Главные вкладки

    «ВЕРНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ УДИВЛЕНИЕ И СКАЗКУ». М.М. Пришвин «Кладовая солнца».
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Наталья Владимировна Черных

    Конспектвводного урока по произведению  М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Конспект урока74 КБ
    Office presentation icon Презентация к уроку1.67 МБ

    Предварительный просмотр:

    «ВЕРНУТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ УДИВЛЕНИЕ И СКАЗКУ».

    М.М. Пришвин «Кладовая солнца».

    Цель: повторить понятия «сказка», «портрет» и «пейзаж»;

                систематизировать знания о художественной функции пейзажа;

                расширять  читательский кругозор, знакомясь с произведениями о природе;

            познакомиться с творчеством М.М. Пришвина;

    прививать любовь к природе, к родине, воспитывать чувство бескорыстия по         отношению к родному краю и всему живому.

    Х     О     Д                   У       Р       О       К       А

    1. Вступительное слово учителя.

    Пейзаж  вид, изображение какой-либо местности, жанр изобразительного искусства, в котором основной предмет изображения – природа.

    Пейзажист художник, создающий пейзажи.

            - Над художественными картинами природы работали очень многие живописцы. Такие художники называются пейзажистами. До сих пор мы рассматривали картины, где изображена природа и люди. Сегодня мы знакомимся с пейзажем как самостоятельным произведением живописи. В пейзаже художник передаёт не только внешний облик природы, но и своё восприятие, своё отношение к ней. Передавая в живописном полотне свои мысли и чувства, художник создаёт у зрителей определённое настроение.

            ? - Каких вы знаете художников-пейзажистов?

     2. Сообщения учащихся.

    1. Шишкин Иван Иванович. (Просмотр картин художника).
    2. Куинджи Архип Иванович. (Просмотр картин художника).
    3. Саврасов Алексей Кондратьевич (Просмотр картин художника).
    4. Поленов Василий Дмитриевич (Просмотр картин художника).
    5. Левитан Исаак Ильич (Просмотр картин художника).

    3. Выставка детского рисунка.

            - Сегодня вы тоже попытались на своих рисунках изобразить свои любимые места. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Рассматривают рисунки, комментируют, почему изобразили именно это место.)

    4. Пейзаж в поэзии. Стихи о природе.

            - Пейзаж можно нарисовать не только красками, но и словом. В отличие от красок, словом можно выразить и своё отношение к тому, что изображается. О том, что нужно человеку, чтобы увидеть красоту русского пейзажа, почувствовать всю его прелесть, замечательно сказал Николай Рыленков в своём стихотворении «Всё в тающей дымке…». Давайте вспомним его.

    1. Чтение учащимся стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»
    2. Конкурс между рядами: кто больше помнит стихотворений о природе.
    3. Конкурс между рядами: кто лучше представит книгу, посвящённую природе.

    5. Книжная выставка.

    6. Знакомство с творчеством Михаила Михайловича Пришвина.    

    Эпиграф:

    Любование природой есть следствие любви к ней,

    а любовь к родной природе – один из вернейших признаков

                                    любви к своей стране, признаков патриотизма.

    К.Г. Паустовский

    Ни у одного из русских писателей я не встречал,

     не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к

     Земле  и  знания  о  ней,  как  вижу  и  чувствую  это  у  Вас.  

    … Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и

    зверей,  собак  и  насекомых,  удивительно  богат  и  широк

                                               мир, познанный Вами.                                       М. Горький

    Природа для меня - огонь, вода, ветер, камни, растения, животные - все это части разбитого единого существа. А человек в природе - это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство.  … Потому мы радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя.

                                        *         *        *

    Природа - это любовь, а человек – это то, что из любви можно сделать.

                    Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека.

    М.М. Пришвин

            

    1. Вступительное слово учителя о М.М.Пришвине.

    - Есть писатели, чьи книги становятся друзьями с самых ранних лет. К ним относится  писатель-сказочник Михаил Михайлович Пришвин. Девиз его творчества: «Вернуть человечеству удивление и сказку». Он родился 5 февраля 1873 г. В имении Хрущово Елецкого уезда в купеческой семье. Здесь прошли его детство и юность. Окончив сельскую школу, он поступает в Елецкую гимназию, но затем вся семья из-за трудного материального положения переезжает в Тюмень. Здесь он, сдав экзамены экстерном за курс училища, поступил в Рижский политехникум. Здесь он увлёкся политикой и стал активным членом социал-демократического кружка. За революционную деятельность был сослан в Елец.

