героев. Авторское отношение к героям.

Знать содержание рассказа; понимать авторское отношение к героям рассказа; уметь в ролевом чтении передавать характеры персонажей, формулировать собственное отношение к героям.

Русский язык: словарная работа (наивность, непосредственность, добродушие, трогательное обаяние)

Ответить на вопросы: «Почему бабка Маланья и Шурка так и не решились лететь в Москву? Как автор относится к своим героям?

Прочитать рассказ Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

51

Ф.А.Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Нравственные вопросы в рассказе.

1

Слово о писателе. Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе. Смысл заглавия.

Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказа, понимать смысл названия рассказа

История: исторический комментарий (Древняя Греция, Пифагор, Диоген); Русский язык: словарная работа (компромисс, претензия, философствовать); ИЗО: иллюстрация учебника к рассказу. Какие эпизоды изображены?

Ответить на вопросы: «Что общего у героя произведения с рассказчиком из «Тринадцатого подвига»? Можно ли утверждать, что рассказ Ф.Искандера произведение юмористическое?

Написать сочинение о смешном случае из школьной жизни

52

Урок внеклассного чтения НРК Макаров К.М. «Джурка»

1

53

Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века. А.А.Блок. Стихотворения «Летний вечер», «О. как безумно за окном»

1

Слово о поэте. Трагическое мироощущение человека начала 20 века. Утрата душевного покоя, тоска по гармонии

Знать автора, определение понятий «лирический герой», «эпитет», «художественный образ», «антитеза»; понимать, как лирика А.Блока передает трагическое мироощущение человека начала 20 века; уметь находить в стихотворениях поэта художественные средства языка

Русский язык: словарная работа (мироощущение, душевный покой, гармония, реальность, символ) Литература: как эпиграф помогает понять основную мысль второго стихотворения?

Ответить на вопрос: «Какие художественные средства использует автор, чтобы передать состояние тревоги, волнения, сострадания к людям, лишенным крова?

Подготовить выразительное чтение стихотворения. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению

54

С.А.Есенин. Стихотворение «Мелколесье. Степь да дали», «Пороша»

1

Слово о поэте и его творчестве. Искренняя любовь к природе.

Знать автора стихотворений, определение понятий «фольклорный образ», «сравнение», «аллитерация»; понимать и чувствовать незатейливость пейзажа, чуждого ярких красок; уметь находить фольклорные образы, средства художественной выразительности, определять их роль.

Литература: пушкинские и лермонтовские традиции в лирике С.Есенина. Музыка: песня «Над окошком месяц» на слова С.Есенина. Какие чувства преобладают в песне – веселые или грустные? Какие еще песни на стихи С.Есенина знаете?

Почему С.Есенин, говоря о дорогой его сердцу природе, не находит высоких, возвышенных слов?

Подготовить сообщение об А.А.Ахматовой

55

А.А.Ахматова. Стихотворение «Перед весной бывают дни такие»

1

Слово о поэтессе. Поэтизация родной природы. Своеобразие лирики А.Ахматовой.

Знать автора; понимать, как в одном сложном предложении А.Ахматова передает ощущение весеннего пробуждения природы; уметь выражать впечатления от прочитанного, выразительно читать.

Русский язык: словарная работа (преображение, ассоциация)

Как  по мнению поэта весна преображает чувства?

Выучить стихотворение наизусть

56

Н.М.Рубцов. «Тихая лирика» Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

1

Слово о поэте. Основные мотивы лирики поэта

Знать сведения об авторе, основные мотивы его творчества; понимать, что тихо произнесенные выразительные чувства поэта сильны искренней любовью к родине; уметь интонационно передавать песенные напевы лирики: задушевность,  мелодичность.

Музыка: Г.Свиридов. Как музыка композитора помогает восприятию стихотворения? Чем  созвучны стихи и музыка?

Как говорит о своих мыслях и чувствах поэт? Почему лирику Н. Рубцова принято называть «тихой»?

Выучить одно  понравившееся стихотворение наизусть.

 57

Урок внеклассного чтения НРК К.В.Скворцов «Тихая моя родина»

1

Из литературы народов России (2 часа)

58

Габдулла Тукай. Стихотворения «Родная деревня», «Книга»

1

Слово о поэте. Тема малой родины в творчестве Г. Тукая. Традиции, обычаи и культура татарского народа. Великая роль книги в жизни человека.

Знать сведения о великом татарском поэте; понимать, что поэзия Г. Тукая вдохновлялась любовью к его малой родине, традициям и обычаям; уметь выразительно читать стихотворения

Литература: что объединяет стихотворения С.Есенина и Г.Тукая?

Чем запомнилась родная деревня Г.Тукаю? Почему поэт так благодарен книгам?

59

Кайсын Кулиев. Стихотворения «Когда на меня навалилась беда…»,»Каким бы малым ни был мой народ»

1

Слово о поэте. Тема малой родины. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Тема бессмертия народа.

Знать сведения об авторе; понимать, почему у человека особенно в сложных ситуациях обостряется чувство Родины; уметь объяснять роль художественных приемов, используемых автором.

Литература: как художественные средства помогают понять замысел  стихотворения?

Почему, размышляя о судьбе народа, поэт говорит о родном языке?

Прочитать главы из книги «Легенды и мифы Древней Греции»

Из зарубежной литературы (9 часов)

60

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»

1

Мифы Древней Греции – древнейшие произведения народного творчества.

Знать определения понятий «миф», «мифология», «кифара», «певцы-рапсоды»; время появления мифов; понимать смысл мифов, отличие мифа от сказки; уметь давать характеристику герою, анализировать его поступки.

