РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку в 10классе
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Никулина Оксана Анатольевна

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков,  

Л.М. Рыбченкова)  с учетом требований следующих нормативных документов:

  • Закон РФ "Об образовании" № 122-ФЗ в последней редакции от
    01.12.2007 № 313-ФЗ;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего
    образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №
    1089);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
    Министерством образования и науки Российской Федерации к
    использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
    учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc677.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.doc232.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

посёлка городского типа Уруша

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Кулаковская Г.И.

Протокол № ___

                  от «__»____________2012г.


«Согласовано»

Заместитель директора по                              УВР МОУ СОШ

            Семёнова  Н.В.

 «__»________________2012г.

«Утверждено»

на педсовете

 Протокол № ___

                  от

«__»_________________2012г.

                   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

           по русскому  языку в 10классе

                  среднего общего образования

                         (базовый уровень)

            учителя русского языка и литературы

                                  I категории

             Никулиной Оксаны Анатольевны

                             

             

                                 2012 -2013учебный год

         

                 

         

        

                                 

                                                     Пояснительная записка  

Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков,  

Л.М. Рыбченкова)  с учетом требований следующих нормативных документов:

Закон РФ "Об образовании" № 122-ФЗ в последней редакции от
01.12.2007 № 313-ФЗ;

Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования. (Приказ Министерства образования от 05.03.2004 №
1089);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки Российской Федерации к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях.

Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические  высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа  с различными информационными источниками.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательные, практические и общепредметные задачи.

Познавательные задачи:

 - формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке;

 - развитие языкового и эстетического идеала.

Практические задачи:

 - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

 - овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

 - обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Общепредметные задачи:

 - воспитание обучающихся средствами данного предмета;

 - развитие их логического мышления;

 - обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;

 - формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

                                     Сведения о программе

 Планирование составлено на основе   Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобраз. учрежд. авторы-составители: А.И. Власенков,   Л.М. Рыбченкова

Обоснование выбора

Важной особенностью предлагаемой   программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей  программы положены актуальные в настоящее время  идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов  к обучению  русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению  функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.  

В соответствии с вышеуказанными подходами  содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что  предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», «Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

 Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков  использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков  создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  Предлагаемая рабочая программа  предусматривает  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии  с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями;  это  связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и  окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста,  а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

• связь языка и истории, культуры русского и других народов;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

           • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение

• использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

• развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

• самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

                                     

Информация о кол-ве учебных часов. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане.

За счет часов  школьного  компонента в 10-11 классе добавлено по 1ч в неделю, поэтому из расчёта 35 недель – в год – 70 часов, 2 раза в неделю.

Рабочая программа рассчитана на    часов (2ч. в неделю) (35  недель)

Направленность программы - общеобразовательная.

Уровень – базовый.

 Формы организации  образовательного процесса.

 Организация учебного процесса: классно-урочная, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи

Использование на различных видах уроков:

 опорный конспект, творческая работа, лингвистическое исследование текста, наблюдение за природой, подготовка словарных диктантов, составление вопросника к зачету по теме, составление конспекта, опорных таблиц, письмо по памяти, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака; групповая дискуссия синквейн, эссе, ключевые термины; перепутанные логические цепочки; медиапроектроекты ; дидактическая игра, лингвистические карты; исследование текста; работа с тестами; дискуссии, нетрадиционные формы домашнего задания, обсуждение увиденного, знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами, развития критического мышления «Вызов – Осмысление – Рефлексия», диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный.),сочинение,комплексный анализ текста

Методы и приёмы  обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

 - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д);

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

- аудирование;

- информационная переработка устного и письменного текста:

   составление плана текста;

   пересказ текста по плану;

   пересказ текста с использованием цитат;

   переложение текста;

   продолжение текста;

   составление тезисов;

    редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 реферирование;

докладирование;

рецензирование;

аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,  социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

Технологии.

