Разработка урока литературы "Урок лунной красоты"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Чуйкова Елена Николаевна

Урок лунной красоты.   Тема: Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lunnoy_krasoty.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.МЕЧЁТНОЕ СОВЕТСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

урок лунной красоты.

тема: ф.и.тютчев «тихой ночью, поздним летом...»

          9 КЛАСС

                УРОК СОСТАВИЛА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И    

                ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ-СОШ С.МЕЧЁТНОЕ

                                               ЧУЙКОВА ЕЛЕНА НИКОЛЕВНА

План урока.

  1. Орг.момент.
  2. Экспозиция.

а)        прослушивание первой части сонаты №14 Бетховена.

б)        рассматривание репродукции картины А. Куинджи «Ночь на Днепре».

III.        Сообщение темы, целей урока.
IV. Работа по теме.

  1. Чтение стихотворения учителем наизусть.
  2. Словесное рисование.        »
  3. «Тютчевский этюд» Т. Райнова (читает учитель).
  4. Анализ стихотворения «Тихой ночью, поздним летом».

  1. Итог.
  2. Оценивание.

  1. Домашнее задание.
  2. Заключение урока.

t

»

Цель:

обеспечить максимальное восприятие и раскрытие космизма и задушевности пейзажной лирики Ф.И.Тютчева.

Задачи:

образовательная - формирование представлений о своеобразии пейзажной лирики Ф.И. Тютчева, о создании образа лунной ночь в разных видах искусства; подробный анализ стихотворения «Тихой ночью, поздним утром...сформирование и совершенствование навыков выразительного чтения, рассказывания, совершенствование умений определять в тексте выразительные средства языка. Повторить тропы, звукозапись, лексические и стилистические особенности поэтического текста, дать новое понятие «оксюморон».

развивающая - развитие устной речи, мышления, воображения, памяти, умения анализировать, расширение кругозора учащихся.

воспитательная - способствовать развитию интереса учащихся к творчеству Тютчева, формирование чуткого отношения к, поэзии, воспитание личностных качеств: умение обосновывать своё мнение, выступать перед аудиторией.

Оборудование урока:

портрет Ф.Тютчева, репродукция А.Куинджи «Ночь над Днепром», соната № 14 Бетховена, романс «Тихой ночью», плакаты с изречениями.

Урок лунной красоты. Тема. Ф.И.Тютчев «Тихой ночью, поздним летом...»

                  «Всё во мне - и я во всём...»

Ф.И.Тютчев.

Ход урока.

1.0ргмомент. II.Экспозиция.

а)        Слушаем первую часть сонаты Бетховена. (14-я соната «Лунная».)

-        Какие картины возникли в вашем воображении после прослушивания?

(лунный свет, ночное небо с необъятной луной;...)

-        Какие чувства родились в душе?

(лёгкая грусть, настроение влюблённости)

б) рассматривание репродукции картины А. Куинджи «Ночь на Днепре» (или другое изображение ночного пейзажа с луной) - Чем различны музыкальная «картина» Бетховена и картина природы А. Куинджи? ( у А.Куинджи природа сама по себе, в своём царственном величии, не смущённая человеком, он может лишь оказаться здесь счастливым и заворожённым свидетелем.)

-        Что общего у Бетховена и Куинджи?

(восхищение и откровение; предельная естественность, ничего навязчивого, крикливого, напряженного; главное-покой и тишина, которые способствуют восприятию прекрасного, ибо «голос красоты звучит тихо» ( Ф.Ницше))

  1. Сообщение темы, цели урока.
  2. Работа по теме.

1)        Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Тихой ночью, поздним летом...» (учитель читает наизусть).

2)        Устное рисование.

-        Каковы ваши впечатления о стихотворении?        »

(Я свидетель заворожённой ночной красотой, восхищён ночной тишиной.) -Какой эмоциональный отклик вызвало у вас это стихотворение?

( душевный покой, умиротворение).

 - Представьте, что вы оказались на том же месте, что и поэт, расскажите об увиденном вами, (рассказывают 1-2 ученика)

3)        «Тютчевский этюд» Т. Райнова(читает учитель).(Материал в приложении к журналу «Литература в школе» №1-2000).

-        Тютчевская пейзажная миниатюра кажется сначала непритязательным описанием. Между тем - вы это почувствовали она полна мысли, которая скрывается в представленной здесь картине- не яркой, но в высшей мере значительной.

4)Анализ стихотворения.

