Главные вкладки

    План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
    Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой» (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

    Котова Ирина Олеговна

    Урок литературы (технология "Развития критического мышления через чтение и письмо")

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл analiz_epizoda_po_romanu_i.turgeneva.docx34.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ. 10 КЛАСС.

    Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой»

    Ход урока.

    Вступительное слово. Наш урок начался грустным романсом из фильма, поставленному по великому роману « Отцы и дети».

    И.С.Тургенев так вспоминал о своей работе: "Я однажды прогуливался и думал о смерти. Вслед за тем передо мной возникла картина умирающего человека. Это был Базаров. Сцена произвела на меня сильное впечатление, и затем начали развиваться остальные действующие лица и само действие".

    Тургенев не одинок в этом: в русской литературе множество сюжетов заканчиваются смертью героев, и во многих романах есть важный эпизод последней встречи.

    Ленский и Ольга

    Печорин и Бела

    Катерина и Борис

    Я думаю, вы легко назовете, о какой сцене в романе «Отцы и дети» будет идти речь. Запишите тему урока

     «Последняя встреча Базарова и Одинцовой».

    Тургенев придавал такое значение последним сценам, в них заключена какая-то особенная мысль.

    Сформулируйте цель нашего урока.

    ЦЕЛЬ: анализ или исследование  эпизода, определение роли эпизода  в романе. Что такое анализ?

    Анализ — это процесс разложения на составные части одного целого объекта или явления с целью его более подробного и тщательного изучения.

    Для выполнения цели нужно выполнить определенные задачи. Попытайтесь назвать эти задачи.

    Посмотрите на план.

    Анализ эпизода.

    1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

    2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).

    3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки,  рассуждения,

    4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?

    5. Как говорят герои, о чем говорят, на что указывает их речь.

    6.Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.

    Вывод. Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?

    Ход урока

    Разберемся, что такое эпизод?

    ЭПИЗО́Д (греч. ἐπεισόδιον, букв. — вставка) — основной структурный элемент сюжета эпического произведения. Каждый эпизод воплощает один законченный момент действия, происходящего между двумя и более персонажами в одном месте и на протяжении ограниченного промежутка времени, или поступок одного из персонажей.

    Э. играют разл. роль в развитии действия; особо выделяются Э., выступающие в качестве завязки, кульминации и развязки сюжетного конфликта. Выполняя содержат. функцию, Э. раскрывают стороны характера, мировоззрения героев произв., их внутреннее состояние, перемены в их жизни, новый поворот в отношениях героев (ссора Ленского с Онегиным в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»), выносят оценку 917 персонажу (прощание Манилова с Чичиковым в «поэме) Н. В. Гоголя «Мертвые души») и т. д.

    Итак, обратимся к плану. Первый вопрос о месте эпизода в сюжете и композиции романа.

    1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

    • Какие важные эпизоды вы можете назвать в романе?
    • Какую часть произведения он занимает (т.е. роль в композиции)? Глава 27. Предпоследняя глава романа
    • Если посмотреть на сюжет всего произведения, то какова роль эпизода в сюжете (он является завязкой, одним из проходных событий действия, кульминацией, развязкой)? Если посмотреть на всё произведение, то какую роль в судьбе героя имеет этот случай (эпизод) играет, что изменил или не изменил в ней, а мог бы?

    Эпизод находится перед развязкой. Перед смертью. Он предваряет развязку – смерть Базарова.

    2.Композиция самого эпизода, его сюжет.

    • Можем ли мы выделить вступление, кульминацию, развязку в нем.

    3. Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки,  рассуждения,

    • Выберите, что присутствует? Докажите.

    • Ребята, 4 и 5 пункты касаются самих героев эпизода. Ясно, что наше внимание приковывает сам Базаров.

    Чтобы продолжить анализ, мы не можем не обратиться к тому знанию, которое у нас уже имеется.

    Перед вами таблица. Первый столбик называется  «Что я знаю о Евгении Базарове?».

    • Напишите 5 слов или словосочетаний, характеризующих, речь, посту Базарова.

    Работают индивидуально, составляя список.

    Объединение в пары и обсуждение своих списков. Добавление тех замечаний напарника.

    Мы сейчас снова прочитаем этот эпизод, но особым способом. С пометками

    Восприятие новой информации

    У каждого на парте текст, это эпизод из романа. Текст читается особым образом.

    Во время чтения ставятся следующие знаки в том месте, где это, по мнению учащегося необходимо.

    «V» - мне это понятно,

    «+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

    «-» - это что-то новое о Базарове,

    «?» - мне это осталось непонятным.