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании  традиционной         технологии обучения, а также элементов других образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как развивающее обучение,  дифференцированное, тестовый контроль знаний в зависимости от склонностей, потребностей и способностей  класса, применение информационно--коммуникативных технологий.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует использование компьютерных и информационно-коммуникационных технологий и средств обучения: мультимедийных уроков виртуальной школы и репетиторов  Кирилла и Мефодия, электронного учебного издания «Библиотека школьника», презентаций, «Программ-тренажеров по русскому языку «Фраза», «1 С: Репетитор». Ключевая компетенция, по определению С. В. Степанова, может быть определена как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которая является заданной (обязательной, необходимой) для качественной, продуктивной деятельности в определенной сфере. В Государственном стандарте по русскому языку определены основные задачи школьного курса русского языка: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.  Во-первых, это электронные уроки и тесты, которые существенно решают проблему наглядности.  На разных этапах уроков русского языка может быть использовано электронное сопровождение в виде презентации.Компьютер становится добрым помощником при демонстрации схем, таблиц, опорных конспектов, к которым учитель может обратиться в любое время (при условии систематизации материала). Можно демонстрировать также задания для фронтальной работы с классом.  В-третьих, неоценимую помощь в работе оказывает электронная универсальная «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», содержащая энциклопедические статьи, иллюстрации, видеофрагменты, виртуальные экскурсии, интерактивные таблицы. Пособие знакомит  пятью видами словарей, что особенно необходимо при словарно-орфографической работе. На уроках литературы с помощью фонотеки, содержащейся в пособии, слушаем живой голос поэтов и писателей, музыку из кинофильмов, звучание музыкальных инструментов.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Обязательные формы контроля

Формы учета достижений

Текущая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

- тестирование

- творческие работы

- проверочная  

   работа

- контрольная                        

  работа

- сочинение

- различные виды

  диктантов

- изложение

-традиционные диагностические и контрольные работы -разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий

Письменный экзамен в новой форме

- ведение

тетрадей по русскому языку

- анализ

текущей

успеваемости

- ведение тетрадей с тестами

- анализ внеучебной

активности учащихся

- участие в

предметных

олимпиадах

- участие в

выставках,

фестивалях,

конкурсах,

соревнованиях

-        участие в
творческих выездах

-        участие в работе
коллективов и
объединений ЦВР

Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даст ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка диктантов

 Оценка «5» выставляется за

 - безошибочную работу;

 - при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте

 - 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок;

 - 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок;

 - 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок;

 - 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены

 - 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;

 - 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 - 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено

 - до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок;

 - 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок;

 - 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок;

 - 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

Оценка дополнительных заданий при диктанте

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка контрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

1

2

3

«5»

 - Содержание темы полностью соответ-ствует теме.

 - Фактические ошибки отсутствуют.

 - Содержание излагается последова-тельно.

 - Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтак-сических конструкций, точностью сло-воупотребления.

 - Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

 - 1 орфографическая ошибка.

 - 1 пунктуационная ошибка.

 - 1 грамматическая ошибка.

«4»

 - Содержание соответствует теме.

 - Имеются единичные фактические неточности.

 - Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

 - Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 - Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

 - 2 орфографические и 2 пунктуацион-ные ошибки.

 - 1 орфографическая и 3 пунктуацион-ные ошибки.

 - 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок.

 - 2 грамматических ошибки.


«3»

 - В работе допущены существенные отклонения от темы.

 - Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

 - Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 - Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 - Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

 - 4 орфографические и 4 пунктуацион-ные ошибки.

 - 3 орфографические и 5 пунктуацион-ных ошибок.

 - 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

 - Работа не соответствует теме.

 - Допущено много фактических неточностей.

 - Нарушена последовательность

 - 7 орфографических и 7 пунктуацион-ных ошибок.

 - 6 орфографических и 8 пунктуацион-ных ошибок.

1

2

3

изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 - Нарушено стилевое единство текста.

 - 5 орфографических и 9 пунктуацион-ных ошибок.

 - 8 орфографических и 6 пунктуацион-ных ошибок.

 - 7 грамматических ошибок.

Базовый  учебник

Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10—11 классов общеобразовательных учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова.— М.: Просвещение, 2007.

Учебно-методический  комплект

1. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

3. Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

4. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 10 класс. – М.: ВАКО, 2006.

5. Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. – М.: Просвещение, 2005.

6. Разные типы словарей.

Материально-техническое обеспечение:

- таблицы по основным темам русского языка,

-Интернет ресурсы,

- Тесты

                   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(21 час)

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе

их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения:

официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Речевая

ситуация и ее компоненты.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Научный стиль, сферы его использования, назначение. При-

знаки научного стиля. Разновидности научного стиля. Основные

жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, беседа, дискуссия. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной    форме.

