литература
олимпиадные задания по литературе (5 класс) на тему

Буркало Марина Анатольевна

олимпиадные задания для школьного уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады по литературе (6 класс)

Задания

 1. Напишите, как в церковнославянском языке звучат слова: лоб, глаз, земля, щека, шея.

2. Что такое ямб? Приведите примеры (не менее 3).

 3.0 ком идет речь в этом описании?

Он был сыном помещика и пленной турчанки, другом великого русского поэта и воспитателем цесаревича; стал известным поэтом, рассказав в стихотворении о событиях Отечественной войны 1812 года; любил все таинственное и романтическое, о чем писал в своих сказках и балладах.

4.        Перед вами отрывок из поэмы А. С Пушкина «Руслан и Людмила». От-
ветьте на вопрос: кому, что именно и за какую провинность отсек Рус
лан?

Тогда Руслан одной рукою

Взял меч сраженной головы

И, __--------  схватив другою,

Отсек ее...

  1. Как в разных национальных мифах рассказано о дружбе или любви между людьми? Приведите 2-3 примера.

6.В  каком году было написано стихотворение А. С. Пушкина, строчки из которого приведены ниже? Свой ответ обоснуйте и объясните, чем стал (ум поэта Лицей.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем Лицея день заветный.

7.Назовите автора и произведение, герои которого плавали на следующих кораблях:

«Ласточка», «Арго».

8.        На страницу книжки Пушкина попала «Фанта» и разъела некоторые
слова. Вы - эксперт по сказкам Пушкина и можете помочь восстановить
утраченное. Вперед!

« С   _ер_ _ _о     _е_ _ а

_р_ _ _у_     _о_     _о     _о_о_ _а;

С_     _то_ _ _о      _е_ _а

_и_и_с_     _о_     _з_ _а,

А     с      _р_ь_ _о      _е_а

_ы_и_ _о     у_     у     _т_р_ _а».

9. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:

пустыня — простыми

 надежда — небрежно

 дорога — берлога

безмерно — неверно

10.Объясните впечатления, возникающие при чтении третьей части стихотворения «Капитаны» русского поэта Серебряного века Н. С. Гумилева. Какой новый образ появляется в этой части? Как противопоставлены образы суши и моря, капитанов и матросов? Как море очищает жизнь обыкновенных людей и какую роль в этом играют капитаны? Перечислите детали, создающие колорит места и времени.

Только глянет сквозь утесы

Королевский старый форт,

 Как веселые матросы

Поспешат в знакомый порт.

Там, хватив в таверне сидру,

Речь ведет болтливый дед,

 Что сразить морскую гидру

Может черный арбалет.

Темнокожие мулатки

И гадают, и пою

т, И несется запах сладкий

 От готовящихся блюд.

А в заплеванных тавернах

 От заката до утра

Мечут ряд колод неверных

 Завитые шулера.

Хорошо по докам порта

 И слоняться, и лежать,

И с солдатами из форта

 Ночью драки затевать.

Иль у знатных иностранок

 Дерзко выклянчить два су,

Продавать им обезьянок

С медным обручем в носу.

А потом бледнеть от злости,

 Амулет зажать в полу,

 Все проигрывая в кости

 На затоптанном полу.

Но смолкает зов дурмана,

Пьяных слов бессвязный лет,

Только рупор капитана

Их к отплытью призовет.

1910

Ответы и баллы

№ задания

Ответы

Баллы

1.

Лоб-чело; глаз – око, земля –персть,   щека – ланиты, шея –выя.

2

2.

Ямб -

2

3.

В.А. Жуковский

2

4.

Отсёк бороду у колдуна (карлы) за то,  что тот похитил Людмилу.

2

5.

Древнеегипетские мифы – любовь Осириса и Исиды; «Поэма о Гильгамеше» дружба Гильгамеша и Энкиду; мифы Индии – дружба братьев Пандавов и их любовь к Драупади; любовь Рамы и Ситы; библейские сказания – любовь Соломона и царицы Савской…

2

6.

Стихотворение написано в 1836 г, т.к. открыт Лицей в 1811году…

2

7.

«Ласточка» -Гулливер, роман Д.Свифта «Путешествие Гулливера»; «Арго» - Аргонавты, миф о Золотом руне.

2

8.

«С первого щелка

Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка
Лишился поп языка,

А с третьего щелка

Вышибло ум у старика».

2

9.

4

10.

10



Предварительный просмотр:

7 класс.Олимпиада по литературе.

1.Назовите три основных рода литературы.

