Песня на войне
классный час по литературе (9 класс) на тему

История песни. Невозможно переоценить мобилизующую силу этой песни, оставшейся вместе с Седьмой симфонией Шостаковича   музыкальным   памятником   военных   лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Когда началась Великая Отечественная война, стало ясно, как нужна на фронте песня. В июньские дни 1941 года на перроне Белорусского вокзала перед отправлявшимися на фронт эшелонами была исполнена «Священная война», написанная композитором А. В. Александровым и поэтом В. И. Лебедевым-Кумачом. Невозможно переоценить мобилизующую силу этой песни, оставшейся вместе с Седьмой симфонией Шостаковича   музыкальным   памятником   военных   лет.

«Шумел сурово брянский лес»

Лето 1942 года... Композитор С. Кац получил задание необычное. Политуправление Брянского фронта просило написать песню о партизанах, которые находятся за линией фронта. Ему сказали, что из леса радируют: «Патроны и оружие мы сами отберем у врага, а вот песню как трофей не возьмешь… Пришлите песню, если хорошая, петь будем».

 Композитор пишет: «Мы с поэтом А. Софроновым начали думать-гадать: какой должна быть партизанская песня? Ведь партизаны не шагают в боевых порядках, марш им не нужен. Вальс? Тоже не подходит. Где уж там вальсировать в дремучих лесах, окруженных врагами. Приходили на ум другие песни: величальные, заздравные, застольные, протяжные — все эти варианты один за другим отбрасывались.              

И вдруг... нам вспомнилась почти забытая песня об Отечественной войне 1812 года — «Шумел, горел пожар московский», которую Софронов почему-то запел на мотив «Реве та стогне Днипр широкий».

И неожиданно нам представились заснеженные леса, партизанские землянки, дымки костров и смелые, отважные люди с трофейными автоматами, сидящие у огня перед выходом на опасное боевое задание. Так родилось название и первые строки (а может быть, и первые такты) будущей песни брянских партизан». Вскоре позвонили, спросили, готова ли партизанская песня. В леса полетел один Софронов, для двоих не было места в самолете. Поэт напел песню, которую тут же разучил слепой гармонист, ее запели в брянских лесах. Песня зазвучала в Ленинграде, Одессе, Севастополе, по всей стране. Песня эта жива и поныне. В Бресте на центральной площади высится исполинский монумент. Горит Вечный огонь. А на большой плите у подножия памятника начертано: «Шумел сурово Брянский лес, спускались синие туманы». Вызванивают куранты музыкальную фразу песни. От партизанской землянки до величественного монумента — таков ее славный путь!

Такова же судьба «Песни о Днепре» М. Фрадкина и Е. Долматовского. Она сразу же стала всенародной. Ее романтический настрой, строгость, широкая распевная мелодия ввели эту песню-балладу в строй, а имя молодого композитора стало широко известным.                                                                                                                         «Война застала меня в Киеве дирижером Ансамбля песни и пляски военного округа, — пишет М. Фрадкин. — Буквально через несколько дней Ансамбль получил первое боевое задание по обслуживанию частей действующей армии. Причем мы стали считаться ротой, все были вооружены, и в ансамбле ввели войсковую дисциплину. Субординация установилась воинская: начальник ансамбля, комиссар, командир роты (это был я), старшина и солдаты — участники коллектива. Всего нас было около ста человек, что представляло собой довольно   основательное   подразделение...                                                                          Песня   в   Великую Отечественную войну будила в людях самые лучшие чувства. Звала на бой, веселила в минуты отдыха, не стыдилась высечь скупую солдатскую слезу... Перебираясь с аккордеоном из землянки в землянку, мы пели «Песню о Днепре» и другие песни... Песни были о них, о солдатах, которым мы пели... Люди сидели задумавшись. А потом негромкие хлопки делали нас счастливыми». А было это уже на Карельском фронте, в 1944 году. Вот как далеко от места своего рождения залетела песня. 

                                                                                                                                           Песня «Заветный камень» имеет особую историю. Последний матрос, тяжело раненный, покинул Севастополь, временно захваченный фашистами. Умирая, он передал друзьям крымский камень, увезенный с родной севастопольской земли. Поэт А. Жаров написал об этом стихи:

«Кто  камень  возьмет,  тот  пускай   поклянется,

Что с честью носить его будет.

Он  первым в любимую бухту вернется

И клятвы своей не забудет!»

