Уроки-мастерские как средство развития познавательной и творческой активности школьников
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему

Червоткина Надежда Аркадьевна

Урок-мастерская "Мне дали имя при крещенье - Анна"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_-masterskie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

Уроки-мастерские

как средство развития

познавательной и творческой активности школьников

Урок-мастерская

«Мне дали имя при крещенье – Анна…»

Учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ д. Цепели

Червоткиной Н.А.

2013 год


Сегодня одной из важнейших целей образования является  развитие у школьников познавательной активности, самостоятельности и способности к самоорганизации и творчеству, развитие таких качеств, которые будут характеризовать его как субъекта учения.

Одной из технологий современного образования, направленных на развитие познавательной и творческой активности школьника, является технология мастерских.  

Урок-мастерская – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем традиционный урок. Это такая форма обучения, которая создаёт условия для восхождения каждого участника мастерской к новому знанию и новому опыту путём самостоятельных и коллективных открытий. Организация учебного процесса на таком уроке осуществляется через задания, которые развивают творческие способности и активизируют познавательную активность школьников. Использование литературных мастерских помогает решить задачу становления личности ребенка, выявления и развития его индивидуальных способностей, формирования желания и умения учиться. На таких уроках ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Ученик понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооружённая».

Целью педагогической технологии мастерских является не прямая передача информации, а совместный поиск знаний. Задача педагога состоит прежде всего в том, чтобы создать атмосферу открытости, доброжелательности, обратиться к чувствам учеников, вызвать их на откровение, дать почувствовать каждому собственное достижение, пусть даже небольшое. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого, рождается вера в возможность открытия, надежда на успех.

Философия мастерских – все талантливы, все могут. Творчество рождается в деятельности, здесь нет зрителей и участников, нет учителя и учеников. Здесь действует принцип создания образовательной творческой среды.  

Атмосфера доверия, сотрудничества, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусства способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу.  

Основные особенности урока в технологии мастерской:

1. новый подход к философии обучения, ломающий устоявшиеся стереотипы;

2. метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

3. создание условий для включения всех в активную деятельность;

4. постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций;

5. приемы, раскрывающие творческий  потенциал участников мастерской;

6. формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам;

8. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание;

9. форма взаимодействия - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Именно в мастерской дети лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли. Ребята работают индивидуально, в парах и группах.

Деление учеников на пары и группы дает больше возможности для участия и взаимодействия, снимает стрессобразующую ситуацию при решении учебной проблемы и придает чувство уверенности при ответе.

В своей педагогической практике я использую разные типы мастерских: мастерские конструирования, или построения знаний, мастерские творческого письма,  мастерские ценностных ориентаций и мастерские интерпретации текста.  

         Проживание ученика в мастерской предполагает пребывание в мире писателя и поэта, в эпохе, а не просто работу на уроке. В ходе мастерской каждый участник включает своё воображение в атмосферу творческой деятельности класса и создаёт с помощью фантазии свой образ писателя и своё представление о его жизни, характере, писательском труде.

В технологии мастерских разработан алгоритм в виде последовательности шагов, блоков деятельности, из которых и  строится урок-мастерская.         

1.  Индуктор – внутренняя мотивация, внутреннее целеполагание.

Первый этап – это мотивация, настраивание каналов ввода информации, актуализация опыта. Этот этап обращен к личности каждого школьника,  к его «Я», его подсознанию, его опыту, его знаниям. Создается эмоциональный настрой, мотивирующий творческую деятельность, включающий чувства, формирующий личностное отношение к предмету обсуждения. Для этого применяется индуктор — слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок  — все, что может вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Индуктор – первое задание, мотивирующее дальнейшую работу участников мастерской.  

2. Главный этап мастерской  - это творческий процесс:

  • Работа с материалами.
  • Деконструкция – превращение материала в хаос в момент разрыва.
  • Реконструкция – создание нового продукта после приобретения новых знаний.

 В работе с материалами выделяют самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и разрыв.

a. Самоконструкция – это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

b. Социоконструкция –  построение этих элементов группой.

c. Социализация –  все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.

d. Разрыв – это двигатель всей мастерской, рождающий информационный запрос. Это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным источником.