2.Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:

а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

б) Из того ли города из Мурома,

     Из того ли села да Карачарова…

в) Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастной случай берегут.

3 Определите стихотворный размер следующих строк:

Науки юношей питают,

 Отраду старым подают,

4.Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.

На чужой стороне и весна …

Лес рубят-…

До слова крепись, а…

5. Прочитайте  стихотворение  Б.Пастернака.

Плетемся по грибы.                                            Но время в сентябре

Шоссе. Леса. Канавы.                                          Отмерено так куце!

Дорожные столбы                                                 Едва ль до нас заре

Налево и направо.                                                 Сквозь чащу дотянуться.

С широкого шоссе                                                Набиты кузовки,

Идем во тьму лесную.                                          Наполнены корзины.

По щиколку в росе                                                Одни боровики

Плутаем врассыпную.                                         У доброй половины.

А солнце под кусты                                              Уходим. За спиной

На грузди и волнушки                                          Стеною лес недвижный,

Чрез дебри темноты                                              Где день в красе земной

Бросает свет с опушки.                                          Сгорел скоропостижно.

Гриб прячется за пень,

На пень садится птица.

Нам вехой – наша тень,

Чтобы с пути не сбиться.

Определите значения выделенных слов. Подберите к ним синонимы. Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.

6.В стихотворении  Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их  употребление.

7.Подумайте, почему в стихотворении используются слова с общим, а не конкретным значением: гриб вообще, а не масленок и т.д., птица вообще, а не синица, например. Объясните содержанием текста.

8. Объясните следующие строки:

Где день в красе земной

Сгорел скоропостижно.

Как называется это выразительно-изобразительное средство?

9.Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно- изобразительное средства? Что поэт называет земной красотой?

Ответы.

1.Эпос, лирика, драма. 3 балла.

2. 6 баллов.

а)  житие  священнослужителя Ермолая-Еразма  «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

б) былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

в) «Ода на день восшествия на всероссийский престол ея Величества Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В.Ломоносова

3. 6 баллов.

На чужой стороне и весна не красна. Патриотическая пословица говорит о любви к родной земле, о тоске по ней на чужбине.

Лес рубят  - щепки летят. Во время тяжелого испытания часто страдают невинные, не причастные к этому делу люди.

До слова крепись,а давши слово, держись. Человек должен быть верен своему слову, как бы трудно ему ни приходилось.

4.1 балл. Ямб.

5. 6 баллов.

Слова плетемся и плутаем имеют разговорную окраску и вносят оттенок непринужденности, что соответствует теме стихотворения. Эти два слова очень выразительны по значению. Плестись означает не просто  «идти», а «идти медленно, вяло». И мы представляем, как очень рано встали грибники, не выспались, как холодно и неуютно в осеннем лесу. Грибы ещё впереди, а пока – зябко, хочется спать. Потому и двигаются они вяло, плетутся.

Слово плутать позволяет представить, как грибники ходили в разных направлениях, разыскивая грибы, иногда, увлекаясь, теряли дорогу, направление. Такие точно подобранные по значению и окраске слова помогают читателю представить изображенное конкретно, как бы увидеть его.

6. 4 балла. «Гриб прячется за пень». Грибникам кажется, что грибы играют с ними в прятки. «А солнце… бросает свет с опушки».Солнечные лучи слабо освещают лес.

7.2 балла.

8. 2 балла.Метафора.

9.10 баллов.

В стихотворении описан обычный осенний день в обыкновенном лесу, проведенный автором с какими-то людьми (о них ничего не сказано) за обычным занятием- сбором грибов. Здесь не описана подробно и конкретно  ни красота осеннего леса, ни прелесть найденных грибов. Не сказано ни слова о радости грибной удачи (набрали столько отменных грибов - одни боровики у  доброй половины). Автор так сдержан и скуп на слова и оценки, наверное, потому, что он показывает красоту естественной, обычной жизни человека и природы. Все, что вокруг, что привычно, и есть краса земная, - утверждает Борис Пастернак.

Всего 40 баллов.



Предварительный просмотр:

                          

                               8 класс.  Часть 1.  

