Образ фауны в художественной литературе. Мир птиц
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок русской литературы по теме "Образ фауны в художественной литературе.Мир птиц" для 7 класса разработан в соответствии с программой по русской литературе. Учитывая индивидуальные возможности учащихся класса занятие проведено в групповой форме с применением информационно-коммуникативных технологий (презентация, тестирования). Учитывая, что для анализа взяты лирические произведения, больше внимания уделялось анализу изобразительно-выразительных средств и навыкам выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_slovesnosti.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Образ фауны в художественной литературе.

Мир птиц.

Тип урока: Комбинированный

Вид: Урок с использованием ИКТ

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Цели: 

1. Ученик сравнивает и выделяет различия между изображением птиц в орнитологии, мифологии и художественной литературе, делает выводы.

2. Ученик формирует умения целенаправленно работать с текстом: анализировать произведение, выразительно читать.

        3. Ученик воспитывает уважительное, бережное отношение к природе.

Ход урока.

І. Ориентировочно-мотивационный этап.

1.Постановка цели урока.

2. Аннотирование темы. Ключевое слово.

3.Ассоциативное мышление.

Задание: Назвать ассоциации, которые возникают, когда вы слышите слово птицы.

Красота        перья                крылья        полёт                певцы

 

                

красота                ПТИЦЫ                трели

скворечник                                гнездо

       весна    жизнь                вестники весны        

4. Вопросы:        

  • Кто занимается изучением птиц?

(орнитологи, наука орнитология)

Ученые орнитологи изучают строение птиц, оперение, повадки, особенности вида, поведение.

  • А какое отношение имеет словесность – искусство слова к птицам?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

5. Показ слайдов с изображением птиц, озвучивание.

        Почему так жутко и неуютно в лесу перед грозой? В звенящей тишине леса не слышно птичьих голосов, они смолкли перед непогодой. И так хорошо, что тишина эта ненадолго.

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, городскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьёв…

        Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Глядя на полет птиц, человек всегда стремился в небо.

        О чем думают люди, глядя вслед улетающей стаи? У каждого человека, наверное, с птицами связаны какие-то свои, милые сердцу воспоминания. Может быть, это трели соловья, которые ты услышал на первом свидании, или уханье совы на лесном привале у костра, когда кажется, что всё самое лучшее в твоей жизни ещё впереди? А может, это маленький встрёпанный воробушек, которому ты насыпал крошек?

6.Художественное чтение учителя с переходом к основной части урока.

ІІ.Основной этап: Формирование новых знаний.

Задание: Сравнить:

Соловей

Ворон

Оперение соловья однотонно-коричневое, сверху темнее, снизу светлее, лишь хвост отличает ржавчато-коричневая окраска. Грудь и спина молодых покрыта коричневыми пятнами.

Ворон – один из самых крупных представителей семейства вороновых. Он весит до 1,5 кг. Окраска оперения, клюва и ног однотонно черного цвета. Селятся  в лесах, пустынях и горах, у скал и на береговых обрывах речных долин.  Кормится он  грызунами, яйцами, птенцами и рыбой. Ворон – очень осторожная птица и редко селится вблизи жилья человека.

  • Где можно встретить такое описание предмета?

7. Работа в группах.

  • Задание. Используя материал учебника стр. 189-190 и стр.187-188

Составьте опорную схему «Образ ворона» и «Образ соловья» в мифологии и литературе.

  • Защита работ,  оценивание.

8. Работа в группах.

«Соловей»  К.М. Фофанова

«Соловей»  А.И. Фатьянова

«Ворон»  Э.По

«Ворон»  Э.П.Мориц

  • Задание. Анализ лирического произведения.

Алгоритм анализа.

  1. Прочитать про себя несколько раз.
  2. Прочитать вслух. Вызвать мини-дискуссию по вопросу: Как вы чувствуете текст?
  3. Ещё раз прочитать, закрепить впечатления о тексте.
  4. Определить самое простое (о чем это стихотворение?)
  5. Описать лирический сюжет стихотворения (найти и определить движение, развитие чувства, состояние, мысль автора, закрепленная в смене интонации).
  6. Возвращаемся к началу стихотворения, стараемся понять, какие художественные приёмы помогают жить лирическому сюжету.
  • Защита работы.

Учащиеся оценивают работу, заполняют оценочный лист.

