Подготовка к ЕГЭ по литературе (С5)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Задания С5, классификация ошибок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsiya_oshibok_po_s5.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Вопросы по С5

Проблемный вопрос – это вопрос, требующий осмысления. Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения. В зависимости от того, как экзаменуемый воспринимает то или иное художественное произведение, что считает главным, а что – второстепенным, как он отвечает на поставленный в задании вопрос, определяется, насколько глубоко он понимает предложенную в вопросе проблему. Каждый образ, каждая ситуация, о которой рассказано в произведении, является самостоятельной проблемой. Под термином «проблема» чаще всего понимают определенное идейное освещение той или иной стороны жизни. В этом смысле всякое литературное произведение многопроблемно. Если тематика произведения может быть соотнесена с рядом общих явлений действительности, то проблематика определяется личным интересом автора к происходящим событиям. Например, отвечая на вопрос «Какая проблема является главной в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?», можно выделить целый ряд проблем: проблема поиска истины, проблема веры, проблема смысла жизни, проблема нравственного выбора человека и др.

Вопросы, заданные учащимся, не имеют одного единственно правильного ответа. Поэтому оценка за собственную (пусть и нетрадиционную) точку зрения не снижается, если учащийся объяснил, почему он считает именно так, а не иначе, что в произведении привело экзаменуемого к такому видению проблемы.

Понимание основной проблемы – важнейшее условие успешного выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему (понять, в чём заключается познавательное противоречие) и дать ответ на поставленный вопрос (аргументировать основной тезис высказывания).

При оценке сочинения не последнюю роль играет критерий, помогающий выявить уровень владения учащимся теоретико-литературными знаниями. Терминологическая бедность сочинения свидетельствует о недоработке при подготовке к экзамену, а, возможно, и в освоении предмета в целом. Данный критерий проверяет умение учащихся анализировать художественное произведение, опираясь на понятия, связанные с его родовой и жанровой спецификой.

        Выпускники должны иметь представление о жанровом своеобразии произведений и учитывать их родовую принадлежность: жанры эпические (роман, повесть, рассказ, новелла и др.), лирические (ода, элегия, послание, эпиграмма, поэма и др.), драматургические (трагедия, комедия, драма), лироэпические (басня, баллада). Кроме того, экзаменуемым следует различать идейно-тематические разновидности произведения (социально-психологический роман, пейзажная лирика и т. д.). Родовая принадлежность произведения связана с различными объектами изображения, средствами и способами их художественного воплощения. Государственный образовательный стандарт и авторские программы по литературе требуют от учащихся знания таких литературоведческих терминов, как эпитет, олицетворение, метафора, гипербола, гротеск, символ, антитеза, аллегория, эзопов язык и др.

        От выпускника требуется не только продемонстрировать теоретические знания при рассмотрении художественного своеобразия конкретного художественного произведения, но и уметь правильно квалифицировать (называть) важнейшие литературные категории и виды изобразительно-выразительных средств.

При выполнении задания С5 (написании сочинения) тексты художественных произведений должны актуализироваться в памяти выпускников и обязательно привлекаться: экзаменуемый должен продемонстрировать не просто знание «фактов из окружающей жизни», а умение построить развернутое высказывание на литературную тему с пересказом и цитированием материала художественной литературы. Но перегруженность работы цитатами или отсутствие таковых в работе вообще – в равной степени нежелательны.  

Существуют два способа обоснованно привлечь текст художественного произведения или критической статьи:

а) тексты цитируются, и им дается собственная интерпретация;

б) текст цитируется как доказательство собственного суждения.

Невозможно заранее предусмотреть, что лучше: цитировать скупо или подробно, использовать только прямые цитаты или можно «пересказать» что-то своими словами? Все будет зависеть от характера проблемного вопроса, который выбрал ученик для написания работы. Но любое привлечение текста (цитирование) будет уместным только тогда, когда ссылки на текст либо подтверждают, либо дополняют мнение, высказанное самим экзаменуемым. Наиболее типичными ошибками экзаменуемых при создании развернутого ответа являются:

  1. замена анализа проблемы пересказом текста художественного произведения или критической статьи;
  2. отсутствие цитатного материала или недостаточность его привлечения (т.е.  недостаточность доказательной аргументации при наличии собственных суждений);
  3. неуместное цитирование или пересказ содержания,  не связанные с  проблемой, предложенной в вопросе.