1.  Определите  автора, название произведения по данному отрывку:

   а)   Увы! Какая пустота в столице российской! Все тихо, все печально. На улицах не видно никого, кроме слабых старцев и женщин, которые с унылыми лицами идут в церковь молить бога, чтобы он отвратил грозную тучу от Русского царства, даровал победу православным воинам и рассеял сонмы литовские. Добросердечный, чувствительный царь стоит на высоком крыльце своем и с нетерпением ожидает вести от начальников воинства, пошедшего навстречу врагам многочисленным. Боярин Матвей неразлучен с царем благочестивым. «Государь! – говорит он. – Надейся на бога и на храбрость своих подданных, храбрость, которая отличает их от всех иных народов. Страшно разят мечи российские; тверда, подобно камню, грудь сынов твоих – победа будет всегда верною их подругою». – Так говорил боярин; думал о благе отечества – и тосковал о своей дочери.

б)  «Я  добрался наконец до  угла  леса,  но  там  не  было  никакой дороги: какие-то некошеные, низкие кусты широко расстилались передо мною, а за ними, далеко-далеко,  виднелось  пустынное поле.  Я  опять  остановился.  "Что  за  притча?..  Да где же я?"  Я  стал припоминать,  как и  куда ходил в  течение  дня...  "Э!  да это Парахинские кусты!  - воскликнул я наконец, - точно! Вон это,  должно быть,  Синдеевская роща...  Да  как же  это я  сюда зашел?  Так

далеко?.. Странно! Теперь опять нужно вправо взять".

 

 

   в) «…ничего не видал, кроме деревушки, окружённой бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда  сена, полузанесённые снегом; с другой – скривившаяся  мельница, с лубочными  крыльями,  лениво  опушенными…улицы были тесны и кривы; избы низки и большею частию покрыты соломою».      

   г) « Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый  кое-как застеклёнными окнами  -  ни забор,  ни ворота,  ни сенцы,  ни наличники, ни ставни» .

   д) « Осень стояла теплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало так, что можно было ходить в рубашке, дожди выпадали редко и казались  случайными,  ненароком занесенными откуда-то из непогодья…Трава на нашей полянке, пожелтевшая  и сморщенная, всё же осталась живой и мягкой, на ней  возились  свободные от игры, а лучше сказать, проигравшиеся ребята».

  (По одному баллу за правильно названное произведение,

максим. балл за 1 задание-5)

2. Перед вами  термины, которые были собраны в три группы, но нечаянно перепутались. Определите, какие это группы, дайте название каждой группе слов, сделайте исправления.  

   а)     дактиль                  а) сравнение                        а) аллегория  

   б)     рассказ                   б) ямб                                   б) басня

   в)     роман                      в) анапест                           в) баллада  

   г)     хорей                       г) метафора                        г) поэма      

   д)    эпитет                    д) олицетворение                д) антитеза

  е)      гипербола                е) пословица                        е) инверсия


(3 балла)     

3. Напишите литературоведческую статью: «Гипербола  -  это…».

( 1 балл)

   

4.  Соотнесите имя и фамилию русских и зарубежных писателей.

   1) Иван Алексеевич                          1) Маршак  

   2) Роберт                                            2) Метерлинг

   3) Михаил Юрьевич                          3) Бунин

   4) Василий Андреевич                      4) Жуковский  

   5)  Роберт Льюис                               5) Крылов

   6) Самуил Яковлевич                        6) Бёрнс

   7) Иван  Андреевич                           7) Стивенсон

   8)  Морис                                            8) Лермонтов  

(8 баллов, по 1 баллу за каждый правильный ответ)  

5.  Определите автора,  размер и рифму данных стихотворений:  

        а) Ещё в полях белеет снег,  

            А воды уж весной шумят -  

            Бегут и будят сонный брег,

            Бегут и блещут и гласят…    

       б)  Подай, Фелица, наставленье:

            Как пышно и правдиво жить

            Как укрощать страстей  волненье

            И счастливым  на свете быть…    

        в) Открылась бездна, звёзд полна

            Звездам числа нет, бездне дна.  

      г)  Однажды,  в студёную зимнюю пору

           Я  из лесу вышел; был сильный  мороз.  

            Гляжу, поднимается медленно в гору  

            Лошадка, везущая  хворосту воз.  


(По 1 баллу за правильный ответ,  макс. баллов – 4)

     

6.   В  предложении: « Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался   хрустальными звёздами»  -  выделенные слова являются:

          а)  логическими определениями

          б)  постоянными эпитетами

          в)  эпитетами    

(1 балл)

  1. Назовите стилистические  изобразительно-выразительные средства, используемые  в народной сказке (привести примеры)

  (По 1 баллу,  максим. количество баллов – 9)

 

  1. Какую форму для написания «Капитанской дочки» избрал автор?  

              а)  эпистолярная                 б) мемуарная

              в)  дневниковая                   г) объективно-повествовательная

(1 балл)  

   9.  Какие символические цвета использует А.С.Пушкин для изображения  Пугачёва?

