Контрольная работа по литературе для 10 класса
методическая разработка по литературе на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Контрольная работа по литературе для 10 класса в двух вариантах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_10_kl_1_variant.doc30 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_10_klass_2_var.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 1 ВАРИАНТ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7;С1

Отчего не переехать! Ты так легко судишь об этом! - говорил Обломов,

оборачиваясь с  креслами к Захару. - Да ты вникнул ли хорошенько, что значит

переехать - а? Верно, не вникнул?

     - И  так  не  вникнул!  -  смиренно  отвечал  Захар,  готовый  во  всем

согласиться  с  барином, лишь  бы  не  доводить  дела до  патетических сцен,

которые были для него хуже горькой редьки.

     - Не вникнул, так слушай,  да и разбери, можно переезжать или нет.  Что

значит переехать? Это значит: барин уйди на целый день, да так одетый с утра

и ходи...

     - Что ж, хоть бы и уйти?  - заметил Захар. - Отчего же и не  отлучиться

на целый день? Ведь нездорово сидеть дома. Вон вы какие нехорошие стали!

     Прежде вы были  как  огурчик,  а теперь, как  сидите,  бог знает на что

похожи.

     Походили бы по улицам, посмотрели бы на народ или на другое что...

     - Полно вздор молоть, а слушай! - сказал Обломов. - Ходить по улицам!

     -  Да,  право,  - продолжал  Захар  с  большим жаром. -  Вон,  говорят,

какое-то  неслыханное  чудовище  привезли:  его бы  поглядели. В  тиатр  или

маскарад бы пошли, а тут бы без вас и переехали.

     - Не болтай  пустяков! Славно ты заботишься о барском покое! По-твоему,

шатайся целый день - тебе нужды нет,  что я пообедаю  невесть где и как и не

прилягу  после  обеда?..  Без  меня они  тут  перевезут!  Недогляди,  так  и

перевезут -  черепки.  Знаю  я, -  с  возрастающей  убедительностью  говорил

Обломов, - что  значит перевозка! Это  значит ломка, шум; все вещи  свалят в

кучу на полу: тут и чемодан, и спинка дивана, и картины, и чубуки, и  книги,

и  склянки какие-то, которых  в другое время и не видать,  а тут  черт знает

откуда возьмутся! Смотри за всем, чтоб не растеряли да не переломали...

     Половина тут, другая на возу или на новой квартире: захочется покурить,

возьмешь трубку, а табак уже уехал... Хочешь сесть, да не на что; до чего ни

дотронулся - выпачкался;  все в пыли; вымыться  нечем, и ходи  вон с этакими

руками, как у тебя...

     - У  меня руки  чисты, - заметил Захар, показывая  какие-то две подошвы

вместо рук.

     - Ну, уж не  показывай  только! -  сказал Илья Ильич отворачиваясь. - А

захочется пить, - продолжал Обломов, - взял графин, да стакана нет...

     - Можно и из графина напиться! - добродушно прибавил Захар.

     - Вот у  вас все  так: можно и не мести, и пыли не стирать, и ковров не

выколачивать. А на новой  квартире, -  продолжал  Илья  Ильич, увлекаясь сам

живо представившейся ему картиной переезда, -  дня в три не разберутся,  все

не  на своем месте: картины у  стен, на  полу, калоши на постели,  сапоги  в

одном  узле с чаем  да с помадой. То,  глядишь,  ножка у кресла сломана,  то

стекло на картине разбито или диван в пятнах. Чего ни спросишь -  нет, никто

не знает - где, или потеряно, или забыто на старой квартире: беги туда...

     - В ину пору раз десять взад и вперед сбегаешь, - перебил Захар.

     - Вот видишь ли!  -  продолжал  Обломов. - А встанешь на новой квартире

утром,  что  за  скука!  Ни  воды,  ни  угольев  нет, а  зимой  так  холодом

насидишься, настудят комнаты, а дров нет; поди бегай, занимай...

     - Еще  каких соседей бог даст, - заметил опять Захар,  -  от иных не то

что вязанки дров - ковша воды не допросишься.

     - То-то же! - сказал Илья Ильич.                                             (И. Гончаров.  «Обломов»)

В1 Принципы какого художественного направления были воплощены в романе «Обломов»?

В2 Укажите название города, в котором разворачивались основные события  романа.

В3 Как называется обмен персонажей репликами в литературном произведении?

В4 «Тут и чемодан, и спинка дивана, и картины, и чубуки, и  книги,

и  склянки какие-то…» Как называется выразительная подробность, помогающая понять авторское отношение к изображаемому?

В5 Какой прием используется в словосочетании «вы были как огурчик»?

В6 Как называются восклицания, передающие эмоциональное отношение к происходящему? («Не болтай  пустяков! Славно ты заботишься о барском покое!», «Без  меня они  тут  перевезут!»)