3. Последний этап  мастерской –  это рефлексия, или самоанализ.  

Завершается работа общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе.   На этом этапе дети учатся анализировать свой духовный и нравственный опыт, своё отношение и настроение, высказывать свои суждения.

Каждое занятие мастерской  расширяет опыт творческой деятельности   детей, развивает их познавательные способности, помогает каждому участнику мастерской строить свои отношения с миром, с другими людьми и самим собой.

В качестве примера я предлагаю урок-мастерскую в 9 классе об Анне Ахматовой.

  Урок-мастерская «Мне дали имя при крещенье – Анна…»

Слово мастера: «О муза плача, прекраснейшая из муз!»  «В утренний сонный час,- кажется, четверть пятого, - я полюбила Вас, Анна Ахматова». Сегодня мы с вами откроем для себя Анну Ахматову – поэта и человека, попробуем понять её душу, прикоснувшись к её поэтическому миру, пленительному, строгому и классически соразмерному. Я приглашаю вас в мастерскую «Мне дали имя при крещенье – Анна…»  Эпиграфом к уроку являются слова самого поэта:

 В этой жизни я немного видела,

Только пела и ждала.

А. Ахматова

           1. Индуктор.  Какие ассоциации вызывает у вас имя  Анна Ахматова? 

Давайте создадим ассоциативный ряд путём игры со словом, найдём созвучные и смысловые ассоциации вокруг этого имени. (Серебряный век,  Николай Гумилёв,  «Реквием», Царское Село, «Мужество», акмеизм, Петербург, «благодать» ….…)

По-разному звучит её голос, в котором нежность и суровость, сдержанность и порывы чувств.

Чтение стихов на музыкальном фоне. («Серенада» Шуберта)

Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце - пополам.

Память о солнце в сердце слабеет.
Что это? Тьма?
Может быть!.. За ночь прийти успеет
Зима.

Сердце к сердцу не приковано,
Если хочешь - уходи.
Много счастья уготовано
Тем, кто волен на пути.

Я не плачу, я не жалуюсь,
Мне счастливой не бывать.
Не целуй меня, усталую, -
Смерть придет поцеловать.

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.

Я не прошу ни мудрости, ни силы.

О, только дайте греться у огня!
Мне холодно… Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.

2. Работа с материалом

1).  Самоконструкция. Жизнь человека отражается в его фотографиях и портретах, которые являются своеобразным зеркалом, передают его судьбу, стремления, отражают личность. Какая она, Анна Ахматова? Ответить на этот вопрос нам помогут её  портреты, сделанные в разные годы. Что поражает нас в её личности, внешнем облике? Рассмотрите их и дайте свой ответ на вопрос: какая она, Анна Ахматова?

(Пары получают конверты, раскладывают на парте  портреты, рассматривают, обсуждают в паре)

Загадочная, величественная, царственная, поэтическая, строгая, скорбная, возвышенная, мудрая, гордая, самобытная, много пережившая, страдающая….

      2). Облик человека особенно ярко вырастает из воспоминаний современников, тех, кто её хорошо знал. Перед вами стихи, посвящённые Ахматовой, воспоминания о ней. Что нового вносят они в ваш образ поэта? Какая она, Анна Ахматова?  Выпишите те строки, которые вас поразили, которые, по-вашему, её ярко характеризуют. Соответствуют ли они вашему первому представлению о личности?

3). Социоконструкция.   Когда-то Сергей Есенин сказал: «Вся моя биография – в стихах». А что нам открывается в её поэзии? Каждая группа получает один из сборников стихов Анны Ахматовой, созданных в разные годы. Задания могут быть разные: приготовьте презентацию сборника или ответьте на вопрос: какая она, муза Ахматовой?  Можно предложить выписать те стоки, которые захотелось выучить, те, которые близки или просто стали поэтическим откровением, а может, открытием. Ребята погружаются в мир её поэзии. Находят самое яркое, по их мнению, стихотворение из сборника.  

4)Социализация – выступления «посланников» от группы.

