Рабочая программа по русскому языку, литературе 10 класс 2014 - 2015
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г.Балаково Саратовской области
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ______________ Жулёва И.Е. Протокол №1 от 29.08.2014г. | СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УВР ___________Глухова Н.М. 30.08.2014г. | УТВЕРЖДЕНА Директор МАОУ СОШ №16 Т.Г.Запяткина Приказ № 552 от 01.09.2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Русский язык. Региональный компонент.
для 10 А, 10 Б классов на 2014 – 2015 учебный год
Фисивной Любови Павловны
Пояснительная записка.
Рабочая программа по русскому языку – региональный компонент - составлена с учетом учебного плана МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области, для 10 класса, объеме 35часов (1 ч в неделю). предполагает использование часов, выделяемых в региональном компоненте, с целью обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по русскому языку, сформированных у учащихся на ступенях начальной и основной школы, и подготовки к Единому государственному экзамену. Срок реализации рабочей программы - 1 год
В связи с модернизацией российского образования, введением нового Федерального базисного учебного плана, а также Единого государственного экзамена обновлены требования к уровню подготовки учащихся в выпускных классах полной (средней) школы, в том числе и по русскому языку. Выпускники должны научиться осмысливать связь языка, истории и культуры, освоить такие понятия, как речевая ситуация и ее компоненты, нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, сформировать умение осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач, проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей.
Особое внимание при повторении и обобщении курса русского языка в 10, 11 классах должно быть уделено работе с текстом, его анализу, а также конструированию текстов различных жанров.
Программа является примерной и позволяет учителю самостоятельно распределять материал и время для его повторения и обобщения в зависимости от степени подготовленности учащихся.
Примерная программа по русскому языку для регионального компонента представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки выпускников.
Основное содержание программы
(70 часа)
Нормы современного русского литературного языка
(35 часов)
Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы. Принципы русской орфографии. Фонематический принцип.
Состав слова и словообразование. Корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевое окончание и отсутствие окончания. Основные способы словообразования. Морфологический и неморфологический способы образования слов. Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования.
Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы.
Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. Существительные склоняемые и несклоняемые. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. Спряжение глаголов. Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные. Наречия и наречные выражения. Служебные части речи. Слова категории состояния. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов. Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности.
Трудные вопросы орфографии. Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих. Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е. Правописание личных окончаний глаголов. Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). Правописание предлогов.
Синтаксис и пунктуация. Текст, основы его анализа и продуцирования
(35 часов)
Трудные вопросы синтаксиса и синтаксические нормы. Виды подчинительной связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание). Грамматическая основа предложения. Сказуемые простые глагольные, составные глагольные, составные именные. Односоставные простые предложения. Однородные члены предложения с повторяющимися и двойными (парными) союзами. Конструкции, осложняющие структуру предложения. Сложные предложения союзные и бессоюзные. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений. Сравнительные обороты и придаточные сравнительные. Сложные предложения с разными видами связи.
Трудные вопросы пунктуации. Употребление тире и двоеточия в предложениях разного типа. Обособление определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Запятая перед союзом как. Запятая на стыке двух союзов.
Текст и его основные признаки. Смысловая и композиционная цельность текста. Последовательность предложений в тексте. Основные средства связи предложений в тексте.
Функциональные стили и функционально-смысловые типы речи. Основные признаки разговорного, официально-делового, научного, публицистического стилей и стиля художественной литературы. Описание, повествование, рассуждение.
Выразительные средства в тексте. Тропы и фигуры речи. Средства выразительности фонетики и словообразования.