        а)    чёрный, зелёный, золотой;

        б)    белый, голубой, серебряный;

        в)     белый, красный, чёрный;

        г)    красный, синий, белый;  

(1 балл)

 

10.    Назовите героинь из известных вам произведений:  

      а)  « Смуглая….набелена была по уши, насурьмлена…,  фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как  парик  Людовика 14; рукава … торчали, как фижмы…, талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери…сияли на её пальцах, шее и ушах»        

     б)   «Ей было 17 лет , и красота её была в полном цвете. Отец любил её до безумия…она не имела подруг и выросла в уединении…Редко наша красавица являлась среди гостей…Имела прекрасный голос и большие музыкальные  способности»  

     в)  «Когда она  улыбалась, её тёмные, как вишни , зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым… Вся она  -  тёмная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом»  

  (По одному баллу за каждый правильный ответ, макс. 3 балла)

 11.     Роман – это…  

              (1 балл)

 

   12. Во фразе: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яростью»-автор использует:  

 

      а) метонимию?     б) олицетворение ?   в) метафору?

(1 балл)  

13.  Произведение  Е.И. Носова  «Живое пламя» по жанру:  

      а)  очерк;       б)  воспоминания;     в) рассказ;

(1 балл)  

14.  Композиция рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»:  

       а)  рамочная;       б) ретроспективная;      в) последовательная;  

(1 балл)    

                                   Часть 2.     Творческое задание.

Напишите  сказку, в  которой  участвовали бы  следующие  герои:   Буратино, дядя Стёпа,   Маленький принц,  Баба Яга,  золотая  рыбка.    (10 баллов)

Макс. количество баллов  за все задания - 50

ОТВЕТЫ  к олимпиаде по литературе ( 8  класс)

1.     а) Н.М. Карамзин  «Наталья, дочь боярская»

       б) И.С. Тургенев  «Бежин луг»  

       в) А.С.Пушкин «Капитанская дочка»  

       г) В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»  

       д) В.Г.Распутин «Уроки французского»                                                            (Всего  5б., по 1 баллу за правильный ответ)

2.   Жанры,  тропы, стихотворные размеры   (3 балла, по 1б. за прав. ответ) 

                                                               

3.  Гипербола   -  это    (от др.-греч. περβολή — «переход», «преувеличение») — стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли… (1 балл)    

                                                                                                 

4.   1- 3;   2 - 6;   3 - 8;  4 - 4;   5 – 7 ;  6 – 1 ;  7 – 5 ;  8 – 2      (8 баллов) 

                                       

5.    а) ямб, перекрёстная – Тютчев  (1 балл)                                                                                

      б) ямб, перекрёстная  - Державин  (1 балл)                                                                                                                                                            

      в) ямб, парная     -   Ломоносов  (1 балл)                                                                                                                                                                

      г) амфибрахий, перекрёстная – Некрасов    (1 балл)

 Всего 4 балла

                                                                                                                                             

6.  в) – 1 балл        

     

7.   Параллелизмы, символика, гиперболы, инверсии, тавтология, сросшиеся

   синонимы, постоянные эпитеты, повторные приставки, уменьшительные

     (увеличительные)  суффиксы    - макс. 9 баллов, по 1 баллу за прав. ответ)

                                                                                 

8.   б)        -1 балл   

     

     9. в)     - 1 балл  

 

10.  а)  А.С.Пушкин «Барышня – крестьянка» - Лиза Муромская    

                             1 балл

      б) А.С.Пушкин « Дубровский» - Марья Кирилловна Троекурова                           1балл

      в) М.Горький   «Детство» - бабушка Акулина Ивановна                                         1балл. 

 11.  Роман — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный нестандартный период его жизни.- 1 балл. 

 12.  б)    - 1 балл.         

 13. в)  - 1 балл.      

   14.  в)      -1 балл. 

 

Часть 2.  Творческое задание     -   10б.  

    

                                                                              ВСЕГО:    50б.  



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению муниципального  этапа Всероссийской олимпиады по литературе

        Проведение предметной Олимпиады по литературе  стимулирует повышение  интереса учащихся к предмету, способствует повышению статуса учебной дисциплины и пропаганду научных знаний. Основными целями и  задачами  при проведении муниципального этапа является выявление одарённых детей для их участия в следующем (региональном этапе) Олимпиады.    