Композитор Б. Мокроусов нашел для песни удивительно теплые краски, рисующие мужество моряков, их печаль, взволнованность и одновременно убежденность в том, что они вернутся в любимый город. Песня стала достоянием всего советского народа.

                     

                           Песня военного времени писалась мгновенно, она должна была сыграть свою бессмертную роль там, где создавалась. Во время войны композитор Е. Жарковский служил на Северном флоте. Прочитал в многотиражке стихотворение Н. Букина, услышал в нем музыку и... написал песню «Прощайте, скалистые горы.»

 Все эти мужественные песни раскрывают и прославляют советского воина, его непреклонность, железную волю к победе, которая нередко стоит жизни. В них патетическая публицистичность, даже лозунговость поразительно сочетается с задушевностью, нежностью мелодии, трогательностью.

«Землянка»

Говоря о лирических песнях войны, А. Сурков сказал: «Около этих песен воюющий человек как бы отогревал свое сердце, продрогшее на холодном ветру окопной жизни».

Теплая, задумчивая, льется мелодия «Землянки» К. Листова на стихи                        А. Суркова. Такую песню о себе, о своей окопной жизни, казалось, мог бы сочинить любой солдат, настолько сливается она с его настроением, мечтами о будущем.

«Соловьи, соловьи»

«Соловьи, соловьи» В. Соловьева-Седого задевают глубочайшие струны души, тревожат сердце. И плакать хочется от красоты этой удивительной мелодии, и радоваться ее  красоте.

Особенно любили на фронте лирические песни, которые напоминали о доме, о семье, вызывали потребность отомстить врагу за то, что он отнял у людей простые  человеческие  радости,  принес  горе  и  плач  в каждый дом.

В первые же месяцы войны родилась мягко-распевная песня «Вечер на рейде». Композитор Василий Иванович Соловьев-Седой вспоминает: «В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать в ленинградском порту. Стоял чудесный вечер, какие бывают, мне кажется, только у нас на Балтике. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. ..Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать песню об этом тихом чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой... Через два дня музыка была готова. Я передал ее поэту Александру Чуркину, и он написал текст: «Споемте, друзья, ведь завтра в поход, уйдем в предрассветный туман...» Далее композитор пишет: «Я спел ее бойцам в солдатской землянке под Ржевом, невдалеке от передовой. Бойцы со второго куплета начали мне тихо подпевать. Я почувствовал, что песня дошла до сердца и имеет право на жизнь».

Наряду с другими жанрами встала в строй и шуточная песня. Особенно были распространены песни, наполненные народным юмором. Боец всегда находил радость и утешение в прибаутке, частушке, веселой залихватской песне. Замечательные шутливые песни распевались на всех фронтах. Особенной популярностью пользовались песни «Есть на севере хороший городок»                           Т. Хренникова, «На солнечной поляночке» В. Соловьева-Седого, «Вася-Василек» и «Самовары-самопалы» А. Новикова.

Песни, созданные во время войны, насыщены чувством высокого патриотизма, гражданственностью. Композиторы, поэты, исполнители вместе с армией выполняли свой воинский долг, они творили песенную летопись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль «Песни, победившие войну»

Цель: Формирование патриотических чувств, гордости за Российское государство и его свершения через восприятие и собственное исполнение лучших образцов песенного жанра, поэзии Вов.Участники нашего фест...

Урок мужества "Песни, опаленные войной"

Это занятие подготовлено ко Дню Победы. Беседа с учащимися о том, как помогали песни в годы Великой Отечественной войны....

Памяти Владимира Высоцкого (Песни о войне)

У каждого человека, знакомого с песенным творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой Высоцкий", есть песни, которые нравятся больше других. Исключение, пожалуй, составляют песни о войне. Сам Высоцкий ...

Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия для старшеклассников «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» (фольклор в годы войны)

Внеклассное мероприятие посвещено знакомству с фольклором в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг....

мероприятие,повящённое песне военных лет" Песня опалённая войной"

Знакомство с поэтами, авторами  и исполнителями песен военных лет....

Сценарий конкурса военной патриотической песни « Кто сказал, что надо бросить песню на войне»

Вся история войны от событий 1941 года до последних ударов по немецким войскам Советской армии представляет собой эпопею невиданного героизма. И сколько бы лет и десятилетий ни прошло, люди Земли снов...

С Ц Е Н А Р И Й конкурса военно-патриотической песни «Песни, опаленные войной»

Цель мероприятия - гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.Задачи конкурса: формирование понятия военной, патриотической песни, песни о войне; формирование нравственного отношения к войне и п...