Учебный проект по литературе "Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова".
проект по литературе (6 класс) на тему

Гусева Влада Александровна

Материал предназначен для учащихся 6 класса. Конспект реализации проекта обобщает учебный материал по рассказам А. П. Чехова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_dlinnye_veshchi_v_rasskazakh_a.p.chekhova.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Приуральская средняя общеобразовательная щкола Новоуральского сельсовета Кувандыкского района Оренбургской области»

Учебный проект по литературе (конспект)

Класс: 6

Учитель: Гусева В. А.

Тема: «Длинные вещи» в рассказах  А. П. Чехова»

Основополагающий вопрос: « О каких « длинных вещах» говорит Чехов в своих рассказах?»

Оборудование: презентация,  иллюстрации учащихся, схема «ССК» (способы создания комического), термины.

Межпредметные связи: литература, русский язык, изобразительное искусство, драматургия, история.

Литература, интернет - ресурсы:  Громов М.П. Чехов –М,1993

                                                             Чудаков А. П.  Поэтика Чехова -М ,1971

                                                             Чехов в школе . Под ред. Бурдиной И. Ю.

                                                             -М, Дрофа, 2001

                                                              Сайт: http:// antonchekhov. ru

Сроки реализации: 1 неделя

Цель проекта:

 - знакомство с биографией и рассказами А. П. Чехова;

-развитие навыка анализа художественного. текста через рассмотрение                                           способов создания комического;

- формирование личностных качеств и нравственных ценностей учащихся.

Задачи:

- познакомить с краткой биографией писателя;

-изучить рассказ « Толстый и тонкий», используя при анализе схему «ССК»

-подготовить групповые презентации по рассказам А. Чехова ( внеклассное чтение);

- формировать личностные ориентиры.

План реализации

Первый этап.  Подготовительный (внеурочный) -2ч.

Консультации. Формирование групп. Распределение ролей: «аналитик», «актер», «иллюстратор», « речевед». Выбор рассказов: 1гр.- «Лошадиная фамилия» ; 2гр. - «Пересолил»; 3гр.- « Толстый и тонкий»; 4гр.- «Беззащитное существо». Чтение рассказов осуществляется каждым учеником в период зимних каникул. Функция учителя: консультирующая и направляющая (анализ текста, инсценировка, ССК, иллюстрирование, подготовка  презентации).

Второй этап .  Деятельностный -1ч .

Урок по теме :« А. П. Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий»».

Цель урока:

-знакомство с биографией Чехова А. П. (коротко) и рассказом «Толстый и тонкий»;

-развитие навыков анализа  худ.  текста через рассмотрение способов СК (создания комического);

-формирование личностных качеств и нравственных ориентиров;

-развитие презентационных умений и речевых навыков.

Задачи урока:

- познакомиться с биографией Чехова (кратко) и воспоминаниями о нем;

- проанализировать рассказ «Толстый и тонкий», доказывая тезис Чехова: «Умею коротко говорить о длинных вещах!»;

-рассмотреть способы СК, развивая понятие юмора;

-формировать  личностные  ориентиры.

                                 Ход  урока

1. Организационный этап .  Цели ,задачи.

2. Повторение изученного ранее.

Актуализация: обращение к теме «Длинные вещи в рассказах А.П. Чехова»

3.  Изучение нового материала .

а) Слово учителя о А.П.Чехове. Презентация

б) Чтение воспоминаний о Чехове (учебник).

в) Беседа о писателе.

-Какие рассказы читали? Что запомнили о писателе?

Повторение теории: юмор, сатира, ирония. Запись определения худ. деталь.

г) выразительное чтение рассказа «Толстый и тонкий» учителем.

д ) анализ рассказа (с учетом основополагающего вопроса проекта)

-беседа ( впечатления);

-чтение в лицах отрывков рассказа (прием антитезы);

-работа в группах (самостоятельно):

1гр. – вопр.1 с 302 учебника, аналитическая работа с текстом (несоответствие причины и следствия);

2гр.- вопр.  2 с.302 – аналитическая работа ( речь автора и персонажей, прием антитезы).

«Толстый»: «воскликнул», «облобызались», «восторженно глядя» --«поморщился», «стошнило»;

«Тонкий»: «изумился», «облобызались» -- «побледнел, окаменел», «лицо искривилось», «захихикал…съеживаясь» и т.п.  

3гр.-  вопр.3 ,нарисовать словесные портреты  героев, используя антитезу. Доказать текстом наличие приема.

4гр.- вопр.4, найти худ. детали в тексте (запах хереса и флердоранжа - от толстого , запах ветчины и кофейной гущи- от тонкого и др.

Работа со словарем ( толковый) С. И. Ожегова .Слова: «лютеранка», «коллежский асессор».

-презентация ответов групп. Вопросы групп друг другу.

е ) Подведение итогов урока .

 Вывод по теме. Ответ на вопрос: «О каких длинных вещах говорит Чехов в рассказе?»  Использование схемы:  

ж) Оценивание ответов. Рефлексия.