        Основным заданием олимпиады является комплексный анализ прозаического текста и интерпретация поэтического текста, что позволяет выявить творческие способности учащихся, их целостное восприятие текста,  умение истолковать  и оценить  произведение. Школьникам предлагается написать отзыв (7-8 класс),  рецензию (9-11классы) на рассказ русского писателя или стихотворение (9-11класс).  

         Для выполнения комплексного анализа текста  школьники должны владеть  теоретико-литературными знаниями и навыками в  написании связного текста.

          Требования к уровню подготовки школьников, принимающих участие в муниципальном  этапе Олимпиады:

  1. знать деление литературы на роды, жанры, жанровые системы;
  2. знать особенности драмы, эпоса и лирики;
  3. иметь представление об особенности поэтики;
  4. владеть навыками комплексного анализа прозаического и поэтического текста: уметь определять тему, формулировать идею, проблематику предложенного произведения; выявлять особенности  композиции, определять своеобразие построения сюжета, обозначать художественное время и пространство,  выявлять систему образов;   определять роль изобразительно-выразительных средств языка, используемых при раскрытии авторского замысла;
  5. применять  знание основных фактов жизни и творчества писателей- классиков, а также уметь выявлять  социокультурный, историко- культурный, философский контекст произведения.
  6.  владеть навыками построения целостного  письменного высказывания.

Процедура проведения муниципального этапа олимпиады по литературе

Муниципальный  этап Олимпиады проводится в один день

         Участниками олимпиады по литературе являются учащиеся 7, 8 , 9, 10, 11 классов государственных, муниципальных общеобразовательных учреждений общего среднего образования.         Олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно шифруются. Оцениваются работы в баллах в соответствии с разработанными критериями.

        Для обеспечения проведения  муниципального этапа олимпиады формируются комитеты и жюри на местах. Время выполнения заданий – 5 астрономических часов (для написания комплексного анализа прозаического текста)  и 4 часа (для написания комплексного анализа поэтического текста), оно отсчитывается  от момента доведения текстов заданий до участников олимпиады. По истечении времени выполнения заданий, работы школьников собираются  и сдаются жюри.

        Участникам при выполнении олимпиадных заданий запрещено пользоваться справочной литературой. Во время   выполнения заданий в аудитории находятся лица, ответственные за сопровождение олимпиады.         Победители и призёры муниципального тура олимпиады допускаются к очередному региональному этапу Олимпиады.

                                   Задания для учащихся.  

Для учащихся 7-8 классов написать отзыв на предложенный рассказ.

Для учащихся 9-10 -11классов сделать комплексный анализ  прозаического или поэтического текста.

 

    Критерии оценивания

  1. Комплексный анализ текста

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) - до 20 баллов;

- знание социокультурного, историко-культурного, историко-биографического, философского контекста произведения – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию - до 10 баллов;

- композиционная стройность изложения, язык и стиль выполненной работы – до 10 баллов.

 Общая сумма баллов – 50.

2.Интерпретация поэтического текста

- глубина и самостоятельность понимания проблемы - до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико – синтаксическое  и фонетическое своеобразие - до 10 баллов;

-восприятие образа лирического героя и умение его интерпретировать, давать характеристику поэтической индивидуальности автора, умение выражать свои мысли и чувства- до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность, изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

 Общая сумма баллов – 50.



Предварительный просмотр:

7-8 класс

А.П. Чехов

РАЗМАЗНЯ

На днях я пригласил к себе в кабинет  гувернантку  моих  детей,  Юлию

Васильевну. Нужно было посчитаться.

- Садитесь, Юлия Васильевна! - сказал я  ей. -  Давайте  посчитаемся.

Вам наверное нужны деньги, а вы такая церемонная, что сами не  спросите...

Ну-с... Договорились мы с вами по тридцати рублей в месяц...

- По сорока...

- Нет, по тридцати... У меня записано... Я всегда платил гувернанткам

по тридцати. Ну-с, прожили вы два месяца...

- Два месяца и пять дней...

- Ровно два месяца... У  меня  так  записано.  Следует  вам,  значит,

шестьдесят рублей... Вычесть девять воскресений... вы ведь не занимались с

Колей по воскресеньям, а гуляли только... да три праздника...

Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но... ни слова!..

- Три праздника... Долой, следовательно, двенадцать рублей...  Четыре

дня Коля был болен и не было  занятий...  Вы  занимались  с  одной  только

Варей... Три дня у вас болели зубы, и моя жена позволила вам не заниматься

после обеда... Двенадцать и семь - девятнадцать.  Вычесть...  останется...