            В 1900 году вынужден уехать в Германию, где он поступил в Лейпцигский университет. Агрономическая работа среди крестьян и увлечение фольклором побудили его стать писателем и путешественником. Он отправляется в лесной северный край в Олонецкую губернию. Он хотел по-настоящему услышать всё богатство русского языка, языка его бабушки и няни, которые рассказывали ему свои сказки, и крестьянина Гуська. Он много путешествовал. Результатом этих странствий стали книги «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), написанные в форме путевых очерков. После этого ареал путешествий Пришвина расширился, он объездил и обошел Центральную Россию, Крым и Казахстан, выпустив несколько книг о природе и животном мире этих районов.
               В 1912-1914 гг. вышло первое собрание сочинений. В 1914-1917 гг. Пришвин был фронтовым корреспондентом газет «Речь» и «Биржевые ведомости».
    После 1917 г. жил в Ельце, на Смоленщине, а в 1922 г. переехал в Талдом, уездный город Тверской губернии. В эти годы Пришвин пытается превратить краеведческие и географические очерки в литературный жанр, и это ему вполне удается. В 1923 г. начал писать автобиографический роман «Кащеева цепь» и окончил его в последние дни своей жизни.
               В 30-е гг. писатель ездит уже по всей стране, отыскивая сюжеты; он побывал на Крайнем Севере, на Дольнем Востоке - появились книги «Дорогие звери» (1931), «Корень жизни» (1933). В 1940 г. пишет поэму в прозе «Фацелия» - дневниковые записи о странствиях по Центральной России.

    Во всех своих книгах, и в ранних и в поздних, Пришвин озабочен единственной целью — увлечь нас, читателей, за собой в невиданные страны, в неведомые края и подвести к тайне, и ключик к ней подобрать. Путешествовать с Пришвиным интересно и благонадежно: все тропки-дорожки известны ему, леса дремучие расступаются, птицы и звери разговаривают меж собой, а ему все понятно; с улыбкой, с открытой душой люди встречают бывалого человека, дедушку Пришвина.

    В свое первое путешествие "за волшебным колобком" Пришвин отправился молодым. Не для того поехал, чтобы "собрать материал", как принято теперь говорить, а для того, чтобы сказку сложить или "сказ" — нечто такое, что интересно послушать и старым и малым.

    "В некотором царстве, в некотором государстве жить людям стало плохо, и они стали разбегаться в разные стороны. Меня тоже потянуло куда-то, и я сказал старушке:

    — Бабушка, испеки ты мне волшебный колобок, пусть он уведет меня в леса дремучие, за синие моря, за океаны.

    Бабушка взяла крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, набрала муки пригоршни с две, сделала веселый колобок. Он полежал, полежал да вдруг и покатился с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к двери, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота — дальше, дальше... Я за колобком, куда приведет..."

    Привел колобок на север, в такое место, где лес встречается с морем, к рыбакам да охотникам. Куда же еще вести, коли сам дедушка Пришвин — заядлый охотник-лесовик? И что же? А вот что: "Мне нужно было добывать себе пищу, и я увлекся охотой как серьезным жизненным делом". Эта строчка — из книги "За волшебным колобком".

    Охота давала Пришвину понимание природы, чувство родственной близости с ней. Товарищи по охоте, исконные жители русских лесов, учили его родниково-чистому и богатому красками, как осенняя роща, родному русскому языку.

    Но что же это за "некоторое царство, некоторое государство", откуда люди стали разбегаться от плохого житья? Тут Пришвин вынес свой приговор действительности царской России в канун революции. Царизм до того обездолил людей, что потянулись они за лучшей долей в разные стороны. Одни — в степи, другие — на север дикий, в край непуганых птиц.

    Добрый сказитель, охочий до цветистого, узорчатого, складного слова, Пришвин пришел в литературу, имея за плечами опыт участия в революционном кружке, тюрьму, ссылку, изгнание на чужбину; в Германии он закончил философский факультет университета, по возвращении на родину работал уездным агрономом, писал научные статьи, ездил в экспедиции, записывал народные сказки, былины, песни, фольклор собирал, жил в Петербурге. Не сам собою он стал мудрецом, всезнающим "дедушкой". Мудрость досталась ему большими трудами, непрестанным учением, опытом борьбы и страданий, подвижнической жизнью революционера, работника, мыслителя, странника. Долгой и щедрой оказалась его творческая жизнь, счастливой — писательская судьба.

    "Колобок" далеко уводил писателя — то на Белое море, то в архангельские леса, то в Хибинскую тундру, то на Дальний Восток. Отовсюду он привозил в памяти — картины, сюжеты, образы, подслушанные и записанные в книжечку неповторимые словечки. По этим ориентирам писал свои сказочные повести-поэмы: о казахских степях — "Адама и Еву", "Черного араба", о Дальнем Востоке — "Жень-шень, корень жизни".