а)Дата написания: 23 июля 1849 год. Овстуг. Во время пребывания на Родине.

б)Лирическая миниатюра.

в)К какой тематической группе можно отнести это стихотворение ?
( пейзажная лирика).

г)Какова основная мысль произведения?

(попытка проникновения в тайну природы; ощущение того, что природное явление сходно с происходящим в душе человека)        '

д)Композиция: (сопоставляется земное и небесное, нивы-звёздам).

е) Изобразительные средства.

-        Берковский Н. Я. Стихотворение держится на глаголах. Каких?

( рдеют, зреют, блестят).

-        Итак, мы видим неподвижную картину полевой июльской ночи, но в ней пульсом бьют глагольные слова, и они главные. Почему? ( поэту важно передать тихое действие жизни...)

-        Куда восходит Тютчев от земли зреющих хлебов?

(к небу, к звёздам душа рвётся в воздух)

-        Как вы думаете, почему для описания взят ночной час?

(поэт запечатлевает время, когда слух, зрение наши обострены. Час этот у поэта выражает движение жизни - она идет днём и ночью, бессменно... Время успокоения природы и человечества, смолкают все звуки; работает только мысль и чувствует только душа).

  • Обратим внимание на широкую палитру эпитетов:
  • Какие характеризуют время? (ночная тишь).
  • Звук? (тихая ночь).

 -Процесс? (дремлющие нивы).

 -Цвет? (золотистые волны).

-Почему свет звёзд назван сумрачным?        '

(Свет звёзд ослаблен темнотой ночи. Оксюморон- стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие, представление).

-        Что открывается за эпитетом «усыпительно-безмолвны»?

(волны золотистых хлебов усыпляют какой-то магией и сами словно усыплены).

 -Какие гласные звуки чаще всего повторяются? Какой приём создаёт звуковой образ? (ассонанс ).

-Какие синтаксические изобразительные средства вы отметили? (многоточие- умолчание, инверсия - тиши ночной).

 -Какое впечатление о поэтическом пейзаже осталось у вас в душе? ( природа загадочна, любование красотой лунного пейзажа вызывает покой в душе, лёгкую грусть, умиротворение).

 V.Итог.

-Что помогло вам на уроке увидеть лунную красоту? (музыка, репродукции, поэтический образ ночи, луны).

 -Какова лунная ночь в вашем восприятии? (задушевная,завораживающая, тайная).

-Что такое оксюморон? Приведите примеры:(С. Есенин: «весёлая печаль»,

А. Пушкин «пышное природы увяданье»; «живой труп»; «свободные рабы»).'

-Выберите одно из изречений для вывода урока. (Изречения на доске).

VI.Оценивание (с комментарием ).

VII. Домашнее задание (дифференцированное):

 1) Написать лирическую миниатюру «Лунная ночь»

2) Подобрать стихотворения разных поэтов на тему «Лунная красота» (4-5 стихотворений)

VIII.Заключение урока.

   -Стихи Тютчева рождались выдохом - как песня, подчинялись таинственной

мелодии, уже заложенной в них. Слушание романса вокального трио

А. Гречанинова «Тихой ночью».

       ТИХОЙ НОЧЬЮ, ПОЗДНИМ ЛЕТОМ, КАК НА НЕБЕ ЗВЁЗДЫ РДЕЮТ,

       КАК ПОД СУМРА ЧНЫМ ИХ СВЕТОМ НИВЫ ДРЕМЛЮЩИЕ ЗРЕЮТ...    

    УСЫПИТЕЛЬНО - БЕЗМОЛВНЫ КАК БЛЕСТЯТ В ТИШИ НОЧНОЙ  

      ЗОЛОТИСТЫЕ ИХ ВОЛНЫ, УБЕЛЁННЫЕ ЛУНОЙ...

23 июля 1849, Овстуг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

Методическая разработка урока по теме "Красота родной природы в творчестве художников. Рисунок "Летний пейзаж"".

Данный материал предназначен для 4 класса, состоит из пояснительной записки к уроку, сценария урока и приложения. В сценарии урока показывается ход урока, работа учителя и детей, все этапы урока, опис...

Разработка урока в 8 кл. по курсу "Искусство" "Красота спасет мир"

Здесь представлены конспект урока в 8 классе по курсу "Искусство" и презентация к уроку. Тема "Красота спасет мир"...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».

Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...

Урок лунной красоты

Разработка урока по литературе по творчеству Ф.И. Тютчева...

Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ

Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...