гм... сорок один рубль... Верно?

Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой.  Подбородок

ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но - ни слова!..

- Под Новый год вы  разбили  чайную  чашку  с  блюдечком.  Долой  два

рубля... Чашка стоит дороже, она фамильная, но... бог с вами! Где наше  не

пропадало? Потом-с, по вашему недосмотру Коля полез  на  дерево  и  порвал

себе сюртучок... Долой  десять...  Горничная  тоже  по  вашему  недосмотру

украла у Вари ботинки. Вы должны за всем смотреть. Вы жалованье получаете.

Итак, значит, долой еще пять... Десятого января вы  взяли  у  меня  десять

рублей...

- Я не брала, - шепнула Юлия Васильевна.

- Но у меня записано!

- Ну, пусть... хорошо.

- Из сорока одного вычесть двадцать семь - останется четырнадцать...

Оба  глаза  наполнились  слезами...  На  длинном  хорошеньком  носике

выступил пот. Бедная девочка!

- Я раз только брала, - сказала она дрожащим  голосом. -  Я  у  вашей

супруги взяла три рубля... Больше не брала...

- Да? Ишь ведь, а у меня и не записано! Долой  из  четырнадцати  три,

останется одиннадцать... Вот вам ваши деньги, милейшая! Три... три, три...

один и один... Получите-с!

И я подал ей одиннадцать рублей... Она взяла и  дрожащими  пальчиками

сунула их в карман.

- Merci, - прошептала она.

Я вскочил и заходил по комнате. Меня охватила злость.

- За что же merci? - спросил я.

- За деньги...

- Но ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас!

За что же merci?

- В других местах мне и вовсе не давали...

- Не давали? И не мудрено! Я пошутил  над  вами,  жестокий  урок  дал

вам... Я отдам вам все ваши  восемьдесят!  Вон  они  в  конверте  для  вас

приготовлены!  Но  разве  можно  быть  такой  кислятиной?  Отчего  вы   не

протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом  свете  не  быть  зубастой?

Разве можно быть такой размазней?

Она кисло улыбнулась, и я прочел на ее лице: "Можно!"

Я попросил у нее прощение за жестокий урок и отдал ей, к великому  ее

удивлению, все восемьдесят. Она робко замерсикала и вышла... Я поглядел

ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!



Предварительный просмотр:

Олимпиада по литературе (7 класс)

Интерпретация поэтического текста

И.А. Бунин «Детство» (1903-1906)

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шелк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

При работе с текстом стихотворения обратите внимание на следующие вопросы:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так думаешь, так чувствуешь?
  2. Какой мелодический ритм ты почувствовал? Как он создается автором? Пронаблюдайте за рифмовкой; размером; длиной строки, стиха; делением произведения на строфы или его отсутствием; повтором гласных звуков; повтором согласных звуков; интонацией.

Объясните художественный смысл авторских приёмов.

  1. Какая картина создана вашим воображением (что происходит, где, когда)?
  2. Какие микротемы (мотивы) и каким образом развиваются в каждой части произведения? Как они связаны между собой? Какая тема становится главной и почему?
  3. Какие художественные образы и какими средствами поэтической речи (метафоры, эпитеты и т.д.) создает поэт? Объясните смысл этих поэтических образов, выразите своё отношение к каждому из них. Как взаимосвязаны эти поэтические образы? Какие читательские ассоциации (мысли, чувства, представления) они вызывают?
  4. Каков лирический герой стихотворения? какие чувства, эмоции он выражает, какие детали (звуковые, цветовые, световые, предметные) привлекают внимание лирического героя, почему? какие реалии (объекты, детали, предметы) вызывают ассоциации лирического героя, о чём размышляет герой; какие стороны бытия его интересуют?
  5. Какова основная мысль произведения (поэтическая идея, смысл)?
  6. Как в произведении отразились особенности мировосприятия поэтом действительности?

Олимпиада по литературе (8 класс)

Интерпретация поэтического текста

С.Я. Маршак «Абхазские розы»

О ней поют поэты всех веков,
Нет в мире ничего нежней и краше,
Чем этот сверток алых лепестков,

Раскрывшийся благоуханной чашей.

Как он прекрасен, холоден и чист, -
Глубокий кубок, полный аромата.
Как дружен с ним простой и скромный лист,
Темно-зеленый, по краям зубчатый.

За лепесток заходит лепесток,
И все они своей пурпурной тканью
Струят неиссякающий поток
Душистого и свежего дыханья.