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Признаки официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме, деловое письмо, объявление. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения в устной и письменной форме.

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля.

Овладение культурой публичной речи. Публичное выступление: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Выбор языковых средств оформления

публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.

Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Признаки разговорной речи. Невербальные средства общения. Совершенствование культуры разговорной речи.

Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие

умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Совершенствование культуры восприятия устной монологической и диалогической речи (аудирование).

Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров (чтение и информационная переработка). Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.

Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров.

Овладение речевой культурой использования технических

средств коммуникации (телефон, компьютер, электронная почта и

др.).

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобра-

зительно-выразительных средств, а также языковых средств  других

функциональных разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

ЯЗЫКОВОй И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ)

КОМПЕТЕНЦИЙ

(41 час)

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской

Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Влияние

русского языка на становление и развитие других языков России.*

Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).

Литературный язык и язык художественной литературы.

Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. Основные аспекты

культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды

языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и

грамматические (морфологические и синтаксические) нормы русского литературного языка.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические)

нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы

ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом

его значения и стилистических свойств.

Грамматические нормы. Нормативное употребление форм

слова. Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний. Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и ос-

новные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные,

дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и

строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического

сокращения слов.

Пунктуационные нормы. Принципы русской пунктуации. Раз-

делы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый

из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препи-

нания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между

частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче

чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунк-

туационный знак, передающий смысловое членение текста.

Нормативные словари современного русского языка и спра-

вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грам-

матических трудностей, орфографический словарь и справочники по

русскому правописанию.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике.

Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в

соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с

точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности

достижения поставленных коммуникативных задач.

Использование нормативных словарей русского языка.

Применение орфографических и пунктуационных норм при

создании и воспроизведении текстов делового, научного и публицистического стилей.

Лингвистический анализ текстов различных функциональных

разновидностей языка.

СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

(6 час)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая пред-

меты и явления традиционного русского быта; историзмы; фольк-

лорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и

поговорки.

Отражение в русском языке материальной и духовной культу-

ры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским

языком из других языков, особенности ее освоения.

Взаимообогащение языков как результат взаимодействия на-

циональных культур.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

. 

 Тема

Кол-во

часов

Формы контроля

1. Общие сведения о языке.


15

 Текущий контроль,

Контрольная работа

     2. Фонетика. Орфография. Орфоэпия.


   

8

Текущий контроль

   

   3. Лексика и фразеология.

                   

11

Текущий контроль

   

4 Морфемика и словообразование.


7

Текущий контроль,

Контрольный диктант

5 Морфология и орфография.


15

Текущий контроль

6. Рчь, функциональные  стили речи.

7

Текущий контроль

7. Обобщение и систематизация изученного.

7

Текущий контроль,

Контрольный диктант

Итого

70ч.



Предварительный просмотр:

Учебно-методическое планирование

по русскому языку в 10 классе

Всего  35 часов;  в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 5ч., развития речи 5ч.,

Административных контрольных уроков  -4ч.

№п/п

Тема раздела

и урока

Кол-во

часов

по разделу

Кол-во часов по теме

Дата проведе

ния

Материа

лы и оборудова

ние

Требования к уровню подготовки

Д/З

1-2

Общие сведения о языке.

Роль языка в обществе.

   15



2

Лекция, работа

с книгой, беседа

Знать русский язык как средство общественно-политических, экономических, научных, культурных и др. связей между народами России.

3-4

«Язык каждого народа создан самим народом».      

(К.Д. Ушинский)

2

Лекция,

беседа

Знать  основные  формы существования  русского  национального  языка: литерат.  язык, диалекты, просторечья.

5-7

История развития русского языка.

3

Лекция, работа

с книгой, беседа, презентация

Понимать, что нормативность – отличительная особенность русского литературного языка. Уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка.

8-9

Периоды в истории развития русского языка.

2

Проблемная  лекция, беседа, проблемные  задания


Знать основные качества хорошей речи,

10-11

Место и назначение русского языка в современном мире.

2

Знать  смысл  понятий яз. система, основные  единицы  языка  и  речи, уровни  языка.,

12-13

Стилистические функции устаревших форм слова.

2

Лекция, работа

с книгой, беседа

Уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выбора с учетом коммуникатив

ной целесообразности

14-15

Контрольная работа- тест «Общие сведения о языке»

2

контроль

16-17

Фонетика. Орфография. Орфоэпия.

