«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода смерти Базарова».
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Карпенко Елена Ивановна

 

Цель урока: показать приёмы активного осмысления текста на уроке русского языка через разноуровневое обучение.

Задачи урока:

АНАЛИЗИРУЯ ТЕКСТ,

1.  постараемся увидеть силу эмоционального воздействия последних глав  на читателя;

2. раскроем положительные качества героя;

3. определим  роль изобразительно – выразительных средств в эпизоде;

4. проясним особенности авторской позиции по отношению к главному герою;

5.  попытаемся определить проблематику произведения.

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский

Приемы: беседа, разноуровневые задания, индивидуальные задания.

Технологии: личностно – ориентированная (разноуровневое обучение), коммуникативно-развивающая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: ИКТ, текст, схемы, портрет И.С.Тургенева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.turgenev._smert_bazarova.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Карпенко Елена Ивановна

МБОУ ОСОШ №6 имени В.А. Сулева

Слайд №1.         

                                                                              Тема урока:

«Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода смерти Базарова».

  1. «Весь интерес, весь смысл романа заключается в смерти Базарова… Описание смерти

Базарова составляет лучшее место в романе…»

                                                                                                                                                       Д.И.Писарев.

       2.      «Что за роскошь – «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова                                                

       сделана  так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А    

       конец Базарова?.. Это черт знает как сделано. Просто гениально».

                                                                                                                                                       А. П. Чехов.

Цель урока:

показать приёмы активного осмысления текста на уроке русского языка через разноуровневое обучение.

Слайд №2.

Задачи урока:

АНАЛИЗИРУЯ ТЕКСТ,

1.  постараемся увидеть силу эмоционального воздействия последних глав  на читателя;

2. раскроем положительные качества героя;

3. определим  роль изобразительно – выразительных средств в эпизоде;

4. проясним особенности авторской позиции по отношению к главному герою;

5.  попытаемся определить проблематику произведения.

Методы: наглядный, словесный, практический, исследовательский

Приемы: беседа, разноуровневые задания, индивидуальные задания.

Технологии: личностно – ориентированная (разноуровневое обучение), коммуникативно-развивающая, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая.

Оборудование: ИКТ, текст, схемы, портрет И.С.Тургенева.

План урока:

1.     Мотивация. Сообщение темы урока

2.     Актуализация знаний.

3.     Практическое освоение текста (работа с текстом).

4.     Итог урока.

Рефлексия

Анализ достигнутых результатов в соответствии с поставленной целью.

                                                                                 Ход урока.

  1. Слово учителя.

-   Сегодня у нас один из последних уроков по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”. Роман прочитан, но осталось много неясного, не на все вопросы получены ответы: кто же такой Базаров? Герой положительный или отрицательный? Кто из героев  прав в многочисленных спорах? Что было бы с Базаровым, если бы он  остался жив? Попытаемся провести урок так, чтобы ответить на все эти вопросы.

- Так что же хотел сказать нам И.С.Тургенев, правильно ли мы его поняли? Ответить на вопросы нам поможет анализ 27 главы.

- Итак, тема урока: «Умереть так, как умер Базаров, - все равно, что сделать великий подвиг». Анализ эпизода смерти Базарова». Цель урока и задачи: (смотри выше).

  1. Повторение изученного.

- Вспомним, что мы называем эпизодом.   (Индивидуальное задание)

       Эпизод – слово греческое, имеет три толкования: “Случай”, “Вставка”, “Посторонний”. В

       толковом словаре выделяется два значения:

  1. Случай из жизни. Всего лишь эпизод.
  2. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение. Эпизод из произведения.

- Для анализа эпизода необходимо определить его границы: читаем со слов «Базаров вдруг повернулся на диване…» и до конца 27 главы.

- Озаглавим эпизод («Смерть Базарова»),  а теперь можно начинать анализ эпизода.

- Анализируя эпизод, будем выполнять разноуровневые задания.

РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Уровень А.

Какова позиция автора по отношению к Базарову?

Ответить на этот вопрос вам помогут цитаты из текста. Выберите их из всего количества цитат и ответьте на поставленный вопрос.

  1. “...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
  2. «… Какого человека Россия теряет!»
  3. «… Я нужен России…»
  4. «… обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь».
  5. «Асмодей нашего времени».

Уровень В.

      Какие качества характера Базарова проявились в эпизоде смерти? Докажите примерами

      из текста.