    Учитель или ученик читает текст.

    При чтении текста ученики индивидуально проставляют предложенные учителем значки.

    • Заполните второй и третий столбики.
    • Прочитайте, что у вас получилось?

    Работа в группах

    Необходимо разделиться на 3 группы:

    1 колонка будут анализировать речь Базарова, О чем и как он говорит? Найти в репликах Базарова проявление чувств к Одинцовой и родителям. О чем это говорит? Докажите, что речь Базарова стала поэтической.

     2 колонка – поведение, найти в тексте портрет Базарова, предложения-ремарки, рисующие поведение Базарова и  Анны Сергеевны, какую роль они играют? Какие черты характера резко проявляются в эпизоде?

    3 побывают в художественной мастерской Тургенева. Найдите в репликах Базарова сравнения, эпитеты, образные выражения. Зачем это нужно? Докажите, что эпизод и речь героя построена на антитезе. Зачем это нужно?

    Таким образом, выходим на вывод.  Что нового мы видим в этом эпизоде? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения? Запись вывода.

    Вот как представила эту сцену современный режиссер Авдотья Смирнова. Внимание на экран.

    Вы стали свидетелями последнего свидания. Напишите небольшую записку от имени Анны Сергеевны Аркадию (рефлексия).

    По словам Д. И. Писарева: «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова... Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева; я сомневаюсь даже, чтобы во всех произведениях нашего художника нашлось бы что-нибудь более замечательное».

    ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

    1. Отрывок из романа И.Тургенева «Отцы и дети»

    Полчаса спустя Анна Сергеевна в сопровождении Василия Ивановича вошла в кабинет. Доктор успел шепнуть ей, что нечего и думать о выздоровлении больного.

       Она взглянула на Базарова... и остановилась у двери, до того поразило ее это воспаленное и в то же время мертвенное лицо с устремленными на нее мутными глазами. Она просто испугалась каким-то холодным и томительным испугом; мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила -- мгновенно сверкнула у ней в голове.

       -- Спасибо, -- усиленно заговорил он, -- я этого не ожидал. Это доброе дело. Вот мы еще раз и увиделись, как вы обещали.

       -- Анна Сергеевна так была добра... -- начал Василий Иванович.

       -- Отец, оставь нас. Анна Сергеевна, вы позволяете? Кажется, теперь...

       Он указал головою на свое распростертое бессильное тело.

       Василий Иванович вышел.

       -- Ну, спасибо, -- повторил Базаров. -- Это по-царски. Говорят, цари тоже посещают умирающих.

       -- Евгений Васильич, я надеюсь...

       -- Эх, Анна Сергеевна, станемте говорить правду. Со мной кончено. Попал под колесо. И выходит, что нечего было думать о будущем. Старая штука смерть, а каждому внове. До сих пор не трушу... а там придет беспамятство, и фюить! (Он слабо махнул рукой.) Ну, что ж мне вам сказать... я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь подавно. Любовь -- форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что -- какая вы славная! И теперь вот вы стоите, такая красивая...

       Анна Сергеевна невольно содрогнулась.

       -- Ничего, не тревожьтесь... сядьте там... Не подходите ко мне: ведь моя болезнь заразительная.

       Анна Сергеевна быстро перешла комнату и села на кресло возле дивана, на котором лежал Базаров.

       -- Великодушная! -- шепнул он. -- Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая... в этой гадкой комнате!.. Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время. Вы посмотрите, что за безобразное зрелище: червяк полураздавленный, а еще топорщится. И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта -- как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет... Все равно: вилять хвостом не стану.

       Базаров умолк и стал ощупывать рукой свой стакан. Анна Сергеевна подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша.

       -- Меня вы забудете, -- начал он опять, -- мертвый живому не товарищ. Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Это чепуха; но не разуверяйте старика. Чем бы дитя ни тешилось... вы знаете. И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать... Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продает... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...

       Базаров положил руку на лоб.

       Анна Сергеевна наклонилась к нему.

       -- Евгений Васильич, я здесь...

       Он разом принял руку и приподнялся.

       -- Прощайте, -- проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском. -- Прощайте... Послушайте... ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет...

       Анна Сергеевна приложилась губами к его лбу.

       -- И довольно! -- промолвил он и опустился на подушку. -- Теперь... темнота...

       Анна Сергеевна тихо вышла.

    1. План анализа эпизода

    Анализ эпизода.

    1.Место эпизода в развитии сюжета и композиции произведения.

    2.Композиция самого эпизода, его сюжет (вступление, кульминация, развязка).