5.1.Фактические ошибки

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей. 

К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д. Например, в работах 2008 года присутствовала типичная фактическая ошибка: экзаменуемые плохо припоминали фамилию одной из героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»: вместо указания на Пшеницыну в экзаменационных работах можно было обнаружить, например, Хозяйкину. Экзаменуемые  часто путают не только имена героев, но названия произведений (так, часть экзаменуемых  2008 г. не могли точно указать названия глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Фактические ошибки можно разделять на грубые и негрубые. Безусловно, если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.  

 Вследствие плохого знания текста произведения экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки  и слова персонажей, события, «вкладывая» в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т.д.); искажают сюжет и проч. Например, в одной из работ утверждалось, что счастью Катерины и Бориса (пьеса А.Н. Островского «Гроза») помешали родители Бориса. К сожалению, немало примеров, показывающих отсутствие какой-либо ориентированности в тексте. Одно из заданий по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» требовало от экзаменуемых перечисления положительных персонажей комедии. У ряда учащихся получались весьма неожиданные комбинации: наряду с Милоном, Правдиным и Стародумом назывались (по принципу «что помню») Скотинин, Простакова, Вральман (не помогала даже наличие «говорящих» фамилий). Незнание текстов приводит к построению неудачных или ложных сопоставлений при выполнении заданий, требующих привлечения литературного контекста. В одном из вариантов экзаменационной работы был предложен вопрос: «Какие стихотворения русских поэтов носят характер лирической исповеди и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Письмо матери»? Некоторые экзаменуемые шли по пути перечисления поэтов наудачу, разумеется, не забывая Пушкина (в расчете на его «всеохватность») и попадали впросак, поскольку «материнской» темы поэт не коснулся в своей лирике (есть лишь такой адресат, как няня).

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

5.2. Логические ошибки

        Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает четкость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

         Логические ошибки, по определению Д. Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»).

        Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

        Каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание (предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе повторения, понятия – подменяться и смешиваться).

        Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость могут привести к присутствию в сочинении  двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.  

        Точность подбора тезисов, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

        К характерным логическим  ошибкам экзаменуемых относятся:

  1. нарушение последовательности высказывания,
  2. отсутствие связи между частями предложения,
  3. неоправданное повторение высказанной ранее мысли,
  4.  раздробление микротемы другой микротемой,
  5.  несоразмерность частей высказывания,
  6. отсутствие необходимых частей высказывания,
  7. перестановка частей высказывания и т.п.  

5.3. Речевые ошибки

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических, которые состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, а также в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в пропусках необходимых слов и нарушении границ предложения.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. –  Москва.: Просвещение, 1986. С. 81).

Эти ошибки, несомненно, снижают качество работы, и грубейшие из них могут быть отнесены к речевым.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);  

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов (та же работа, с. 87).

Еще раз подчеркнем, что разновидностью речевых ошибок являются стилистические. «Стилистические смешения, – как указывает В.И. Капинос, – это особая группа речевых недочётов, которые разрушает единство стиля высказывания» (та же работа, с. 86).

К стилистическим ошибкам следует относить:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

Соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому стилистические смешения В.И. Капинос справедливо предлагает называть стилистическими недочётами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе

On-line игры помогут отработать основные термины и понятия, необходимые для успешного написания части В ЕГЭ по литературе.Роды и жанры литературы:http://quizlet.com/_5o7ktСюжет и элементы сюжета, конф...

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Использование методических приёмов технологии РКМЧП при подготовке к олимпиаде по литературе.

Предлагаю сценарий факультативного занятия «Сонет в мировой литературе», построенного в логике технологии РКМЧП. Данная модель занятия универсальна. Её можно использовать не только при работе с поняти...

On-line игры для подготовки к ЕГЭ по литературе (жизнь и творчество Ф.М.Достоевского)

On-line игры по жизни и творчеству Ф.М.Достоевского помогут при подготовке к ЕГЭ по литературе и при изучении романа1. Достоевский Ф.М.: жизнь и творчествоhttp://quizlet.com/_6pi052. Достоевский ...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...