    Уезжая, он возвращался домой, книжки дома писал. Домом своим, начиная с двадцатых годов, в течение долгого времени почитал обширное пространство лесов и полей, рек, озер и болот на севере Московской области. Сам он отыскал себе это место по вкусу, облюбовал, исходил вдоль и поперек. То жил в Переславле-Залесском, на берегу Плещеева озера, то в городишке Талдоме, то в Загорске, то в деревне Костино, то в Усолье, и в других деревнях тоже живал или просто в рыбачьих, в лесных избушках.

    Одно время он жил на Гремячей горе, близ Плещеева озера, в том самом дворце, который построил в семнадцатом веке Петр Первый, совсем еще молодой тогда царь. На Плещеевом озере плавал "потешный" петровский флот. А вокруг обитали герои "Снегурочки", именно здесь они родились: царь Берендей, бог Ярило, Купава, Мизгирь, златокудрый Лель. "Помню, когда я жил на этом озере, — вспоминал Михаил Михайлович Пришвин, — в одном заброшенном дворце и каждый день, начиная с первых дней весны света, записывал, будто я капитан и земля — мой корабль. И как тосковал я, что я тут один, что не могу созвать людей на этот праздник света, цветов, великолепных дуновений весеннего ветра и всяких чудес..."

    Пришвин писал свои книги с натуры, как художник пишет картины, смотрел в лицо весеннему или летнему дню, вдыхал запах ветра, цветов, хвои, свежей озерной воды, следил за движением облаков на небе и за полетом стрижей — и писал. Так родилась одна из лучших книг Пришвина: "Родники Берендея".

    Последние годы жизни Пришвин провел в деревне Дунино, на крутом лесистом берегу Москвы-реки. Здесь он повстречался со своим любимым героем Васей Веселкиным. Дело было так. Однажды дедушка Пришвин "натаскивал", то есть обучал охоте, свою молодую собаку Жульку. Он выводил ее на деревенскую улицу, где куры гуляли. Жульке хотелось какую-нибудь курицу схватить, потрепать, но хозяин крепко держал ее на поводке. Так Жулька научилась делать "стойку", то есть указывать хозяину носом на птицу, но самой не трогать ее. Когда Жулька усвоила эту науку, они как-то вышли с хозяином к реке, тут плавали белые домашние гуси. Куриц Жулька не трогала, выполняя волю хозяина, но здесь не смогла удержаться, кинулась в воду и принялась "пускать пух" из гусей. В это время на берег выбежал мальчишка с ружьем — сын хозяина гусей. Он приложился к ружью, целясь в собачью голову. Грянул выстрел, но дробь ударила по воде в стороне от гусиной стаи. Пришвин успел заметить, как выскочил из кустов другой мальчик, толкнул стрелка под руку.

    Ему захотелось отблагодарить спасителя Жульки, подарить ему книгу, но найти его не удавалось. Школьный учитель пообещал найти, но никто не сознавался. Тогда хозяин собаки решил пойти на военную хитрость. Он написал рассказ обо всем происшедшем. Пришел в школу и прочитал ребятам рассказ про гусей и про смелого, благородного, скромного мальчика. В рассказе говорилось, что гусей было восемь. Правда, восемь и было. Когда писатель прочел свой рассказ, учитель сказал: "Нет, гусей было не восемь, а пятнадцать". Пришвин стал спорить с учителем, и вот тут-то с места мальчик вскочил и крикнул: "Гусей было восемь!" Сердце его не могло смириться с неправдой. Ему и вручил писатель свою любимую книгу "Всадник без головы". Впоследствии, не терпящий неправды и несправедливости, мальчик Вася Веселкин стал героем еще многих рассказов Пришвина.

    Почти все свои книги Пришвин написал для детей, но так написал, чтобы и взрослым тоже интересно было прочесть. Он верил, что в каждом человеке, до самых преклонных лет, где-то внутри остается, живет ребенок, мальчишка или девчонка. С человеком всякое может случиться в жизни, но ребенок в нем сохраняет веру в добро, справедливость и красоту. Чтобы вспомнить в себе ребенка, взрослому нужно отправиться в лес, сесть на пенек, оглядеться и вслушаться в голоса птиц, букашек, ветвей и листьев...

            2. Чтение статьи учебника.

    3. Чтение стихотворения моряка-поэта Дмитрия Тихонова «Памяти Пришвина».

    Когда у полярного круга

    Темно в снегопаде густом,

    Беру я, как верного друга,

    Волшебника Пришвина том.

    И, ветер когда завывая,

    Несёт ледяную метель,

    Над книгой о нём забывая,

    Я слышу лесную капель…

    ..Какое знакомое место:

    В воде по колено кусты,

    Роняют берёзки-невесты

    На землю куски бересты.

    Пуская озверело колотит

    В борта штормовая волна –

    Я вижу на топком болоте

    Ковёр из кукушкина льна.