з) Домашнее задание: подготовка к уроку внеклассного чтения. Презентация групповой работы.

Третий этап. Презентация – 1ч.

Урок внеклассного чтения.

Тема: «Длинные вещи» в рассказах А.П. Чехова»

Цели:

- презентация рассказов , прочитанных учащимися;

-развитие навыка анализа худ. текста  через рассмотрение способов       создания комического, расширение понятия «юмор»,развитие речи учащихся, актерских способностей

- воспитание нравственных ценностей..

Задачи:

-презентовать групповую работу;

-повторить рассказ «Толстый и тонкий»;

-развивать умение самостоятельно анализировать худ.  текст;

-развивать творческие способности и речь;

-формировать нравственные ценности.

Оформление: рисунки, слайды «Чехов. Иллюстрации к рассказам » ,схема «ССК», теоретические понятия.

                                                   Ход презентации

  1. Орг. момент. Цели задачи урока.

 Анализ рассказов с учетом  основополагающего вопроса через самостоятельно подготовленное выступление группы .

2.Презентация групповой работы.

Первая группа « Лошадиная фамилия»

План презентации

1.«Рассказ о рассказе»

2.Инсценирование отрывка.(поиск фамилии)

3.Ответы на вопросы

4.ССК: несоответствие причины ( болит зуб) - следствию (поиск фамилии, лечение по телеграфу); речь героев; портретные характеристики (невежда); художественная деталь- «прикладывал…табачную копоть …,скипидар…»

Вторая группа «Пересолил»

1.Аналитический рассказ ( «аналитик»).

2.Выразительное чтение монологов Смирнова.(трус делает из себя героя).  Сопоставление чтения.

3.Работа со схемой «ССК»:

1)Причина- трусость Глеба. Следствие - испугать Клима.

2)  Речевые характеристики: говорящие фамилии (деревня Гнилушки) и т.п.

3 )Портретные характеристики в речи.

4)Деталь  (лошаденка «разбойника «…тощая с растопыренными ногами…»)

4.Ответы на вопросы групп

Третья группа. Рассказ «Толстый и тонкий»

План презентации

1.«Рассказ о рассказе». («аналитик»). ССК( встреча друзей- чинопочитание; речь до и после определения чина «толстого», портрет –антитеза, худ. деталь (сын с прищуренным глазом (хитрый), «Пожал 3 пальца» и т. п.

2.Инсценирование двух отрывков рассказа:

а ) встреча  приятелей. Михаил и Порфирий

б ) встреча разных по статусу в обществе людей, с разным видением ситуации.

в ) ответы на вопросы

Четвертая группа «Беззащитное существо»

План презентации

  1. Рассказ о рассказе. ССК: выгнали с работы- идут в банк за компенсацией; антитеза в речи ( «пропела»- «взвизгнула»),портретная характеристика («говорящая»  фамилия), деталь ( «похожая на большого навозного жука»).
  2. Инсценирование  двух отрывков. Противопоставление «беззащитного существа» и Щукиной.
  3. Ответы на вопросы.

Выступление «иллюстраторов»

а ) презентация рисунков по рассказам.

б)  вопросы к иллюстраторам.

в) показ слайдов «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова». Работа со словарем по истории искусства 20 века (толкование «Кукрыниксы»: творческая группа художников, графиков ( М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов»).

4. Подведение итогов проекта. Обращение к словам Чехова: «Умею  коротко  говорить о длинных вещах

Рефлексия : О каких важных  для меня вещах узнал я из  рассказов Чехова?

5.Оценивание. Самооценка учащихся, руководителя групп, учителя.

6. Домашнее задание: написать юмористический рассказ,  используя способы создания комического. Ответить на вопросы интернет-

 -кроссворда, подобранного учеником  (рассказ «Пересолил»).

Критерии оценивания проекта:

-знание биографических сведений о А. П. Чехове и содержания рассказов;

-умение анализировать рассказ с позиций основополагающего вопроса через рассмотрение способов создания комического;

-знание теоретических понятий;

- умение творчески интерпретировать текст ( инсценирование, иллюстрирование);

-развитие речи и уровня презентационных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА

Методическая разработка урока по литературе для старшеклассников "ТВОРЧЕСТВО А. П. ЧЕХОВА. РАННИЕ РАССКАЗЫ А. П. ЧЕХОВА"Цель урока: изучить жизненный и творческий путь А.П. Чехо­ва и ...

Педагогическая мастерская – моделирование учебного занятия по формированию метапредметных и личностных результатов «Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста на основе рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий»

На примере всем известного с детства рассказа «Толстый и тонкий», небольшого, но удивительно емкого, смоделирован урок литературы в 6 классе. В педагогической мастерской показана возможность разв...

"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)

Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс

В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый  прод...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

Тест по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени» 8 класс, учебно-методический материал

Тест по рассказам А.П. Чехова «О любви», И.А. Бунина «Кавказ», А.И. Куприна «Куст сирени» 8 класс,  учебно-методический материал...

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова "Гриша"

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»       ...