  В7 Как называется художественно выраженное столкновение героев?

Для выполнения задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

 С1 Почему переезд на новую квартиру для Обломова равнозначен катастрофе?



Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 2 ВАРИАНТ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7;С1

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Глаша, Борис, потом К у л и г и н.

     Б о р и с. Не у вас ли дядя?

     Г л а ш а. У нас. Тебе нужно, что ль, его?

     Б о р и с. Послали из дому узнать, где он.  А коли у вас, так пусть  сидит:

кому его нужно. Дома-то рады-радехоньки, что ушел.

     Г л а ш а. Нашей бы хозяйке за  ним быть, она б его скоро прекратила. Что ж

я, дура, стою-то с тобой! Прощай. (Уходит.)

     Б о р и с. Ах ты, господи! Хоть бы одним глазком взглянуть  на  нее!  В дом

войти  нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем  в одном городе,

почти рядом, а увидишься раз  в  неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и

все! Здесь что вышла замуж, что схоронили -- все равно.

Молчание.

     Уж совсем бы мне ее не  видать: легче бы было! А то видишь урывками, да

еще при людях; во сто глаз на тебя смотрят. Только сердце надрывается. Да  и

с  собой-то не  сладишь никак. Пойдешь гулять, а  очутишься  всегда  здесь у

ворот.  И  зачем я  хожу  сюда? Видеть  ее никогда  нельзя,  а еще, пожалуй,

разговор какой выйдет, ее-то в беду введешь. Ну, попал я в городок!

     Идет ему навстречу Кулигин.

     К у л и г и н. Что, сударь? Гулять изволите?

     Борис. Да, гуляю себе, погода очень хороша нынче.

     К  у  л и г  и н. Очень хорошо, сударь, гулять теперь.  Тишина,  воздух

отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое...

     Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне -- дна.

     Пойдемте, сударь, на бульвар, ни души там нет.

     Б о р и с. Пойдемте!

     К у л и г и н.  Вот какой,  сударь, у  нас городишко!  Бульвар сделали,  а не

гуляют.  Гуляют только по  праздникам, и то один  вид делают, что гуляют,  а

сами ходят туда  наряды  показывать. Только пьяного приказного и

встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять, сударь, некогда, у них

день  и ночь  работа. И спят-то всего часа  три в  сутки.  А богатые-то  что

делают? Ну,  что бы,  кажется,  им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так

пет. У всех  давно ворота, сударь,  заперты, и собаки спущены... Вы думаете,

они  дело  делают  либо богу  молятся?  Нет,  сударь.  И  не  от  воров  они

запираются,  а чтоб  люди не видали, как они своих домашних  едят  поедом да

семью  тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!

Да что вам говорить, сударь! По  себе можете судить. И что, сударь, за этими

замками разврату темного да пьянства! Все  шито да  крыто -- никто ничего

не видит  и  не  знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри,  в людях

меня да на  улице, а до семьи моей  тебе дела нет; на  это, говорит, у  меня

есть  замки,  да  запоры,  да собаки  злые.  Семья,  говорит,  дело  тайное,

секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих  секретов-то, сударь, ему только

одному  весело, а  остальные волком воют.  Да  и  что за секрет? Кто  его не

знает! Ограбить сирот, родственников,  племянников, заколотить домашних так,

чтобы ни об чем, что он  там  творит, пискнуть не смели. Вот  и весь секрет.

Ну,  да бог  с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет?  Молодые  парни  да

девушки. Так  эти у сна воруют часок-другой,  ну и  гуляют парочками. Да вот

пара!

     Показываются Кудряш и Варвара. Целуются.

     Б о р и с. Целуются.

     К у л и г и н. Это у пас нужды нет.

     Кудряш уходит,  а Варвара  подходит к своим воротам и  манит Бориса. Он

подходит.

(А. Н. Островский.  «Гроза»)

В1 В каком городе происходит действие пьесы?

В2  К какому литературному направлению относят пьесу А. Н. Островского?

В3 Каково жанровое определение пьесы Островского «Гроза»?

В4 Каким термином называются развернутые высказывания Бориса и Кулигина в данном фрагменте?

В5 Как называются яркие художественные определения, придающие авторским размышлениям образность и выразительность? («что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых», «разврату темного да пьянства»)

В6 Укажите термин, обозначающий в драматургическом произведении авторские пояснения: «Кудряш уходит».

В7 Как в литературоведении называют изображение природы в художественном произведении: «Тишина, воздух отличный»?

Для выполнения задания С1 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С1 Как раскрывается тема семьи в пьесе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по литературе 5 класс декабрь

Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь....

контрольная работа по литературе 5 класс декабрь

Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь....

Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)

Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...