Я это чудо видел на окне
Одной абхазской деревенской школы.
И тридцать рук в дорогу дали мне
По красной розе, влажной и тяжелой.

Охапку роз на север я увез,
Цветы Кавказа - в Ленинград далекий.
И пусть опали тридцать красных роз, -
На память мне остались эти строки.

При работе с текстом стихотворения обратите внимание на следующие вопросы:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так думаешь, так чувствуешь?
  2. Какой мелодический ритм ты почувствовал? Как он создается автором? Пронаблюдайте за рифмовкой; размером; длиной строки, стиха; делением произведения на строфы или его отсутствием; повтором гласных звуков; повтором согласных звуков; интонацией.

Объясните художественный смысл авторских приёмов.

  1. Какая картина создана вашим воображением (что происходит, где, когда)?
  2. Какие микротемы (мотивы) и каким образом развиваются в каждой части произведения? Как они связаны между собой? Какая тема становится главной и почему?
  3. Какие художественные образы и какими средствами поэтической речи (метафоры, эпитеты и т.д.) создает поэт? Объясните смысл этих поэтических образов, выразите своё отношение к каждому из них. Как взаимосвязаны эти поэтические образы? Какие читательские ассоциации (мысли, чувства, представления) они вызывают?
  4. Каков лирический герой стихотворения? какие чувства, эмоции он выражает, какие детали (звуковые, цветовые, световые, предметные) привлекают внимание лирического героя, почему? какие реалии (объекты, детали, предметы) вызывают ассоциации лирического героя, о чём размышляет герой; какие стороны бытия его интересуют?
  5. Какова основная мысль произведения (поэтическая идея, смысл)?
  6. Как в произведении отразились особенности мировосприятия поэтом действительности?

Олимпиада по литературе (9 класс)

Интерпретация поэтического текста

А.С. Пушкин «Дорожные жалобы» (1830)

Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.

Не в наследственной берлоге,
Не средь отческих могил,
На большой мне, знать, дороге
Умереть господь судил,

На каменьях под копытом,
На горе под колесом,
Иль во рву, водой размытом,
Под разобранным мостом.

Иль чума меня подцепит,
Иль мороз окостенит,
Иль мне в лоб шлагбаум влепит
Непроворный инвалид.

Иль в лесу под нож злодею
Попадуся в стороне,
Иль со скуки околею
Где-нибудь в карантине.

Долго ль мне в тоске голодной
Пост невольный соблюдать
И телятиной холодной
Трюфли Яра вспоминать?

То ли дело быть на месте,

По Мясницкой разъезжать,

О деревне, о невесте

На досуге помышлять!

То ли дело рюмка рома,
Ночью сон, поутру чай;
То ли дело, братцы, дома!..
Ну пошел же, погоняй!..

При работе с текстом стихотворения обратите внимание на следующие вопросы:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так думаешь, так чувствуешь?
  2. Какой мелодический ритм ты почувствовал? Как он создается автором? Пронаблюдайте за рифмовкой; размером; длиной строки, стиха; делением произведения на строфы или его отсутствием; повтором гласных звуков; повтором согласных звуков; интонацией.

Объясните художественный смысл авторских приёмов.

  1. Какая картина создана вашим воображением (что происходит, где, когда)?
  2. Какие микротемы (мотивы) и каким образом развиваются в каждой части произведения? Как они связаны между собой? Какая тема становится главной и почему?
  3. Какие художественные образы и какими средствами поэтической речи создает поэт? Объясните смысл этих поэтических образов, выразите своё отношение к каждому из них. Как взаимосвязаны эти поэтические образы? Какие читательские ассоциации (мысли, чувства, представления) они вызывают?
  4. Как характеризуют лирического героя стихотворения особенности эмоционального восприятия им мира, избирательность его внимания, его ассоциации, его размышления?
  5. Какова основная мысль произведения (поэтическая идея, смысл)?
  6. Как в произведении отразились особенности мировосприятия поэтом действительности?

Олимпиада по литературе (10 класс)

Интерпретация поэтического текста

Н. Заболоцкий «Гроза» (1946 г.)

Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница,
Тень от тучи легла, и слилась, и смешалась с травой.
Все труднее дышать, в небе облачный вал шевелится,
Низко стелется птица, пролетев над моей головой.

Я люблю этот сумрак восторга, эту краткую ночь вдохновенья,
Человеческий шорох травы, вещий холод на темной руке,
Эту молнию мысли и медлительное появленье
Первых дальних громов - первых слов на родном языке.