    На дальний огонь деревушки

    Иду не спеша через лес,

    Где матовых сосен верхушки

    Поднялись до самых небес.

    Под сумрачным небом чужбины,

    Пока мы не в нашем порту,

    Земли нашей русской картины

    Со мной, у меня на борту.

    За силу великую эту,

    Сокрытую в слове простом,

    Вожу я по белому свету

    Волшебника Пришвина том.

    4. Волшебное слово Пришвина. «Мои тетрадки». Бескорыстие по отношению к делу.

    - Зинаида Гиппиус в 1913 году назвала писателя «легконогим и ясным странником с глазами вместо сердца». Красиво, но несправедливо. Глаза Пришвина были, скорее, глазами его души, а зоркость их и способность видеть непривычное в привычном – свойством настоящего художника и философа: «Я нашел для себя любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человека».
    В своих книгах и дневниках он щедро делится с нами, его читателями, «бесконечной радостью постоянных открытий».

    -? Что стало главным у М.М.Пришвина по отношению к своему делу? (Бескорыстие).

    - ? Что является корнем жизни человека с точки зрения М.М. Пришвина?

    - ? Хорошим ли мастером своего дела был М.М.Пришвина?

    - Все у писателя: мир, природа, человек в общей совокупности и составляет красоту жизни, которую необходимо отстаивать, борясь со злом в любых его проявлениях. Именно этой теме была посвящена сказка-быль "Кладовая солнца".

    7. Чтение 1-й главы сказки-были «Кладовая солнца».

    1. Чтение в лицах.
    2. Беседа по тексту произведения.
    • ? – Автор определяет жанр этого произведения как сказку-быль. Что такое сказка?  
    • Чем была сказка в жизни М.М.Пришвина?
    • Почему «Кладовая солнца» - сказка – быль? (В ней мы встречаем знакомые приметы народной русской сказки, начиная от сказочного пейзажа, разговоров птиц, животных и кончая счастливой развязкой с победой добра над злом. И в то же время это повесть, которая расширяет наши знания о жизни. Читая эту книгу, мы узнаем о бондарном ремесле и о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека и о том, как охотник устраивает облавы на волков, и какие повадки у зайца и лисицы, у волка и у тетерева, почему надо, особенно на болоте, держаться твердой тропы и что собой представляют большие торфяные болота. Многое, о чем пишет в своих произведениях Пришвин, не фантазия. В основу всего его творчества положены действительные события, собственные наблюдения и впечатления.)
    • ? – Чем отличается авторская речь в начале главы от описания детей? (1-й абзац – деловая информация, изложение материала. 2-й абзац – описание детей, их жизни).
    • ? - Как относится автор к изображаемому? (Спокойное сочувствие).
    • ? – Вспомните, что такое портрет? Как автор рисует детей?
    • ? -  Что можно сказать об отношении автора и окружающих к детям?
    • ? - B какой форме выражено отношение рассказчика к Насте и Митраше? (Употребление слов c уменьшительно-ласкательными суффиксами: курочка, веснушка, ножках, монетки, носик, чистенький, коротенький, мужичок в мешочке, детишки и т.д.)
    • ? – В чём дети были похожи на своих родителей?
    • ? – Какие черты характера проявились после смерти родителей? (не только дружба, но и соперничество).

    8. Итог урока.

    9. Домашнее задание.

            1. Прочитать 2-ю главу, озаглавить её, составить вопросы.

                2. Подготовить подробный пересказ эпизода «История Травки и Антипыча».

                3. Подготовить выразительное чтение наизусть одного из понравившихся        описаний.

            


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы в 6 «В» классе «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна»

    Вашему вниманию я предлагаю урок литературы в 6 «В» классе по теме: «Единство человека и природы в сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца».Анализ эпизода «Ель и сосна"Этот урок отн...

    Урок-проект по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца"

    Урок литературы в 6 классе (разработка урока, презентация с творческими работами детей)...

    Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

    Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отно...

    Урок литературы в 6 классе. Метафорический смысл названия сказки М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цели урока: показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать единство челов...

    Урок литературы "Быть счастливым-делать добро, искать и находить правду жизни" (по сказке-были М. Пришвина "Кладовая солнца")

    В данной разработке показана творческая мастерская писателя, обсуждаются особенности жанра, учащиеся знакомятся с характеристикой персонажей, пополняют знания по изобразительно-выразительным средствам...

    Образы детей в сказке- были М.Пришвина "Кладовая солнца"

    Анализ произведения, его  главных героев....

    Сказка быль М. Пришвина «Кладовая солнца».

    Познакомить с биографией писателя; показать метафорический смысл сказки-были; раскрыть замысел писателя – показать связь человека с миром природы, с братьями нашими меньшими; воспитание бережного отно...