Творчество поэта- земляка Шабанова Василия Васильевича
методическая разработка по литературе на тему

Шашлова Наталья Валентиновна

Этот классный час знакомит учащихся с жизнью и творчеством нашего поэта Шабанова В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl_chas_shabanov.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Творчество поэта-земляка Шабанова Василия Васильевича.

Цель классного часа 

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэта - земляка Василия Васильевича Шабанова.

- познакомить учащихся с понятием рифма.

- стимулировать развитие творческих способностей учащихся;

- формировать интерес к слову, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас слов, учить осознанному выразительному чтению.

-воспитывать любовь к малой и большой Родине и бережное отношение к природе

Оборудование: таблица для выполнения дыхательных упражнений, презентация, листы бумаги для записи составленных стихов, выставка книг В. В. Шабанова

                                                 Ход классного часа

1. Организационный  момент.  «Гимнастика ума».

Выполним упражнения на снятие напряжения и установление психологического настроя
- Ладонь правой руки положить на лобную часть головы, а левой – на затылочную и нажать, локти отвести в стороны,  опустить руки, выпрямиться, дышать легко и свободно.

- глубокий вдох через нос, выдох через нос

- глубокий вдох через нос, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через рот

- глубокий вдох через рот, выдох через нос

2. Сообщение темы классного часа.

На уроках литературного чтения вы знакомились с произведениями многих поэтов. – Каких поэтов вы знаете?

Слайд 2. Знаете ли вы этого человека? Это тоже поэт, наш земляк Шабанов В.В.

Сегодня наш классный час посвящается творчеству поэта- земляка Василия Васильевича Шабанова. Слайд 3

Как вы думаете, почему мы будем говорить о  В.В. Шабанове? ( он близок и дорог нам, потому что писал стихи о нашем крае, где мы живём , о наших заволжских степях)

3.Жизненный путь В.В. Шабанова. Чтение стихов учащимися.

Я оттуда, где светлы просторы

Где рассолом пахнут погреба,

Где в свои извечные дозоры

В небеса уходят ястреба.

О Россия, край мой голубиный.

Для друзей приветное окно,

Где других кончаются глубины,

Там твоим кончатся не дано.

Здесь на счастье сеяли подковы,

И цветы спасали от огня,

От того звенит так васильково,

Так российски имя у меня.

Это стихи нашего поэта-земляка В.В. Шабанова о своей малой Родине, которую он бесконечно любил. Василий Васильевич родился в заволжском степном краю Краснопартизанского района, Саратовской области в селе Родионовка  (где через речку Сакма стоят два небольших села Родионовка и Савельевка) Оба села были родными поэту, а река Сакма стала поэту рекой детства.  Родился Шабанов В. В. 13 мая 1938 года (слайд 5,6) Родился в простой, большой дружной и очень душевной крестьянской семье. В семье было пятеро детей. Василий был самым младшим. Родители его - Василий Иванович и Агафья Дмитриевна Шабановы. Отца своего Василий никогда не видел, так как он был репрессирован по ложному доносу и умер в тюрьме.(слайд7) Матери одной  пришлось воспитывать и растить пятерых сыновей. Немало трудностей  и горя легло на плечи матери и детей. Своей маме Василий посвятил следующие стихи. ( слайд 8)

4. Стихи о войне

Василий Васильевич говорил, мои сверстники пережили все тяготы военной поры. Его старший брат Иван Васильевич Шабанов не вернулся с войны, он отдал свою жизнь за Родину. Василий Васильевич всегда помнил своего брата фронтовика. В творчестве В. В. Шабанова много стихотворений на тему войны. У него есть такие пронзительные строки(слайд 9,10,11)

Нынче мало дедов на селе,

В нашем детстве дедов было больше.

Спят они солдатским сном в земле,

Где-нибудь в Германии иль в Польше

Им звенят спасённые хлеба,

Солнцем мая до краёв прогреты…

А в России каждая изба бережёт солдатские портреты

Низкий поклон Василию Васильевичу за то, что он возвращает нашу  память к фронтовому поколению, заставляет тревожно биться наши сердца.