 5). Жизнь и творчество всегда рядом. Они взаимосвязаны. На какие вопросы нужно ответить, чтобы выстроить биографию поэта. Каким было детство? Кто были её друзья?  Почему её не печатали в сталинскую эпоху? Когда к ней пришла настоящая слава? Какими были её последние годы жизни?

Из этих вопросов мы выстроим биографию Анны Ахматовой.

  1. Страница детства.
  2. История любви. Ахматова и Гумилёв.
  3. «В миру среди людей» (Круг друзей)
  4.  Несгибаемый дух.
  5. Долгожданное признание.

И снова работа в группах. Каждая группа получает пакет материалов, в которых можно найти ответы на информационный запрос: воспоминания современников, страницы автобиографии, материалы учебников, переписка, исследования литературоведов. Ученики читают, обмениваются информацией, обсуждают, оформляют свою страницу-афишу и готовят выступление на 2 минуты.

 3.   Последний этап мастерской – рефлексия.

Индивидуальным, интеллектуальным открытием каждого, моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным – является самостоятельное заключение, обобщение, итог, вывод, написанный в форме синквейна. Один из переводов этого слова - "способ мышления". В нашем восприятии это европейская форма, в которую облекаются традиции японской и китайской поэзии. В жестко заданной лингвистической форме надо выразить свое состояние-настроение, понимание-восприятие. Это как бы организованный по определенной форме "поток сознания".

  1. Существительное.  Одно слово
  2. Два прилагательных (к нему, отражающие своеобразие личности).
  3. Три глагола (к нему).
  4. Одно осмысленное предложение (или фраза из 4 слов, показывающая ваше отношение к поэту).
  5. Итоговое слово (или фраза-предложение – поэтический синоним к  1-й строке).

Анна Ахматова

Талантливая, мудрая

Любит, страдает, верит

Её источником вдохновения была Россия

Великая княгиня поэзии

Анна Ахматова

Гордая, самобытная

Творит, живёт, любит

«Научила женщин говорить»

Голос эпохи

Анна Ахматова

Мужественная, женственная

Поёт, переводит, творит

Обладала великим поэтическим даром

«Златоустая Анна Всея Руси»

 Домашним заданием может быть сочинение-эссе «Она была поэтом…»

С мастерской гораздо чаще, чем с урока, дополнительно к общему знанию каждый ученик уносит что-то свое: чувство, вопросы, раздумья, а главное – опыт личного и совместного проживания и какого-то пусть маленького, творческого открытия. Мастерская формирует аналитические навыки при работе с текстом, навыки сжатого отбора материала и создания монологического высказывания, развивает образное мышление, внимание к слову, воображение, творческие способности, критическое мышление и рефлексивные способности. На таких уроках происходит не просто обучение учащихся предметным знаниям, умениям, навыкам, а создаются условия для творческой деятельности и формирования познавательной активности школьника. Результатом проведения таких уроков является рост уровня познавательных и творческих способностей обучающихся, что доказывают призовые места в конкурсах и олимпиадах, участие в интеллектуальных марафонах, высокие баллы при выполнении задания С на ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные конкурсы – возможность самореализации, проявления творческой активности школьников.

Концепция модернизации российского образования  предполагает «ориентацию» образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавате...

Игра как фактор творческой активности школьников

По творческому воспитанию детей....

Межличностные отношения и творческая активность школьников

Введение.Психологические особенности детей с нарушением слухаМежличностные отношения и возрастные особенности школьников.Роль воспитателя в формировании межличностных отношений.Из опыта работы.Рекомен...

Доклад "Развитие творческой активности школьников методом проектов"

Цели общеобразовательной области « Технология» будут достигнуты, если учащиеся получат возможность в процессе ее освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включает...

Развитие творческой активности школьников на уроках технологии.

В данной статье рассказывается о некоторых приемах развития творческой активности школьников на уроках технологии....

Элементы игры и соревнования на уроках английского языка для развития творческой активности школьников

Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Часто ученики спрашив...

Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности школьников на уроках биологии

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }p.cjk { font-family: ...