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Подготовка к ЕГЭ.

8





2

Проблемные  задания             Задания  ЕГЭ

Владеть основными правилами произношения. Уметь работать с орфоэпическим словарем.

18-19

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Подготовка к ЕГЭ .

2

Проблемная  лекция, беседа, проблемные  задания

Понимать, что нормативность – отличительная особенность русского литературного языка. Уметь использовать словари грамматичес

ких трудностей русского языка.

20-21

Принципы русской орфографии.

2

Поисковая Проблемные  задания             Задания  ЕГЭ

Знать основные принципы правописания морфем

22-23

Фонетический разбор.

2

Проблемные задания

Уметь  проводить  фонетический   анализ  текста.

24-25

Лексика и фразеология.

Повторение по теме «Лексика»

11



2

Проблемные  задания             Организация  совместной  учебной  деятельности.Задания  ЕГЭ

Лексические единицы

26-27

Сферы употребления русской лексики. Исконно русская и заимствованная лексика.

2

Проблемные задания

Знать  особенности устной и письменной речи

28-29

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного».

2

контроль

30-32

Русская фразеология. Подготовка к ЕГЭ

3

Задания  ЕГЭ

Знать особенности фразеологизмов.

33-34

Словари русского языка.

2

Проблемная  лекция, беседа, проблемные  задания

Уметь использовать словари грамматичес

ких трудностей русского языка

35-36

Морфемика и словообразование.

Повторение.Морфемика и словообразование.

7



2

Проблемная  лекция, беседа, проблемные  задания

Уметь выделять морфемы.

37-38

Способы словообразования. Подготовка к ЕГЭ.

2

Задания  ЕГЭ

Знать способы словообразования.

39-41

Выразительные словообразователь

ные средства. Подготовка к ЕГЭ.

3

Задания  ЕГЭ

Знать  выразитель

ные словообразовательные   средства.

42-43

Морфология и орфография.

Обобщение по теме «Части речи».

15



2

Проблемные задания

Знать части речи, их особенности.

44-45

Трудные вопросы правописания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагат.

2

Проблемные задания

Уметь определять отглаголь

ные прилагатель

ные и причастия.

46-47

Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.

2

Проблемные задания

Знать орфограмм

мы, связанные с правописанием окончаний разных частей речи.

48-49

Контрольный диктант по теме «Морфология и орфография».

2

контроль

50-51

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Подготовка к ЕГЭ.

2

Проблемные задания

Знать правило.





52-54

Правописание наречий. Подготовка к ЕГЭ.

3

Проблемные задания

Уметь находить наречие и применять правила.

55-56

Обобщающее повторение. Слитное, раздельное и дефисное написания.

2

Проблемные задания

Знать случаи постановки дефиса в разных частях речи.

57-58

Рчь, функциональные  стили речи.

Р.Р. Текст. Проблема, комментарии, позиция автора, аргументы. Подготовка к ЕГЭ.

7




2

Организация  совместной  учебной  деятельности.

Уметь  анализировать  текст.

59-61

Р.Р. Работа с текстом. Анализ текста.

3

Организация  совместной  учебной  деятельности.

Уметь  анализировать  текст. Уметь использовать при создании текста различные языковые средства

62-63

Стили речи. Научный стиль речи. Научно-популярный подстиль.

2

Организация  совместной  и  индивидуальной  учебной  деятельности

Знать фонетические, интонацион

ные, лексические, морфологичес

кие, синтаксические особенности научного  стиля  

64-65

Обобщение и систематизация изученного.

7


2

Проблемные задания

Проверка знаний

66-68

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса, речеведческий анализ.



3

контроль

69-70

Подведение итогов. Обобщение изученного.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 10класс

Настоящая рабочая программа по русскому языку для 10 класса создана на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего обра...

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию для 10класса по учебнику Боголюбова...

Рабочая программа по геометрии в 10классе

Рабочая   учебная программа по геометрии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта  основного общего образования.Данная рабочая программа ориентирована на ...

Рабочая программа элективного курса для 10класса "Секреты словообразования"

Данная  программа содержит практический материал, который может быть расширен по своему усмотрению, а так же использоваться в качестве дистанционного курса....

Рабочая программа по ОБЖ за 10класс 2016 год

Рабочая программа разработана в соответствии с авторской программрй под редакцией В.Н. Латчука...