ПОЧТАЛЬОН

А он всё носит похоронные,

Не засыпает по ночам,

Он сумку тихо открывал

И доставал людские радости,

И чьи-то слёзы доставал.

О, письма старые, военные,

Где в каждом чудилась беда,

Где если радости – мгновенные,

А если горе – навсегда.

Он доставал бумагу чёрную,

И навзничь падала вдова

И становились вдруг никчемными

Им припасённые слова.

Будоражат сердце пронзительные строки стихотворения «Вратари». Обращаясь к нам, Василий Шабанов призывает бережно чтить старшее поколение, гордиться подвигом отцов и дедов.

Они стояли там, под Брестом

И в танках мчались на Берлин,

Не оскверни же словом резким

Их честных, праведных седин.

Стареем мы. Стареет тело.

И мы когда-нибудь умрём

Но до конца я быть хотел бы

Твоим, Россия, вратарём!!!

5. О себе

С раннего детства Василий познал тяготы крестьянского труда и трудности жизни, пришедшие с войной. Он писал про себя: «Прошли по нелёгкой земле мои первые в жизни тропинки». На начало войны Василию Васильевичу всего было 3 года, а когда закончилась война, ему исполнилось 7 лет. Очень трудными были послевоенные годы. После войны в 10 лет он уже был подпаском, а в 12-13 работал на соломокопнителе, зерно от комбайнов отвозил на верблюдах (слайд 12)

Вот что пишет о себе Василий в своих стихах:

В заплатах весь, как тополь в листьях,

Я рос у жизни на юру.

Меня ветра учили выси,

Учили свету и добру.

Я знал приречные улоги,

Мы просыпались: я и день.

Я был подпаском-

Била в ноги росы студёная метель.

Когда же к предкам седовласым

Я вновь с расспросами приду,

Они лишь скажут: «Много Васек

У нас всегда было в роду»

Поднимусь я цветами весною

И всё то, что я в словах не сказал,

Я скажу василька синевою

И росой, что чиста, как слеза

Припаду я к василькам на взгорье,

К лопухам в постиранном долу…

Русь моя, ни в радости, ни в горе

Не следил я на твоём полу.

Знайте, люди, если ветер хлёсткий

Оборвёт и жизнь, и песнь мою,

На могильном холмике берёзкой

Я опять о Родине спою.

6. Учёба Василия в школе

Несмотря на трудности, Василий  учился в  Родионовкой сельской  школе, а потом продолжил учёбу в средней школе посёлка Горный. Шабанов учился здесь с пятого по десятый класс. Ныне в здании располагается детский сад «Родничок»( слайд 13)

Учился Василий с большим желанием и в 1956 году успешно окончил школу в посёлке Горный.(слайд 14)

7. Воспоминания Дудаковой Анны Николаевны.( слайд15)

В то время в школе работала учительница А. Н. Дудакова. Она вспоминает. Однажды, во время урока, в школьном коридоре послышались громкий визг и топот шагов. Молодая учительница биологии, только что окончившая Саратовский государственный университет, Антонина Владимировна Рымина забежала в учительскую и с порога заявила завучу: «Больше никогда не пойду в этот класс! Как они могли? Подложили! Какая гадость!» Что же случилось?

Оказывается, мальчишки-десятиклассники положили под классный журнал маленького ежонка, увидев которого учительница страшно растерялась и побежала в учительскую. Одним из «исполнителей» идеи был Вася Шабанов. Ребята рассказали, что ежонка они нашли по дороге из Савельевки в Горный (ребята каждый день ходили за 5 км из дома в школу)

- Мы не думали, что всё так получится, - виновато оправдывались парни, - мы просто хотели пошутить. С шутниками разбирался директор. Мальчишки просили прощения за свою неудачную шутку, а Василий Шабанов сказал директору школы: «Извините, Георгий Николаевич, обещаю, что вплоть до окончания школы вы больше обо мне ничего плохого не услышите». И он своё слово сдержал.

Как ни странно, но после этого конфликта между классным руководителем Антониной Владимировной и её учеником Васей Шабановым завязалась своеобразная дружба.