Уровень С.

      К каким средствам художественной выразительности прибегает И.С.Тургенев в эпизоде

смерти Базарова. Отметьте  примеры в тексте  и определите роль этих средств.

                                                     - Итак, приступаем к выполнению заданий. ( 7 минут)

3. Работа с текстом эпизода.

УРОВЕНЬ В.

Слайд №3.

-Выясним, какие качества характера Базарова проявились в отрывке. Докажите примерами из текста. (Записать в тетрадь).

  1. Мужество. “Я заражен, и через несколько дней ты меня будешь хоронить”, “ я не ожидал, что так скоро умру”, “завтра мой мозг в отставку подает”.
  2. Сила воли “ Он еще не потерял памяти и понимал, что ему говорили; он еще боролся”. “Не хочу бредить – шептал он, сжимая кулаки, – что за вздор!”.
  3. Безверие. “Ведь и беспамятных причащают”, “не мешай мне” (отказ от исповеди). “А вам случалось видеть, что люди в моем положении не отправляются в Елисейские?”
  4. Любовь к родителям. “Мать? Бедняга! Кого-то она кормила своим удивительным борщом?”. “Я не отказываюсь, если это может вас утешить, но мне кажется, спешить еще не к чему?”
  5. Любовь к Одинцовой. “Великодушная! Ох, как близко, и какая молодая, свежая, чистая в этой гадкой комнате! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время”.

ВЫВОД: в образе Базарова Тургенев типизирует такие прекрасные качества новых людей, как воля, мужество, глубина чувств, готовность к действию, жажда жизни. Эти качества отличают Базарова от других героев, следовательно, таким  должен быть «новый герой», по мнению И.Тургенева.

УРОВЕНЬ С.

Слайд №4.

- А к каким средствам художественной выразительности прибегает писатель? (Запись в тетрадь). Именно они и помогут определить роль этого эпизода в романе.

1. Метафоры: ангел с неба, червяк полураздавленный, гигант, умирающая лампада.

2. Афористичность: попал под колесо, цари тоже посещают умирающих, вилять хвостом, мертвый живому не товарищ, чем бы дитя ни тешилось, днем с огнем не сыскать…

3. Эпитеты: доброе дело, холодный испуг, мутные глаза, молодая, великодушная, славная,  свежая, чистая, умирающая.

- Почему в этом отрывке Базаров говорит так красиво, как никогда не говорил, т.е. изменяет своим принципам? Еще какую черту характера героя помогают увидеть эти средства выразительности? (романтизм)

- Какой Базаров вам ближе: «предыдущий» или «нынешний»? Почему? (простота, естественность, человечность).

ВЫВОД:  изобразительно – выразительные средства, которые использует автор, помогают увидеть «настоящего» Базарова, а не «грубого, бессердечного». На протяжении всего романа Базаров отрицает красоту, любовь, а на самом деле он романтик в душе, поэт, способен на сильнейшие чувства.

- Много ли в эпизоде изобразительно – выразительных средств? Что еще хотел сказать нам этим автор романа?

(Глава 27 изобилует  эпитетами, метафорами, афоризмами. Они – то и выделяют  главу из всего повествования, следовательно, этот эпизод – главный в композиции произведения (КУЛЬМИНАЦИЯ).

ВЫВОД: обилие изобразительно – выразительных средств в эпизоде смерти помогает определить место этого отрывка в композиции романа: это его кульминация.

- А теперь определим позицию автора по отношению к своему главному герою: любит или ненавидит Тургенев Базарова? (Записать в тетрадь).

- В письме к А.А.Фету Тургенев растеряно заметил: «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю уже, люблю ли я его или ненавижу

- Или вот еще цитата: «Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись».

- Сам Тургенев не знал, как он относится к своему герою. Среди русских критиков тоже не было единого мнения. Послушаем «Разговор критиков» Д.И.Писарева и М.А.Антоновича: (cценка)

       

        Д.И. Писарев: Здравствуйте, любезный Максим Алексеевич. Читали новое творение господина Тургенева?

        М.А. Антонович: Добрый день, Дмитрий Иванович. А как же, уже и статью к печати готовлю.

        Писарев: Ну и каково Ваше мнение?

        Антонович: “…нет ни одного живого лица и живой души, а всё только отвлечённые идеи и    

        разные направления, олицетворённые и названные собственными именами”

       

        Писарев: Да что вы? А как вам главный герой?