Русский язык: словарная работа (авгиевы конюшни, яблоко раздора, ахиллесова пята); ИЗО: иллюстрации «Подвиги Геракла». Какие подвиги и эпизоды, с ними связанные,  изображены?

Ответить на вопрос: «Почему для понимания многих произведений культуры и искусства необходимо знать мифы и мифологию?

Прочитать про остальные подвиги Геракла. Худ. Пересказ легенды об Арионе.

61

Сказание о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот. Легенда об Арионе.

1

Слово о Геродоте. Легенда об Арионе. Миф и реальность.

Знать определения понятий «миф», «реальность»; понимать, в чем отличие мифа от легенды; уметь находить в легенде черты реальности, уметь составлять художественный рассказ о герое.

Литература: А.С.Пушкин «Арион»; сопоставить легенду Геродота со стихотворением А.Пушкина: как поэт изменяет сюжетную линию мифа? В чем смысл названия пушкинского стихотворения?

Ответить на проблемный вопрос: «Почему поэты, музыканты, певцы почитались древними греками наравне с героями, совершающими многочисленные подвиги, избавляющими мир от чудовищ?

Прочитать отрывок из»Илиады»(18 песнь) и «Одиссеи», выразительное чтение.

62

Гомер. «Иллиада» и «Одиссея»

1

Жизнь мифа в литературе. Гомер-автор героических поэм.

Знать понятие «героического эпоса», признаки и отличительные особенности героического эпоса, определение понятий «гипербола», «античная мифология», «гекзаметр»;

63

Урок внеклассного чтения

1

64

И.Ф.Шиллер. Баллада «Перчатка»

1

И.Ф.Шиллер – великий немецкий поэт и драматург. Жанр баллады.

Знать автора, сведения о его биографии и творческой деятельности; определение понятия «баллада»; понимать проблемы, поставленные автором в балладе; уметь соотносить жанровые особенности повести, рассказа и баллады, определять жанр произведения

Русский язык: словарная работа(благородство, достоинство, честь Честолюбие)

Зачем в балладе, которая называется «Перчатка», так подробно описываются звери? Как история с перчаткой раскрыла характеры персонажей и их взаимоотношения

Написать мини-сочинение на тему: «В чем заключается смысл названия баллады И.Шиллера?»

65

П. Мериме. Новелла «Маттео  Фальконе»

1

Слово о писателе.

Знать автора ,сведения о его жизни, творческой деятельностим; определение понятия «новелла»; понимать смысл заглавия новеллы; уметь рассказывать о героях, анализировать их поведение и поступки

В чем смысл названия новеллы? Сравнить прозаический и стихотворный тексты: какова разница чтении двух отрывков?

Прочитать главы из романа «Приключения Гекльберри Финна»

66

Урок внеклассного чтения. М. Твен Роман «Приключения Гекльберри Финна»

1

Слово о писателе, памятнике его героям, Приемы создания детских характеров

Знать автора ,факты его биографии и творческой деятельности, понимать смысл высказывания Э.Хемингуэя; уметь сравнивать поведение Тома и Гека с точки зрения сходства и различия

Рассказать от лица Тома историю освобождения Джима. Как характеризует Тома и Гека их поступок: это баловство, серьезная и благородная затея или еще что-то

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

67

А. де Сент Экзюпери. «Маленький принц»-философская сказка и мудрая притча

1

Слово о писателе. Основные темы и мотивы

Знать автора, факты его биографии и творческой деятельности; определение понятий «философская сказка», притча «символ»; понимать философский смысл сказки; уметь определять сказочные и реальные элементы сказки

Чем необычен и интересен французский писатель современному читателю?

68

Итоговый урок . Урок контроля. Литературная викторина

1

69

НРК Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста.

1

70

Резервный урок

1

Литературное краеведение

Кол-во часов

Тема

Цели

Сопутствующее повторение

Система отслеживания результатов

1

1

В.А.Протасов «Мои школьные годы» к уроку № 16

Воспитание гражданственности

Эпитет

Беседа

2

1

М.Н.Ястребов «Сказка о счастье» к уроку № 26

Развитие навыка анализа текста

Композиция

Анализ текста

3

1

П.П.Бажов Сказ «Каменный цветок» к уроку № 32

Воспитание гражданственности, трудолюбия, развитие навыка анализа текста

Метафора

Самостоятельная работа

4

1

К.М.Макаров «Джурка»

К уроку № 52

Воспитывать активного читателя, учить анализу художественного текста

Художественный образ

Беседа

5

1

К.В.Скворцов «Тихая моя родина» к уроку № 57

Воспитывать любовь к природе, родине, учить анализу эпического произведения

Эпитет, ритм, рифма

Выразительное чтение

6

1

Поэзия Л.Татьяничевой о природе родного края.

К уроку № 69

Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать желание читать поэтические произведения.

Размеры стиха, ритм, рифма

Опрос, выразительное чтение

7

1

Литературная гостиная. Заочная встреча с поэтами и писателями города Златоуста

К уроку № 70

Воспитывать активного читателя, познакомить с творческими личностями родного города

Художественный образ, лирический герой

Чтение наизусть

          Данный курс реализует национально-региональный компонент литературного образования, расширяет ЗУН учащихся по основному предмету «Литература» (расширение образования, развитие навыков анализа художественного текста), знакомит учащихся с литературой родного края, воспитывает гражданственность. Литература: Литература России. Южный Урал. 5-9 класс. Хрестоматия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...