 Шабанов уже тогда начинал писать коротенькие стихи. В одном из них, адресованном классному руководителю и описан случай с ежонком.( 16,17) Стихи зачитывают дети со слайдов). Эти стихотворные записки Антонина  Владимировна зачитывала вслух в учительской, а завуч говорила: « Вы, Антонина Владимировна, записочки – то собирайте, со временем сборник будет!»

Как в воду глядела завуч школы. Не один, а несколько стихотворных сборников вышло у В.В.Шабанова.

8. Его стихи о России, о природе; простые, доступные и красивые.

 Первый сборник его стихов «Белая запруда» вышел в 1969 году в городе Саратове. Теме родины остался верен Василий и во втором сборнике стихов «Васильковое имя», вышедшем в 1971 году в Саратове. В 1974 году в Москве появился новый сборник В.Шабанова «Близкие вёрсты»

У меня в руках книга «Ромашки на асфальте» из серии « Золотое перо Руси».В этой серии изданы книги великих поэтов: Блока, Есенина, Пушкина и в том числе и В.В. Шабанова. Губернатор нашей Саратовской области Ипатов Павел Леонидович оказывал содействие в появлении этой книги, потому что Шабанов любимый его поэт, и он знает и читает наизусть его стихи (слайд 18) Послушайте стихи В.В. Шабанова о любви к своей малой и большой Родине.(слайд19)

Мне мой край вовек не отоснится,

Как в медалях – в дынях огород,

И ромашки, словно выпускницы,

Хороводят прямо у ворот.

Я стою над речкой, на яру,

И не налюбуюсь синей-синей.

Щедро мечут спелую икру

Сазаны и окуни России

Ни сетей, ни бредня не беру.

Мир вам сазанихи, карасихи,

Мечут рыбы спелую икру,

Золотые реки у Россию

В небе – месяца копытце,

Спит рыбацкая ладья.

Ты хотя б из любопытства

Загляни в мои края.

Просто так приди в селенье,

Остальное  - ни при чём,

Я тебе кусты сирени

Распахну своим плечом.

На родине поэта в Савельевской средней школе есть литературно-краеведческий уголок Василия Шабанова. Его  руководителем является Любовь Ивановна Семикопова.(слайд 20) которая всё свободное от работы время (а она – преподаватель основ безопасности жизнедеятельности) посвящает изучению жизни и творчества своего знаменитого земляка поэта Василия Васильевича Шабанова. Она знала его с детства, помнит его приезды в село, короткие встречи в школе, в сельском клубе, поле. Любовь Ивановна проводит со своими кружковцами экскурсии, встречи, уроки по внеклассному чтению, поэтические вечера, посвящённые В. В. Шабанова. В 1994 году в нашем Краснопартизанском районе издана книга «Тропа любви», в ней опубликованы не только стихи Василия Васильевича, но и воспоминания о нём, в том числе и статья  Семикоповой Л.И«Гори, гори, моя звезда».

9 Чтение стихов о природе родного края. Детей вдохновили эти стихи и они смогли нарисовать к ним рисунки.(слайд 21)

О России шепчет мне осина

В тихом свете голубого дня,

Обниму я, как головку сына,

Золотой подсолнух у плетня.

Пустынно, тихо в поле ныне,

Лишь ветер роется в потьмах,

Ковыль, тоскуя по теплыни,

Грибною сыростью пропах,

Но мне ль грустить? Зачем?

Я знаю, что степь недаром отцвела,

Вся красота её земная

К хорошим людям перешла.

Ветер влез на сеновал,

Ночь идёт на убыль,

День зарю поцеловал в розовые губы.

Здесь ромашками, как снегом,

Всё завалено в лугах.

Залихватски держит небо

Жаворонка на руках.

А внизу в леске дубковом,

Примостился меж ветвей

Прилетевший из Тамбова

На гастроли соловей.

Я с тобою не согласен,

Ничего не говори.

Видишь, как прикрылся ясень

Алой кепочкой зари!

Тает месяца копытце,

Умывается ладья…

Ну, хотя б из любопытства

Загляни в мои края.