        Антонович: “ обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на    

        молодёжь, а весь роман – клевета на молодое поколение”.

        Писарев: Я не согласен с вами. Ведь “ Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между    

        тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому

        читателю невольное уважение. …. Ни один из героев романа не может сравниться с    

         Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера”.

УРОВЕНЬ А.

- Опять анализируя текст, поможем писателю и критикам разобраться в образе Базарова. Какими словами автор характеризует своего героя?

(Гигант, нужен России, Какого человека теряет Россия, умирающая лампада) + глава 28 (Катя и Аркадий пьют за Базарова, ухоженная, незабытая могила героя).

ВЫВОД: Тургенев очень любит своего героя, страдает вместе с ним, хочет, чтобы и читатель полюбил Базарова (но не «базаровщину»). Следовательно, Базаров – положительный герой, мужественный, деятельный, жаждущий жизни, эмоциональный, но ОДИНОКИЙ. Почему?  ( Все отрицает, это противоестественно, зашел слишком далеко: отрицает Бога, религию, а следовательно, жизнь, смерть. Это страшно). Именно одиночество и является причиной смерти героя. Это, по мнению Тургенева, закономерность. (Вспомним Печорина).

Слайд №5.

4.ИТОГИ УРОКА.

Итак, анализируя эпизод смерти Базарова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Эпизод играет важную роль в романе: является его кульминацией.
  2. Показывает главную причину гибели Базарова – одиночество.
  3. Помогает увидеть «настоящего» Базарова.
  4. Помогает определить позицию автора по отношению к своему герою.
  5. Помогает выйти на проблематику романа (какие вопросы рассматривает автор? Что волнует его?) – проблема   (проблематика):

 Слайд №6.

 о вечных законах бытия; о социальном конфликте поколений; о любви; об отношениях людей, близких и далеких по духу; о месте человека в обществе; о вечном конфликте отцов и детей.

      - Я думаю, что эпизод смерти Базарова – лучшие страницы в нашей литературе. (Вернемся к теме урока и              эпиграфам).  А сам герой  занимает достойное место в галерее лучших художественных образов. Без таких   людей не  творится история, такие люди нужны ей. Погибла  яркая  личность банальной смертью, смертью человека вообще, жизнь которого находится во власти капризов “ всемогущей стихии”. Выходит,  сама жизнь опровергла  теорию Базарова. К такому выводу приходит великий мастер слова И.С.Тургенев:  надо просто жить, наслаждаясь настоящим моментом.  А  разобраться в мыслях писателя нам и помогает его текст.

Домашнее задание.  Опираясь на записи в тетради «Проблематика романа «Отцы и дети», сформулировать   проблемы произведения, выразить свое мнение по каждой проблеме. (Варианты  формулировки проблем смотри в КИМах стр. 121 – 122.

                                                                    РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Уровень А.

Какова позиция автора по отношению к Базарову?

Ответить на этот вопрос вам помогут цитаты из текста. Выберите их из всего количества цитат и ответьте на поставленный вопрос.

  1. “...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”
  2. «… Какого человека Россия теряет!»
  3. «… Я нужен России…»
  4. «… обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь».
  5. «Асмодей нашего времени».

      Уровень В.

      Какие качества характера Базарова проявились в эпизоде смерти? Докажите примерами

      из текста.

     Уровень С.

      К каким средствам художественной выразительности прибегает И.С.Тургенев в эпизоде

      смерти Базарова. Отметьте  примеры в тексте  и определите роль этих средств.

                                                                                  ЖЕЛАЮ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

Роль эпизода смерти Базарова в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

“...И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант! А теперь вся задача гиганта – как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет..”И.С. ТургеневЦели: Подведени...

О смерти Базарова

Статья поможет лучше понять авторский замысел....

Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой» (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы (технология "Развития критического мышления через чтение и письмо")...

Роман И.С.Тургенева "Отцы и дети". Смерть Базарова.

Цель: 1.Подготовить учащихся к пониманию образа главного героя романа И.С. Тургенева  “Отцы и дети” Базарова в определенной жизненной ситуации.2.Показать мужество, благородство Базарова на п...

А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести

Урок литературы в 6-м классе: А.С.Пушкин. "Дубровский". Анализ эпизода "Пожар в Кистенёвке". Роль эпизода в повести. Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; ос...