Так из темной воды появляется в мир светлоокая дева,
И стекает по телу, замирая в восторге, вода,
Травы падают в обморок, и направо бегут и налево
Увидавшие небо стада.

А она над водой, над просторами круга земного,
Удивленная, смотрит в дивном блеске своей наготы.
И, играя громами, в белом облаке катится слово,
И сияющий дождь на счастливые рвется цветы.

При работе с текстом стихотворения обратите внимание на следующие вопросы:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так думаешь, так чувствуешь?
  2. Какой мелодический ритм ты почувствовал? Как он создается автором? Пронаблюдайте за рифмовкой; размером; длиной строки, стиха; делением произведения на строфы или его отсутствием; повтором гласных звуков; повтором согласных звуков; интонацией.

Объясните художественный смысл авторских приёмов.

  1. Какая картина создана вашим воображением (что происходит, где, когда)?
  2. Какие микротемы (мотивы) и каким образом развиваются в каждой части произведения? Как они связаны между собой? Какая тема становится главной и почему?
  3. Какие художественные образы и какими средствами поэтической речи создает поэт? Объясните смысл этих поэтических образов, выразите своё отношение к каждому из них. Как взаимосвязаны эти поэтические образы? Какие читательские ассоциации (мысли, чувства, представления) они вызывают?
  4. Как характеризуют лирического героя стихотворения особенности эмоционального восприятия им мира, избирательность его внимания, его ассоциации, его размышления?
  5. Какова основная мысль произведения (поэтическая идея, смысл)?
  6. Как в произведении отразились особенности мировосприятия поэтом действительности?

Олимпиада по литературе (11 класс)

Интерпретация поэтического текста

Ю. Левитанский «Ну, что с того, что я там был...»

Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней. Не помню дат.
Ни тех форсированных рек.

(Я неопознанный солдат.
Я рядовой. Я имярек.
Я меткой пули недолет.
Я лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед -
я в нем как мушка в янтаре.)

Но что с того, что я там был.
Я все избыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней.
Названий вспомнить не могу.

(Я топот загнанных коней.
Я хриплый окрик на бегу.
Я миг непрожитого дня.
Я бой на дальнем рубеже.
Я пламя Вечного огня
и пламя гильзы в блиндаже.)

Но что с того, что я там был,
в том грозном быть или не быть.
Я это все почти забыл.
Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне -
она участвует во мне.
И отблеск Вечного огня
дрожит на скулах у меня.

(Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от тех снегов, от той зимы.
И с той землей, и с той зимой
Уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже
моих следов не различить).

Но что с того, что я там был!..

При работе с текстом стихотворения обратите внимание на следующие вопросы:

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение? Почему ты так думаешь, так чувствуешь?
  2. Какой мелодический ритм ты почувствовал? Как он создается автором? Пронаблюдайте за рифмовкой; размером; длиной строки, стиха; делением произведения на строфы или его отсутствием; повтором гласных звуков; повтором согласных звуков; интонацией.

Объясните художественный смысл авторских приёмов.

  1. Какая картина создана вашим воображением (что происходит, где, когда)?
  2. Какие микротемы (мотивы) и каким образом развиваются в каждой части произведения? Как они связаны между собой? Какая тема становится главной и почему?
  3. Какие художественные образы и какими средствами поэтической речи создает поэт? Объясните смысл этих поэтических образов, выразите своё отношение к каждому из них. Как взаимосвязаны эти поэтические образы? Какие читательские ассоциации (мысли, чувства, представления) они вызывают?
  4. Как характеризуют лирического героя стихотворения особенности эмоционального восприятия им мира, избирательность его внимания, его ассоциации, его размышления?
  5. Какова основная мысль произведения (поэтическая идея, смысл)?
  6. Как в произведении отразились особенности мировосприятия поэтом действительности?

Критерии оценивания работ (для проверяющих):

- глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в задании (истолкование настроения и замысла автора, определение темы и основной мысли поэтического текста) – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие) – до 10 баллов;

- восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по литературе: «Путешествие в страну Литературию» (обобщающая игра по курсу литературы 5 класса)

Внеклассное занятие является заключительным при узучении литературы 5 класса. Призвано обобщить изученный материал, систематизировать знания и умения обучающихся....

Контроль знаний по литературе учащегося 8 класса по темам: " Русская литература и история.Устное народное творчество.Из древнерусской литературы".

Данная конрольная работа составлена по разделам учебника-хрестоматии В.Я. Коровиной: " Русская литература и история", "Устное народное творчество", "Из древнерусской литературы". Эта разработка позвол...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры...