Разработка урока в 8 кл. по курсу "Искусство" "Красота спасет мир"
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме

Аюшеева Светлана Цыбиктуровна

Здесь представлены конспект урока в 8 классе по курсу "Искусство" и презентация к уроку. Тема "Красота спасет мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasota_v_iskusstve_i_zhizni.pptx1.59 МБ
Microsoft Office document icon chto_est_krasota.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок искусства в 8 классе Тема урока: Что есть красота? Подготовила презентацию: Аюшеева С.Ц. – учитель музыки МБОУ «Дыренская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

… что есть красота? И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.Заболоцкий

Слайд 3

Цель: Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся. Развивающая : способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление. Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки

Слайд 4

Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? П одберите синонимы к слову красота.

Слайд 5

Когда, в каких случаях в нашей жизни, мы употребляем эти слова?

Слайд 6

Значение слова Красота по С.И. Ожегову: Красота - все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Слайд 7

Нефертити Царица Египта, жена фараона Эхнатона. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.

Слайд 8

Клеопатра Последняя царица Древнего Египта, одна из дочерей царя Птолемея XII. О ней слагаются самые невероятные легенды. Известно , что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

Слайд 9

Дева Мария, Пресвятая Дева, Богородица — в христианстве мать Иисуса Христа, одна из самых почитаемых личностей и величайшая из святых. В православии, католичестве и других традиционных церквях почитается как Богородица (Матерь Божья), Царица Небесная . Богоматерь Владимирская

Слайд 10

Джоконда Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Многие считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния

Слайд 11

Оксана Федорова — российская телеведущая, победительница конкурсов «Мисс Санкт-Петербург» (1999), «Мисс Россия» (2001) и «Мисс Вселенная» (2002) (от титула отказалась), участница благотворительных мероприятий, фотомодель и певица.

Слайд 12

Что является мерилом красоты в разные эпохи у разных народов? В нешняя красота , интеллектуальный уровень , обаяние, грация , материнство…

Слайд 13

Но ведь есть не только внешняя, физическая красота. О каком проявлении красоты мы еще не говорили? Красота внутренняя, красота духовная, красота души… Познакомьтесь со статьей и ответьте на вопрос: что является эталоном красоты?

Слайд 14

Эталон красоты

Слайд 15

Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?

Слайд 16

Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

Слайд 17

Когда говорим о людях, о природе, о произведениях искусства и т.д.

Слайд 18

Красота спасет мир Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям. …Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он. Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается». Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества. И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время? Далее

Слайд 19

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них. А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец, человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир. http://coolreferat.com

Слайд 20

Красота человеческих отношений Красота ч еловеческой души Доброта Героизм Смелость Благородство Материнство Любовь жертвенная

Слайд 21

У каждого человека свой вкус. В разные времена, в разные эпохи существовал свой эталон красоты. Т рудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».

Слайд 22

Закончите предложения: Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие… Я не могу назвать красивым человека, который… Важнее всего для красивого человека…

Слайд 23

Домашнее задание: Написать эссе по теме: «Как я понимаю высказывание М.Достоевского «Красота спасет мир…»

Слайд 24

Использованные ресурсы: http://school-collection.edu.ru www.onefon.narod.ru www.liveintermet.ru wikipedia.org www.zaycev.net



Предварительный просмотр:

Искусство. 8 класс.

 что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Красота окружающего мира
станет могучим источником
веры в доброту.

В. Сухомлинский

Красота в искусстве и в жизни.

Что такое красота.

Цель:

  1. Образовательная: дать представление о том, как менялись идеалы прекрасного в разные эпохи у разных народов; рассмотреть, что является мерилом красоты; расширять словарный запас учащихся.
  2. Развивающая: способствовать формированию общекультурных, языковых компетенций учащихся; развивать ассоциативное мышление.
  3. Воспитательная: содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств учащихся; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки

Ход урока.

Вопросы для самоанализа

Ход урока

Подготовка к уроку, приветствие

1. Оргмомент.

 

Обращение к жизненному опыту учащихся (

2. Сообщение темы раздела.

На протяжении ряда уроков мы рассматривали, как Искусство открывает новые грани мира, помогает общаться, узнавать окружающий нас мир, нашу историю.

Тема нового раздела – Красота в искусстве и жизни.

  • Какие аспекты мы можем рассмотреть, изучая этот раздел?

Красота в разных видах искусства, красота в обычной жизни человека, взаимосвязь прекрасного в искусстве и жизни.

Осуществление межпредметных связей (русский язык – искусство)

Обращение к жизненному опыту учащихся (личностно ориентированное обучение)

3. Актуализация знаний.

  • Как вы понимаете значение слова «красота»? Какие ассоциации у вас возникают? (подбор синонимов)

Красота, грация, изящество, гармония. чудо, великолепие, краса, благолепие, живописность, изящность, картинность, миловидность, нарядность, прелесть, пригожество, художественность.

  • В каких случаях в нашей обыденной жизни употребляем данные слова? К каким явлениям и предметам окружающего нас мира они имеют отношение?

Говорим о природе, о произведениях искусства, о людях…

Самостоятельное формулирование целей учащимися (интерактивный приём)

Приём «Удивляй!» способен вызвать неподдельный интерес

4. Формулирование целей урока.

  • Итак, тема урока вам ясна. Сформулируем цели урока. Обратимся к слайдам презентации. По какому принципу объединены данные изображения? Какое изображение соответствует вашему представлению о красоте? Неужели ваше мнение должно быть мерилом красоты?

Цели: выяснить, что является мерилом красоты, как в разные эпохи менялось представление о красоте, совпадает ли это представление у разных народов.

На этапе рассмотрения материала использована наглядность – учащиеся должны сделать вывод на основе анализа увиденного и услышанного и обобщить (анализ – синтез)

Работа в паре позволяет учащемуся более комфортно себя чувствовать, не бояться дать ответ, который был найден в процессе совместного обсуждения

Самостоятельная работа учащихся с текстом, формирование читательской компетенции

Аналитическая беседа

5. Рассмотрение нового материала.

Предлагаю вашему вниманию небольшой экскурс в историю. Подумайте над вопросом: Что является мерилом красоты в разные времена у разных народов? Результаты наблюдений запишите в тетрадь.

Статуэтка эпохи палеолита.

Нефертити. Легенды рассказывают, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране. Нефертити играла исключительно важную роль в религиозной жизни Египта того времени, сопровождая супруга во время жертвоприношений, священнодействий и религиозных празднеств. Она была живым воплощением животворящей силы солнца, дарующей жизнь.

Клеопатра. Подлинный облик Клеопатры нелегко разглядеть из-за окружающего её романтического флёра и многочисленных кинокартин; но несомненно, что она имела достаточно мужественный и твёрдый характер, чтобы беспокоить римлян. Нет никаких достоверных изображений, которые точно, без идеализации, передали бы её физический облик. Но некоторые историки отмечают в ней отсутствие женственной красоты. Профили на монетах показывают женщину с волнистыми волосами, крупными глазами, выступающим подбородком и носом с горбинкой. С другой стороны известно, что Клеопатра отличалась мощным обаянием, привлекательностью, отлично пользовалась этим для обольщения и вдобавок обладала чарующим голосом и блестящим, острым умом.

В Средние Века земная красота считалась греховной. Фигуру прятали под слоем тяжелых тканей, а волосы - под чепчиком. Теперь Идеалом средневековой женщины был пресвятая дева Мария – удлиненный овал лица, огромные глаза и маленький рот.

Идеал красоты эпохи Возрождения. В эпоху Возрождения канонами красоты стали бледный цвет лица, красивый рот, белые зубы, алые губы и длинные шелковистые пряди белокурых волос. В ранг эталона возвели стройную «лебединую шею» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Идеалом становится спокойная, «здоровая» красота, которую можно видеть на полотнах Тициана или Рембрандта, где изображены молодые прелестницы с кудрявыми волосами и очаровательным румянцем на лице. Леонардо да Винчи изобразил эталон красавицы средневековья – «Джоконду». Главная загадка портрета - в необъяснимом выражении лица, в непонятной «ускользающей» улыбке. Одни считают ее возвышенным идеалом женственности и обаяния, другим она кажется неприятной.

В эпоху Рококо главный акцент – на причёску, это - время чудес парикмахерского искусства. Дорогостоящее удовольствие пытались сохранить как можно дольше: неделями не причёсывались и не мыли голову. Королева Испании Изабелла Кастильская как-то призналась, что за всю жизнь мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.

  • Что же является мерилом красоты в разные эпохи  у разных народов? Обсудите с соседом. Сделайте вывод.

И внешняя красота

И интеллектуальный уровень

И обаяние, грация

И предметы

И материнство

И набожность

  • О каком проявлении красоты не было сказано нами в начале урока?

Красота внутренняя – красота души человека.

  • Почему в большей степени важна красота внутренняя, а не внешняя? Познакомьтесь со статьёй, содержащей высказывания великих людей – писателей, поэтов… Что же является эталоном красоты?

Красота спасет мир

Величайший психолог, тонкий знаток человеческой души Достоевский был прав. Красота спасет мир. В нашей жизни ведь далеко не все совершенно. Это несовершенство приводит к войнам и семейным раздорам, самоубийствам и экологическим бедствиям.

…Красота спасет мир… Но какая? Нет, конечно, не обладательниц прекрасных лиц с ярких обложек журналов имел в виду Достоевский. Гармонию человеческих отношений, человеческой души подразумевал он.

Красоту настоящей любви, воспетой еще Шекспиром, Помните: «…моя любовь, как море, безгранична. Чем больше я даю, тем больше остается».

Красоту человека, жертвующего во имя спасения и счастья людей жизнью. Булгаковский Иешуа и айтматовский Авдий — прекрасны, потому что они не щадят ни сил, ни энергии, идут на смерть во имя Бога-Завтра — будущего обновления человечества.

И если говорить о красоте, то как не вспомнить стремительные порывы чеховской Чайки и горьковского Сокола! Не правда ли, нет ничего более привлекательного, более изящного и более беззащитного в одно и то же время?

Необыкновенные личности, герои, смельчаки — всегда прекрасны. Самые лучшие легенды — о них.

А кто, хоть раз в жизни, не замирал в благоговейном восторге перед Мадонной Рафаэля? Красота материнства, готовность пойти на любые муки ради своего ребенка не оставят, а думаю, равнодушными сердца.

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Эти, ставшие хрестоматийными, строки Чехова относятся не только к людям его времени. Они обращены и к нам. Мы должны быть прекрасны, и не только тогда, когда хотим, чтобы нас такими считали. Всегда. Тогда, может, перестанет, наконец,  человечество бояться войн, голода, экологических катастроф. Потому что это — уродливые явления, потому что все во Вселенной взаимосвязано, и, значит, человеческая красота рождает гармонию Вселенной. И тогда, безусловно, красота спасет мир.

  • Подумайте, а какие отношения между людьми можно назвать красивыми?

  • Что является эталоном красоты?

Материнство

Готовность к подвигу ради других людей (альтруизм)

Любовь жертвенная, дающая

  • Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского «Красота спасёт мир»?

Красота души рождает гармонию в отношениях между людьми – а это избавит человечество от войн, раздоров, убийств.

6. Подведение итогов.

  • Вернёмся к вопросу, заданному в начале урока. Что же такое красота? Существует ли эталон красоты?

что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

 «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними», – как сказал один из древних мудрецов. Время идет, и вместе с ним меняются вкусы: сегодня нравится одно, завтра – другое. Очень трудно найти эталон, который был бы актуален во все времена. Как нет абсолютной истины, так нет и абсолютной красоты. Мы можем только удивляться, глядя на портреты красавиц былых времен, и пожимать плечами: и что в них «такого»? Но если нет эталона красоты внешней, то есть те качества, которые ценились во все времена у всех народов: доброта, милосердие, любовь... Это контекстуальные синонимы к слову «красота».

7. Рефлексия.

  • Закончите предложения

Ближе всего к понятию «красивый человек» понятие…

Я не могу назвать красивым человека, который…

Важнее всего для красивого человека…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

конспект урока "Красота спасет мир"

Материал подходит как для урока, так и для внеклассного мероприятия (русский и английский вместе)...

Интегрированный урок по обществоведению и литературе в 10 классе Название урока:«Красота спасет мир». (Ф.М. Достоевский)

Урок основан на литературном и обществоведческом материале, развивая идею высказывания Достоевского "Красота спасет мир"...

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ. «Вещь: красота и целесообразность. Форма и материал. Единство художественного и функционального в вещи».

Дизайн вещи от идеи до воплощения. В уроке используется современная образовательная технология ТРИЗ (технология решения изобретательских задач)....

Методическая разработка «Красота спасет мир» (о творчестве петербургских художников).

В наше время, когда обесцениваются такие истинные ценности, как порядочность, сочувствие, милосердие, способность смотреть на мир открытыми глазами, данная педагогическая мастерская способствует пробу...

Разработка урока по изобразительному искусству «Вещь: красота и функциональность» для учащихся 8 класса

Актуальность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы, надёжности и красоты, но и во всём многообразии её связей в процессе производства и функ...