Среди больших событий

До мелочей ли нам?

Скворечники любите,

Воздетые к ветрам.

А среди труб и сосен,

Антенн и проводов
Они звенят на солнце

Венчая песней кров.

От Воркуты до Крыма

Пускай они стоят,

Пусть вырастают крылья

У крошечных скворчат.

Храни же мир застенчивый.

Добрая рука…

Скворечник. Словно птенчик,

Поднялся в облака.

Полыхает чудо

У неба, у воды…

Как белая запруда

Цветущие сады.

Вот яблонька зайчихой

Пригрелась у плетня.

И светится гречиха

От белого огня.

Залив туманов спелых,

Ромашковая грусть.

Не потому ли белой

Ты видишься мне, Русь?

Соцветием росинок

Осыпан горицвет.

Весенняя Россия –

Мой белый свет.

 Меня кружил зелёный запах,

Бродил в стволах зелёный сок.

Катился медленно на запад

Луны соломенный возок.

Денёк – другой – и вот уж небо

Грачей опустит на поля.

В ночь опять не подморозило,

Осень липнет к каблукам.

Словно стрелы, утки с озера

Улетели к облакам.

Обогреются у солнышка

И умчатся в край другой.

Очень приятно, что дети читают лирические стихи нашего поэта, учатся любить свой край, узнают в них свои родные места.

10. А теперь поиграем

 Попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”. (Слайд 22)Хоровое чтение пропущенных слов.

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

Вы справились с заданием, все слова были подобраны правильно в соответствии с рифмой.

 Игра “Подбери рифму”. – Давайте и мы поможем Незнайке подобрать рифмы к словам. (СЛАЙД 23)

Селёдка шарик

крючок лодка

Стрелка сачок

оса барабан

Фонарик лиса

книжка лягушка

Тарелка морковка

мишка стакан

Ракушка

верёвка

Итак,  РИФМА – это созвучие окончаний стихотворных строк. (слайд 24)

Прочитайте простые рифмы (слайд 25)

Прочитаем стих(слайд26) Какие слова рифмуются?(зайка-стайка, шкатулку-булку)

11. Творческая работа в парах.(слайд 27)

Сейчас каждый из вас попробует стать поэтом и сочинить свои стихотворные  строчки на заданные рифмы. (гномик-домик, кошка-окошко) Будем работать в парах.

Подведение итогов – чтение составленных строк.

12.Итоги классного часа(слайд 28)

Поднимите руки, кому понравился классный час?

Что нового узнали? О ком услышали впервые?

Кому хочется вновь и вновь  читать стихи Василия Васильевича Шабанова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский конкурс "Недаром помнит вся Россия". "Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)"

Автор материала (ФИО)Сорокина Агнесса ИвановнаДолжностьУчитель изобразительного искусства, мировой художественной культуры, черченияОбразовательное учреждение«Муниципальное бюджетное общеобразов...

1150 летие Российской государственности «Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»

«Сражения и события Отечественной войны 1812 года в произведениях Василия Васильевича Верещагина (1842-1904)»Publish at Calameo or read more publications.Ccылка на публикацию:http://www.calameo.com/bo...

Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)

С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...

Урок памяти Лапшина Василия Васильевича

Урок-экскурсия в школьном музее, посвященной памяти Лапшина Василия Васильевича, ветерана Великой Отечественной войны, ветерана труда, 66 лет посвятившего воспитанию подрастающенго поколения....

О роли творчества татарского поэта-земляка Хасана Туфана в воспитании детей

Из опыта работы по внеурочной деятельности  на тему  "Роль творчества татарского поэта Хасана Туфана в воспитании детей"...

Формирование исследовательской позиции школьника через внеклассную работу по изучению творчества поэтов-земляков.

Работа с наследием своего края - необходимая работа и для учителя, и для учеников. Хочется рассказать об одном направлении в этой работе....

Исследовательская работа "Моя душа открыта Вам" (по творчеству поэта-земляка Котова А.Г.)

В исследовательской работе раскрывается многогранная личность поэта -земляка Котова А.Г....