    3.Речевой строй эпизода: повествование, описание, (пейзаж, портрет, психологическое состояние героев), диалог, монолог, авторские ремарки,  рассуждения,

    4.Какие стороны характера героев раскрываются? Особенности авторских ремарок. Что и как описывается? Какие детали можно считать главными?

    5. Как говорят герои, о чем говорят, на что указывает их речь.

    6.Какие изобразительно-выразительные средства художественной речи использует автор? Сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, повторы, инверсии, антитеза и др.

    Вывод. Роль эпизода в произведении? Каково значение эпизода для раскрытия главной мысли произведения? Как он раскрывает авторскую позицию и идею произведения?

    Чтение с пометками

    «V» - мне это понятно,

    «+» - это подтверждает мои мысли о Базарове,

    «-» - это что-то новое о Базарове,

    «?» - мне это осталось непонятным.

    1. Справочный материал

            Роман И.Тургенева «Отцы и дети» подсказывает, что он построен на антитезе. В романе большую роль играют споры героев, конфликты между персонажами, их мучительные размышления, напряженные диалоги. Сюжет строится на соединении прямого и последовательного повествования с жизнеописанием основных героев. Истории жизни персонажей нарушают течение романного повествования, уводят читателя в иные времена, возвращают к истокам происходящего в современности. Так, биография Павла Петровича Кирсанова прерывает общий ход повествования. Его жизнеописание даже стилистически чужеродно роману. Тургенев, рассказывая историю жизни Павла Петровича, намеренно приближается к стилю и образности романов 30-40-х годов XIX века (на это время выпадает молодость героя), воссоздает особый стиль романтическогоповествования, уводящего от реальной, приземленной повседневности.

            В центре повествования фигура Базарова. Все сюжетные нити тянутся к нему. В романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы не участвовал Базаров. Из двадцати восьми глав он не появляется лишь в двух. Умирает Базаров, и кончается роман. Система действующих лиц выстроена так, что отношения героев с Базаровым раскрывают читателю их внутреннюю сущность, в то же время сопоставление каждого из них с Базаровым вносит какой-либо новый штрих в характер главного героя. Можно выстроить целую цепочку таких сопоставлений: Базаров - Павел Петрович, Базаров - Николай Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - Одинцова, Базаров - родители, Базаров - Ситников и Кукшина, Базаров - дворовые в Марьине, Базаров - мужики в его собственной деревне, Базаров - Фенечка и т. д. Но думается, главное сопоставление - это Базаров и автор. В романе Базаров оказывается крупнее, масштабнее любого из действующих лиц, и только сила таланта автора, его поклонение вечной истине и вечной красоте торжествуют над Базаровым. Тургенев противопоставляет Базарову не каких-либо героев или группу героев, а саму жизнь.

            Чтобы осуществить эту задачу, И. С. Тургенев избирает весьма своеобразную композицию. Он дважды проводит Базарова по кругу: Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька. В итоге создается поразительный эффект. В ту же обстановку, в схожие ситуации, к тем же людям во второй части романа приходит иной Базаров: страдающий, сомневающийся, мучительно переживающий любовную драму, пытающийся отгородиться от реальной сложности жизни своей нигилистической философией. Даже любимая наука теперь не приносит облегчения. Вторая половина романа строится на разрушении прежних связей Базарова с другими героями. «Автор проводит своего героя по книге, последовательно устраивая ему экзамены во всех сферах жизни - дружбе, вражде, любви, семейных узах. И Базаров последовательно проваливается всюду. Череда этих экзаменов и составляет сюжет романа» (Вайль, А. Генис. «Формула жука»). Постепенно Базаров остается в полном одиночестве, наедине со смертью, которую «попробуй отрицать», она сама «тебя отрицает». В эпилоге романа обнаруживается полная несостоятельность нигилизма Базарова перед вечным движением жизни и величественным спокойствием «равнодушной» природы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

    Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

    "Письмо к герою"(по роману И.Тургенева"Отцы и дети").

    Сочинение в стихах "Письмо к герою"(по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")....

    Конспект урока литературы в 10 классе "Анализ эпизода "В салоне Анны Павловны Шерер" (по роману-эпопее Л.Н.Толстого "Война и мир")"

    Задачи:Вспомнить элементы сюжета и их роль в произведении.Выяснить, с какой целью петербургская знать собиралась в столичных салонах.Поразмышлять о значении французской и русской речи в романе.Учить р...

    Презентация по роману И. Тургенева "Отцы и дети"

    16 слайдов рассказывают о нигилизме и страстной любви Евгения Базарова....

    Анализ эпизода. Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)

    Анализ эпизода.Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)...