группа

выразительность

тема, идея

изобразит.

средства

общая оценка

1 группа

2 группа

  • Задание. Ответьте на вопросы:

1)Все ли прочитали стихотворение выразительно?

2) Какое чтение можно назвать выразительным?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  1. Прослушивание песни на стихи А.Фатьянова «Соловьи» с показом слайдов (военная тематика).
  2. Работа над выразительным чтением.

Партитура – ритмический рисунок стихотворения, выраженный знаками.

↓ - строковая пауза

            / - продолжение мысли

↓ - точка, завершение мысли

V – люфтпауза

 - зашагивание

Я шел в лесу. ↓ Лес темный был

Так странно зачарован. ↓

И сам кого-то я любил, ↑

И сам я был взволнован. ↓

Кто так разнежил облака, ↑

Они совсем жемчужны? ↓

И почему ручью река

Поет: / мы будем дружны? ↓

11. Создание партитуры стихотворения по выбору (в группах).

12. Упражнение по дыханию. Тренинг.

1) Руки на ребра, вдох через нос, выдох через рот.

2) Воздух носом, выдыхаем и приседаем до полусогнутых.

3) Воздух носом выбрасываем вперед – фу—

4) Пти, птэ, пта, пто, пту, пты.

5) Сплин, сплэн, сплан, сплон, сплын.

6) Тпли- дри, тплэ – дре, тпла – дра, тпло – дро, тплу – дру, тплы – дры.

7) Полили ли лилию

Видели ли Лидию?

8). Козел – мукомол, кому муку молол, кому не молол

Кому молол – получал по ватрушке,

Кому не молол – получал по макушке.

13. Выразительное чтение стихотворений.

ІІІ. Рефлексивно – оценочный этап.

 Творческая работа (в парах)

Литературный тест с использованием компьютера.

Задание:

Вставить вместо пропусков названия птиц, упоминающихся в литературных произведениях, песнях и пословицах.

  1. На верхушке пестрый *** белке домик конопатил.
  2. «Чего распелся ты так рано над крыльцом?» -

Кукушка из лесу *** прокуковала (С.Михайлов)

  1. *** все парами, только я одна (из песни).
  2. Над седой равниной моря городо реет *** (М.Горький)
  3. Жили у бабуси два веселых *** (из песенки)
  4. *** белая плывет (А.С.Пушкин)
  5. Что стоишь как *** на болоте? (поговорка)
  6. Как-то ночью к телефону *** вызвала Ворону (С.Михайлов)
  7. Где – то плачет ***,

Схоронясь в дуало (С.Есенин)

  1. ***, ***, взлетели выше солнца

И степи с высот огляди (из песни).

  1. *** бог послал кусочек сыра ... (И.Крылов)
  2. И *** тоже плачут ... (М.Горький)
  3. ***бог послал кусочек сыра...(И.Крылов)
  4. И***тоже плачут...(М.Горький)
  5. У дороги ***, у дороги ***,

Он стоит, волнуется, чудак (из песни).

  1. Той костью овладеть Ворона захотела,

И сверху вниз как *** налетела (С.Михалков).

  1. ***, *** не будите солдат... (из песни)
  2. Хоть боимся мы волка и *** (из песни)
  3. За что *** хвалить петуха? (И.Крылов)
  4. *** учатся летать ... (из песни).
  5. Лисица и *** (Название басни)
  6. Вы слыхали, как поют ***?(из песни)
  7. Спасибо, ***, спасибо, птица,

Так и должно было случиться (из песни)

  1. ***завидовало Гусям,

Что могут плавать там и сям (С.Михалков)

  1. Спой нам песню,***,***,

Раз иголка, два иголка – будет елочка (из песни).

ІV. Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть (по выбору).
  2. Творческое задание (по выбору).

Описать соловья, свое впечатление от его пения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Образ инвалида в мировой художественной литературе" для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений.

Программа "Образ инвалида в мировой художественной литературе" предназначена для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждений. Может использоваться для разработки уроков в...

7 класс. Методическая разработка Открытого урока чтения «Образ учителя в художественной литературе».

Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»

Урок-игра «Образы флоры в художественной литературе»...

Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"

Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....

Образ адмирала Н.И.Скрыдлова в художественной литературе.

При работе учеников с историческими источниками  может быть интересен опыт  «исторического расследования» литературного персонажа, «замаскированного» автором, но явля...