Статья по литеаруре 19 века. "Философия истории в творчестве А.С.Пушкина"
статья по литературе (9 класс) на тему

Анашкина Людмила Владимировна

Статья по русской литературе 19 века. Рассматривается роль истории в творчестве Пушкина за весь период в его творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_i_urok_k_attestatsii.odt27.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Философия истории в творчестве А. С. Пушкина»

Два чувства дивно близки нам

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека, -

Залог величия его.

Животворящая святыня!

Земля была без них мертва,

Без них нам целый мир — пустыня,

Душа — алтарь без божества.

                        А. С. Пушкин

Философия истории в творчестве А. С. Пушкина — тема важная и сложная, без которой наследие великого поэта трудно осознать в полном объеме. В ходе работы с обучающимися  необходимо проследить эволюцию взглядов Пушкина на ход русской истории, опираясь на изученные в школьной программе произведения. В первую очередь следует попытаться определить, существуют ли причинно-следственные связи между русской историей и русской литературой, влияют ли исторические события на личность человека, его взгляды, мировоззрение.

Прежде чем перейти к разговору о творчестве поэта, определимся с терминологией. Что такое философия истории? Это совокупность взглядов на мир, общество, природу человека. Из чего складывается философский взгляд на историю? Безусловно, из мировоззрения человека. На чем, в таком случае, основывается мировоззрение человека? Личность формирруется, в первую очередь, благодаря семье, воспитанию, образованию, историческим корням и, конечно, эпохе, которой человек принадлежит. Можно сказать, что все вышесказанное  сформировало и мировоззрение молодого Пушкина.

Общеизвестно, что с течением времени взгляды человека, его мировоззрение меняется. Таким образом, мы можем говорить об эволюции, изменении взглядов Пушкина на философию истории. С этой точки зрения для нас будут интересны три этапав жизни и творчестве поэта: первый петербургский период, ссылка в Михайловское и 30-е годы.

Юный Пушкин после окончания Лицея приезжает в Петербург. Принято считать, что в первый петербургский период для Пушкина были  характерны вольнолюбивые взгляды. Именно в это время были написаны ода «Вольность», стихотворение «Деревня». Кто же Пушкин в это время? Республиканец? Или все-таки сторонник монархии? И какой монархии? Конституционной? Чтобы найти ответы на эти вопросы, нужно понять, что в своих убеждениях Пушкин ставил выше всего: закон, власть, свободу, милосердие. В 1817 году Пушкин пишет оду «Вольность», которая во многом станет причиной ссыки поэта и широко распространилась в списках. Да, в стихотворении открыто звучит осуждение «Тиранов мира», «неправедной Власти» .В то же время главной в оде станет мысь о необходимости для всех подчиняться Закону:

И днесь учитесь, о цари:

Ни наказанья, ни награды,

Ни кров темниц, ни алтаря

Не верные для ограды.

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что в результате сложных, мучительных размышлений и поисков истины для себя Пушкин в первый петербургский период — сторонник закона, которому подчинены все, даже монархи. Уже на раннем этапе творчества поэт стремится не к разрушению существующего строя, а взывает к закону и мечтает об обществе гуманном, нравственном и духовном.

Меняется жизнь, в ней происходят одно за другим различные события. Вместе с тем взрослеет человек, размышляя о жизни. И в нем тоже происходят перемены. Так было и с Пушкиным. Первый петербургский период закончился для поэта ссылкой, которая очень повлияла на него. Пушкин изменился. Что же это за перемены и когда они произошли? Восстание декабристов заставило Пушкина обратиться к русской истории.  Именно в ней ищет поэт ответы на самые трепещущие вопросы современности. Пушкин приступает к работе над трагедией «Борис Годунов», в которой поэт приходит к мысли о том , что существующий порядок вещей в государстве — единственно правильный — и нарушать его нельзя. Поэтому путь бунта, революции для Пушкина неприемлем. В противном случае следует ждать возмездия за свои деяния. Но ведь жизнь несовершенна, ее необходимо менять к лучшему. Как это сделать? И снова ответ Пушкин ищет в русской истории. Он приходит к мысли об идеальном правителе, таким идеалом для поэта станет образ Петра I. В этот период Пушкин  - сторонник просвещенной монархии, именно таким ему видится Петр I.

Одним из самых определяющих станет для Пушкина  последний период жизни. В 30-е годы  19 века были  созданы такие произведения, как «Анджело», «История Пугачева», «Маленькие трагедии» и духовное завещание Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Вэто время поэт много размышляет над проблемой личности и государства. В 30-е годы главный упор в своих произведениях Пушкин делает на то, что общество и  человек в целом станут лучше благодаря постепенному нравственному и духовному совершенствованию отдельной личности.

Что же ставил Пушкин выше всего: власть, свободу, закон, милосердие? На разных этапах жизни и творчества разные понятия были важны для Пушкина. В этом и есть эволюция философии истории у поэта: от конституционной монархии к монархии просвещенной, к вопросам гуманности и милосердия.

Эволюция мировоззрения Пушкина проходит долгий путь от юношеских понятий о вольности к пониманию свободы личности. Превыше всего поэт стал ценить внутреннюю свободу человека, которую не могли стеснить ни власть, ни государство. Пушкин приходит к мысли о том, что поэт внутренне должен быть свободен от милости государя, поэт не зависит от толпы, он пророк в своем Отечестве.

Иные, лучшие, мне дороги права;

Иная, лучшая, потребна мне свобода:

Зависеть от царя, зависеть от народа -

Не все ли нам равно? Бог с ними.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать; для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;

По прихоте своей скитаться здесь и там,

Дивясь божественным природы красотам,

И пред созданьями искусств и вдохновенья

Трепеща радостно в восторгах умиленья.

Вот счастье! вот права...

  Учитель литературы Анашкина Л.В.

Список литературы :

  1. А. С. Пушкин Избранные произведения в двух томах. Москва «Художественная литература», 1980.
  2. Волков Г. Н. Мир Пушкина. М. «Молодая гвардия»,1989.
  3. Криштоф Е. Пушкин.М. Армада, 1997.
  4. Пушкин в воспоминаниях современников. - М., Захаров, 2005.
  5. Анненков П. «Материалы для биографии А. С. Пушкина», Москва, 1984.
  6. Томашевский Б. Н. «Александр Сергеевич Пушкин», Москва, 1979.
  7. Эйдельман Н. Я. «Пушкин и декабристы», Москва, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-викторина "Кто хочет стать миллионером" для 9-ых классов по творчеству А.С.Пушкина

Данная игра содержит те же правила, что и телешоу. Предлагаются вопросы по жизни и творчеству А.С.Пушкина....

Литературная игра "Кто хочет стать отличником" с использование информационных технологий по творчеству А.С.Пушкина

Данная методическая разработка поможет учителю 5 класса в увлекательной форме провести урок по поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", проверить у учащихся знание текста, теоретического материала. Игра ...

статья Творчество А. С. Пушкина и отношение государства

Статья о об отношении к творчеству А.С. Пушкина в СССр и России...

Статья "Знаки Ижоры в жизни и творчестве А.С.Пушкина"

Выступление моих восьмиклассниц на Петербургском Международном педагогическом форуме. Данная работа рекомендована для публикации в городском сборнике работ по итогам работы форума. С сообщением "...

презентация к урока "История в творчестве А.С.Пушкина, 5-9 классы

Презентация по творчеству А.С. Пушкина, историческая основа его произведений....