Основы продуцирования текста. Основные единицы текстообразования: предложение, абзац, сложное синтаксическое целое. Абзац, его разновидности, функции абзацев. Структура текста: вступление, основная часть, заключение. Тема-рематическое движение мысли в тексте. Отзыв, рецензия, эссе.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате обобщения и систематизации курса русского языка выпускник должен
- Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа
- Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип текста или его фрагмента
- Различать разговорную речь, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы
- Адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и
- скрытую информацию)
- Читать тексты разных стилей и жанров
- Владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым)
- Извлекать информацию из различных источников
- Свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой
- Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения
- Свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)
- Адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному
- Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка
- Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
- Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты
Поурочное планирование занятий по русскому языку
в рамках часов регионального компонента
при реализации программы «Русский язык. 10 –11 класс»
10 класс
№ | Содержание | Общее кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Контроль, л/р, п/р и т. д. | класс | коррект | коррект | |
10 «а» | 10 «б» | |||||||
1 | Знакомство с демонстрационной версией текущего года. | |||||||
2 | Анализ основных тем, представленных в демо-версии. На дом: выполнение теста демо-версии. | |||||||
3 | Трудные вопросы фонетики и нормы произношения. | |||||||
4 | Звуки и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Разделительные ъ и ь. | |||||||
5 | Непроизносимые согласные. Озвончение и оглушение согласных. Основные орфоэпические и акцентологические нормы. | |||||||
6 | Принципы русской орфографии. Фонематический принцип. | |||||||
7 | Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста демо-версии. | |||||||
8 | Состав слова и словообразование. | |||||||
9 | Состав слова и словообразование. | |||||||
10 | Корень, приставка, суффикс, окончание. | |||||||
11 | Нулевое окончание и отсутствие окончания. | |||||||
12 | Основные способы словообразования. | |||||||
13 | Морфологический и неморфологический способы образования слов | |||||||
14 | Морфологический и неморфологический способы образования слов | |||||||
15 | Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования. | |||||||
16 | Приставочно-суффиксальный и приставочный или суффиксальный способы словообразования. | |||||||
17 | Основные вопросы лексикологии и точность словоупотребления. | |||||||
18 | Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Синонимы, антонимы, паронимы. Фразеологизмы. | |||||||
19 | Трудные вопросы морфологии и нормы употребления частей речи. | |||||||
20 | Существительные склоняемые и несклоняемые. | |||||||
21 | Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен числительных. | |||||||
22 | Спряжение глаголов. | |||||||
23 | Причастия действительные и страдательные. Страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные | |||||||
24 | Наречия и наречные выражения. Служебные части речи. Переходные явления в системе частей речи как способ образования грамматических омонимов. Продуктивные (субстантивация, адъективация, адвербиализация, предикативация, препозиционализация, интеръективация) и непродуктивные (нумерализация, прономинализация, вербализация, конъюкционализация, модаляция, партикуляция) явления переходности | |||||||
25 | Трудные вопросы орфографии. | |||||||
26 | Чередующиеся гласные в корнях слов. О и Ё после шипящих. | |||||||
27 | Правописание приставок и суффиксов в разных частях речи. | |||||||
28 | Н и НН в полных формах и кратких прилагательных и причастиях, наречиях на О – Е. | |||||||
29 | Правописание личных окончаний глаголов. | |||||||
30 | Не с разными частями речи. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. | |||||||
31 | Местоимения и союзы (так же – также и т.п.). | |||||||
32 | Правописание предлогов. | |||||||
33 | Мониторинг подготовленности к ЕГЭ по пройденным темам | |||||||
34 | Мониторинг подготовленности к ЕГЭ по пройденным темам | |||||||
35 | Анализ ошибок, допущенных при выполнении теста. |
Перечень рекомендуемых учебников
и учебных пособий к программе регионального компонента
«Русский язык. 10–11 классы»
Учебники для теоретической подготовки
1. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – 5-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2005.
2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык: 10–11 кл. – М.: Русское слово, 2008.
3. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
4. Савко И.Э. Русский язык: Теория и практика: Пособие для учащихся старших классов и абитуриентов. – Минск: Харвест, 2004.
5. Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. – Саратов: Лицей, 2005.
6. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 кл.: Учеб. пособие для классов гуманитарного профиля общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
7. «Справочные материалы. Русский язык 5-11 классы. Правила. Таблицы. Схемы» автора Г.Ф. Хлебинской.
8. Хлебинская Г.Ф. «Русский язык для 10-11 классов. Профильный уровень». Издательство «ОНИКС», 2010
Учебные пособия для формирования дидактического материала
1. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену: Русский язык. – М.: Дрофа, 2010.
2. Влодавская Е.А. ЕГЭ 2005. Русский язык. Поурочное планирование. Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. – М.: Издательство «Экзамен», 2005.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Болотник Л.В. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Русский язык. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.
4. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку издательства «Просвещение» и Федерального центра тестирования.
5. Козулина М.В. Русский язык. Проверка готовности к ЕГЭ. – Саратов: Лицей, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/16/picture-128402-1563260874.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе
Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-379780-1389420081.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 10 кл. 2014-2015 уч. г.
Программа разработана на основе учебной линии Н Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС 2014 - 2015
Рабочая программа по русскому языку, литературе 6 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-492365-1412623886.jpg)
рабочая программа по русскому языку 5 класс 2014-2015
рабочая программа для 5классников, которые не идут по ФГОС....
Рабочая программа по английскому языку 5 класс 2014-2015
Рабочая программа к УМК Ю.В. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. УМК «Английский в фокусе» для 5 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/06/picture-94353-1644127891.jpg)
Рабочие программы по русскому языку, литературе, родному (русскому) языку, родной литературе на русском языке - 2021-2022 учебный год
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения основного общего...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967040-1509505278.jpg)
Рабочая программа по русскому языку (практикум) 10класс
Календарно-тематическое планирование к программе по русскому языку (практикум)основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной п...